О святителе Амфилохии Иконийском



О святителе Амфилохии Иконийском / Том 4. Правила святых отцов / Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогорец

Предисловие

Св. Амфилохий, просияв подвигами и Божественным ведением, в 374 г., при императорах Валентиниане и Валенте, стал епископом в Иконии и выступал в защиту Божества Сына и Святого Духа. Он был одним из 150 отцов, принимавших участие во II Вселенском соборе, и выступал против духоборца Македония и оставшихся последователей Ария. С великим императором Феодосием он поступил остроумно: по словам Феодорита[257] или Созомена[258], его самого он приветствовал, а сына Аркадия, лишь недавно поставленного на царство, приветствовать не стал, сказав сыну императора лишь: «Здравствуй, дитя» – и погрозив пальцем. Так св. Амфилохий убедил упомянутого императора издать закон о том, чтобы еретики (ариане и македониане) больше не созывали Соборов и не рассуждали о сущности и природе Бога и чтобы всякий преступивший этот закон подвергался наказанию[259].

Отвечая св. Амфилохию на его вопрос, Василий Великий послал ему 27 глав о Святом Духе.

Несмотря на то, что правило VI Всел. 2 утверждает все творения святого, однако в «Пандектах» находится только это определение о подлинных книгах Священного Писания, потому мы здесь его и приводим.

Во святых отца нашего Амфилохия Иконийского

Стихи к Селевку о том, какие книги следует признавать

Но в особенности тебе надлежит знать и то, что не всякая книга заслуживает доверия, даже если она носит достоуважаемое имя Писания. Ведь бывают, бывают иногда лжеименные книги: одни из них, можно сказать, средние и они близки к слову истины, а другие – подложны и весьма опасны, как поддельные и фальшивые монеты, которые хотя имеют царскую надпись, но по составу своему подделаны. Поэтому назову тебе каждую из богодухновенных книг, а чтобы ты узнал все ясно, сначала назову книги Ветхого Завета.

Пятикнижие включает в себя Творение, затем Исход, в середине книгу Левит, за ней Числа и потом Второзаконие. К ним прибавь книги Иисуса и Судей, затем Руфь, четыре книги Царств и две книги Паралипоменон, за ними Ездры первую и вторую. Далее назову пять книг стихотворных: книгу Иова, увенчанного за подвиги в многообразных страданиях, книгу Псалмов, благозвучное врачевство для души, три книги премудрого Соломона – Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. К ним прибавь двенадцать пророков: первого – Осию, потом второго – Амоса, Михея, Иоиля, Авдия и Иону, прообраз самого трехдневного Страдания; за ними Наума, Аввакума, потом девятого – Софонию, Аггея и Захарию, а также славного вестника Малахию. После них познавай четырех пророков: дерзновенно глаголавшего великого Исаию, сострадательного Иеремию и таинственного Иезекииля, последнего же – Даниила, мудрейшего и в слове и в деле. К этим книгам некоторые причисляют Есфирь.

Пришло мне время назвать книги Нового Завета. Евангелистов принимай только четырех: Матфея, потом Марка, к ним причислив третьим Луку, Иоанна считай по времени четвертым, но по высоте догматов первым, ибо по достоинству называю его сыном грома: он больше всех восхвалил Бога Слово. Принимай и вторую книгу Луки – книгу соборных Деяний апостолов. Еще приложи сосуд избранный, проповедника и апостола язычников – Павла, премудро написавшего Церквам четырнадцать Посланий: одно римлянам, к которому надлежит прибавить два коринфянам, галатам, ефесянам, за ним к живущим в Филиппах, потом написанное колоссянам, фессалоникийцам два и Тимофею два, а Титу и Филимону по одному и евреям одно (некоторые называют его подложным, но говорят неправильно, ибо в нем подлинная благодать). Что осталось? Одни говорят, что соборных Посланий следует принимать семь, другие – только три: Иакова одно, одно Петра и одно Иоанна, а некоторые принимают три Послания Иоанновых, сверх того два Петровых, а седьмое – Иуды. Подобным образом и Апокалипсис Иоанна некоторые признают, но большинство называет подложным. Таков да будет неложнейший канон богодухновенных Писаний.

Толкование

И это правило не нуждается в толковании, поскольку не содержит ничего иного, кроме перечисления истинных и подлинных книг Ветхого и Нового Заветов. Вначале приводится сравнение: как многие монеты, хотя имеют царскую надпись, но являются не настоящими, а поддельными и фальшивыми, так и многие книги, хотя именуются книгами Писания, однако являются подложными и еретическими. Обрати внимание, что и эти стихи во многих местах неправильны по размеру, но мы в каком виде нашли их, в таком и записали.

Смотри также Апост. 85. А о том, что существует два Апокалипсиса Иоанна, один подлинный, а другой подложный, смотри Апост. 60.

* * *

257

Кн. 5, гл. 16 (PG 82, 1229ВС.).

258

Кн. 7, гл. 6 (PG 67, 1428С-1429А).

259

Созомен, там же.

Просмотров: 473


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2024-05-14 13:33:49

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



о Боге и Церкви:


о Боге и Его Церкви...