О святителе Тарасии Константинопольском
О святителе Тарасии Константинопольском / Том 4. Правила святых отцов / Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогорец
Предисловие
Божественный отец наш Тарасий жил в царствование Константина и матери его Ирины, а затем при Никифоре Генике. 21 декабря 795 г. по настоянию императрицы Ирины он был возведен из чина мирян на Константинопольскую кафедру, после Павла Константинопольского[395]. Пробыв на патриаршем престоле 21 год и 2 месяца[396], он совершил воистину великое дело: своими увещаниями убедил императоров собрать святой VII Вселенский собор, а просительными письмами, адресованными Римскому папе Адриану и восточным патриархам, убедил и их послать на Собор своих представителей.
Тарасий был дядей святейшего патриарха Фотия. Наряду с прочими своими посланиями он написал и настоящее послание против симонитов и отправил его Римскому папе Адриану, поскольку и в Риме был распространен этот порок. Это послание Церковь признала каноническим, оно находится в «Синодиконе» (т. 2) и в «Пандектах» (т. 2)[397].
Во святых отца нашего Тарасия Константинопольского
Послание к папе Адриану
С толкованием
Многократно и многообразно398 из евангельских, апостольских и отеческих наставлений мы научаемся иметь несребролюбивый нрав при посвящении в священство и не брать золота или серебра при рукоположении любого посвящаемого, как покажем в помещенных ниже изречениях из Божественных слов Писания и отеческих наставлений. Ведь те, кто возлагает руки, – служители Духа Святого, а не продавцы, ибо получившие от Господнего гласа такое дерзновение объявили, чтобы те, которые даром получают благодать Духа, даром и давали получающим ее от них (см. Мф.10:8). Если же кто-либо будет обличен в том, что купил благодать за золото, такого объявляют изверженным из священного чина. Ведь хотя по имени он и получил священство, но на деле его именование ложно, потому что никто не может служить Богу и маммоне (Мф.6:24), чему научились мы из Евангелия. И поскольку мы слышим, как Бог через пророка взывает: Священники, говорите к сердцу Иерусалима (Ис.40:2), и потом угрожает: Если страж увидит идущий меч и не вострубит трубою, и народ не остережет себя, и нашедший меч отнимет у (кого-либо из) них жизнь... кровь ее взыщу от руки стража (Иез.33:6), то мы, страшась осуждения за молчание, возвещаем всем предстоятелям наших церквей, чтобы с дерзновением сказать нам словами божественного апостола: Чисты мы от крови (см. Деян.20:26) преступающих постановления правил и особенно рукоположивших или рукоположенных за деньги.
Божественный ап. Петр, чью кафедру унаследовала Ваша братская святость, отверг таковых, как Симона-волхва. Потому мы не уклоняемся от того, чтобы возвещать истину, храня и соблюдая преподанное в правилах святыми апостолами и нашими достославными отцами, и, если кто-либо нарушил что-нибудь из этого, мы такими гнушаемся. Ваше братское священнолепное архиерейство, законно и по воле Божией руководя иерархическим служением, пользуется славой у всех. Ибо Великий и первый Архиерей Христос Бог наш изрек через пророка: Живу Я, только прославляющих Меня прославлю (см. 1Цар.2:30). Я знаю, муж желаний духовных, что нечестивая ересь Македония и его последователей-духоборцев более терпима, чем эта. Ведь те вздорно разглагольствуют о том, что Святой Дух есть тварь и раб Бога и Отца, а эти, как представляется, делают Его своим рабом. Так, всякий владелец, если захочет, продает то, что имеет, будет ли это слуга или другое что из ему принадлежащего. Подобным образом и покупатель, желая стать владельцем покупаемого, приобретает то ценою серебра. Поэтому творящие беззаконное дело симонии низвергают Духа Святого, впадая в одинаковый грех с теми, которые богохульствовали о Христе, будто Он изгоняет бесов силой веельзевула (см. Мф.9:34), или, правильнее сказать, уподобляются Иуде-предателю, продавшему Христа богоубийцам-иудеям ценою серебра. Но Святой Дух единосущен Христу Богу нашему, а потому всякому ясно, что их ждет та же участь, как доказано.
Ведь если Дух с легкостью продается (а совершенно ясно, что этого не может быть), то нет в них благодати Святого Духа, т. е. святыни священства, они ее и не получили, и не имеют. Пусть такие вспомнят св. Петра, который покусившемуся на это говорит: Нет тебе в сем части и жребия (Деян.8:21). В самом деле, если достоинство священства продается, то, следовательно, излишен для них благочестивый образ жизни и пребывание в чистоте и добродетели. Излишен для них и Павел, божественный апостол, учащий, что: епископ должен быть непорочен, целомудрен, честен, учителей, воздержан, трезвен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (см. 1Тим.3:2; Тит.1:8–9). Для продающего и покупающего священство все это исчезает.
Приведенные ниже отрывки, избранные из Святых Писаний, показывают, что совершенно чужд священства тот, кто дает или получает когда угодно, в любое время – прежде ли рукоположения или после него. Ибо взять, когда бы то ни было, значит взять. Кроме того, эти отрывки запрещают и производство в любую церковную степень за деньги.
29-е правило святых апостолов
Если епископ, или пресвитер, или диакон завладеет этим достоинством за деньги, да будет извержен и он, и тот, кто его рукоположил; и да будет отсечен от общения, как Симон-волхв мною, Петром.
Из книги Деяний
Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненнаго горькой желчи и в узах неправды (Деян.8:18–23).
Из 3-й книги Царств
И Иеровоам не сошел со своей худой дороги, но продолжая ставить из народа священников высот; кто хотел, наполнял его руку и становился священником высот. Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли (3Цар.13:33–34).
Из 4-й книги Царств
И возвратился Нееман к Елисею сам и все сопровождавши его, и пришел, и стая пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; и ныне прими дар от раба твоего. И сказал Елисей: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился (4Цар.5:15–16). И немного далее: И сказал Гиезий, слуга Елисея: вот, господин мой отказался взять из руки Неемана Сириянина то, что он приносил. Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь. И погнался Гиезий за Нееманом (4Цар.5:20–21). И немного ниже: И сказал Нееман: возьми два таланта. И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд (4Цар.5:23). И далее: И сказал ему Елисей: откуда, Гиезий? И сказал Гиезий: никуда не ходил раб твой. И сказал ему Елисей: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? И ныне ты взял серебро, чтобы купить на него сады, и оливковые рощи, и овец, и волов, и рабов, и рабынь. Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег (4Цар.5:25–27).
Святого Василия из толкования на книгу пророка Исаии (из толкования 8-й гл.)
Ибо Он дал закон в помощь, чтобы говорили не как это слово399 чревовещателя, ибо не для обмана придуман закон, как те слова, но он учитель истины. Те прорицают за серебро, и всего смешнее то, что обманываемые в награду за ложь платят серебром. А это слово закона не таково, чтобы за него давать дары400, потому что никто не продает благодать. Сказано: Даром получили, даром давайте (Мф.10:8). Видишь, как вознегодовал Петр на Симона, предложившего серебро за благодать Духа? Серебро твое, – говорит он, – да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги (Деян.8:20). Итак, слово евангельское не то что продажные слова чревовещателей. Ибо какое можно дать за него достойное вознаграждение? Послушай, как Давид в недоумении говорит: Что воздам Господу за все, что Он даровал мне (Пс.115:3)? Итак, невозможно дать за евангельское слово дары, равноценные подаваемой от него благодати. Один дар достоин – сохранение дарованного. Давший тебе сокровище требует не вознаграждения за дарованное, но достойного хранения данного.
Его же, из послания подчиненный ему епископам, т. е. из правила 90
Думают, будто бы не грешат, потому что берут не до рукоположения, но после. Но когда бы ни взять – все равно значит взять. Поэтому умоляю вас, оставьте этот доход, лучше же сказать – этот вход в геенну, и, оскверняя руки такими прибытками, не делайте себя недостойными совершать святые таинства.
Из жития святого Иоанна Златоуста
Виновник нашей пространной речи, обвинитель шести прочих епископов Евсевий, обратился ко всем епископам, прося принять его в общение. Некоторые из епископов возражали, что не должно принимать его, как клеветника. На это он, умоляя, говорил: «Поскольку дело в продолжение двух лет в большей своей части исследовано и дана отсрочка для свидетелей, то прошу ваше боголюбие, да будет мне позволено сегодня немедленно представить свидетелей. Ведь хотя и умер еп. Антонин, который взял золото и рукоположил, однако живы давшие и рукоположенные».
Присутствующий Собор признал справедливый рассмотреть дело. Рассмотрение начинается чтением записей о том, что произведено прежде. Вошли свидетели, вошли и шестеро давших деньги за рукоположение. Вначале они всё отрицали. Но поскольку свидетели, как миряне, так и пресвитеры, на которых те, по-видимому, полагались[401], упорно настаивали на своих показаниях, то обвиняемые хотя сперва отрекались, но когда свидетели стали обличать, напоминая им и место, и время, называя виды задатков и количество их, тогда, из-за упреков смущенной совести, они добровольно без особенного принуждения признались: «Мы дали деньги[402] и стали клириками, полагая, что таков порядок, чтобы освободиться от общественной службы[403]. А теперь просим: если неблагочестиво нам пребывать в служении церковном, то, по крайней мере, пусть нам вернут отданное золото, ведь мы отдали некоторые вещи наших жен».
На это Иоанн дал обещание Собору: «Я освобожу их от светского суда, упросив императора, а вы велите им получить то, что они дали, от наследников Антонина». Собор повелел, чтобы они получили у наследников Антонина свое золото, причащались в алтаре, но были вне священства, для того чтобы не возник, если их простить, иудейский или египетский обычай продавать и покупать священство. Говорят, что губитель и лжеименный патриарх иудейский каждый год или через год меняет начальников синагог ради сбора серебра; подобно поступает и его подражатель, патриарх египетских иудеев, да исполнится пророческое слово: Священники его за плату давали ответы и пророки за серебро волхвовали (Мих.3:11).
Здесь же приводится в качестве свидетельства правило IV Всел. 2, прочти его в своем месте и в предыдущей послании Геннадия.
Из окружного послания патриарха Геннадия
Итак, да будет и есть отвергнут, и всякого священнического достоинства и служения чужд, и проклятию анафемы подвержен тот, кто думает приобрести благодать за деньги, и тот, кто обещает за деньги ее преподать, будь он клирик или мирянин, будет ли обличен в этом деле или нет. Ведь невозможно, чтобы непримиримое когда-либо примирилось, чтобы мамона пришла в согласие с Богом или служащие ей служили Богу. Принадлежит Владыке следующее неоспоримое изречение: Не можете служить Богу и маммоне (Мф.6:24).
22-е правило VI Вселенского собора
Епископов и каких бы то ни было клириков, рукополагаемых за деньги, а не после испытания и избрания за образ жизни, повелеваем извергать, равно как и рукоположивших.
Услышим это и выслушаем со вниманием все – не только архиереи, но и причисленные к клиру, и все живущие по вселенной. Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. (Евр.2:1). Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены мы от суетной жизни, преданной нам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (см. 1Пет.1:18–19). Так научи нас, муж священнейший, следовать заповеданиям Писания, Евангелия, Апостольских посланий, правил и отцов. Ибо мы повинуемся словесам уст ваших. Взойди на высоту, возвысь с силою голос твой404, ходи свободно405, проповедуй с дерзновением, чтобы истреблено было и совершенно исчезло рукоположение за деньги и все, что по причине такого сребролюбия, несправедливости и торговли ради постыдной наживы за ним следует. А когда оно само и то, что ему сопутствует, будет истреблено из среды избранного народа, именем Христовым нареченного и даром получившего искупление, то и все последующие за этим пороком скверны будут искоренены и священники как финикс процветут406, овевая спасающихся Христовым благоуханием407 и воспевая в честь Церкви победную песнь: Господь простил неправды твои (Соф.3:15), а также сладкими делая пожинаемые плоды, умножая их в старости честной408 и показывая наследниками оной блаженной[409] и непорочной жизни.
Толкование
И настоящее послание, подобно посланию Геннадия, говорит о симонии и начинает с того, что многое учит нас не брать серебра или золота за рукоположение какого-либо священнослужителя – и Евангелие, и апостолы, и божественные отцы. Поэтому архиереи, совершающие рукоположения, будучи служителями Святого Духа, а не продавцами, как сами получили благодать Духа даром, без денег, так подобный образом определили, чтобы ее даром давали другим и те, которые получили ее от них, и в этом они последовали Господу, Который говорит: Даром получили, даром давайте. А уличенного в купле благодати за деньги извергают из священства, и хотя такие носят имя иереев, но на деле ими не являются, потому что никто не может одновременно служить Богу и мамоне (т. е. богатству). Вот и пророк Исаия призывает священников говорить сердцу Иерусалима, и Бог через Иезекииля угрожает взыскать от рук стража людскую кровь, если тот, увидев идущего противника, не скажет об этом народу, чтобы предостеречь. Поэтому и мы, боясь оказаться осужденными за молчание, разоблачаем перед всеми архиереями этот грех, чтобы предостеречь от него, и чтобы мы могли сказать с апостолом, что чисты от крови тех, которые преступают божественные правила и за деньги рукополагают или принимают рукоположения, тогда как ап. Петр отослал в погибель Симона-волхва, первым сотворившего этот грех.
Затем святой обращается к папе и говорит ему, что нечестивая ересь симонитов[410] хуже ереси духоборца Македония и его последователей, потому что те называли Духа Святого тварью и рабом Отца, а симониты делают Духа Святого своим рабом. Ведь как любой хозяин имеющуюся у него вещь продает как хочет, будет ли то раб или что другое, и как покупающий вещь покупает ее за деньги и становится господином и хозяином купленного, так точно и симониты бесчестят Духа Святого и, словно раба, продают Его и покупают, богохульствуя подобно тем, которые хулили Христа и говорили, якобы Он силой веельзевула, князя бесовского, изгоняет бесов из людей. Или лучше сказать, они уподобляются предателю Иуде, продавшему Христа иудеям за сребренники, потому что и они продают Духа Святого, Единосущного, Который, как Бог, имеет одну со Христом природу.
Если же благодать Святого Духа не продается (а, конечно, ясно, что она не продается никогда), то не подлежит никакому сомнению, что благодать священства не остается у покупающих, они и не получали ее вовсе, и не имеют ее. Пусть они вспомнят слова ап. Петра, обращенные к Симону: Нет тебе в сем части и жребия (Деян.8:21). В самом деле, если бы священство продавалось, тогда для покупающих излишним и ненужным стало бы благочестивое и добродетельное поведение и жизнь в чистоте и добродетели, что требуется от готовящихся к рукоположению. Излишним и ненужным оказалось бы пожелание ап. Павла, чтобы архиерей был безупречным, целомудренным, честным, воздержным, трезвым, учительным, способным побуждать других к богопознанию и обличать противоречащих, потому что продающий и покупающий священство за деньги вменяют всё это ни во что.
Далее святой приводит свидетельства, которые показывают, что тот, кто получает или дает серебро, до рукоположения или после него, чужд священства. При этом свидетельства из правил Василия Велик. 90, IV Всел. 2, из послания Геннадия, из VI Всел. 22 не требуют нашего толкования, потому что мы уже изъяснили их, каждое в своем месте, где их и смотри. Другие же свидетельства, которые святой приводит из Писания, из слов Василия и из жития Златоуста, вкратце истолкуем.
Свидетельство из книги Деяний говорит, что Симон-волхв принес апостолам деньги, прося у них дать и ему власть, чтобы тот, на кого он возложит руку, получал Духа Святого. А Петр сказал ему, чтобы его деньги были вместе с ним в погибель, потому что он решил приобрести на них дар Божий, и велел ему покаяться в этом зле и т. д.
Свидетельство из книги Царств говорит, что Иеровоам, раб Соломона (захвативший десять колен и воцарившийся в Самарии), поставлял священников на высотах и всякий желающий наполняя его руку (т. е., вероятно, давал ему деньги) и становился священником высот и т. д.[411]
Свидетельство из 4-й книги Царств говорит, что после того, как Нееман по слову Елисея очистился в Иордане, он возвратился к пророку со всем своим ополчением и хотел дать ему подарки, понуждая его принять их, но Елисей не принял. Тогда раб Елисея Гиезий, видя, что Елисей ничего не взял, тайно побежал вслед за Нееманом и попросил даров. Нееман дал ему два таланта серебра в два мешка и две смены одежды. Когда Гиезий вернулся, Елисей обличил его в том, что он взял деньги для покупки садов, оливковых деревьев, виноградников, овец и быков, рабов и рабынь, и сказал, что проказа Неемана пристанет к нему и ко всему его потомству. И тотчас Гиезий стал от проказы белым как снег[412].
Свидетельство, которое святой приводит из толкования Василия Великого на 8-ю гл. книги прор. Исаии, говорит следующее. Закон, который Бог дал в помощь людям, не как слова чародеев, чтобы давать деньги за его покупку (подобно тому, как покупают слова люди, введенные в заблуждение чародеями, из-за чего эти люди поистине достойны осмеяния: мало того, что их обманывают, так они еще и платят за эту ложь), ведь благодать Божия не продается. Господь сказал: Даром получили, даром давайте. Видишь, как разгневался Петр на Симона и сказал ему: «Серебро твое с тобой да будет в погибель, потому что ты решил, будто дар Божий приобретается за деньги»? Итак, слова Евангелия не такие, как слова чародеев, ведь какую достойную плату может дать человек за них? Послушай, как недоумевает Давид, нет у него ничего, чем бы он мог воздать Богу за Его благодеяния, ведь никакой дар не достоин благодати Божией. Только один дар достоин – если кто сохранит дарованный ему дар, потому что Тот, Кто дал тебе сокровище, требует от тебя не вознаграждения, но сохранения данного.
В свидетельстве из жития Златоуста повествуется, как некий Евсевий в Асии обвинял еп. Антонина, который рукоположил за деньги шесть епископов. Процесс по этому делу продолжался два года, потому что Евсевий заявил, что может представить свидетелей этого дела. Итак, представив их через два года, когда Антонин уже умер, он сказал Собору, что хотя рукоположивший Антонин умер, однако живы те, кто дали деньги и получили рукоположение. Собор приступил к рассмотрению дела: были прочитаны документы, составленные на предыдущем судебном разбирательстве, шесть епископов начали отрицать, что дали деньги за свое рукоположение. Но поскольку свидетели с настойчивостью указывали и место, и время, и вид денег, и количество их, то в конце концов епископы признались, что дали деньги и получили рукоположение, чтобы избавиться от службы у императора. Они сказали, что если им позволяется остаться епископами – хорошо, а если нет, то пусть вернут отданные ими деньги, которые были украшениями их жен[413]. Поэтому божественный Златоуст и Собор вынесли решение о том, чтобы наследники Антонина отдали деньги назад, а рукоположенные епископы причащались в святом алтаре, но были лишены священства, для того чтобы иначе, если этим епископам разрешат священнодействовать, в Церкви Божией не возник иудейский или египетский обычай продавать и покупать священство. Лжеименный патриарх и хахам иудеев каждый год меняет начальников синагоги, чтобы получать деньги; то же делает, подражая иудеям, и патриарх египтян, да исполнится пророчество, говорящее: «Священники его [Иерусалима] за деньги отвечали, и пророки за деньги волхвовали».
Сказав это, божественный Тарасий в качестве заключения добавляет следующее. Должно всем нам, архиереям и клирикам, а также всем живущим по вселенной выслушать это, хранить услышанное и, по призыву ап. Павла, внимать этому, чтобы не погибнуть. И папу Адриана св. Тарасий побуждает словами прор. Исайи взойти на высоту и возвысить глас свой, чтобы истребить рукоположение за деньги и всё последующее за ним, что совершается из сребролюбия и ради постыдной корысти, и чтобы с корнем исторгнуть это зло и его порочные побеги в христоименитом народе, который даром получил освобождение кровью Христовой. Тогда священники процветут, как финикс, овевая спасающихся христиан благоуханием Христовым и с прор. Софонией говоря Церкви: Господь простил неправды твои, будут услаждать людей, которые собирают духовные плоды, и показывать их наследниками бессмертной и блаженной жизни.
* * *
Досифей. Двенадцатикнижие. С. 631. Однако несмотря на то, что Тарасия принуждали стать патриархом, сначала он не хотел покоряться принуждению, указывая, во-первых, на величие архиерейского достоинства, во-вторых, на то, что он был мирянином и потому боялся, в-третьих, на то, что Константинопольскую Церковь анафематствовали еретики-иконоборцы (там же).
См.: Греко-римское право. С. 300.
Отметь, что божественный Тарасий обличает симонию не только в этом послании, но и в послании, которое он отправляет Иоанну-пресвитеру, игумену и отшельнику. Это послание находится в «Синодиконе» (т. 2, с. 899). В нем говорится, что лишается священства тот епископ, пресвитер и диакон, который будет уличен в том, что передал или получил священство за деньги, и что это есть изобретение Каиафы и Симона. В этом послании св. Тарасий указывает и на то, что рукоположивший или рукоположенный за деньги, если покается, принимается Богом ради своего покаяния, однако священнодействовать не может, но чужд священства и лишен его, поскольку он не непорочен, по слову апостола (См. 1Тим.3:2.).
В других списках прибавлено: «а также и некоторые жены».
В других списках прибавлено: «исповедуем».
В т. 2 «Синодикона» написано так: «чтобы нам освободиться от общественного суда».
В других списках: «продолжительной».
Обрати внимание, что из-за чрезмерного зла симонии святой отец называет ее ересью, как и папа Григорий, и Геннадий Константинопольский.
Смотри также Апост. 29.
Этот отрывок приводит божественный Златоуст (Беседа 11 на Послание к ефесянам в т. 3, с. 823), говоря: «Если всякому позволительно, по древнему изречению, наполнять свои руки и становиться священником, то пусть приступят все, и напрасно устроен этот жертвенник» (Ioan. Chrysost. Hom. in Eph. 11. 5 // PG 62, 86.). А Феодорит, толкуя эти слова, говорит: «Как должно разуметь сказанное: кто хотел, наполнял руку свою (Так в церковнославянской переводе, что более соответствует дальнейшему толкованию.)? Смысл этого объясняют следующие за тем слова: и становился священником высот, т. е. он священнодействовал и своими руками приносил фимиам» (Theod. Суr. Quaest. in III Reg. 44 // PG 80, 713D-716A.) (Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 2. С. 735).
Кирилл Иерусалимский, толкуя этот отрывок, говорит: «Ты продал исцеление от проказы и получаешь проказу в наследство. Я исполнил, говорит Елисей, повеление Того, Кто сказал мне: Даром получили, да- ром давайте; ты же продал благодать, так получи то, что было поводом к продаже» (Суr. Hieros. Catech. 16. 17 // PG 33, 944A.). Феодорит: «Но тот [Гиезий], оказавшись любителем денег, стал прокаженным, а сонм пророков возлюбил крайнюю нищету» (Theod. Cyr. Quaest. in IV Reg. 19 // PG 80, 760C.). Астерий Амасийский: «Вспомни со мной, как сириец Нееман был очищен от проказы, омывшись в Иордане, и как болезнь перешла на Гиезия, молодого слугу, юношу корыстолюбивого и немудрого, продавшего духовный дар и безвозмездное исцеление, совершённое учителем» (Aster. Amas. Hom. 3 // PG 40, 200AB.) (Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 2. С. 850).
Они или сначала состояли в браке, а впоследствии, овдовев, стали архиереями, или, разлучившись со своими женами по обоюдному согласию, приняли после того епископство, по VI Всел. 48. А возможно, своими женами они называют своих родственниц.
Просмотров: 456
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - О святителе Тарасии Константинопольском
По описанию (Google) - О святителе Тарасии Константинопольском / Том 4. Правила святых отцов / Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогорец
По названию (Yandex) - О святителе Тарасии Константинопольском
По описанию (Yandex) - О святителе Тарасии Константинопольском / Том 4. Правила святых отцов / Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогорец
Вопрос-ответ
последние вопросы
о Боге и Церкви:
-
Непогреши́мость (безошибочность)
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
2041 -
О подготовки ко Причастию
Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и с...
380 -
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...
842 -
Неделя 31-я по Пятидесятнице
31-я Седмица по Пятидесятнице, расписание служб: 1 января 2024 г. - 7 января 2024 г.
726 -
Чин последования исповеди
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...
831 -
О сектах
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
908 -
Оглавление
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...
741 -
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...
1220 -
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...
777 -
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...
1112 -
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...
842 -
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...
904 -
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...
882 -
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...
983 -
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...
776 -
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
984 -
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
1041 -
Оглавление
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
726 -
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...
634 -
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...
669 -
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...
850 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
645 -
НАЧАЛО БУКВЫ Σ
НАЧАЛО БУКВЫ Σ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
859 -
НАЧАЛО БУКВЫ Τ
НАЧАЛО БУКВЫ Τ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
842 -
НАЧАЛО БУКВЫ Y
НАЧАЛО БУКВЫ Y / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
733 -
НАЧАЛО БУКВЫ Φ
НАЧАЛО БУКВЫ Φ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
938 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ν
НАЧАЛО БУКВЫ Ν / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
615 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
612 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ο
НАЧАЛО БУКВЫ Ο / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
644 -
НАЧАЛО БУКВЫ Π
НАЧАЛО БУКВЫ Π / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
769 -
НАЧАЛО БУКВЫ Λ
НАЧАЛО БУКВЫ Λ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
476