О священномученике Петре Александрийском
О священномученике Петре Александрийском / Том 4. Правила святых отцов / Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогорец
Предисловие
Во святых отец наш Петр жил около 296 г.[50]. Он стал семнадцатым архиепископом Александрии, взойдя на эту кафедру после Феоны. Поскольку Мелетий, епископ Ликополя в Фиваиде, был уличен в участии во многих еретических беззакониях, святой лишил его сана[51] и отказался признавать крещение, совершаемое Мелетием и его сторонниками[52]. Он же рукоположил в диаконский сан Ария, когда тот еще показывал свою ревность о догматах веры. Но поскольку потом Петр увидел, как Арий защищает отлученного Мелетия и соглашается со скверными его взглядами, он изверг Ария и изгнал его из Церкви[53]. Хорошо и богоугодно упасши свое стадо на животворных пастбищах, он окончил жизнь мученически при Диоклетиане[54], оставив своим преемником Ахиллу. Когда всесвященная его глава была усечена, с неба раздался голос: «Петр – начало апостолов, и Петр – конец мучеников». В самом деле, после его смерти гонение тиранов на христиан прекратилось, и воцарился равноапостольный Константин Великий[55]. В 304 г.[56] Петр написал настоящие правила касательно отрекшихся различныv образом во время гонения. Эти правила необходимы для церковного благочиния и устройства. Косвенно они подтверждены правилами IV Всел. 1 и VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 и благодаря такому подтверждению получают некоторым образом силу правил Вселенских соборов. Они находятся во 2-м т. «Пандект» и в 1-м т. «Синодикона», со с. 129.
Во святых отца нашего Петра, архиепископа Александрийского, мученика 15 правил, на которые (за исключением одного) разделено его слово о покаянии
С толкованиями
Правило 1
Поскольку приблизилась уже четвертая после гонения Пасха, то этого достаточно для тех, которые по доносу подверглись заключению в тюрьму, претерпели беспощадные мучения, нестерпимые раны и многие другие страшные пытки и которым под конец плоть по немощи изменила. Хотя из-за случившегося с ними величайшего падения они не были вначале приняты в общение, однако ради того, что они много подвизались и долго противоборствовали (ведь они дошли до отречения не по своему произволению, но из-за предательства немощной плоти, поскольку и язвы Иисусовы показывают на своих телах, а некоторые уже третий год пребывают в плаче), пусть к их епитимии будут прибавлены в качестве напоминания другие 40 дней со дня их возвращения в Церковь. Проведя в посте после крещения именно такое число дней, Господь и Спаситель наш Иисус Христос был искушаем от диавола. И они, проведя такое же число дней по преимуществу в подвиге и более строгом трезвении, впредь да бодрствуют в молитвах, поучаясь в ответных словах Господа искусителю, который требовал поклонения себе: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф.4:10; Лк.4:8; Втор.6:13).
Толкование
Настоящее правило выносит такое определение. Кто три года тому назад (ибо это обозначают слова «четвертая Пасха») были преданы другими и сначала заключены в тюрьму, где претерпели жесточайшие мучения, нестерпимые раны и другие беды за имя Христово, а после, побежденные немощью плоти, отреклись от Христа – те не были приняты, когда в то время пытались вернуться в Церковь. Однако ради того, что они много подвизались за Христа и отреклись не по своей воле, но по немощи плоти, а особенно ради того, что в течение минувших трех лет скорбели и раскаивались в грехе отречения, они помимо этих трех лет должны понести еще 40-дневную епитимию. Иначе говоря, они должны столько дней, сколько Господь провел в посте на горе, после чего подвергся искушению от диавола, провести по преимуществу в подвиге и, став более трезвенными, бодрствовать в молитвах, поучаясь в словах, сказанных Господом диаволу, когда тот требовал от Него поклонения себе: Отойди от меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклонишься и Ему одному послужишь[57]. И после этого пусть они будут допущены до причащения.
Смотри также Анкир. 4.
Правило 2
Тем же, которые после одного лишь заключения в тюрьму и пребывания в темнице, словно в осаде, после скорбей и смрада затем без борьбы с мучениями сделались пленниками по великой немощи своих сил, достаточно прибавить один год (ἐνιαυτός) к предшествовавшему времени. Ведь и они всецело предали себя на страдания за имя Христово, хотя и пользовались в темнице большим утешением от братьев. За это да воздадут они во много раз больше, стремясь освободиться от горчайшего плена диавольского и в особенности вспоминая Того, кто говорит: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето (ἐνιαυτόν) Господне благоприятное и день воздаяния (Лк.4:18–19; Ис.61:1–2).
Толкование
Настоящее правило выносит определение относительно тех, которые сначала были только заключены в тюрьму за Христа и претерпели в тюрьме злострадание и зловоние, а потом отреклись, не подвергаясь насилию и мучению, но из-за великой немощи своих сил, т. е. из-за малодушия и слепоты ума. Помимо тех трех лет, какие они провели в покаянии, им должно понести еще один год епитимии, но не более, поскольку и они, несмотря ни на что, предали себя на страдание за имя Христово, хотя и получали успокоение и утешение в тюрьме от других братьев. (Как видно, христиане, не схваченные гонителями, приносили необходимые вещи тем, кто находился в тюрьме, и ухаживали за ними.) Намного большую плату они воздадут им за этот покой, если, подвергнув себя бóльшим стеснениям, будут избавлены от горького рабства диавола, в которое попали через отречение. И пусть помнят изречение прор. Исаии, произнесенное как бы от лица Господа: «На Мне Дух Господень, Который Меня помазал и послал Меня принести добрую весть нищим, проповедать плененным освобождение, слепым – прозрение, дабы Я отпустил на свободу злостраждущих и возвестил повсюду о том, что пришло угодное Богу время и день освобождения»[58]. Смотри также Анкир. 4.
Правило 3
К тем же, которые не претерпели вообще ничего подобного и не показали плода веры, но добровольно перешли на сторону зла, которому их предало малодушие и страх, а теперь приходят к покаянию, необходимо и прилично приложить притчу о бесплодной смоковнице: как говорит Господь, некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее, чтобы не занимала землю. Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк.13:6–9). Обратив взоры на эту притчу и показав достойный плод покаяния, в продолжение такого же времени, они получат большую пользу.
Толкование
Относительно же тех, которые не претерпели никаких жестокостей из упомянутых выше, но добровольно отреклись единственно по страху и малодушию, а сейчас каются, настоящее правило выносит такое определение. Им должно иметь перед мысленным взором ту смоковницу, к которой ее хозяин приходил в течение трех лет. И поскольку он не находил на ней плода, то потребовал срубить ее под корень, чтобы она и само то место не делала бесполезным и бесплодным. Виноградарь же попросил хозяина оставить ее еще и на четвертый год и, если она не принесет плода, тогда срубить. Отрекшиеся добровольно, поучаясь в этой притче Господа и являя достойный плод покаяния в течение четырех лет, получат благодаря этому пользу. Прочти также I Всел. 11.
Правило 4
К тем же, кто совершенно отчаялся и не стремится к раскаянию, но приобрел кожу эфиопа, цвет которой неизменен, и пестроту леопарда, да будет обращено сказанное о другой смоковнице: Да не будет же впредь от тебя плода вовек, отчего она тотчас стала засыхать (Мф.21:19; Мк.11:14). Ведь на них исполняется сказанное Екклесиастом: «Искривленное не может быть украшено, и лишение не может быть исчислено» (см. Еккл.1:15). В самом деле, если искривленное не будет прежде выправлено, украсить его невозможно. И если лишение не будет прежде восполнено, сосчитать его невозможно. По этой причине с ними в конце концов случится сказанное прор. Исайей: И увидят, говорит, трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет, и будут позорищем для всякой плоти (Ис.66:24), поскольку, как еще проречено им, неправедные же взволнуются и успокоиться не смогут. Нет радости нечестивым, сказал Господь Бог59.
Толкование
Предыдущие правила говорили о кающихся христоотступниках, а настоящее выносит определение о христоотступниках нераскаянных. Впав в злонамеренное отчаяние, они обрели неизменяемую черноту злобы, как арап – черную кожу и леопард – пеструю шерсть. Итак, на таковых будет произнесено проклятие, обращенное Господом на бесплодную смоковницу: Да не будет же впредь от тебя плода вовек, отчего смоковница сразу засохла. И исполняется на них сказанное Екклесиастом: кривую вещь нельзя украсить, если прежде она не будет выпрямлена; и недостаточное нельзя сосчитать, словно полное, если прежде не будет восполнен недостаток. Поэтому в конце жизни с ними случится то, о чем говорит Исайя: «Увидят люди кости тех, которые преступили слова Мои и отреклись от Меня; и червь их не прекратит грызть их, и сжигающий их огонь не угаснет». Исполнится на них и другое изречение, сказанное тем же Исайей еще прежде: «Неправедные будут охвачены бурей и не найдут успокоения, поскольку для нечестивых не существует радости, говорит Бог».
Правило 5
О тех, которые притворились, подобно Давиду, принявшему на себя ради избавления от смерти вид одержимого припадками, хотя он не был одержим (см. 1Цар.21:13–15), и не подписали свидетельства об отречении прямо, но в крайне тесных обстоятельствах осмеяли козни врагов, как смышленые и разумные дети смеются над детьми неразумными. Иначе говоря, о тех, которые или прошли мимо жертвенников, или якобы подписались, или привели вместо себя язычников. Хотя некоторым из таковых, как я слышал, иные из исповедников подали прощение, прежде всего потому, что они с великой осмотрительностью избежали того, чтобы возжечь огонь и покадить нечистым демонам своими руками, и хотя осталось сокрытым, что эти поступки они совершали неразумно, тем не менее, пусть им назначат пребывать в покаянии шесть месяцев. Ведь таким образом и сами они получат больше пользы, поучаясь в пророческом речении и говоря: Отрок родился нам, и Сын дан нам, у Которого владычество на раменах Его, и нарицается имя Его: великого совета Ангел60. Как вы знаете, в шестой месяц после зачатия другого отрока, который проповедал перед Его приходом покаяние во оставление грехов, Он был зачат и Сам, чтобы проповедать покаяние. И мы слышим, что они оба проповедуют, но прежде всего не только о покаянии, но и о Царствии Небесном, а оно, как мы знаем, внутри нас, поскольку близ нас слово, в которое мы веруем, в устах наших и в сердце нашем61. Когда им об этом напомнят, они научатся исповедовать своими устами, что Иисус есть Господь, веруя в сердце своем, что Бог воскресил Его из мертвых62, поскольку они слышат, что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению63.
Толкование
Настоящее правило выносит определение о тех, кто – подобно Давиду, который, спасаясь бегством от Саула, перед царем Анхусом изображал душевнобольного, чтобы тот его не убил, – сделали вид, будто подошли к идольским жертвенникам, или написали отречение, или привели вместо себя язычников, чтобы те принесли жертвы, однако не подписали отречения от веры открыто, но, даже теснимые крайними обстоятельствами, нашли способ посмеяться над гонителями, подобно тому как сообразительные дети осмеивают несмышленых[64]. Итак, они были прощены некоторыми святыми исповедниками за способы, употребленные ими ради того, чтобы не приносить своими руками жертв идолам. Однако поскольку эти люди в неразумии поступили так, и неверные сочли их принесшими жертвы, тогда как в действительности они их не принесли, то они должны получить шестимесячную епитимию и покаяться.
А поскольку святой определил им каяться в течение шести месяцев, то единственно поэтому он приводит следующее совершенно уместное изречение Писания и говорит, что эти кающиеся в течение шести месяцев должны памятовать о Христе, Который, согласно Евангелию, был зачат в шестой месяц после зачатия Иоанна, проповедника покаяния, и Сам так же проповедовал покаяние. Ведь Предтеча и Христос проповедовали согласно: Покайтесь, ибо при близилось Царство Небесное65. Святой толкует, что Царствие Небесное, как сказал Господь, внутри нас потому, что слово, в которое мы веруем, по выражению Моисея и Павла, близ, во устах наших и в сердце нашем66. И потому, согласно этому изречению, и те, которые веровали сердцем во Христа, но не исповедовали Его устами, должны из слов Павла сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению узнать, что необходимо и сердцем веровать, и устами исповедовать, что Иисус есть Господь и Бог.
Правило 6
О тех, кто вместо себя привел рабов-христиан. Рабы, как люди подвластные и в некотором отношении также находящиеся в заключении у своих господ, в случае если дошли до жертвоприношения и пали, устрашившись самих господ и их угроз, пусть в течение года покажут дела покаяния, приучаясь впредь, как рабы Христовы, творить волю Божию и бояться Его, в особенности потому, что они слышат сказанное: Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный (Еф.6:8).
Толкование
Настоящее правило определяет, чтобы те рабы, которые, будучи запуганы и заключены в неволю своими господами, по их принуждению вместо них принесли жертвы, были наказаны епитимией на один год. Они должны познать, что поскольку они верные, то являются рабами Христовыми и, следовательно, должны исполнять Его волю и бояться Его, а не людей. В особенности их учат этому услышанные слова Павла, который говорит, что сотворит ли добро раб или свободный, за сделанное они получат в равной мере от Господа в день воздаяния.
Правило 7
Свободные же пусть будут испытаны в покаянии в течение трех лет – как из-за своего лицемерия, так и из-за того, что принудили сорабов принести жертвы, ибо они преслушали апостола, который хочет, чтобы господа поступали с рабами так: Умеряя строгость, зная, что и над нами[67] и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (Еф.6:9). Если же у всех нас один нелицеприятный Господь, поскольку всё и во всем Христос, в варварах и скифах, рабах и свободных (см. Кол.3:11), то привлекшие к идолослужению собратьев по рабству должны рассмотреть то, что они сделали, возжелав спасти свои собственные души, тогда как и их собратья в рабстве могли избежать жертвоприношения, если бы им оказали должное и справедливое, о чем опять говорит апостол (см. Кол.4:1).
Толкование
Предыдущее правило определило наказание для рабов, принесших жертвы вместо своих хозяев, а настоящее определяет трехгодичную епитимию для самих хозяев (они называются здесь свободными). Их наказывают как за то, что они лицемерили и перед неверными сделали вид, будто принесли жертвы, так и за то, что принудили принести жертвы своих рабов, а во Христе – сорабствующих. Тем самым они преслушали ап. Павла, который велит хозяевам умерять в отношении своих рабов угрозы и гнев, поскольку и сами они, и рабы имеют вместе одного нелицеприятного Хозяина и Господа на небесах, и во Христе нет никакого различия между варваром и скифом, рабом и свободный. Они заслуживают наказания также и за то, что сами постарались избавить свою душу, а сорабов во Христе насильно принудили к идолослужению, тогда как было возможно, чтобы и те избежали греха и избавились от него, если бы их хозяева поступили с ними по должной справедливости, как опять говорит апостол.
Правило 8
Тех, которые были преданы и отпали и сами же пришли на подвиг, исповедали себя христианами и с истязаниями были ввержены в темницу, благословно в веселии сердца подкреплять и иметь с ними общение во всем: в молитвах, в причащении Тела и Крови Христовой, в утешении словом, чтобы, совершив подвиг более решительный, были удостоены и они почести вышнего звания (Флп.3:14). Ибо семь раз, говорит Писание, падет праведник и встанет (Притч.24:16). Если бы все отпавшие исполнили это, то явили бы совершеннейшее, от всего сердца, покаяние.
Толкование
Правило говорит о тех, которых другие предали мучителям и которые, не выдержав мук, отреклись, и также о тех, которые пришли на мученичество сами, а затем, не выдержав, отреклись. Если они вновь, во второй раз, пришли и исповедали веру, были брошены в тюрьму и претерпели истязания, то настоящее правило считает справедливый принять их с сердечной радостью, допустить к участию в совместных молитвах с другими верными и к причастию Божественных Таин, а также побуждать словом к мученичеству, чтобы, став более мужественными, они удостоились Царствия Небесного. А ради того, чтобы их не сочли такими людьми, которых принимать не должно, поскольку они перед тем отреклись, святой приводит свидетельство из Писания, говорящее, что семикратно, т. е. много раз, падет праведный и опять восстанет. Если бы все отрекшиеся от Христа восстали таким образом, т. е. искупили свое падение и вновь исповедовали Господа перед мучителями, тогда этим они показали бы совершеннейшее, от всего сердца, покаяние[68].
Правило 9
Следует хранить общение и с теми, которые, словно пробудившись от сна, сами ринулись на подвиг, хотя он еще лишь назревал и готовился увлечь их, и сами навлекли на себя искушение, подобное морскому сражению и сильному шторму, и, более того, на братьев тоже разжигают угли грешников. Ведь таковые приступают к этому во имя Христово, хотя и не внимают словам Господа, Который учит: Молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф.26:41), и еще учит говорить в молитве Отцу: И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Лк.11:4). А быть может, они не знают о том, что собственный наш Владыка и Учитель часто удалялся от замышлявших против Него козни, и случалось, что Он из-за них не ходил открыто. Когда же приблизилось время Его страдания, Он не Сам Себя предал на него, но ожидал, пока не пришли к Нему с мечами и кольями. И тогда сказал им: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня (Мк.14:48). Они же, говорит евангелист, предали Его Пилату. Подобно Ему пострадали и идущие к Его цели, держа в памяти Его Божественные слова, в которых Он, подкрепляя нас, говорит о гонениях: Смотрите за собою, ибо будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас69. Господь сказал будут отдавать, а не «сами себя отдадите». И поведут вас к правителям и царям70 за имя Мое, а не «сами себя поведете». Ибо Он желает, чтобы мы даже переходили с места на место, будучи гонимы за имя Его.
Снова слышим Его слова: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф.10:23). Ведь Господь не хочет, чтобы мы добровольно приближались к щитоносцам и копьеносцам диавола, чтобы не стать для них виновниками еще больших смертей, как бы принуждая их еще более раздражаться и совершать смертоносные дела. Но он хочет от нас того, чтобы мы ждали и внимали самим себе, бдели и молились, чтобы не впасть в искушение (см. Мф.26:41).
Так Стефан, первый вслед за Ним взявший на себя свидетельство в Иерусалиме, был схвачен беззаконными и приведен в синедрион, а затем, когда его побивали камнями за имя Господа Иисуса Христа, прославился, молясь и говоря: Господи! не вмени им греха сего (Деян.7:60). Так Иаков, которого Ирод схватил вторым, усечен мечом во главу. Так избранного из апостолов Петра много раз хватали, заключали в темницу, подвергали поруганиям, а впоследствии распяли в Риме. И прехвальный Павел, после того как его многократно предавали, после того как он подвергался смертельной опасности, много подвизался и хвалился многими гонениями и скорбями, в том же городе был усечен мечом во главу: чем хвалился, тем и окончил свою жизнь. И в Дамаске он был ночью спущен в плетеной корзине по стене и избежал рук того, кто искал его схватить (см. 2Кор.11:32). Ведь первым делом для апостолов было благовествовать и учить слову Божию. Утверждая таким образом братьев пребывать в вере, они говорили и следующее: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14:22), потому что апостолы искали не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись (1Кор.10:33).
И много можно было бы говорить таким людям, с тем чтобы они поступали разумно, но, как говорит апостол, недостанет нам для повествования времени (см. Евр.11:32).
Толкование
У пробудившихся от сна, а в особенности от сна непродолжительного, сознание не твердо, но помутнено и неустойчиво. Таким людям святой уподобил тех, которые бросаются на подвиг мученичества, т. е. не выходят на подвиг разумно, но бросаются на него дерзко и опрометчиво, тогда как поприще подвига еще не открыто, но находится лишь в намерении у гонителей. Подвига еще нет, и он медлит привлечь христиан на борьбу, а те, с одной стороны, сами на себя навлекают искушение, а с другой – своим беспокойным стремлением еще больше навлекают месть гонителей и на других христиан.
Хотя таковые заслуживают порицания, все же, несмотря на это (а еще и потому, что к мученичеству они рвутся за имя Христово), святой в настоящей правиле повелевает им быть в общении с другими верными, пусть даже они и не следуют примеру Христа, Который в одно время учил словом тому, чтобы мы молились, дабы не впасть в искушение, а в другое – говорил ученикам и апостолам, что предадут их в синагоги и судилища другие, а не сами они предадут себя. Еще Господь говорил им, чтобы они, когда властители изгоняют их из одного города, бежали и переходили в другой, а не шли сами к властям, чтобы не ожесточить тех еще больше и не стать виновниками гибели огромного числа христиан.
Однако Господь учил этому не только словом: Он подтвердил слово и делом. Ведь и Он прежде страданий часто уклонялся от гнева иудеев и скрывался от них. А во время страданий Он не Сам Себя предал иудеям, но ожидал их, пока те не пришли в сад, не схватили Его и не предали Пилату, как повествуют Божественные Евангелия.
Поэтому и подражатели Господа, апостолы, следуя приведенный выше словам Господа и примеру Его дел, поступили подобным образом. Так первомученик Стефан пришел не сам, но был привлечен в синедрион иудеями и скончался мученически, побитый камнями. Так Иаков, брат Иоанна, был схвачен Иродом и усечен во главу. Так Петра схватили и распяли. Так Павел сначала был спущен с крепостной стены Дамаска в корзине и убежал от областного правителя царя Ареты, когда правитель искал его, чтобы схватить. А после того, как Павла схватили, он был усечен во главу в Риме. И о многих подобных случаях я мог бы им рассказать, если бы было время.
Правило 10
Поэтому нет оснований впредь оставаться в служении тем из клира, которые вызвались самовольно, пали и вновь вступили в борьбу, поскольку они бросили стадо Господне и опорочили самих себя, чего никто из апостолов не делал. Ведь и перенесший многие гонения и показавший многие победы в подвигах блаженный ап. Павел, познав, что лучше разрешиться и быть со Христом (Флп.1:23), прибавляет слова: А оставаться во плоти нужнее для вас (Флп.1:24). Он, имея целью пользу не для себя, но для многих, чтобы они спаслись (1Кор.10:33), счел, что пребывать с братьями и заботиться о них более необходимо, чем быть в покое самому, как и учащему апостол повелевает пребывать в учении (см. Рим.12:7), являясь образом для верных (см. 1Тим.4:12).
Поэтому те, которые в темнице добиваются права на служение, после того как отпали от него, а затем вновь вступили в борьбу, страдают великим нечувствием. Как требуют они того, что бросили, когда могли быть полезны братьям в такое время? Пока они еще не пали, можно было извинить их за неразумный поступок. А после того как пали, уже не могут священнодействовать, поскольку превознеслись и опорочили самих себя. Поэтому пусть они лучше в смиренномудрии, отложив тщеславие, позаботятся о том, как совершить дело. Достаточно им общения, которое с осмотрительностью (μετ’ ἐπιστάσεως)[71] и соблюдением строгости допускается (γινομένη)[72] для них по двум причинам: как для того, чтобы они не оказались опечаленными, когда с усилием стремятся к разрешению от этой жизни, так и для того, чтобы некоторые павшие не оправдывались, что они проявили слабость якобы из-за епитимии. Таковые больше всех окажутся постыжены и опозорены, подобно тому, кто заложил у здания основание и не смог его закончить. «Ибо начнут, – говорит Писание, – все проходящие мимо глумиться над ним, говоря: этот человек положил основание и не смог окончить» (см. Лк.14:29–30).
Толкование
Поскольку выше святой отец сказал о тех, кто самовольно стремится к мученичеству, то здесь, в данном правиле, он говорит о клириках, которые совершили нечто подобное, и определяет следующее. Если священнослужители и клирики выступили на подвиг мученичества добровольно, а затем, не выдержав мучений, отреклись, однако после отречения вновь исповедали Христа, таковые не должны более служить и подлежат извержению. И причина этого заключается, во-первых, в том, что они ушли и оставили свою паству, которой в то время могли быть полезны и благочестие которой могли укреплять, пока она была в смятении из-за гонения. Во-вторых, выйдя на подвиг самовольно и отрекшись от веры, они навлекли на себя порицание и обвинение, препятствующее им состоять в клире. Они пренебрегли возможностью учить свой народ и предпочли собственную пользу, чего никто из апостолов не делал. Ведь ап. Павел, претерпевший множество гонений и совершивший множество подвигов, хотя познал, что для него лучше и спокойнее умереть, чтобы быть со Христом, однако не искал своей пользы, но считал, что польза многих христиан более необходима, чем собственный покой. И потому он сказал, что для народа нужнее, если бы он сам еще остался в этой жизни, чтобы страдать и мучиться ради спасения и научения народа. Павел не только претерпел и исполнил это сам, но и дал повеление учителям и пастырям учить свою паству и служить добрым примером для пасомых.
По всем этим причинам те священнослужители, которые самочинно устремились на подвиг и затем отреклись, страдают нечувствием, если стремятся обладать тем, от чего добровольно отказались. Ведь если бы они не отреклись, то у них было бы извинение совершённому безрассудному поступку. Их можно было бы извинить не только за то, что они самочинно бросились на мученичество, но даже в большей степени и за то, что оставили паству Господню и не укрепляли ее своими наставлениями. Но так как они отреклись, то их извергают из сана, поскольку, положившись на свои силы, они устремились на борьбу из желания показать себя, т. е. по самонадеянности и хвастовству, а затем, отрекшись, навлекли на себя порицание.
Итак, пусть они прекратят попытки из тщеславия вернуть себе достоинство священства, но лучше пусть имеют одну заботу: как им пройти до конца второе исповедание и борьбу за веру. Достаточно для них и того, что они пребывают в общении с другими верными в молитвах или даже в Божественной причащении Таин. Это допускается по двум причинам. Во-первых, чтобы они не скорбели из-за того, что не допущены до общения, тем более что они через мученичество принимают насильственную смерть за веру. Во-вторых, чтобы те, кто во время истязаний повторно отречется от Христа, не говорили в свое оправдание, будто они проявили малодушие в подвиге и не остались непоколебимы из-за епитимии, отлучающей их от общения. Ведь тем самым они покроют себя бóльшим, чем при первой отречении, стыдом и позором и здесь, и на будущей суде, подобно тому человеку, который заложил основание здания, но, поскольку не смог завершить постройку, стал предметом насмешек для прохожих, о чем повествует святое Евангелие.
Смотри также Апост. 62.
Правило 11
Были такие, которые вначале устремились в самое горнило гонения. Стоя вокруг судилища и видя святых мучеников, поспешающих к почести вышнего звания (Флп.3:14), в благой ревности готовые на всё, они предавали себя на эту борьбу со многим дерзновением, в особенности когда видели, что иные увлекаемы к падению и падают. Воспламеняясь за них внутренне и слыша в себе призыв к тому, чтобы одолеть возносящегося противника, они спешили на эту борьбу, чтобы противник не казался самому себе мудрым (см. Притч.3:7) из-за тех, кого счел побежденным его коварством, тогда как он, сам того не замечая, низлагается теми, кто стойко выдерживает строгание и бичевание, острие меча, жжение огня, потопление в воде. И когда некоторые просят совершать молитвы и прошения или за тех, кто был безжалостно наказан в темнице, а потом побежден голодом и жаждой, или за тех, кто вне темницы на судилище был мучим строганием и бичеванием, а после не устоял перед немощью плоти, то справедливо на это согласиться. Ведь сострадать и соболезновать скорбящим и рыдающим о тех, кого в борьбе одолела многая сила злохитрого диавола, иначе говоря, о родителях, братьях или детях, никому никак не вредит. Ведь мы знаем, что и ради веры других некоторые сподобились благости Божией в отпущении грехов, телесном здравии и воскресении мертвых.
Итак, помня о многих тяжких страданиях и скорбях, которые они прежде перенесли за имя Христово, и не только об этом, но и о том, что они раскаялись и содеянное ими предательство оплакивают в изнурении и умерщвлении тела, к тому же имеют свидетельство, что их жизнь стала чужда гражданских занятий[73], наряду с прочим подобающим, мы в совместной молитве призываем на них милость Божию через Того, Кто стал ради нас Ходатаем ко Отцу, умилостивляющим за грехи наши. Ведь, говорит Писание, если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши (1Ин.2:1–2).
Толкование
Смысл настоящего правила таков. Мы должны молиться Богу и просить Его за тех, кто необдуманно устремился на мучения – не тогда, впрочем, когда мученическое поприще еще не было открыто гонителями, как в случае с теми, о ком шла речь в предыдущем правиле, но тогда, когда гонение было в самом разгаре. Они отважились на это, видя, как сражаются святые мученики, чтобы получить за мученичество небесные венцы, а в особенности видя, как многие впадают в заблуждение и отрекаются от веры. Из-за падения других они разгорались ревностью одержать победу над диаволом, который ввел тех в заблуждение, хотя и его самого одолели те, кто претерпел до конца, мучимый скребками, мечами, огнем и водой. Итак, речь о тех, которые подобным образом вышли на подвиг мученичества и сперва были заключены в тюрьму и претерпели мучения от голода, жажды и различных истязаний, но потом были побеждены немощью плоти и отреклись от Христа, а после отречения принесли покаяние, оплакали свое падение и отошли, т. е. или умерли в благочестивой вере, или тайно убежали от неверных ради сохранения веры (в особенности, если о них засвидетельствовано, что они были людьми неопытными, отстранившимися от мирских дел или даже добродетельными). Таким, продолжаю, мы должны сострадать и соболезновать, и вместе с теми, кто молится о них Богу Отцу, – будь то их родители, братья или дети – должны и мы призывать Бога и Отца через Господа нашего Иисуса, ставшего Ходатаем пред Отцом, чтобы Он умилосердился над ними. Ведь Иоанн говорит, что если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Который есть умилостивление за грехи наши. Однако и сами отрекшиеся должны совершать то, что должно (ведь именно это означает выражение «наряду с прочим подобающим»): поститься, плакать и творить милостыню, если имеют на то средства. А о том, что и мы должны просить о них Бога, я говорю потому, что из повествований Божественного Писания мы знаем, что многие по вере и прошению других сподобились милости Божией. Одни получили прощение грехов (как друзья Иова по его молитве), другие – телесное здравие (как расслабленный по вере несших его одр), иные были воскрешены из мертвых (как Лазарь, дочь Иаира и сын вдовы) по прошению их родителей и родственников.
Правило 12
Тем, которые дали серебро, чтобы не потерпеть совершенно никакого зла, нельзя поставлять это в вину. Ведь они потерпели материальный ущерб и утрату денег, чтобы не понести урона душевного и не погибнуть душой, чего другие не сделали по корыстолюбию, хотя Господь говорит: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. (Мк.8:36) или погубит. И еще: Не можете служить Богу и маммоне (Мф.6:24). И действительно, такие показали гонителям, что работают Богу, возненавидели, попрали и презрели серебро и тем исполнили написанное: Выкупом за жизнь человека служит собственное его богатство (Притч.13:8). Так и в Деяниях апостолов мы читали, что те, кого вместо Павла и Силы вели в Фессалониках к градоначальникам, были отпущены за мзду[74]. После того как они претерпели многие неприятности[75] за имя Христово, а толпа и градоначальники встревожились, тогда, как говорит Писание, градоначальники, получив довольно от Иасона и прочих, отпустили их. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию (Деян.17:9–10).
Толкование
Те, которые дали гонителям серебро и благодаря этому избавились от зла, т. е. или от жестокого обращения и пыток, или от отречения, превосходящего всякое зло, не заслуживают из-за этого осуждения, поскольку они понесли материальный ущерб и потерю денег (чего другие по сребролюбию не сделали), чтобы не потерпеть ущерба душевного и не потерять свою душу. Такие показали перед гонителями, что больше служат Богу, чем мамоне, т. е. серебру, и исполнили слова Приточника о том, что собственное богатство человека является выкупом за его душу. Ведь и в Деяниях апостольских читаем, что Иасон и другие, когда вместо Павла и Силы в Фессалониках иудеи повели их к градоначальникам, дали им достаточную сумму денег и таким образом освободились. Получив, говорит Писание, довольно от Иасона и прочих, отпустили их.
Правило 13
Поэтому и тех, кто оставил все ради спасения души и удалился, нельзя обвинять в том, что вместо них были якобы схвачены другие. Ведь и в Эфесе вместо Павла схватили в театре Гаия и Аристарха, спутников Павла, когда же Павел хотел войти в народ (поскольку мятеж произошел из-за того, что он привлек и обратил множество людей к богопочитанию), ученики не допустили его, говорит Писание (см. Деян.19:29–30). Кроме того, некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище (Деян.19:31).
Если же некоторые будут продолжать насмехаться над теми, кто искренне внимает говорящему: Спеши спасти свою душу и не оглядывайся назад (Быт.19:17), пусть вспомнят и то, как избранный между апостолами Петр, когда его уже ввергли в темницу и передали стеречь четырем четверицам воинов, по повелению ангела Господня ночью убежал и избавился от руки кровожадного Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский76. По наступлении дня, говорит Писание, между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел повесить (ἀπαγχθῆναι)[77] их (Деян.12:18–19). Из-за этих стражей на Петра не возлагают никакой вины. Ведь можно было и им, когда они увидели происходящее, бежать, а также и всем детям в Вифлееме и всех его окрестностях, если бы их родители знали, что ожидает младенцев. Но эти дети были убиты скверноубийцей Иродом из-за того единственного Младенца, Которого он искал убить и Который по повелению ангела Господня бежал, уже начав скоро пленять и смело расхищать, согласно с нареченный Ему именем, как написано: Нареки ему имя: «Скорее обирай, наглее расхищай». Ибо прежде нежели cue дитя научится называть отца и мать, богатство Дамаска и добычи Самарии понесут пред царем Ассирийским (Ис.8:3–4).
Поэтому волхвы, как уже плененные и похищенные, покорно и почтительно поклоняются Младенцу, открывая свои сокровища и поднося Ему наиболее приличествующие и подобающие дары: золото, ливан и смирну, как Царю, Богу и Человеку. Потому-то они, при содействии Промысла, уже больше не пожелали возвратиться к царю Ассирийскому. Ибо получив во сне откровение, говорит Писание, не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф.2:12). Тогда кровожадный Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф.2:16). Он искал убить вместе с ними и другого ребенка, рожденного прежде Него, и, не найдя, убил отца его Захарию между храмом и жертвенником (см. Мф.23:35), в то время как ребенок и мать его Елисавета убежали, за что не подлежат никакому порицанию.
Толкование
В этом правиле святой говорит, что те, которые оставили все свое имущество и убежали, чтобы спасти свои души, не имея, может быть, сил перенести мучение до конца, не совершили преступления. Но не должно обвинять их и в том случае, если после их бегства гонители схватили из-за них других христиан и подвергли их пыткам, потому что и вместо Павла в Эфесе схватили Гаия и Аристарха, спутников Павла. Но Павла не обвинили в этом, несмотря даже на то, что мятеж и волнение произошли из-за того, что он убедил большое число народа обратиться к богопознанию. И когда ангел вывел Петра из тюрьмы, Ирод схватил стороживших его воинов и наказал их (или даже повесил), но в этом не обвиняют ни ангела, ни Петра, потому что солдаты могли убежать, видя, что Петра в темнице нет, однако не убежали.
Так было и тогда, когда родился Господь наш Иисус Христос, Чье имя, согласно пророчеству, было «скоро плени плененных диаволом», и волхвы, как духовно плененные Господом, поклонились Ему, принося дары: золото – как Царю, ливан – как Богу, смирну – как смертному Человеку, а потом не возвратились к Ассирийскому царю, т. е. Ироду[78], но другим путем ушли в свою страну. Когда, повторяю, все это произошло, и Господь по извещению ангела бежал в Египет, тогда кровожадный Ирод, придя в ярость от того, что был обманут волхвами, умертвил всех младенцев в Вифлееме в возрасте от двух лет и младше. Однако Господа в этом не обвиняют. Этот же Ирод искал и Предтечу Иоанна, а не найдя, поскольку Елисавета, мать Иоанна, взяв младенца, убежала, убил его отца Захарию[79]. Но ни Иоанн, ни Елисавета из-за этого не заслуживают обвинения.
Правило 14
Если же некоторые претерпели великое насилие и мучение, приняли в уста распорки, вынесли узы и устояли в своей любви к вере, мужественно претерпели сожжение рук, когда против их воли мучители протягивали их руки к нечестивому жертвоприношению, – как написали мне из темницы треблаженные мученики о пострадавших в Ливии, а также другие сослужители – то они, в особенности если и другие братья свидетельствуют о них, могут оставаться в служении. Их причисляют к исповедникам, равно как и тех, кого почти до смерти замучили многими мучениями и у кого уже не было сил ни произнести слова или звука, ни пошевелиться, чтобы воспротивиться тем, кто безуспешно их принуждает. Ведь они не соглашались на их мерзость, как я слышал опять же от сослужителей. Будет причислен к исповедникам и всякий, кто проводит жизнь, подобно ап. Тимофею, повинуясь говорящему: Преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями (1Тим.6:11–12).
Толкование
Истязавшие святых мучеников, после многих мучений, с великим насилием вливали им в рот вино от возлияний, или вкладывали мясо жертвенных животных, или же, влагая им в руки ладан и уголь, влекли связанных к жертвеннику, чтобы они, не стерпев боли от огня, бросили ладан на угли жертвенника и таким образом якобы принесли жертву. Таковые, определяет настоящее правило, если устояли непоколебимыми в вере и предпочли лучше сжечь свои руки, чем бросить ладан на жертвенник, как поступили мученики в Ливии (а также св. мч. Варлаам), не только могут иметь священную степень и быть в клире, но и причисляются к исповедникам. И не только они, но и те, которые были близ смерти от многих пыток и не имели сил говорить или оказывать сопротивление гонителям, когда те вливали им в рот вино или влагали идоложертвенное, точно так же причисляются к исповедникам. Далее святой добавляет о мученичестве, совершаемой в совести, говоря, что тот, кто живет так, как ап. Павел писал Тимофею: любит праведность, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость, сражается добрым подвигом веры и держится исповедания, которое он исповедал во время святого крещения перед многими свидетелями, также причисляется к исповедникам.
Смотри также Анкир. 3.
Из его же слова на Пасху
Правило 15
Пусть никто не укоряет нас за соблюдение среды и пятницы, в которые нам, согласно преданию, предписано поститься по уважительной причине: в среду – ради составленного иудеями совета о предательстве Господа, в пятницу – ради того, что Он пострадал за нас. Воскресный же день[80] мы проводим как день радости, ради Воскресшего в этот день, и в продолжение его не преклоняем колена, следуя преданию.
Толкование
Настоящее правило запрещает упрекать нас, православных, за то, что мы по преданию (имеется в виду – апостольскому) всегда постимся в среду и пятницу. Каждую среду мы постимся потому, что в этот день между иудеями состоялся совет о предательстве Господа; каждую пятницу – потому, что в этот день Господь пострадал за нас. В воскресенье же у нас праздник и радость, ибо в этот день Господь воскрес из мертвых, и колена в воскресенье по преданию мы не преклоняем.
Прочти также Апост. 64, I Всел. 20.
* * *
Смотри в Часослове под 24 ноября (В Русской Православной Церкви память сщмч. Петра празднуется 25 ноября (по старому стилю).).
Свт. Афанасий пишет об этом во 2-й апологии (Athanas. Alex. Apol. contra arian 59 // PG 25b, 356B.).
Смотри об этом у Созомена кн. 1, гл. 14 (Sozom. Hist. eccl. I, 15 // PG 67, 904C-905A.). Заметь, что и св. Петр согласно с правилами Апост. 47 и 68, а также с мнением св. Киприана и асийских епископов не признавал крещения еретика Мелетия.
Смотри об этом у Феодорита кн. 1, гл. 2 (Theod. Cyr. Hist. eccl. I, 1 // PG 82, 885C.) и у Созомена там же.
Смотри об этом у Сократа кн. 1, гл. 5 (PG 67, 41A.).
Смотри об этом в его житии, составленном Метафрастом.
Смотри об этом у Спиридона Милиаса в таблице т. 2 «Синодикона».
Святой предлагает им для поучения самое подходящее изречение, поскольку они, отрекшись от Бога, поклонились диаволу. Сейчас же поучением о том, что необходимо поклониться Богу и отречься от диавола, они врачуют прежнее отречение и поклонение.
Причина, по которой святой привел это изречение, заключается в том, что он наказал отрекшихся таким образом епитимией на один год. Поэтому и нищету, и пленение, и слепоту, о которых говорит Писание, он образно перенес на них.
Очень уместно святой называет их разумными детьми. Разумными – поскольку они посмеялись над нечестивыми и те сочли их принесшими жертву, тогда как в действительности они ее не приносили. А детьми – поскольку они не показали мужественной и совершенной стойкости в вере, как следовало, и не противостали отважно идолопоклонникам.
См. Втор.30:14; Рим.10:8.
В других списках и над нами самими.
Обрати внимание на то, что хотя прочие правила наказывают христоотступников иными епитимиями и покаянными подвигами, тем не менее этот святой отец говорит, что совершеннейшее, от всего сердца приносимое покаяние падших проявляется тогда, когда они вторично приходят исповедать Христа перед мучителями, перед которыми прежде отреклись от Него.
В других источниках μετ’ ἐπιτάσεως («с натяжкой»).
В других источниках γινομένης (В этом случае перевод фразы можно изменить так: «Достаточно им общения с осмотрительностью и соблюдением строгости, бывающем по двум причинам...».).
В других списках нет слов «стала чужда гражданских занятий», но сказано только: «к тому же имеют свидетельство о своей жизни», и это означает, что они были людьми боголюбивыми и добродетельной жизни.
В других источниках слов «за мзду» нет.
В других источниках «претерпели угрозы».
В других источниках «казнить» (ἀπαχθῆναι).
В то время, когда родился Христос, в Ассирии был один царь – Оводам, как повествует Иосиф в «Иудейских древностях» (кн. 16, гл. 6) (Jos. Flav. Antiq. XVI, 7. 6 // TLG 0526/001, 16. 220.1.), а в Иудее и Самарии другой – Ирод. Почему же святой здесь говорит, что волхвы не вернулись к Ассирийскому царю Ироду? Может быть, потому, что он Ирода называет ассирийцем за его злобу и кровожадность, как и Исайя ассирийским умом назвал диавола за его злобу (См. Ис.10:12.).
Как говорит Василий Великий в слове на Рождество Христово, из древнего предания известно, что Захария знал о Госпоже Богородице, что Она родила, оставаясь Девой, и после рождения Господа ставил Ее на месте девиц. Иудеи же, обвинив его в том, что, поступая так, он сочиняет нечто небывалое: якобы дева рождает и не растлевает девства, – убили его (Basil. Маgп. In Christi generat. 5 // PG 31, 1468C-1469A.). Но возможно, что произошло два события. Когда Захария ввел Деву в это место, он дал иудеям повод для убийства, как говорит св. Василий; позднее же, когда искали его ребенка, он был в действительности убит Иродом, о чем говорит божественный Петр.
Любопытства ради пусть будет добавлено и следующее. Во времена Феодосия Младшего некто Калимер нашел останки прор. Захарии в местечке Кофар у Елевферополя Палестинского. На пророке была белая одежда, на голове золотая митра, на ногах златотканые сандалии – в этом он предстоял жертвеннику. Некоторые говорят, что он был сыном Иодая, которого царь Иоас убил во дворе дома Господня. Но это не так: того звали Азарией (Азария – по тексту Септуагинты. В еврейской тексте – Захария.), а не Захарией, согласно 24-й гл. 2-й кн. Паралипоменон (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 267). Сейчас его мощи находятся в Италии, о чем говорит иерусалимский патриарх Нектарий на с. 192 своего полемического произведения о главенстве папы.
Георгий Кедрин рассказывает о том, что Елисавета, спустя 40 дней после того, как был убит ее муж Захария, умерла в пещере, где скрывалась вместе с младенцем Иоанном. Ангел же Господень заботился о сироте и воспитал его в пустыне (Досифей. Двенадцатикнижие. Кн. 1, гл. 2).
В других источниках «Ибо воскресный день».
Просмотров: 664
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - О священномученике Петре Александрийском
По описанию (Google) - О священномученике Петре Александрийском / Том 4. Правила святых отцов / Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогорец
По названию (Yandex) - О священномученике Петре Александрийском
По описанию (Yandex) - О священномученике Петре Александрийском / Том 4. Правила святых отцов / Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогорец
Вопрос-ответ
последние вопросы
о Боге и Церкви:
-
Непогреши́мость (безошибочность)
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
1957 -
О подготовки ко Причастию
Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и с...
286 -
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...
722 -
Неделя 31-я по Пятидесятнице
31-я Седмица по Пятидесятнице, расписание служб: 1 января 2024 г. - 7 января 2024 г.
634 -
Чин последования исповеди
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...
705 -
О сектах
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
819 -
Оглавление
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...
657 -
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...
1117 -
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...
686 -
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...
1023 -
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...
750 -
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...
811 -
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...
792 -
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...
892 -
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...
694 -
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
900 -
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
963 -
Оглавление
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
656 -
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...
554 -
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...
585 -
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...
763 -
Оглавление
Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей Вла...
657 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
569 -
НАЧАЛО БУКВЫ Σ
НАЧАЛО БУКВЫ Σ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
787 -
НАЧАЛО БУКВЫ Τ
НАЧАЛО БУКВЫ Τ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
736 -
НАЧАЛО БУКВЫ Y
НАЧАЛО БУКВЫ Y / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
659 -
НАЧАЛО БУКВЫ Φ
НАЧАЛО БУКВЫ Φ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
870 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ν
НАЧАЛО БУКВЫ Ν / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
542 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
536 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ο
НАЧАЛО БУКВЫ Ο / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
571 -
НАЧАЛО БУКВЫ Π
НАЧАЛО БУКВЫ Π / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
682