«Назидание на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» (Еф. 2,20)
«Аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины.» (1Тим. 3,15)
«Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир.» (1Иоан. 4,1)
Содержание
Предисловие
§ 1. Предмет введения в науку.
§ 2. Понятие о православном богословии
§ 3. Предмет и части введения в православное богословие
§ 4. Источник, пособие и метод введения в православное богословие
§ 5. Историческое обозрение других понятий о введении в православное богословие
Часть первая. О предмете православного богословия
§ 6. Состав этой части
Отдел I. О вере и откровении вообще
Глава I. О вере
§ 7. С каких сторон можно рассматривать веру?
I. Основные истины, предполагаемые понятием о вере
§ 8. Указание их
§ 9. Истина бытия Божьего
§ 10. Истина бытия и бессмертия души человеческой
II. Существо веры
§ 11. Понятие о вере
§ 12. Основание и начало веры
§ 13. Содействие Божье в деле веры и обязанности человека
§ 14. Цель и следствия веры
§ 15. Разделение веры
III. вера, как достояние всех существ духовных и всего рода человеческого: понятие о Церкви
§ 16. Связь веры и Церкви
§ 17. Происхождение и состав Церкви
§ 18. Цель Церкви и средства для цели
§ 19. Устройство Церкви
§ 20. Разделение Церкви земной
Глава II. Об откровении
§ 21. Ограничение предмета
I. Возможность откровения
§ 22. Понятие об откровении и стороны, с каких может быть рассматриваема его возможность
§ 23. Возможность откровения со стороны Бога
§ 24. Возможность откровения со стороны человека
§ 25. Возможность откровения со стороны самих истин откровения
II. Необходимость откровения
§ 26. В чём состоит и откуда открывается эта необходимость?
А. Состояние веры в роде человеческом вне христианства, как истинного откровения
§ 27. Взгляд на верy языческую
§ 28. Взгляд на веру ново-иудейскую
§ 29. Взгляд на в веру магометанскую
§ 30. Общие выводы и соображения
Б. Никакая мудрость человеческая не может извести людей из их жалкого состояния в деле веры, без сверхъестественного содействия Божьего
§ 31. Что для этого требуется?
§ 32. Не может мудрость человеческая просветить людей светом истинного учения веры
§ 33. Не может мудрость человеческая примирить людей с Богом
§ 34. Не может мудрость человеческая исправить человеческую нравственность
III. Признаки откровений
§ 35. Необходимость этих признаков, средства к определению их и разделение
А. Внутренние признаки откровения
§ 36. Подразделение их
§ 37. Признаки отрицательные
§ 38. Признаки положительные
§ 39. Достоинство и значение внутренних признаков
Б. Внешние признаки откровений
§ 40. Подразделение их
§ 41. Признаки естественные
§ 42. Признаки сверхъестественные
§ 43. А) Чудеса: их возможность, необходимость в откровении и достоверность
§ 44. Б) Пророчества: их возможность, важность в деле откровения и достоверность
Отдел II. О вере христианской, как едином истинном откровении
§ 45. Точки зрения на предметы этого отдела
Глава I. О христианстве как вере
§ 46. Понятие о христианской вере
§ 47. Основание и начало христианской веры.
§ 48. Что совершил Бог в деле веры христианской, и что требуется от человека?
§ 49. Цель христианской веры.
§ 50. Разделение христианской веры
Глава II. О христианстве, как едином истинном откровении
§ 51. Важность предмета и разделение главы
I. О Божественном происхождении ветхозаветного откровения
§ 52. Источники Сведений об этой вере
А. Внутренние признаки Божественности веры патриархальной
§ 53. Части исследования
§ 54. Взгляд на вероучение
§ 55. Взгляд на Учение нравственности
§ 56. Взгляд на внешнее Богослужение
§ 57. Суждение о высоком достоинстве веры патриархальной
Б. Внешние признаки Божественности веры патриархиальной
§ 58. Богоявления и явления ангелов
§ 59. Чудеса
§ 60. Пророчества: а) изречённые Богом патриархам
§ 61. Пророчества изречённые самими патриархами, и именно пророчество Иакова о времени пришествия мессии
§ 62. Историческая достоверность Богоявлений, чудес и пророчеств, бывших в период патриархальный
§ 63. Общий Вывод из предыдущего И Перехода К последующему
§ 64. Источник сведений об этой вере в части исследования
А. Внутренние признаки Божественности веры подзаконной
§ 65. Ограничение предмета
§ 66. Взгляд на закон веры и нравственности
§ 67. Взгляд на закон обрядовый
§ 68. Взгляд на закон гражданский
§ 69. Суждение о высоком достоинстве подзаконной веры
Б. Внешние признаки Божественности веры подзаконной
§ 70. Исчисление их
§ 71. Характер Моисея
§ 72. Чудеса Моисея
§ 73. Пророчества Моисея
§ 74. Характер пророков
§ 75. Чудеса пророков
§ 76. Их пророчества
§ 77. Пророчества, определяющие время пришествия мессии
§ 78. А) пророчество Даниилово о семидесяти седминах
§ 79. Б) пророчества Аггея и Малахии о славе второго храма Иерусалимского, в который имел прийти мессия
§ 80. Пророчества, касающиеся происхождения мессии
§ 81. А) колено, из которого имел произойти мессия
§ 82. Б) место, где мессия имел родиться
§ 83. В) образ рождения мессии
§ 84. Пророчества касательно лица и служения мессии
§ 85. А) мессия – человек и Бог вместе
§ 86. Б) мессия – пророк
§ 87. В) мессия – первосвященник
§ 89. Пророчества касательно разных обстоятельств жизни мессии.
§ 90. Общий вывод из предыдущего и переход к последующему
II. О Божественном происхождении откровения новозаветного
А. Внутренние признаки Божественности новозаветного откровения
§ 91. Взгляд на учение веры
§ 92. Взгляд на учение нравственности
§ 93. Взгляд на внешнее Богослужение
§ 94. Взгляд на отношение новозаветного откровения к временной судьбе человека
Б. Внешние признаки Божественности новозаветного откровения
§ 95. Части исследования и ограничение предмета
Признаки из истории Христа Спасителя
§ 96. Исчисление их
§ 97. Время и обстоятельства пришествия на землю Иисуса Христа.
§ 98. Характер Иисуса Христа
§ 99. Чудеса Иисуса Христа
§ 100. Пророчества Христовы
§ 101. Воскресение Иисуса Христа из мёртвых
Признаки из истории Христовой Церкви.
§ 102. Исчисление их
§ 103. Сошествие св. Духа на апостолов
§ 104. Характер и чудеса св. Апостолов
§ 105. Обращение и чудеса св. Апостола Павла
§ 106. Чудесное распространение христианства
§ 107. Чудесные действия христианства в людях
Часть вторая. Об источниках православного богословия
§ 108. Понятие об источниках православного богословия и разделение их
Отдел I. О Священном Писании
§ 109. Понятие о св. Писании и состав этого отдела
Глава I. Об исторической важности или достоверности книг св. Писания
§ 110. Точка зрения на предмет исследования и разделение главы
I. Об исторической достоверности книг ветхозаветных
§ 111. Подлинность пятикнижия Моисеева: А) доказательства внешние
§ 112. Б) внутренние доказательства
§ 113. В) доказательство косвенное
§ 114. Неповреждённость пятикнижия Моисеева
§ 115. Подлинность прочих книг Ветхого Завета
§ 116. Их неповреждённость
II. Об исторической достоверности книг новозаветных
§ 117. Подлинность четвероевангелия А) доказательства внешние
§ 118. Б) внутренние доказательства
§ 119. В) косвенные доказательства
§ 120. Подлинность прочих книг новозаветных
§ 121. Неповреждённость четвероевангелия и прочих книг новозаветных
Глава II. О догматической важности книг Святого Писания
§ 122. Понятие об этой важности и разделение главы
I. О боговдохновенности книг священного Писания
§ 123. боговдохновенность книг Ветхого Завета
§ 124. боговдохновенность книг Нового Завета
II. О книгах канонических Святого Писания
§ 125. Канонические книги Ветхого Завета
§ 126. Канонические книги Нового Завета
III. О книгах неканонических священного Писания
§ 127. Исчисление этих книг и их важность
Отдел II. О Священном Предании
§ 128. Необходимость другого Божественного источника христианской веры при Священном Писании, и понятие о Священном Предании
§ 129. Священное Предание должно быть признаваемо за источник христианской веры
§ 130. Священное Предание могло сохраниться и действительно сохранилось до нас в своей целости: А) могло сохраниться
§ 131. Б) священное Предание, действительно, сохранилось до нас в целости
§ 132. Признаки священного или апостольского Предания
§ 133. Важность и употребление священного Предания
Отдел III. О Православной Церкви, как хранительнице и истолковательнице Священного Писания и Священного Предания
§ 134. Связь с предыдущим и части настоящего отдела
I. Хранительницей и истолковательницей Божественного откровения поставлена быть Православная Церковь
§ 135. Раскрытие этой истины и, предварительно, понятие о Церкви
II. О непогрешимости Церкви
§ 136. Доказательства непогрешимости Церкви
§ 137. Объяснение понятия о непогрешимости Церкви
§ 138. Способы выражения церковью своей непогрешимости
§ 139. Непогрешимость вселенских соборов
§ 140. Непогрешимость Церкви в её обыкновенном положении (In statu, quo...)
§ 141. Важность учения св. Отцов и учителей Церкви
III. О Церкви православной
§ 142. Связь с предыдущим и части исследования
§ 143. Начало для суждения о Православной Церкви.
§ 144. Приложение избранных начал к Церкви восточной православной
§ 145. Приложение тех же начал к другим церквам
§ 146. Следствия из предложенного учения о Церкви православной: А) касательно самой Церкви православной
§ 147. Б) – касательно отношения к ней верующих
§ 148. В) – касательно употребления верующими св. Писания и св. Предания
IV. Об изложениях веры, в которых можно находить символическое учение православной Церкви
§ 149. Разделение их
§ 150. Изложения первого рода
§ 151. Изложения второго рода
Часть третья. О системе православного богословия
§ 152. Понятое о разных способах изучения христианской веры и разделение этой части
Отдел I. О системе православного богословия вообще
I. Характер системы православного богословия
§ 153. Понятие о ней
§ 154. Отличие этого способа изучения христианской веры от прочих способов и его относительное достоинство
§ 155. Отличие системы православного богословия от прочих систем
§ 156. Изменяемость и усовершимость системы православного богословия и постоянный закон
II. Условия, необходимые для успеха при систематическом изучении православного богословия
§ 157. Разделение
§ 158. Качества воспитанников
§ 159. Круг приготовительных наук
§ 160. Занятия богословием
III. Состав системы православного богословия
§ 161. Общее разделение богословских наук
§ 162. Существенные науки православного богословия
§ 163. Вспомогательные науки православного богословия
§ 164. Расположение существенных и вспомогательных наук в одной системе
Отдел II. О составных частях системы православного богословия в особенности
§ 165. Части и характер этого отдела
I. Науки православного богословия предварительные
А. Имеющие предметом историю христианской веры и Церкви вообще
1. Собственно история веры и Церкви
§ 166. Разделение этой науки
§ 167. История ветхозаветная
§ 168. История новозаветная
§ 169. История в особенности Церкви русской
2. Науки вспомогательные для церковной истории
§ 170. Понятие о них
§ 171. Церковная география
§ 172. Церковная хронология
Б. Имеющие предметом источники христианской веры:
I. Священное Писание
§ 173. Понятие о науках, сюда относящихся
§ 174. Священная герменевтика
§ 175. Библейская археология
§ 176. Библиология
II. Священное Предание
§ 177. Патрология или патристика
III. Символическое учение Церкви
§ 178. Историческое обозрение символов православной Церкви
II. Науки православного богословия составные:
А. Имеющие предметом своим христианское учение
§ 179. Разделение их
§ 180. богословие догматическое
§ 181. богословие сравнительное или обличительное
§ 182. богословие нравственное
Б. Имеющие предметом христианские священнодействия или Богослужение
§ 183. Литургика
В. Имеющие предметом христианское управление
§ 184. Каноническое право или церковное законоведение
III. Науки православного богословия прикладные:
А. Имеющие целью наставить пастыря, как проходить своё служение Церкви и прилагать христианскую веру к жизни других
§ 185. Понятие об этих науках
§ 186. Пастырское богословие
§ 187. Гомилетика
Б. Имеющие целью наставить самих пасомых как усвоять себе христианскую веру и преуспевать в благочестии
§ 188. Аскетика или руководство к благочестивой жизни
Предметом для введения в науку обыкновенно назначают предварительные о ней понятия, т. е. такие понятия, которые не могут войти в состав самой науки, однако существенно к ней относятся и необходимо ею предполагаются. Поэтому следует только определить, с возможной точностью, существо известной науки, и всё само собой определится, что может войти в состав её, и что должно быть рассмотрено предварительно во введении.
Под именем православного1 Богословия2 разумеется систематическое изложение Христианской веры или религии, на основании Слова Божьего: св. Писания и св. Предания, под руководством православной Церкви. Говорим – систематическое изложение: это черта православного Богословия общая, по которой оно относится к классу наук, и без которой не могло бы называться наукой. Изложение Христианской веры: это черта православного Богословия частная, которой отличается оно от всех наук и в особенности от всех богословий не христианских. Изложение Христианской веры на основании Слова Божьего: св. Писания и св. Предания, под руководством православной Церкви: это черта православного Богословия ещё частнейшая, отличающая его не только от всех богословий не Христианских, но и Христианских неправославных. Ибо есть Христианские общества, которые источником исповедуемой ими веры и богословия признают, хотя также Слово Божье или Божественное откровение, но только откровение внутреннее, озарённое от Духа Святого, крайне унижая св. Писание и вовсе не принимая св. Предания (Квакеры, Иллюминаты и пр.); есть другие, которые признают за такой источник одно св. Писание, не принимая св. Предания (Лютеране, Реформаты), и есть третьи, которые хотя принимают и св. Писание и св. Предание, но только по разумению своей местной церкви (Римские католики), а не Церкви истинно кафолической, православной, которая одна только поставлена самим Господом, одна потому и может быть непогрешимой хранительницей и истолковательницей Его откровения.
Разложивши таким образом представленное понятие о православном Богословии, получаем три частных понятия:
а) понятие о предмете православного Богословия Христианской Вере;
б) понятие об источниках православного Богословия св. Писании и св. Предании, по разумению православной Церкви; и
в) понятие о Форме православного Богословия, как системе. Вот в этих-то трёх понятиях и определяется предмет и части введения в православное Богословие: ибо определяется собственно то, что не может войти в состав этой науки, однако существенно к ней относится и необходимо ею предполагается.
Всякая наука должна быть только оправданием, осуществлением понятия, о ней установленного. Следовательно, и в объём православного Богословия может войти ни больше, ни меньше предметов, как сколько требует их точное его определение. Мы сказали, во-первых, что православное Богословие есть изложение Христианской веры: и в самой науке увидим оправдание этих слов, увидим истины Христианской веры одну за другой, их подробное раскрытие, подтверждение, защиту... Но что же разуметь под именем Христианской веры; в чём существо её; какое происхождение её и достоинство? Вопросы, весьма важные и неизбежные при изучении этой веры; но такие, которые само православное Богословие уже не может рассматривать, оставаясь вполне верным своему определению, а, очевидно, предполагает решёнными предварительно. Сказали, во-вторых, что православное Богословие должно быть изложением Христианской веры, на основании Слова Божьего – св. Писания и св. Предания, под руководством православной Церкви: так на самом деле и будет. Догматы веры, законы нравственности и вообще всё Христианское учение будет изложено не иначе, как на основании Божественных источников, и в том виде, как содержит и преподаёт это учение православная Церковь. Но что же такое Божественное откровение или Слово Божье; что, в частности, св. Писание и св. Предание; в чём состоит и на чём утверждается их важность, как источников, и точно ли церковь православная должна быть нашей учительницей в деле веры? Ещё вопросы, естественные и неизбежные при изучении Христианской веры; но опять такие, которые православное Богословие предполагает уже решёнными предварительно, а не может решать само, вследствие данного ему определения. Сказали, в-третьих, что православное Богословие должно быть изложением Христианской веры систематическим: и это последнее требование будет исполнено. Увидим общее и частное разделение Богословских наук, их расположение в определённом порядке, их рассмотрение определённым методом. Но что же такое система Богословия; почему оно разделяется на такие, а не другие части; почему каждой из этих частей назначается такой, а не другой предмет, такое, а не другое расположение, такой, а не другой метод?.. Несправедливо мы стали бы ожидать ответа и на эти вопросы от самой науки православного Богословия, зная её определение: она, очевидно, предполагает их уже решёнными предварительно.
Следовательно, полный состав введения в православное Богословие должен слагаться из трёх частей:
1) из учения о предмете православного Богословия;
2) из учения об источниках православного Богословия; и
3) из учения о системе православного Богословия.
1) Источником для всех частей введения в православное Богословие должно служить само Слово Божие, т. е. св. Писание и св. Предание, сохраняемые и преподаваемые православной Церковью. Ибо откуда же первой части заимствовать учение о Христианской Вере, её существе, свойствах и Божественном происхождении; откуда второй заимствовать учение об источниках Христианской веры и Богословия; откуда третьей заимствовать полное и раздельное понятие о предмете православного Богословия, т. е. Христианской Вере, понятие, на котором должно быть основано всё систематическое построение Богословских наук,– если не из Христианского Откровения, сохраняемого и преподаваемого Церковью? Но –
2) Необходимым пособием при этом должны быть соображения здравого ума и исторические исследования.
Необходимо это в первых двух частях: потому что – Христианская вера, как Божественное откровение, и православная Церковь Христова, как Божественное учреждение на земле, суть исторические события, и задача первых двух частей введения в православное Богословие – не только определить и объяснить понятия о Христианской Вере и её источниках (здесь лишь предварительная часть дела); но преимущественно – утвердить и защитить от возражений вольнодумцев все эти понятия, доказать, что Христианская вера неоспоримо произошла от Бога, и что источниками православного Богословия непременно должно признавать как св. Писание, так и св. Предание, и притом не иначе, как по разумению православной Церкви. При таком исследовании, конечно, уже недостаточно было бы ограничиться одними свидетельствами Христианства о самом себе, когда о нём-то ещё и спрашивается, точно ли оно Божественно, и, следовательно, точно ли его учение и свидетельство о себе заслуживают всей нашей веры. Тем более недостаточно было бы это для наших противников, которые открыто вооружаются против божественности Христианской веры и достоинства её источников. Здесь, по примеру древних защитников Христианства, должно призвать на помощь здравый ум и беспристрастную историю: их только голос может иметь силу убедительности для людей, не покоряющихся вере.
Необходимо участие разума и в третьей части введения в православное Богословие: потому что построить вообще системы наук, следовательно, и систему наук Богословских, разделять и подразделять их на части – есть дело нашего разума с его логическими Формами и законами.
3) Метод первых двух частей введения в православное Богословие должен быть положительный вместе и отрицательный. Задача их, при раскрытии каждой истины, с одной стороны – представить истину положительно и показать те основания, на которых она утверждается, а с другой – критически разобрать сами возражения, какие делаются против неё и против её оснований, и тогда-то уже переходить к рассмотрению другой истины, третьей и т. д. Впрочем, надобно заметить:
а) что довольно при этом обращать внимание только на возражения современные, а не на такие, которые давно уже вышли из употребления, будучи опровергнуты стократно;
б) что и из современных довольно обозревать лишь главнейшие и мнимо-сильнейшие, с падением которых, естественно, должны пасть и все прочие;
в) вообще же, сколько возможно, избегать словопрений и схоластических тонкостей, которые делают науку сухой, скучной и безжизненной; а всего лучше сами положительные доказательства той или другой истины излагать так, чтобы потом легко уже было опровергнуть все делаемые против неё возражения3.
А метод для изложения третьей части введения может быть троякий. Можно представлять в ней, после некоторых предварительных понятий о Богословии, как системе, только систематический план Богословских наук и краткое обозрение их в общей связи между собой; можно, кроме того, при разграничении Богословских наук, излагать историю каждой науки; можно, наконец, присовокуплять ещё очерк литературы каждой науки, вслед за её историей. Мы последуем преимущественно первому методу: потому что он определяется самым предметом этой части введения в православное Богословие; а остальными методами воспользуемся только отчасти, указывая, во время разграничения Богословских наук, главнейшие источники и пособия для каждой, при свете её истории и литературы. Полную же историю и литературу наук Богословских приличнее и полезнее обозревать в частном введении в каждую науку, перед обстоятельным её изложением, как большей частью и поступают преподаватели Богословия.
Должно признаться, что, в своём взгляде на введение в православное Богословие, мы несколько уклонились от тех, хотя также различных между собою, понятий, какие имели отечественные богословы об этом предмете.
Одни из них представляли во введении в Богословие только самую краткую энциклопедию, где раскрывались понятия о сущности Богословия, его предмете, цели, составе и разделении, иногда с указанием и способов к изучению этой науки. Подобные введения обыкновенно встречаются при Богословских учебниках, например: в учебнике Киевской Академии 1696 года4, в опытах Богословия – архимандрита Иакинфа Карпинского5, преосвященного Сильвестра Лебединского6 и других.
Другие кроме краткой энциклопедии пытались помещать во введении в Богословие исследование о началах Богословия, как то: о важности св. Писания, св. Предания, вселенских соборов, св. отцов и т.п. Такие трактаты прежде всех поместил у нас в своём введении в Богословие преосвящ. Феофан Прокопович7, а по следам его – преосвященные Сильвестр Кулябка, Георгий Конисский8 и Ириней Фальковский9.
Третьи, наконец, немногие, присоединяют ещё ко всему этому, в начале или конце введения в Богословие, исследования о вере вообще, об откровении и, в особенности, о божественности веры Христианской. Таковы, например, преосвящ. Феофилакт10 и протоиерей Терновский11. С этими-то последними почти во всём согласны и мы: только учение об источниках православного Богословия мы предположили дополнить особым трактатом о том, что их должно употреблять в православном Богословии не иначе, как по разумению православной Церкви, и что, следовательно, она должна быть нашей учительницей в деле веры.
Почему мы избрали именно такой взгляд на введение в православное Богословие: это уже показано выше. А почему не избрали какого-либо другого из числа означенных,– касательно этого заметим:
а) что одна энциклопедия не может быть введением в Богословие православное, а есть только введение в Богословие, как науку;
б) что присоединяемые к энциклопедии исследования об основаниях и началах Богословия, т. е. св. Писании, св. Предании, важности вселенских соборов и св. отцов, без предварительных исследований о вере и откровении, и частное – о Божественном происхождении Христианской веры и непогрешимом учительстве Церкви, не могут быть удовлетворительны: потому что сами не имеют надлежащих оснований и начал;
в) что, наконец, введение в Богословие, где при краткой энциклопедии бывают исследования о вере вообще и в особенности Христианской, равно как и о началах Богословия, но не бывает исследования о Церкви православной, как учительнице веры, суть введения не в православное Богословие, а только лишь вообще в Богословие Христианское или откровенное: такие введения для нас неполны. Считаем нужными присовокупить, что предметы, принятые нами во введение в православное Богословие, ко введению же отнесены и в «Пространном Христианском Катехизисе православной Кафолической восточной Церкви», который есть краткое православное Богословие, и должен служить для нас образцом.