Догмат о Святых Мощах



Догмат о Святых Мощах / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митрополит Стефан (Яворский)


Оригинал книги (фото): | https://vk.com/doc58056210_597969890 | https://lib-fond.ru/lib-rgb/mk-rgb/kamen-very-1/ |

Некое предисловие к излагаемому

Раковины, в которых родится жемчуг, в чести не только когда в них пребывает жемчуг, и когда жемчуг отделяется от них. Если же посмотрим на животных, то у многих обнаружим, что их мертвая кожа намного больше ценится, чем живая. Но и выделанная кожа благоуханного дерева корицы приносит земнородным большую пользу и используется как лекарство при многих болезнях. Так и мы, Православные, говорим о мощах святых угодников Божиих, которые, как раковины дражайшего жемчуга, и по отделении от души высоко ценятся теми, кто умеет ценить вещи, и используются, как кожа благоуханной корицы, для помощи и исцеления приходящих.

И только одни еретики, помраченные злобой, ослеплены, не видя и не умея оценить такое сокровище, но попирая драгоценный жемчуг, как мерзкие свиньи. Мы же, не подражая лукавым, возьмем это драгоценное золото и на камне веры покажем противникам его цену.

Часть I. Камень православной веры

Почитать мощи святых угодников и воздавать им подобающую честь есть дело Православного благочестия.

Глава 1. Твердость камня веры по Божественному Писанию

Книга Исхода, глава 13. Книга Иисуса Навина, глава 14. Моисей и сыны Израилевы настолько почитали мощи Иосифа Прекрасного, умершего в Египте, что, выйдя из Египта, взяли их с собой, как некое сокровище, и вынесли их оттуда в землю обетованную, и в селении Иаковлевом, именуемом Сихем (названном Сихемом позже), с почестями похоронили. Это дает возможность подумать о том, что много людей умерло в Египте, но вынесены были оттуда мощи одного только Иосифа, потому что он один был праведен, свят, и великий угодник Божий, как и сказано в его житии.

Во Второзаконии, глава 34, мы видим, что Сам Господь Бог почтил тело умершего Моисея и Сам его похоронил, как говорится в Писании: И умер там Моисей. Раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор. 34, 5–6).

В славянском переводе Библии написано: И погребли его, то есть Ангелы Божии. В других же переводах Библии написано: И погребен он, то есть Самими Господом. Если бы тело Моисея погребли люди, то место его погребения было известно. Но поскольку оно неизвестно до сего дня, ясно, что он был погребен Ангелами или Богом, а не людьми. Видите, какая честь оказана мощам угодника Божия Моисея. Смотрите об этом ниже в пятой главе, в доказательстве втором.

В Четвертой Книге Царств, глава 13. Умерший человек, коснувшись мощей святого Пророка Елисея, ожил. Как вы думаете, противники, разве не стали ли бы почитать Израильтяне эти мощи Пророка, которые Сам Бог почтил и прославил таким чудотворением?

В Четвертой Книге Царств, глава 23. Когда царь Иосия искоренил идолослужение, уничтожив капища и идолов, то много костей умерших сжег и превратил в пепел. Мощи же Пророка, святого человека Божия, обнаруженные там, повелел сохранить с почестями целыми и невредимыми.

В Евангелии от святого Матфея, глава 23, вспоминается, как в Иерусалиме во времена Христа строили гробницы Пророкам и украшали памятники праведных во славу их честных мощей.

ГОВОРИТЕ: Христос Господь не похвалил за это жителей Иерусалима, но скорее укорял их со словами: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были сообщниками их в пролитии крови Пророков (Мф. 23, 29–30), зачало 96.

На это отвечает святой Феофилакт, говоря: «Господь укоряет их не за то, что они строят пророкам гробницы, это доброе дело, но за то, что они делают это лицемерно».

Поймите, за что Христос укоряет жителей Иерусалима: не за украшение пророческих гробов, потому что это доброе дело по свидетельству Феофилакта и других святых Отцов, но за их лицемерие и злобу, которую они имели против Христа Господа, и за явную их ложь, когда они говорили: если бы мы были во дни отцов наших, то не были сообщниками их в пролитии крови Пророков. Они говорили так, а сами замышляли убийство, обдумывая, как убить Самого Сына Божия, о Котором предвещали Пророки, поэтому Господь и говорит им: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, и вы исполните меру отцов ваших. Нам же отсюда становится ясно, что и во времена Христа в Израиле было почитание святых мощей.

Нельзя не вспомнить здесь и достоверного предания из повести Иакова Ефесского, который был учителем святого Ефрема, о том, как Ной, входя в корабль перед потопом, взял из гроба честные мощи Адама и внес с собой в корабль, надеясь на спасение в потопе его молитвами. После потопа же он разделил мощи и отдал своим сыновьям. Симу, как старшему сыну, он дал наиболее достойную почитания часть, Лоб Адама, и определил Симу жить на той земле, где потом будет построен Иерусалим. Сим же, по усмотрению Божию и по полученному от Бога пророческому дару, похоронил Лоб Адама на высоком месте, недалеко от того места, где потому будет Иерусалим, и, насыпав над Лбом большую могилу, назвал ее Лобным местом, поскольку там был погребен Лоб Адама и там будет позднее распят Христос Господь наш. Из этого предания становится ясно, что начало почитания святых мощей относится еще ко времени праведного Ноя.

Вывод

Если бы сегодня Христос видимо явился на земле и мы бы целовали, с благочестием и любовью, Его ризу, что бы на это сказали вы, противники, увидев это? Назвали бы, наверное, нас, по своему обычному злоречию, идолопоклонниками. Однако жена кровоточивая, прикоснувшаяся с верой к одному только краю ризы Христа, получила похвалу от Господа и исцелилась, и удостоилась быть названной дочерь Христа (Мф. 9). И не были отвергнуты те, кто с большой надеждой и верой притекали к сени святого Апостола Петра, надеясь за свою веру получить награду в виде исцеления от разных болезней (Деян. 5). И не были названы обманщиками или чародеями те, кто возлагал на недугующих платки и опоясания Апостола Павла, чтобы они выздоровели (Деян. 19). И если тень и опоясания Апостолов столь почитались верными, то насколько более почитались мощи Апостолов. И если первые обладали исцеляющей силой, то насколько большей силой обладали вторые. Так же следует рассуждать и о других святых мощах.

Глава 2. Твердость камня веры от Святых Вселенских и Поместных Соборов

Святой Седьмой Вселенский Собор, или Никейский Второй, в третьем действии называет мощи святых источниками исцеления, которыми Бог творит людям многие благодеяния. И в седьмом действии, в последнем определении, повелевается извергать клириков, а мирских отлучать, если они презирают мощи мучеников и не принимают их как святыню с должным почитанием.

А в седьмом правиле говорится: «Да полагаются святые мощи мучеников в Церквях, которые освящались без них обычной молитвой. Если же кто освящает Церковь без мощей, да извержется, как преступник Церковных Преданий». Смотри Кормчую книгу, лист 212, на обороте.

Святой Поместный Собор, состоявшийся в Гангре, произошел после Никейского Первого Собора, и утвердил определенные правила. Так, в девятнадцатом правиле проклинаются те, кто гнушается памятью мучеников (то есть местами, где лежат мощи святых мучеников). Еретики евстафиане, по поводу которых состоялся этот Святой Собор, презирали святые мощи и не заходили в храмы, в которых лежали тела святых мучеников. Смотри Кормчую книгу, лист 59, на обороте.

Святой Поместный Карфагенский Собор в правиле 84 повелевает раскапывать алтари, в которых не лежат мощи святых мучеников. Смотри Кормчую книгу, лист 152.

Мы упоминаем об этих Святых Соборах, состоявшихся на Востоке, в свидетельство о почитании святых мощей. Мы не упоминаем о Соборах, состоявшихся на Западе, которые свидетельствуют о том же, ибо не веря этим Соборам, невозможно поверить и многим другим.

Глава 3. Твердость камня веры от свидетельств боговещанных Святых Отцов

Святой Василий Великий о псаломских словах: Честна пред Господом смерть праведных Его (Пс.115, 6) говорит: «Когда умирал кто по-Иудейски, был в омерзении мертвецом. Когда же ныне случится смерть за Христа, честны мощи святых Его. Прежде было сказано священникам и назореям не прикасаться к мертвым телам, чтобы не оскверниться (Чис. 6). Ныне же, прикасаясь к мученическим костям, происходит некое приобщение к святыне».

Тот же Василий Великий в Слове о 40 мучениках, о мощах их, по всей земле рассеянных, говорит так: «Это те, кто управляет всей нашей стороной, как некие забрала и столпы от нападения вражия».

Святой Григорий, Нисский Епископ, в Слове о святом мученике Феодоре: «Душа, войдя в горняя, на своем месте почивает и, от тела отделившись, живет вместе с равными себе. Тело же, честное и непорочное ее орудие, с великой честью и почтением сложенное и украшенное, находится в почете на преизящном и святом месте».

Святой Григорий Назианзин, в Слове первом обличая Иулиана отступника, говорит: «Идолов почитаешь, а не жертв, за Христа принесенных, осязаемые тела которых могут то же, что и их святая душа, но и одна только капля их крови может то же, что и все их тело».

Святой Кирилл Иерусалимский в Катехизисе, пункт восемнадцатый, пишет так: «Не только душа святых достойна почитания, но и в их усопших телах есть некая сила и могущество. Умерший, находясь во гробе Елисея, ожил, коснувшись тела Пророка».

Святой Иоанн Златоуст, в толковании на Послание Павла к Римлянам, в последней Беседе 32 говорит: «Ветхий Рим, издавна сияющий благочестием, с тех пор ублажается, как в нем стали почивать мощи святых верховных Апостолов Петра и Павла. Как тело, мощное и крепкое, имеет сияющие глаза, таковы эти два святых тела. Не так светло небо, когда излучает солнце лучи, как Римский град, излучающий эти две свечи всюду по всей вселенной». И ниже: «Кто бы мне дал ныне облияться телом Павла, и пригвоздиться ко гробу, и видеть прах этого тела, разделившего страдания Христа, раны получившего, повсюду рассеявшего проповедь, прах этого тела, которое везде притекает, прах этих уст, которыми вещал Христос и просиял свет, светлее всех лучей». И ниже: «Не уст же только, но и сердца его хотел бы видети прах, так что не погрешил бы тот, кто назвал его сердцем вселенной и источником бесчисленных благ, и началом и стихией нашей, ибо оттуда повсюду подается дух жизни». И ниже: «И разрешенное сердце то желал бы видеть, разгорающееся за всех гибнущих». И ниже: «Хотел видеть прах этих рук в веригах, наложением которых подавался Дух, которыми были написаны эти Божественные Послания». И ниже: «Хотел видеть прах ослепленных глаз и прозревших для спасения вселенной, и сподобившихся видеть во плоти Христа». И ниже: «Хотел видеть прах, и ног этих, обтекших вселенную и не утрудившихся, к дереву привязанных, когда потряслась темница, обошедших вселенную и ненаселенную. И к чему говорить так подробно: хотел видеть гроб, где лежит оружие правды, оружие света, члены, ныне живые, умерщвленные же, когда был жив, в которых живее всех Христос, распявшийся миру, члены Христа, облекшиеся во Христа, храм духовный, создание святое, связанное духом, пригвожденное страхом Божиим, имеющее язвы Христа». Не только же здесь, но и в другом месте, то есть в толковании на Второе Послание к Коринфянам, глава 12, в Беседе 26, ближе к концу, святой Златоуст говорит подобные же вещи: «Где же, скажи мне, гроб Александра? Покажи мне и назови день, в который он скончался. Рабов же Христовых и гробы светлы, царственно проникающие в град, и ясны дни, творящие праздник вселенной. Если же этого и свои не понимают, то как узнают это варвары. И гробы рабов Распятого светлее царских дворцов, не только величием и украшением зданий (хотя и этим тоже), но еще много более старанием входящих в них. Ибо Сам Он, облаченный в багряницу, обходит их памятники, лобызая их и отложив превозношение, стоит, молящийся святым, чтобы они заступились за Него пред Богом, и сеннотворца (Павла), и рыбаря (Петра), предстателей и скончавшихся, требует, имея диадему. Посмеешь ли, скажи мне, назвать мертвым их Владыку, скончавшиеся рабы Которого предстатели царей вселенной». И ниже: «Много есть иных царских гробов, а это честнейшии гробы. Там большая пустыня, а здесь большое торжество. Здесь победоносность больше, чем если бы эти гробы поставили в царский двор. Там многие отгоняются, а здесь многие призываются, и привлекаются богатые, нищие, мужья, жены, рабы, свободные. Там велик страх, а здесь неизреченная сладость. Сладко видеть царя, одетого в золото и увенчанного, и предстоящих воевод, князей, чиноначальников, родоначальников, племеноначалники, церковных иерархов. Но все это только тень бытия, и игралище по сравнению с тем, что более достойно страха и почитания. Если бы только речь шла о преступании порога и препровождению на небеса к вышнему Царю, к Ангельскому воинству, к высокому Престолу, к неприступной славе, где велено было бы кого-то освободить, кого-то же вязать. Но кости святых имеют не такую умиленную и смиренную власть, а во много раз большую, ибо и с бесами расправляются и мучают их, и разрешают связанных ими от горчайших уз. Что страшнее этого чуда? Видеть, слышать возгласы и терзания, раны и мучения, горящие языки, когда бес не выдерживает этой чудесной силы, и облекшиеся в тела одолеваются бесплотными силами: невидимые прах и кости и пепел уязвляют естество. Поэтому, когда выходят из царского двора, его уже не видно, но многие цари вышли из него, надеясь увидеть будущий суд, знамения которого подаются мученичеством святых людям, уязвляемым, мучимым бесами и освобождающимся от них. Видел ли ты силу святых и после их кончины?» До сих пор Златоуст. Смотри, каково усердие Златоуста к мощам и к призыванию святых угодников Божиих.

Святой Амвросий, Епископ Медиоланский, в Слове 93 о святых Назарии и Кельсии говорит: «Если спросишь меня, что почитаю в теле, уже растленном, отвечу, что почитаю в теле мученическом раны, полученные во имя Христа. Почитаю живущую вовеки память добродетели. Почитаю исповеданием Владычним освященные останки. Почитаю в прахе семена вечности. Почитаю тело, которое наставляет меня любить Господа, которое учит меня не бояться умереть за Господа. Как же не почитать верным это тело, которого и демоны трепещут, которое приняло мучения, во гробе же прославилось. Почитай же тело, которое прославило Христа во оружии, которое со Христом восцарствует во славе».

Святой Иоанн Дамаскин говорит (кн. 4, гл. 16): «Святые сокровища Божии, и чисты эти обиталища. Как сказал Бог, вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом (2Кор. 6, 16). Подобно тому, как души праведных в руке Божией, не прикоснется и к ним мука, как говорится в Божественном Писании. Ибо смерть святых скорее сон, чем смерть: они потрудились в нынешнем веке и поживут в конец его.

И честна пред Господом смерть праведных Его. Что же может быть честнее, чем быть в руке Божией. Жизнь есть Бог и свет, в руке Божией, и они пребывают в жизни и свете, в их ум и тело вселился Бог, как говорит Апостол: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1Кор. 6, 19). Господь же есть Дух. И если кто разрушает храм Божий, хочет разрушить и Бога. Как же не почитать душевные храмы Божии, душевные селения, живущие в которых с дерзновением предстоят Богу. Владыка Христос подает нам спасительные источники – останки (мощи), источающие многообразные благодеяния, изливающие миро благовония, чтобы уверовали в то, что как от краеугольного и твердого камня в пустыне источилась вода, и от челюсти осла для жаждущего Самсону, ибо так пожелал Бог, так и от мученических останков (мощей) истекает благовонное миро, как честь, оказанная Богом святым, и проявление Божией силы. В Законе каждый, кто прикасался к мертвому телу, становился нечистым. Но те, о которых мы говорим, не мертвы, они сама жизнь, и в них мы обретаем надежду на восстание, и, веря в это, мы говорим об усопших, а не о мертвых. Если тела мертвы, то как они могут чудотворить? Как ими отгоняются демоны, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, разрешаются искушения и скорби? Всякое даяние благое от Отца светов происходит по их твердой вере. Сколько бы ты приложил стараний, желая обрести предстателя, который привел бы тебя к смертному царю и за тебя замолвившему слово. Предстатели же всего рода, Богу за нас мольбы творящие, не достойны ли почитания? Ей, достойны. Да будет веселье тем, кто ставит Богу храмы от их имени, кто приносит плоды, чествуя их память, и радующихся духовно. Да и как не почитать, иначе прогневаем их, вознегодует Бог и слуги Его, ведь они угождают Богу, и оттого Его угодники и веселятся. В псалмах и похвалах и духовных песнопениях с умилением молясь о милости, наверняка угодим святым. Которые особенно угодили Богу. Поставим им столпы, видимые образы, и сами будем их душевными столпами и подражанием образам добродетелей».

Глава 4. Твердость камня веры от чудес, происходящих у Святых Мощей

Святой Епифаний, Епископ Кипрский, в житии святых Пророков Исаии, Иезекииля и Иеремии пишет, о том, как почитались гробы святых Пророков за благодеяния и чудеса, бывшие многим от Бога молитвами святых Пророков.

Святой Василий Великий в Слове о святом мученике Маманте говорит: «Для всех явными были чудеса, которыми святой мученик кому здоровье, а кому и жизнь подавал». А в Слове о святой мученице Иулитте он пишет, что когда ее святые мощи были перенесены на некое безводное место, тотчас забил из земли источник сладкой воды, за что жители этих мест назвали Иулитту своей святой питательницей, которая поит молоком своих чад.

Святой Григорий Назианзин говорит в Слове о святом Киприане: «Много может прах святого Киприана, о ктором остались для нас свидетельства о чудесах».

О том, с какими почестями переносили мощи святых в прежние времена, читайте у Сократа в Книге третей, в разделе 16, у Феодорита в Книге третей, в разделе 9, у Созомена в Книге пятой, в разделе 18. Там вы найдете, как происходило перенесение честных мощей святого священномученика Вавилы: «Собрались от мала до велика мужеский пол и женский, юноши и девы, старцы с юнцами, и, торжествуя, с пением и ликованием, принесли честные мощи в Антиохию. В Антиохии же был идол бога Аполлона, и в нем жил бес, который отвечал на вопросы, задаваемые ему разными людьми. Когда же внесли мощи святого, тотчас умолкли и идол, и бес, и ложь отделилась от истины». Об этом смотри и в Минеи, 4 сентября.

Возле Александрии было место, которое называлось Мануфин, и на нем было древнее капище и бесовское жилище, и страшно было то место, поскольку там жило много нечистых духов. Когда же святой Кирилл, Патриарх Александрийский, перенесе на это место честные мощи святых мучеников Кира и Иоанна, тотчас оттуда убежала вся бесовская сила. Смотри в житии этих святых, 9 июня.

Когда мощи святого первомученика Стефана переносились из Иерусалима к Царскому граду, в воздухе слышались голоса Ангелов, поющих славословия Богу, и от ковчега исходило сильное благоухание. Были слышны и бесовские голоса, издалека взывающие: «Горе нам, ибо Стефан грядет и побьет нас». Ночью же над мощами святого появлялся свет.

Смотри в Минее, 2 августа.

После Воскресения Христа святой Евангелист Лука, проповедуя Христа и обходя многие города и страны, пришел и в Севастийский город, в котором были мощи святого Иоанна Крестителя. Оттуда он собрался идти на свою родину, в Антиохию, и захотел взять с собой и принести туда тело святого Иоанна Предтечи, которое было нетленным и целым. Но это было невозможно сделать, потому что жители Севастийские очень почитали мощи Крестителя и бережно их хранили, не собираясь отдавать. Святой Евангелист Лука взял одну только правую руку святого, Крестившую Владыку Господа нашего Иисуса Христа, и принес в свой город Антиохию, как некое драгоценное сокровище, тем самым благодаря родной город за то, что получил в нем воспитание. И с тех пор святая рука Крестителя хранится у верных Антиохян в великом почете, и ею совершаются многие чудеса. Об этом пишет Симеон Метафраст.

Смотри Минею, 7 января.

О многократном и чудесном обретении честной главы Иоанна Крестителя пишет древний историк Созомен в Книге седьмой, в главе 21. Смотри в Минеях в разных местах об обретении главы Крестителя.

О честных мощах святого Апостола Варфоломея, лежащих в каменной раке и творящих многочисленные исцеления в великой восточной Армении, где он был распят в граде Алфенийском. О том, как эту каменную раку со святыми мощами неверные повергли в море, вместе с четырьмя другими телами и раками святых мучеников, и как плыли по морю эти честные тела в разные стороны и разделились по Божиему промыслу. Каменная рака с мощами Апостола достигла некоего острова под названием Липр, и от них произошло немало чудес. Читай об этом в Прологе и в Минее от 25 августа.

О мироточивых мощах святителя Христова Николая и о происходящих от них многократных исцелениях и неисчислимом чудотворении знают все, кто ходит под солнцем.

Тщетно стремиться вместить невместимое в эту небольшую книгу.

При гробе святого мученика Димитрия Солунского видели двух Ангелов Божиих, беседующих с мучеником. Смотри в Минее от 26 октября.

Не могу обойти вниманием и российскую нашу сторону, которая, по подобию неба, сияющего звездами, украсилась чудотворными мощами многих святых. От гроба Христова святого Петра, Митрополита Всероссийского, свеча зажглась сама от себя, что видели все присутствующие, и это было знамением Божией благодати, воссиявшей над гробом угодника Божия. Смотри в Минее от 12 февраля.

После обретения святых мощей Преподобного Феодосия Печерского в полуночи было видно зарю, воссиявшую над пещерой, множество горящих свеч. Так прославляет Бог мощи Своих угодников. Смотри Печерский Патерик.

О других мощах святых, издавна благочестиво почитающихся верными, сможете везде прочитать в церковных книгах. Мне же подробно говорить об этом не хватит времени.

Но вы, противники, не верите нашим церковным книгам и достоверным рассказам. Это ваш неизлечимый недуг, общий с Магометанами и Иудеями, ибо Магометане своему Алкорану, Иудеи же Талмуду своему верят больше, чем нашему Евангелию и церковным книгам. Так и вы архираввинам вашим, Лютеру и Кальвину, сынам погибели, всячески верите, пленяя разум в послушание их лжесловию. Соборам же Святым, Вселенским и Поместным, и святым Богодухновенным Отцам, Василию ВеликомуГригорию БогословуИоанну Златоусту, Афанасию, Кириллу, Амвросию и прочим, о которых само воспоминание достойно почитания, не имеете веры. Горе называющим зло добром и добро злом, принимающим тьму за свет, а свет за тьму, горькое сладким, а сладкое горьким. Горе и тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самим собою! – говорит Пророк Исаия (Ис. 5, 21).

Вы почитаете книги Августина, которые вроде бы вам нравятся, но почему вы презрительно относитесь к его учению? В девятой книге «Исповеди», в седьмом разделе, он говорит, что мощи святых мучеников Гервасия и Протасия сам Бог открыл святому Амвросию, и пишет о том, какие чудеса происходят у этих святых мощей. Почему не помните, что пишет Августин в книге двадцать второй о граде Божием, в восьмом разделе, о мощах святого первомученика Стефана, какое чудеса от них происходили, как слепые прозревали и мертвые поднимались.

Придите в чувство, противники, воспряньте ото сна, и свет ваших глаз не отключайте. Вы везде ссылаетесь на Первенствующую Церковь и называете свое сборище сообразным Первенствующей Церкви. О, если бы было так, как вы говорите, тогда бы вы были поборниками нашей веры, а не ее гонителями. Разве вы не знаете, как ревностно первые христиане тела мучеников, пострадавших за Христа, или тайно похищали, или же выкупали за высокую цену у тех, кто стерег их, и их кровью, пролитой за Христа, как неким драгоценным миром, помазывались, и хоронили их у себя с почестями. Когда же затихали гонения, Церковью почиталась память о них, во славу Бога, дивного во святых Своих. Об этом есть неисчислимые свидетельства в житиях святых, но они для вас, как для глухих сладкозвучное пение.

Глава 5. Твердость камня веры, основанного на доказательствах от Священного Писания

Доказательство первое

А. То, что в чести перед Богом, не должно быть в бесчестии перед людьми.

Б. Но мощи святых угодников Божиих в чести перед Богом.

В. Поэтому мощи святых угодников Божиих перед людьми не должны быть в бесчестии.

Первое утверждение А. - истинно. Создание, насколько возможно, должно быть согласно и сообразно своему Создателю. Поэтому то, что в чести перед нашим Создателем, должно быть в чести и у нас.

То, что в чести перед нашим земным царем, то в чести и перед нами, его подданными.

Второе утверждение Б. - то, что мощи святых угодников Божиих в чести перед Богом, ясно из Священного Писания. Ведь Псалмопевец говорит: Честна пред Господом смерть праведных Его (Пс. 115, 6). Если же честна пред Господом смерть, принятая ради Бога, то честна пред Господом и кровь, пролитая за Христа, честны члены, за Христа претерпевшие муку, честны раны, полученные за Христа, честны кости их и прах, а также честно само место, где они почивают. Поэтому святой Иоанн Златоуст так сильно желал видеть прах от тела Апостола Павла, о чем говорилось в третьей главе. Святой Амвросий в Слове о мученике Назарии говорит: «Почтим блаженных мучеников, начальников веры, заступников мира, проповедников Царствия, сонаследников Божиих».

В Священном Писании также показано, в чем именно честны пред Господом мощи святых. Ведь Псалмопевец говорит: Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится (Пс. 33, 21). Писание открывает истину не только потому, что наступит воскресение из мертвых в последний день, но и потому, что по особому промыслу Божию, почитающему святые мощи, явилось много святых тел, Богом хранимых.

Поистине удивительно, что в последнее время появляются тела неких Пророков, Апостолов и мучеников, в разное время ушедших из жизни, память о которых всячески пытались стереть нечестивые цари и народы. Но сохранил Господь кости и мощи их, верным Своим во утешение, в подражание и пользу, и, как некое бесценное сокровище, благоизволил явить для духовного обогащения. Так, по повелению царя Феодосия Великого кости святого Игнатия Богоносца были с большим почетом перенесены в Антиохию, и в их память был установлен праздник 29 января.

Читай об этом древнего историка Евагра, в Книге первой, в разделе 16.

Так, во времена царствования Аркадия были перенесены мощи святого Пророка Самуила из Палестины в Царьград.

Читай об этом у Иеронима, против Вигилантия, и у Барония о событиях 406 года.

Так, честные мощи святого Иоанна Златоуста через тридцать пять лет после его смерти были перенесены в Царьград с великими почестями.

Читай об этом житие Феодорита в Книге пятой, в разделе 36, и в Минеях на 27 января.

Так и просиявший первым в благочестии царь Константин Великий в неизреченной чести перенес честные мощи святых всехвальных Апостолов Андрея, Луки и Тимофея в свой город Константинополь. Об этом пишет Иероним, против Вигилантия.

Из этих и прочих многочисленных свидетельств каждый может увидеть, как хранит Господь кости и мощи угодников Своих и передает их, как некие честные дары, на сохранение своим верным. Вам же, противники, стыд и срам, если лишитесь столь древнего и святого обычая Первенствующей Церкви и, кощунствуя, презрев мощи святых, эти семена славы небесной, будете лишены радостной жатвы в будущем веке.

Доказательство второе

А. То, что почитают Ангелы Божии, должно почитать и людям.

Б. Но мощи святых Ангелы Божии почитают.

В. Поэтому мощи святых должно почитать и людям.

Первое высказывание А. - истинно. Ведь Ангелы - людям наставники, на путь спасения и на всякое дело благое нас наставляющие, наши хранители, на руках своих нас невидимо носящие, как сказано: Ибо Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя (Пс. 90, 11), и из темницы греховной (как прежде Апостола Петра, Деян. 12) к свету Богоразумия выведут. То, что они почитают, должны почитать и мы.

Второе высказывание Б. - о том, что Ангелы Божии почитают мощи святых, явно следует из Священного Писания, в котором читаем, как тело Моисея было погребено Ангелами, так что даже до сего дня людям неизвестно место его погребения (Втор. 34).

Это же можно понять и из Послания Иуды, в котором святой Апостол Иуда говорит так: Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретить тебе Господь» (Иуд. 1, 9;, зачало 77. Смотри также Исх. 2Деян. 7).

Существует троякое толкование этих слов святого Апостола Иуды:

Во-первых, когда Архангел Михаил совершал погребение Моисея, диавол от зависти не мог видеть такой чести, воздаваемой телу Ангелом, и говорил, что Мосей недостоин такого почитания. Поскольку Моисей действительно убил Египтянина, в этой распре Архангел мог укорить диавола в бесстыдстве, но не стал этого делать, а только сказал диаволу: да запретить тебе Господь.

Во-вторых, на том месте, где был погребен Моисей, неверные почитали диавола. Поэтому он не терпел возле своего капища тела Моисея, погребенного Ангелами, боясь, что его выгонят с этого места или заставят замолчать.

В-третьих, есть более общее толкование. Причина распри Архангела с диаволом состояла в том, что поскольку Моисей был сокрыт во гробе Ангелами с таким почетом, что никто из людей не достоин был посмотреть на него, диавол не мог этого выдержать и хотел, чтобы Иудеи узнали, где тело и гроб Моисея, чтобы привлечь Иудеев к идолослужению. Вполне вероятно, что они стали бы почитать тело Моисея, своего вождя и законодателя, как некоего бога, особенно потому, что после смерти (по мнению некоторых) лицо Моисея излучало свет, что происходило и со многими другими святыми.

ГОВОРИТЕ: И мы поступаем так, как Архангел. Мы и сейчас готовы так поступать, что мы и делаем, когда запрещаем вам идолослужение и мощи, которые вы почитаете, сожигаем и разными способами уничтожаем.

ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Если бы вы поступали так, как Архангел, то не кощунствовали бы, не сожигали бы, с таким бесчестием уничтожая святые мощи, ибо Архангел не поступал так по отношению к телу Моисея, а, наоборот, с почестями сохранил мощи Моисея, что и вы бы делали, если бы действительно поступали так, как Архангел. Но вы больше похожи на диавола, который от зависти не мог выдержать смотреть на тело Моисея, почитаемое Ангелами, таковы и вы, когда видите, как мы почитаем святые мощи. Поэтому и мы вместе с Архангелом говорим вам: «Да запретит вам Господь». Хотите ли еще услышать о нас истину? Не так мощи святых, как богатая утварь при святых мощах, золотой или серебряный памятник, драгоценные камни, жемчуг и другие небедные украшения, вот что вам колет глаза и ранит сердце. Поэтому вы прикрываете свое лихоимство и намерения похитить (что вы и делаете повсеместно) покрывалом ревности о идолопоклонстве, по подобию предателя Иуды, который, увидев, как на главу Христа изливается миро, сказал слова, подобные тем, что и вы произносите: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Ин. 12, 5). Он сказал так не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вором.

ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Существует большая разница между нами, утвержденными в Православной вере, и Иудеями. Они действительно склонны к идолопоклонству, поэтому Архангел Михаил правильно поступил, храня от взглядов на тело Моисея. У нас же, по благодати Божией, нет страха идолопоклонства, ибо мы утверждаемся на камне Православной веры и не почитаем мощи святых вместо богов. Но и Иудеи не всегда были столь безумны и когда возвратились из вавилонского плена и видели чудотворные мощи Пророка Елисея, своим прикосновением оживившего мертвеца, однако не стали их почитать вместо Бога. Смотри 4 Книгу Царств, главу 13.

О телах мучеников в Новой Благодати, которых почитали Ангелы, известно из Церковных историй. Так, тело святой великомученицы Екатерины Ангелы с почестями похоронили на Синайской горе. Смотри в Минее 24 ноября.

Мощам святого Климента Ангелы сделали гроб посреди моря. Смотри в Минее 25 ноября.

Мощи Апостола Варфоломея, плывущие по морю в каменной раке, сохранились целыми и пристали к острову Липар. Смотри в Минее 25 августа.

Но что говорит и Евангелие: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22).

Из этих и других примеров ясно, что Ангелы Божии почитают мощи святых угодников Божиих, как своих слуг и сограждан. Уж если Ангелы почитают мощи, не имея от них никакой пользы, то как мы, люди, пренебрежем должным почитанием мощей святых, от которых, как от источника спасения, многократно черпаем исцеления души и тела.

Доказательство третье

А. Если бы Бог был против почитания святых мощей, то были бы против и святые Его.

Б. Но Божии святые не против почитания святых мощей.

В. Поэтому Бог не против их почитания.

Первое утверждение А. - истинно. Если, живя в мире сем, святые всячески себя соблюдали, то как они могли быть противны Богу? Тем более этого не могло быть в той премирной стороне, где нет места каким-либо противоборствам, но обитает мир, превосходящий всякое разумение. Поэтому то, что противно Богу, не может быть угодно святым Его.

Второе утверждение Б. - о том, что Божии святые не против почитания святых мощей, основывается на житиях святых. Если бы святой Иоанн Предтеча был против почитания его честной главы, он бы не стал извещать некоторых монахов о сокровении своей главы.

Читай об этом в Минеях и в Прологах 24 февраля, а также 25 мая. Это же читаем и о святом первомученике Стефане, который сам открыл Лукиану, некоему пресвитеру, о сокровенных своих мощах. Читай в Минеях и в Прологах 2 августа. Это же читаем и о Лонгине, сотнике и мученике, 16 октября, и о мощах многих других святых, которые были обретены откровением самих святых тем, кто их почитал. Если бы Бог и святые Божии были против почитания святых мощей и боялись идолопоклонства, то какими бы они были безумцами, открывая свои сокровенные мощи христолюбцам, искореняя всякое идолопоклонство.

Бог не против почитания святых мощей, а даже наоборот, Богу угодно во святых Своих быть дивным и прославляемым, потому что Он один свят по естеству и существу, а остальные святы причастием Его святыни. Как раскаленное железо не само по себе жжет и печет, а от причастия огня, так рассуждай и о святых Божиих. Святы будьте, ибо свят Я (Лев. 19, 2). Поэтому, почитая мощи святых, почитаем Самого источника святыни Бога, почивающего во святых своих. Но святые Божии не против почитания их мощей, ибо, по слову псалма, возрадуются на ложах своих (Пс. 149, 5), то есть, на местах, где почивают их мощи, видят свои останки, творящие чудеса, являясь виновниками Божией славы.

Почитаем мощи святых, как жилища Святого Духа, по слову Павла: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1Кор. 6, 19). И снова говорит Бог: вселюсь в них и буду ходить в них (2Кор. 6, 16). Почитаем их, как царскую порфиру, ибо человеческое тело в этой жизни, как одежда души: как одеждой покрывается тело, так телом покрывается душа. И как тело человека, идущего к ночному сну, совлекается своих одежд, так душа совлекается тела человека, отходящего к смертельному сну. И если тело грешного человека, по исходу из него, как рубище нищего, мерзкого и скверного, на гноище поверженного, то тело святого человека, по исходу из него души, как царская драгоценная порфира, которой воздаются почести и облекаясь в которую, он будет царствовать со Христом в Небесном Царствии. И насколько сильно различаются худое рубище нищего и царская порфира, настолько различаются труп грешника и мощи святого.

Почитаем мощи святых, поскольку они соединятся со своими святыми душами и будут жить, соцарствуя Христу. Как мы почитаем царя не только бодрствующего, но и спящего, зная, что он станет с нами беседовать, когда проснется, так мы должны почитать и святых угодников Божиих, стремящихся стать соцарственниками Христа, желая, когда воспрянут от смертельного сна, удостоиться беседы с ними.

Почитаем мощи святых, как источники исцелений. Почитаем их, как врача, оказывающего нам благодеяние, по слову Духа Святого: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание (Сир. 38, 1–2). Так мы должны почитать и мощи святых, источающих для нас различные исцеления. Их должно почитать больше, чем врачей, которые лечат только тело, а мощи лечат и тело, и душу. Врачи прилагают много трудов при немалом томлении больного, а мощи исцеляют одним лишь прикосновением с верой.

Почитаем мощи святых, поскольку их тленное облечется в нетление, и их смертное облечется в бесссмертие, и будут они восхищены на облаке, для Сретения Господня в воздухе, и всегда будут там со Господом как Ангелам сограждане, Архангелам содружны, Херувимам и Серафимам соликовственники, венценосцы пресветлые, Престолу Божественной славы предстоятели пречестнейшие, преславные Бога собеседники, сыны возлюбленные Отца Небесного, наследники жизни вечной.

Почитаем мощи святых, как орудия, которыми творит чудеса дивный Бог во святых Своих, как живые члены Тела Христова, как вместилища Божией благодати, как будущие приятели славы Небесной, как неумолимые устрашения для демонов, как звезды на тверди небесной, и как солнце, которое засияет в Царствии Отца Небесного, по неложному слову Христа, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43).

Почитаем мощи святых, среди которых одни пролили свою кровь за Христа, другие же томили себя повседневным умервщлением самих себя, выказав себя добровольными бескровными мучениками, другие же другими праведными делами сделавшиеся любезными Богу. Мы же, взирая ныне на их честные мощи, вспоминаем их подвиги и труды и все добрые дела, которыми они угодили в этой жизни Христу Богу, и получаем от их богоугодной жизни большую пользу нашим душам, и побуждаемся их образом к богоугождению.

Почитаем мощи святых, как славных друзей Божиих, о которых Давид говорит Богу: А я высоко чту друзей Твоих, Боже (Пс. 138, 17), которыми прославляется Сам Бог, дивный во святых Своих (Пс. 68, 36), и дивно открывает Господь волю Свою (Пс. 15, 3).

Почитаем мощи святых, душам которых, упокоеваемым на светлых местах и предстоящих Богу, мы молимся, чтобы они молились о нас Владыке, и верим, что они молятся, и за это они нас почитают, молясь за нас. (Но об этом будет в другом Догмате, где расскажем о призывании святых). Мы видим, какова любовь Церкви, торжествующей на Небесах, к своей сестре, Церкви, воинствующей на земле. Она принимает души святых, оставляя в залог своей любви тела святых, которые хранит в чести.

Часть II. Камень претыкания и соблазна

Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания

Претыкание первое

В Евангелии от Матфея, в главе 13, и от Луки, в главе 11, Христос Спаситель наш, негодуя, говорит Иудеям: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (Мф. 23, 29–32).

Исправление претыкающимся

В начале первой главы уже говорилось, что Писание на нашей стороне, и из него ясно, что почитание мощей святых  это древний обычай, который был в Израиле и во времена Христа. Христос не осуждает тех, кто строил гробницы пророкам: если бы за это Христос негодовал на них, то он бы негодовал и на Моисея, который вынес мощи Иосифа из Египта (Исх. 13), и на Иакова, который поставил столп над гробом умершей Рахили (Быт. 35). Не в том обличает их Христос, что украшают гробы святых, ибо это благое дело, но обличает их за лицемерие, за то, что, будучи нечестивыми внутри, являли видимое благочестие: поэтому и называет их лицемерами. Снаружи показывают овечью шкуру, а внутри хищные волки, и, осуждая своих отцов, убивавших пророков, этим также убивают и Апостолов, и Пророков, более того, и Самого Апостолов и Пророков Господа. Такое толкование дают святые Отцы, Златоуст, Феофилакт, Амвросий и прочие.

Претыкание второе

В послании святого Апостола Иуды: Архангел Михаил спорил с диаволом, который хотел явить Иудеям гроб Моисея, чтобы побудить их к идолопоклонству. Архангел Михаил запретил ему это делать, и так скрыл тело Моисея, что и сегодня неизвестно его местонахождение (Иуд. 1). Поэтому мощи святых должно скрывать, а не выставлять для поклонения, чтобы люди не впали в идолопоклонство.

Исправление претыкающымся

Ответ на это уже был дан в первой части, в главе пятой. Но и здесь снова ОТВЕЧАЮ: лечение на пользу одному может быть во вред другому.

Твердая пища, вредная для младенца, полезна и благопотребна для мужа совершенного. Точно так же есть разница между нами, утвержденными в Православной вере и уже не состоящими под руководством детоводителя, и между Иудеями, бывшими тогда, как младенцы, для которых детоводителем был Закон Моисея: по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (Гал. 3, 25), как говорит Апостол Павел Галатам. И одни действительно тогда были очень склонны к идолослужению, поскольку поклонялись и золотому идолу, говоря: вот бог твой, Израиль (Исх. 32, 4), и двум золотым тельцам (3Цар. 12, 28), и говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» (Иер. 2, 27), и змея Моисея почитали, как бога (4Цар. 18). Поэтому явно была необходимость скрывать тело великого чудотворца Моисея от таких безумцев. Если они почитали, как богов, идола, золотых тельцов, змею, камню, дереву, то тем более почитали бы, как Бога, тело Моисея, чудотворца, своего вождя и Законодателя.

Но если это очень вредно для младенцев, то для нас, мужей совершенных, весьма полезно и благопотребно. Ибо мы, глядя на мощи святых, не почитаем их, как богов, и никогда у нас даже не слышали о таким безумии, но больше славим Бога, дивного во святых Своих, и не только живыми угодниками Своими, но и спящими их телами творящего чудеса.

Глядя же на этих членов Тела Христа, умерших в этой жизни, после смерти же как живых, побуждаемся к подражанию их жизни, будучи наследниками их трудов подвигов и причастниками их славы. Сюда же прилагаю и то, что не оскудели в Церкви учителя, которые могут правильно научить, какие почести должно воздавать святым мощам.

Претыкание третье

Какие могут быть чудеса от мертвых тел? Разве вы никогда не слышали, как говорится в Писании: Разве для мертвых творишь Ты чудеса? Или врачи воскресят их, и прославят они Тебя? (Пс. 87, 11).

Исправление претыкающимся

Это обычное ваше коварство - приводить Писание не полностью. Почему вы умалчиваете последующий текст? Что же следует? За вышесказанными следуют такие слова: Разве кто возвестит во гробе милость Твою и истину Твою в обители смерти (Пс. 87, 12)? В этих словах получите ответ на предшествующие слова. Ведь мы святых угодников Божиих, из этой жизни ушедших, не мертвыми называем, а спящими, не сынами погибели, но сынами света и Царствия Божия. Этому мы научились у Самого Христа, Который говорил о Лазаре: Лазарь, друг наш, уснул (Ин. 11, 11). Что же скажете, противники, о теле Пророка Елисея, прикосновением воскресившего мертвого (4Цар. 13)? Разве мертво было тело, содеявшее это чудо? Но что взвешивать на весах то, что теряет цену из-за вашего коварства.

Претыкание четвертое

Во Втором Послании к Коринфянам, в главе пятой, Апостол Павел говорит: если и знали Христа по Плоти, то ныне уже не знаем (2Кор. 5, 16). Этими словами Павел учит, что по Воскресении Христовом Плотское Христово было в забвении, чтобы мы привыкали не по Плоти, но по Духу знать, искать и любить Христа. Если же Плотское Христово было в забвении и презрении, то тем более плотское Христовых святых, то есть, мощи святых.

Так кривотолки искажают Священное Писание.

Исправление претыкающимся

Если Плотское Христово было в забвении, как учите вы, противники, то как же Апостол Павел рассказывает о том, что было установлено Таинство, в котором участвовали Тело и Кровь Христовы, в воспоминание Его страданий и смерти, говоря: Сие творите (...) в Мое воспоминание (1Кор. 11, 25). Если же едите сей хлеб и чашу сию пьете, то этим возвещаете Господню смерть, которая придет. Должны ли мы помнить Господни благодеяния или не должны? Если да, то как забыть Плотское Христово, то есть Воплощение Его, страдание и смерть? Если же Плотское Христово будет у нас в забвении, то откуда у нас будет благодарность за Его благодеяния к нам? Как же мы отвергнем увещание Павла, который говорит: Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников (Евр. 12, 3).

Эти кривотолки безответны. Но мы, не слушая вашего лживого толкования, перейдем к истиннейшим толкователям, святым Отцам, светилам и столпам Святой Церкви.

Златоуст, Феофилакт, Амвросий и другие, упоминая о Христе во Плоти, говорят о Его страданиях и смерти, а не упоминая о Плотском, говорят о Его бесстрастии и бессмертии. Когда же Павел говорит: если и знали Христа по Плоти, то ныне уже не знаем (2Кор. 5, 16), святые Отцы толкуют, что, словами Павла, если мы и знали некогда Христа страдавшим и смертным, то ныне таким Его не знаем, а знаем бесстрастным и бессмертным. Восставший из мертвых уже не умирает, и смерть им не обладает. Подобным образом Павел говорит: плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1Кор. 15, 50), то есть: страдающая и смертная плоть Царствия Божия не наследует, а только бесстрастная и бессмертная. Такое толкование дают святые Отцы, в отличие от кривотолков Кальвина и Лютера.

Глава 2. Претыкание о камень собственного суемудрия

Претыкание первое

В почитании святых мощей есть страх идолопоклонства, ибо за почитанием следует поклонение. Поклонение же должно быть одному Богу, по сказанному: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10).

Исправление претыкающимся

Почитание святых мощей не только не приводит к идолопоклонству, но, более того, прогоняет всякое идолопоклонство. Если кто почитает мощи мученика, низложившего идолов и пострадавшего за их сокрушение, тем самым показывает, что он думает так же, как и мученик, и радуется низложению идолов, и показывает, что он против идольского нечестия. Поэтому при перенесении честных мощей Святого священномученика Вавилы верные, ликуя, пели эту песнь: Да посрамятся все, кто кланяется истуканам (Пс. 96, 7). Об этом пишет историк Руфин в книге 1, в главе 35.

Поклонение же святым мощам не таково, как должно воздаваться Самому Богу и называется по-гречески Латрией, но это поклонение, подобающее многим священным предметам.

ГОВОРИТЕ, что почитание мощей напоминает колдовство, подобное бабьему чародейству, имея в виду освящение прикосновением одежды, или мертвых костей, или раки, в которой лежат мощи. Все же эти освящения и почитания не могут быть соединены с истинной верой.

ОТВЕЧАЮ: Была ли чародейкой жена, прикоснувшаяся к ризе Христовой (Мф. 9)? Были ли чародеями притекавшие к сени Апостола Петра (Деян. 5)? Были ли чародеями те, кто возлагал на больных платки и опоясания Павла (Деян. 19, 12)? Был ли чародеем Антоний Великий, в великой чести хранивший одежду из рогожи Павла Фивейского? Ответьте нам, противники, и по образу того, как вы нам ответите, ответим и мы вам. Но не это ли же и вы делаете, когда почитаете одежду, или перстень, или золотой сосуд, или нечто подобное от своих умерших родителей, причем тем в большей мере, чем больше вы любили их живыми? Однако эти предметы не святы и им не должно поклоняться, хотя вы и любите их. По-другому следует рассуждать о вещах, прикоснувшихся к святым телам, которые обретают святость от прикосновения к святыне, как это видно на примере платков и опоясаний Павла.

СПРАШИВАЕТЕ: Как безжизненная вещь может быть достойна почитания?

ОТВЕЧАЮ: А как же Ветхозаветный Ковчег и бывшие в нем скрижали, и жезл Ааронов, эти безжизненные предметы, были в такой чести, что кроме священников к ним никому нельзя было прикасаться? Почему и преславный царь Давид, облаченный в ефуд, провожал Ковчег с таким торжеством и ликованием, с трубными и музыкальными гласами (1 Парал. 15)? Неужто и Давид был чародеем, по вашему злоумию?

Если и не имеют жизни мощи святых, однако они живы, поскольку им воздается честь через вещи, к которым они прикасались. Поэтому почитаются не только тела или кости святых, но и их одежда, и волосы, и покрывала, и прочее, к чему они прикасались, особенно орудия их мучений, не потому, что показывают нечестие мучителей, но потому, что они орудия победы и торжества страдальцев Христовых и знамения в воспоминание их подвигов и страданий, подобно тому, как мы почитаем и Крест Христа, и копье, и бичи, и трость, и терние, как и меч, или копье, которым Давид победил Голиафа (3Цар. 21) и которое с почетом хранилось в храме Божием, как знамение победы и торжества.

Равно же Господь Бог совершает чудеса мощами святых, как и их одеждой, что мы познаем на своем опыте. Поэтому к Ризе и Поясу Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Восточная Церковь отнеслась с таким благочестием, что установила специальный праздник и воздвигла преславный храм. Герман же, святой Патриарх Константинопольский, воздал ему похвалу, и там произошло много чудес. Смотри в Минеях, 3 июля и 31 августа.

Претыкание второе

Зачем вы зажигаете свечи и ставите их перед мощами? Разве это не должно знаменовать их почитание, которое должно оказываться только Богу? И как в связи с этим вы не боитесь идолослужения?

Исправление претыкающимся

ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Почему перед Ковчегом завета у алтаря всегда горит огонь (Лев. 6)? И почему Ветхозаветные священники не боялись идолослужения, поддерживая неугасимый огонь перед ковчегом? Ответьте нам, и мы ответим так же.

ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Зажигание свечей это знамение чести, которую должно воздавать не только одному Богу, ибо свечи ставятся к мощам не как жертвы, но как знамение или свидетельство любви к святому, или в знамение радости и торжества, как обычно зажигаются огни ради торжества победителей. Или в знамение славы мученика, сияющего, яко солнце, в Царствии Небесном. Или в знамение жизни, когда при погребении мертвых держим горящие свечи в руках, как бы возвещая, что лежащий угас только телом, но не душой. Или в знамение этой жизни, по подобию свечи временно светящейся, а потом гаснущей. И особенно возжигаем свечи при мощах в честь святого, и делаем это с благочестием также во время чтения Евангелием. И святым иконам воздаем такую же честь, почитая в образе первообразное.

ОТВЕЧАЮ, В-ТРЕТЬИХ: Христос не требовал возлияния миро на Свою голову, и мощи святых не нуждаются в горящих свечах, однако как жена, которая возлила миро, получила одобрение от Господа, так и те, кто зажигает свечи перед святыми мощами, получают награду по вере своей.

Претыкание третье

Тела святых не те, что были раньше, они потеряли прежний вид, иногда и истлели, иногда превратились в прах. Поэтому они не достойны почитания.

Исправление претыкающимся

Золото остается золотом и не теряет своей цены, цело ли оно или стерто в прах, светло оно или почернело, и ценится не за свое качество, но за естество. Так должно рассуждать и о святых мощах.

Разве вы не читали в беседе Златоустого на Послание к Римлянам в последней Беседе, что он хотел увидеть прах тела Павла. Он говорит «прах», а не «тело». Смотри об этом выше, в части первой, в главе третьей. Если же мощи такого святого, такого Апостола Златоуст называет прахом, то это может быть и в случае мощей других святых. Но если вселенский учитель святой Иоанн Златоуст чтит прах тела Павла, так и мы должны почитать прах мощей других святых. Здесь же имею в виду не все мощи, а только некоторые, а многие тела нетленны, в нашей Великой России, и в Малороссии, в Киевских пещерах и в других местах.

Претыкание четвертое

Часто бывают поддельные мощи, и не имеющие отношения к святым. Иногда же вместо святых костей предлагаются для почитания кости преступников или зверей, и тем самым многие впадают в прелесть, неистовство и соблазн. Поэтому почитание мощей должно отвергнуть.

Исправление претыкающимся

Если бы кто-нибудь почему-либо ошибся и поклонился простому человеку, думая, что это царь, разве из-за этого надо запрещать кланяться истинному царю? Вовсе нет. Похвально поклоняться истинному царю, хотя иногда может случиться и ошибка в распознании и поклонении. Так следует рассуждать и о поклонении истинным мощам святых. Здесь бы можно было говорить и спорить об истинных святых мощах от имени всей Церкви, а особенно от имени иерархов и от всего освященного Собора, о мощах освидетельствованных, просиявших прежде смерти святой богоугодной жизнью, чудотворением, или прежде смерти, или после смерти, или и до, и после смерти прославленных, а не о мощах каких-либо неведомых, не имеющих церковного свидетельства и неложного известия, и ни честной жизнью, ни честной смертью, ни чудесами не прославившихся.

Претыкание пятое

Неоднократно в разных местах появляются мощи под одним и тем же именем, что говорит о явной лжи и обмане поклоняющихся им. Или один и тот же святой имел много тел, или во многих местах мощи ложные и подставные.

Исправление претыкающимся

Тело одного и того же святого может быть в разных местах по частям, а не целиком. Бывает и такое, что мощи разных святых выставлены под одним и тем же именем, и в течение длительного времени считается, что речь идет об одном и том же святом. Но мы говорим не об этом. А том, что должно почитать истинные святые мощи, по поводу которых не возникает подобного рода сомнений. Если же когда и случится какой обман, это не изменит закономерность, и то, что происходит случайно, не считается закономерностью.

Претыкание шестое

Мертвые тела могут быть неподвластны тлению длительное время, или же вследствие благоприятного месторасположения и воздуха, где они находятся, как в Киевских пещерах, как бы специально для этого созданных. Или же из-за особенной подготовки тела умершего, а также помазания благовонными маслами. Поэтому суетно почитать мертвые тела, поскольку их нетление обманчиво.

Исправление претыкающимся

Вы сами обманываете и обманываетесь, противники, с гордыней и уничижением упрекая праведников в беззаконии. Скажите мне, разве вы не прилагаете усилий к тому, чтобы не было зловония от трупов ваших любимых и родных? Не тратите ли вы свое состояние на их помазание? Не изымаете ли (чтобы не было вони) все их внутренности?

Не ставите ли их гробы в места, специально для этого отведенные? И почему ни один из ваших трупов до сегодняшнего дня не стал нетленным, не только на сотни, но и на десятки лет? Не таковы мощи наших святых, которые, по Апостольским словам, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 37–38), в болотах, у озер, в водной ржавчине, среди оводов и мошек, скорбя и томясь. Будучи еще живыми, они в своем теле носили мертвость господню и работали Господу умерщвлением плоти. Так страдал преподобный отец наш Аврамий у вод Великого Ростовского озера. Таковы были святые Леонтий, Иаков Ростовские, таковы Никита и Даниил Переяславские, Никита и Антоний Новгородские чудотворцы, посреди вод, причем вод мутных, гнилостных, полных змеями, не имевшие ни одного утешения. После своей кончины они в этих потопных водах были и погребены, а через много лет прославлены явившимся нетлением. И как, и кем, вы считаете, было устроено их нетление, так что и доныне Господь хранит их тела целиком, не только кости, на ваше посрамление.

Но и Киевские пещеры явно обличают вашу ложь. Ибо если бы тела умерших сохранялись от тления благодаря благоприятному месторасположению и хорошему воздуху, то всякий труп, который там лежал, был бы нетленным. Но сам наш жизненный опыт показывает, что это не так. Ибо во времена нечестивого Батыя, разорившего все Российское царство и пришедшего в Киев, многие люди укрывались в пещерах, и кто погиб там от голода, кто от острия меча пришедших варваров, и, не будучи погребенными, истлели и сгнили, и доныне в пещерах видны напоминающие кости останки сгнивших трупов. Мощи же святых далеки от тлена.

Претыкание седьмое

Иноземным еретикам уподобляются и наши русские еретики раскольники, которые соблазняются словами святого Златоуста в толковании на Евангелие от Матфея, в Беседе 34, лист 428, где написано так: «Как демоны притекают ко гробу, так и многие любящие, сидящие у гроба, уподобляются душой демонам», и так далее.

Соблазнившиеся этими словами Златоуста говорят: «Зачем нам почитать мощи святых и приходить к их гробам на поклонение, если за это нас Златоуст назовет демонами?»

Исправление претыкающимся

Это нравоучение святой Златоуст написал о тех, кто после смерти своих любимых друзей, знакомых и родственников плачет безмерно и, приходя к их гробам, рыдают и бьются, а не о святых мощах, над которыми никто не рыдает о смерти, а только славит Бога, прославившегося во святых Своих, и молится о спасении их молитвами.

Рыдающих же и одержимых безмерной печалью по своем умершем Златоуст не одобряет и, чтобы отвлечь их от этого неполезного обычая, уподобляет таковых демонам, любящим жить в Еллинских гробах, как тот бесноватый в земле Гадаринской, которых жил не в доме, а в гробах.

Вот в чем суть вашего претыкания, противники, о камень вашего суетного мудрствования. Но когда уже придете в чувства и, лежа во гробах нечувствия и сердечного окаменения, перестанете бесстыдно оскорблять почивающие на своих ложах мощи святых!

Вещь, поистине ужасная! Ни тление не коснулось святых мощей, ни черви, мертвыми обладающие, к ним не устремились. А вы, порождения ехиднины, на мощи святых изострили свои ядовитые зубы сильнее злейших червей. Сам Бог (перед Ним честна (...) смерть праведных Его (Пс. 115, 6)) прославляет тела Своих святых угодников чудотворением. Их почитают Ангелы Божии, устрашаются демоны и убегают от них, а вы смеетесь смехом, достойным плача и рыдания.

И кто не вострепещет от такой дерзости вашей, кто не заплачет о вашей погибели! Не годится вам гнать живых угодников Божиих, но и если устремитесь на почивающих во гробах, уподобитесь больше зверям, пожирающим трупы, а не людям.

Но что сможет ваша звериная ярость? Праведники живут вечно, умертвить их никто не может. Праведные души в руке Божией, язык ваш злоречив и к ним не прикоснется. Праведники в вечной памяти, и вы не сможете помрачить их забвением.

Разве вы не слышите, как Святой Дух ублажает их устами Сираха: Да будет память их во благословениях! Да процветут кости их от места своего (Сир. 46, 13–14). Истинны эти слова, мы явно видим, что они сбываются, и кости святых процветают. Разве не процветают кости святых от своего места, когда на месте, которое избрал Господь, от их гробов и от мертвых костей проистекает столько благодеяний и происходит столько чудес? Не процвел ли гроб Елиея, когда его прикосновением ожил умерший?

Разве не процвел гроб святого первомученика Стефана, когда у его святых мощей слепые прозревали и больные исцелялись?

Но кто может сосчитать райские цветы, которые и ныне процветают, не только исцеляя наши тела, но и принося неизреченную пользу душе. Когда мы смотрим на мощи первомучеников, из них для нас процветают мужество и великодушие, побуждая нас к подобным подвигам и к страданию за Христа.

Когда мы видим мощи святых исповедников, в нас процветает подражание их добродетелям и желание тесного и прискорбного пути, ведущего в жизнь вечную. Когда смотрим на мощи и кости святых дев, в наших душах процветает чистота, которой они угодили Богу, угасив пламень плотской похоти.

Когда смотрим на мощи иных святых, или иноков, или супругов, или высокого происхождения, или низкого, от всех них нам процветает образ, призывающий последовать за ними, чтобы мы не искали причины в нашей лености, чтобы мы не говорили, что немощны, отягощены плотью, пребываем в супружестве, живем посреди мира и потому не можем быть свободными от греха. Разве не были и они людьми, подобными нам плотью и отягощенными немощью, живущими посреди мира, пребывающими в супружестве, однако они победили и мир, и плоть, и сатану. Поэтому да будет память их в благословение их, и кости процветут от места своего.

Особенно же процветут от своего места мощи святых в последние времена, при воскресении праведных, когда их смертное облечется в бессмертие, и их тленное облечется в нетлении. Тогда приближающаяся весна воссияет им, иссушенным зимой нынешнего века, погубившей их красоту, благоуханным райским светом.

Как роса, ниспадающая на цветы, воскрешает и оживляет их, так и роса благодати Божией упадет в то время на мертвые кости и оживит их для вечного бессмертия. И поэтому о них говорится у Пророка Исаии: Оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26, 19). И снова у Исаии говорится: кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов своих Он разгневается (Ис. 66, 14). О как различаются орошения в последний день! Как ливень, низведет Он сети на грешников; огонь, сера и вихрь бурный (Пс. 10, 6), а на праведников низведет росу Своей благости.

Видите, противники, что и в этом причина почитания святых мощей, которых Сам Бог оросит росой Своей благодати и оживит их. И тогда совершенно расцветут их кости на своем месте, и в прославленной плоти просияют, как солнце в Царствии Отца Небесного, Которому вместе с Присносущным Сыном и животворящим Его Духом слава, честь и поклонение во веки веков, аминь.

Просмотров: 1575


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2024-05-14 13:33:49

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



о Боге и Церкви:


о Боге и Его Церкви...