Вопрос 18. В этом члене использовано слово «Творец». Значит, Бог является Творцом всего?



Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вопрос 18

Вопрос 18. В этом члене использовано слово «Творец». Значит, Бог является Творцом всего?

Ответ. Без всякого сомнения, Бог является Творцом всего видимого и невидимого. Прежде всего19 Он создал из ничего, Своей мыслью, все небесные Силы, чтобы они могли быть главными провозвестниками Его славы, и этот разумный мир, который, по данной ему благодати, знает Бога, и в совершенном послушании всегда исполняет Его волю. После этого Он создал из ничего этот видимый и материальный мир. Наконец, Он сотворил человека, составленного из нематериальной, разумной души и материального тела20 . Этот человек, созданный таким образом, может быть выражением того, что один и тот же Бог был Творцом обоих миров. Отсюда человека не зря называют «микрокосмом» или маленьким миром, поскольку он носит в себе самом образ всего великого мира21 .

19 Точный момент создания ангелов не является догматом, как можно видеть из приводимых прп. Иоанном Дамаскиным различных мнений на этот счет. Исповедание излагает здесь мнение свт. Григория Богослова, прп. Иоанна Дамаскина и ряда других отцов. См. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры, книга II, глава 3. Свт. Филарет Московский также прямо говорит, что это богословское мнение, а не непреложный догмат. См. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 1870, I, 32.

20 «Святые отцы разделялись во мнениях о составе человеческой природы. Одни из них учили о двухчастности человеческого естества, то есть о том, что человек состоит из души и тела. Другие выделяют в нем три части: дух, душу и тело. Однако между этими двумя мнениями нет противоречия. История святоотеческой мысли не знает никакого спора между дихотомистами и трихотомистами. Те, кто учил о трехсоставности человеческого естества, на самом деле выделяли в душе человека ее высшую часть и называли ее духом, или умом. Следует подчеркнуть, что человек – это единство души и тела. Тело без души мертво, но и душа без тела не может считаться полноценной» (Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов). архим. Догматическое богословие: курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 210).

21 См. Иоанн Дамаскин, прп. О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси, 15.

Просмотров: 285


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2024-05-14 13:33:49

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



о Боге и Церкви:


о Боге и Его Церкви...