Догмат о наказании еретиков, отторгающихся сегодня от Святой Соборной Апостольской Восточной Церкви



Догмат о наказании еретиков, отторгающихся сегодня от Святой Соборной Апостольской Восточной Церкви / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митрополит Стефан (Яворский)

Предисловие к изложению

Завершаем наше дело с помощью Того, Кто всему начало и конец, и не без пользы выполнив наши намерения. Осталось осторожно рассмотреть вопрос о наказании ере­тиков, отходящих сегодня от Святой Церкви.

Должно ли таковых, отчуждающихся от Святой Церкви, подвергать наказанию, привлекая мирской суд? Это отрицают еретические уста, открывая двери умножению своего душевредного учения, и говорят, что каждый может верить и рассуждать, как сам того желает, и не должен за это подвергаться наказанию, если рассуждения противоре­чат Церковным Догматам.

Они говорят, что Сам Христос сказал: оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф. 13, 30), то есть и пшеницу и плевелы, добрых, и злых, верных, и еретиков, оставить вплоть до жатвы, то есть до дня Страшного Суда. Когда же настанет жатва, то есть конец века сего и Страшный Суд, тогда произойдет отделение пшеницы от плевел.

Они говорят, что и Апостол Павел повелевает согрешающих исправлять духом кротости (Гал. 6, 1), а не гнева, и не убивать их.

По поводу этих двух изречений Писания получите ответ во второй части. Здесь же предлагаю обсудить, правильно ли рассуждают наши противники и соответствует ли их мнение правде и истине.

Не ясно ли для всех, что наказание необходимо для своевольных, как конскому норову удила и уздечка? Что может быть важнее для мудрого управления людьми, чем наказание злым и награда добрым? И если на небе два светила, солнце и луна, то на земле их два: милость добрым и наказание злым. Отнимите от неба солнце и луну, и тотчас вся вселенная погрузится во тьму и превратится в темницу и тюрьму для всех земнородных, в некую бездну, полную всякого бесчинства. Отнимите награду от добрых и наказание от злых и увидите ту же пропасть всякого беззакония. Кто решится на добродетельную жизнь, не ожидая награды? Кто воздержится от всякого зла, если не будет бояться нака­зания?

Отвергая это еретическое суемудрие, примем решение в пользу мирного устрое­ния Святой Церкви и безмятежной тишины всего народа, и выскажемся согласно правде и истине о том, что еретиков, как возмутителей всенародной тишины, следует всячески предавать для наказания праведному суду.

Особенно обратите внимание на то, о каких еретиках здесь пойдет речь: не о вет­хозаветных и отошедших от иных церквей – они родились не в нашей Церкви, не в на­шей Церкви крестились и не наша Церковь давала им веру, а о еретиках, отскакивающих от нашей Церкви, которые в нашей Церкви и родились, и крестились, и получили веру в святом крещении, и должны эту веру своей Матери хранить в целости и сохранности. Если они родившую их Духом Церковь Святую хулят, уничижают, гонят и извращают, подумайте, какого наказания они заслуживают. И не сказано ли в законе, что каждый, злословящий своего отца или мать, заслуживает смерти? Чтобы подтвердить истин­ность сказанного нами, обратимся к Священному Писанию и к другим свидетельствам, относящимся к данному вопросу.

Часть I. Камень Истинного Учения

Еретиков, отчуждающихся от Святой Церкви, достойно и праведно предавать мирскому суду для наказания.

Глава 1. Твердость камня от Священного Писания Ветхого Завета

1. Книга Исхода, глава 32. Моисей с левитами убили три тысячи еретиков, кото­рые избрали себе другого Бога вместо Бога Моисея.

2. Второзаконие, глава 13. Господь Бог повелевает ложных пророков предавать смерти.

3. Также Второзаконие, глава 17. Господь Бог повелевает слушать и во всем пови­новаться священникам и левитам, а непослушных и непокорных велит убивать, говоря: А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи (который будет в те дни), тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля (Втор. 17, 12).

4. Также Второзаконие, глава 18. Господь Бог повелевает убивать ложных пророков.

5. 3 Книга Царств, глава 18. Илия убивает ложных пророков.

6. 4 Книга Царств, глава 10. Царь Ииуй убил всех ложных пророков.

7. 4 Книга Царств, глава 23. Царь Иосия также убил всех ложных пророков.

8. Книга Пророка Даниила, глава 3. Не только благочестивые цари, но и нечести­вый Вавилонский царь Навуходоносор постановил, что каждый, хулящий Бога Даниила, то есть истинного Бога, должен умереть, и дом его останется пуст. Не ясно ли из Свя­щенного Писания, что предавать наказанию еретиков, не покоряющихся Святой Церк­ви, достойно и праведно?

Глава 2. Твердость камня от Священного Писания Нового Завета

1. Евангелие от Матфея, глава 18. Христос говорит: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Следовательно, еретики, отка­зывающиеся быть сынами Святой Церкви, могут быть преданы мирскому суду.

2. Евангелие от Иоанна, 2. Бичем, сделанным из веревок, Господь изгоняет из хра­ма продающих и покупающих. Если купцы были изгнаны из Церкви, то тем более долж­но изгонять еретиков и строго их наказывать.

3. Евангелие от Матфея, глава 7. Христос сравнивает еретиков с хищными вол­ками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутрь суть волки хищные (Мф. 7, 15). Нечто подобное говорит и Павел в Деяниях Апостолов: я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; (Деян. 20, 29). Поскольку убивать волков достойно и праведно, ибо жизнь овец дороже смерти волков, ясно, что убивать еретиков достойно и праведно.

4. Евангелие от Иоанна, глава 10: кто не дверью входит (...), но прелазит инуде, тот вор и разбойник (Ин. 10, 1). По толкованию святого Златоуста и других ворами и разбой­никами здесь названы еретики. Но что совершает праведный суд по отношению к ворам и разбойникам? Не убивает ли он их? Так должно поступать и по отношению к еретикам.

5. Послание к Римлянам, глава 13. Мирская власть не напрасно имеет меч. Всякий начальник, особенно христианский, Божий слуга, должен дать отпор злодеям и мятеж­никам, нарушителям тишины.

6. Деяния Апостолов, глава 5. Апостол Петр поразил смертью Ананию и Сапфиру за ложь Святому Духу. Не солгали ли и еретики Святому Духу, поверив Святой Церкви, а потом отскочив от нее?

7. Деяния Апостолов, глава 13. Апостол Павел поразил слепотой ложного проро­ка Елима волхва, который пытался отвратить Анфипата от веры.

8. Первое Послание к Коринфянам, глава 5. Апостол Павел предал сатане того, кто имел жену отца.

9. Первое Послание к Тимофею, глава г, стих 20. Апостол Павел предал сатане Именея и Александра, чтобы наказать их за хулу. Разве есть большее наказание, чем пре­дать кого-либо сатане? Это больше, чем умертвить тело. Если делается первое. То тем более должно быть второе.

10. Второе Послание к Тимофею, глава 16. Апостол Павел уподобляет ересь ган­грене. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться (2Тим. 16, 16–17). Но поскольку гангрена, или рак (неисцелимая рана, поедающая тело, распространяясь на здоровые чле­ны), лечится только отсечением, то так должно поступать и с еретиками.

Глава 3. Твердость камня от свидетельств Святых Отцов

Святой священномученик Киприан в книге «Об укреплении в мученическом подвиге», в главе 5, упоминает о том, что в Священном Писании, во Второзаконии, в гла­ве 13. написано об убиении ложных пророков. И он добавляет: «Если так часто бывало в Ветхом завете, то тем более должно быть в Новом».

Иероним, славный толкователь Священного Писания, рассуждает о словах Пав­ла на Послание к Галатам, главу 5, Малая закваска заквашивает все тесто (Гал. 5, 9) «Когда появляется искра, ее тотчас должно гасить, и удалять закваску от рядом находя­щегося теста. Должно отсекать гнилой член, овцу, покрытую струпьями, должно изгнать со двора. Арий был всего лишь одной искрой, но ее сразу не погасили, и от нее зажегся весь мир». Краткости ради мы не будем здесь подробно говорить о других святых Отцах, которые рассуждают на эту тему подобным же образом.

Глава 4. Твердость камня от законов благочестивых царей

Великий Константин по просьбе Никейского Собора отправил в изгнание ерети­ка Ария вместе с его сообщниками. Смотрите Созомена, книгу 1, главу 2.

Благочестивые цари Феодосий, Валентиан, Маркиан и другие ревнители благо­честия установили законы о еретиках, согласно которым еретики наказывались или вы­купом из большого количества талантов золота, или отнятием всего имущества, или из­гнанием, или нещадным избиением, а иногда и смертью. Один только Юлиан Отступник принял сторону еретиков.

Царь Иустиниан установил закон, по которому всех еретиков должно изгнать за пределы царства, прежде дав время для покаяния и обращения в течение трех месяцев. Смотрите историю диакона Павла в книге 16.

Царь Михаил поступил так же и одних еретиков наказал изгнанием, других смер­тью. Смотрите историю диакона Павла в книге 24.

Благочестивый царь Алексей Комнин повелел сжечь некоего еретика Василия, главы ереси богомилов. Смотрите Зонара о жизни Алексея.

Православный царь Максим повелел умертвить Прискилиана. Написал об этом Иероним в книге о выдающихся людях.

Оптат в книге третьей, против Пармениана, упоминает об убитых еретиках донатистах.

Глава 5. Твердость камня от доказательств

Доказательство первое

Еретиков достойно и праведно предавать анафеме. Следовательно, их достойно и убивать. Ибо быть преданным сатане большее зло, чем претерпеть телесные мучения.

Доказательство второе

Опыт учит, что другого средства излечения еретиков, кроме смерти, нет. Святая Церковь пробовала многие средства, чтобы вылечить их.

Во-первых, наказанием отлучения от сообщества верных.

Во-вторых, выкупом золота и серебра.

В-третьих, отнятием всего имущества.

В-четвертых, изгнанием.

Однако все эти наказания не принесли успеха. В конце концов, приходилось пре­давать их смерти, ибо еретики смеются над проклятиями, называя их громом без мол­нии. Они не боятся, что отнимут их имущество, говоря, что их будут снабжать другие сообщники. Когда они пребывают в тюрьме или в изгнании, то продолжают растлевать многих словом и писанием. Таким только одно лечение – смерть.

Доказательство третье

Во всех царствах и у всех народов фальшивомонетчики предавались смерти. Но ка­ковы еретики по своей сути? Это обманщики и коварные, делающие монету Слова Божия фальшивой и смешивающие чистое золото с медью ложного толкования. Еретики портят драгоценное серебро, о котором говорит псалмопевец: Слова Господни – слова чистые, серебро переплавленное, испытанное в горниле, очищенное семикратно (Пс. 11, 7), то есть внимательно изучено и испытано толкованиями семи Соборов. Как же должно поступить с такими, если не так, как поступают с коварными, делающими фальшивые деньги.

Доказательство четвертое

Не сохранить веру, данную Богом, есть большее зло, чем не сохранить жене вер­ность своему мужу. Но второе по законам достойно смерти. Следовательно, достойно смерти и первое.

Доказательство пятое

Смертью наказываются те, кто приносит вред добрым и, будучи злыми, притесня­ют их. Так праведно наказываются смертью человекоубийцы, прелюбодеи, злодеи, воры, разбойники, волшебники и другие, подобные им. Но поскольку еретики как раз таковы, скажу больше, они причиняют больше зла, чем разбойники, убивая души и уничтожая веру, корень всех благ, поднимая в царстве всенародный мятеж. Что ж, едва ли таковые заслуживают пощады.

Доказательство шестое

Злые потому наказываются смертью, чтобы от их наказания другие пришли в чувство и исправились. И если они не захотели стать полезными царству, будучи жи­выми. Они станут полезными, умирая. Поэтому они убиваются праведным судом, если и не причиняют вред ближнему, что делают только волшебники, противоестественно согрешающие и тому подобное. Однако их убивают жестокой смертью, чтобы и другие поняли всю тяжесть греха и не дерзали совершать подобное. Все сказанное относится и к еретикам. Поэтому их убивать достойно и праведно.

Доказательство седьмое

Самим еретикам полезно умереть, и когда их убивают, им оказывается благоде­яние. Поскольку они, когда живут долго, много грешат, изобретают много обмана, мно­гих развращают, то тем самым они навлекают на себя большое осуждение и тяжелейшие вечные муки. Все это прекращает праведно наносимая смерть.

Часть II. Камень претыкания и соблазна

Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания Ветхого Завета

Претыкание первое

И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис. 2. 4). Из этого противники делают вывод, что Церковь не должна использовать меч для убийства.

ОТВЕЧАЕМ: Это пророчество Исаии относится к Мессии, и оно уже сбылось во время Рождества Христова, когда в царствование Августа по всей вселенной воцарился мир и полная тишина, какой и прежде, и после уже не было долгое время.

Претыкание второе

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей (Ис. 11, 9), то есть Церкви Христовой.

ОТВЕЧАЕМ: Эти слова относятся не к нам, а в большей мере к еретикам. Ибо в предшествующих словах Пророк говорит, что аспид не повредит младенцу, медведь яг­ненку, лев волу, волк овце. По толкованию святых Отцов, эти звери являются образами еретиков. Еретики, хотя и хотят нам навредить, но истинно не вредят, а делают нас более искусными в терпении, в твердости веры, а некоторых и в мудрости в Боге. Так и дерево становится крепче, если на него часто обрушивается ветер, и так огонь от сильного ветра только сильнее разгорается.

Претыкание третье

И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис. 1, 15), ноги же ваши скоры для убийства.

ОТВЕЧАЕМ: В Писании говорится о невинно пролитой крови праведных, начи­ная от крови праведного Авеля до крови Захарии в Ветхом Завете, а в Новом – начиная от Апостолов, до самого конца века сего. Послушайте, что говорит Моисей об излиянии еретической крови: сегодня посвятите руки ваши Господу (Исх. 32, 29), то есть убейте еретиков.

Претыкание четвертое

Я послал к вам рабов Моих, пророков; вы, схватив их, умертвили и растерзали тела их. Кровь их Я взыщу, говорит Господь (3Езд. 1, 32).

ОТВЕЧАЕМ: Это написано об истинных Пророках, а не о вас, лжепророках и хищных волках. Они обращали к Богу, а вы отвращаете. Какое отношение имеет тьма к свету, Велиар ко Христу?

Глава 2. Претыкания о камень Священного Писания Нового Завета

Претыкание первое

Христос повелевает относиться к еретикам, как к язычникам, но не повелевает их сожигать или убивать (Мф. 18, 17).

ОТВЕЧАЕМ: Христос здесь не повелевает, но и не запрещает. К тому же Христос никогда не повелевал убивать ни разбойников, ни прелюбодеев, ни воров, ни других за­конопреступников. Однако все это происходит праведным судом.

Претыкание второе

Когда ученики пожелали, чтобы с небес сошел огонь и сжег самарян, Христос ска­зал: не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 55).

ОТВЕЧАЕМ, во-первых. Самаряне сильно отличаются от еретиков – они никогда не обещали Христу хранить веру, но они сами начинали верить, и поэтому их не требо­валось принуждать. Еретики же обещали сохранить веру Христа чистой и непорочной, поэтому их следует всячески принуждать.

ОТВЕЧАЕМ, во-вторых. Апостолы Иаков и Иоанн, пожелавшие сжечь Самарию, хотели сделать это не по ревности о спасении душ, а желая отомстить за то, что они не приняли Христа. Поэтому их справедливо обличает Христос.

Церковь же Святая вооружается на еретиков по ревности о душах, развращаемых ересью. По такой ревности Сам Христос изгнал бичом купцов из Церкви (Мф. 21, 13), Петр убил Ананию и Сапфиру (Деян. 5), Павел предал прелюбодея сатане для изнеможе­ния плоти и спасения духа (1Кор. 5). Умолчу об остальных, таких как Моисей, Финеес, Илия, Маттафий и другие, которые, побуждаемые ревность по Богу, убили многих.

Претыкание третье

Оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф. 13, 30), – говорит Христос, то есть пшеницу и плевелы, верных и еретиков.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Если посмотрим на эту притчу, не обращаясь к тол­кованию, то может показаться, что выводом должен быть отказ от убийства злодеев, разбойников и других законопреступников, однако праведный суд совершает проти­воположное. Притча нуждается в толковании, и ее смысл опирается на слова Христа: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы (Мф. 13, 29). Если же возможно убрать злых без ущерба для добрых и без всенародного мятежа, то плевелы должно полностью искоренить. Если же невозможно искоренить плевелы без поврежде­ния пшеницы, то есть, когда есть опасения, что вместо виноватых пострадают невинные, или если они пострадают вместе с виноватыми, или когда еретики сильнее нас, и есть опасение, что они победят в битве или что погибнет больше наших, чем еретиков, тогда, в соответствии со словами Христа, следует оставить и пшеницу, и плевелы расти вместе до жатвы, чтобы, уничтожая злое, не повредить вместе с ним и доброе. Такое толкование дают Златоуст и другие.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Под плевелами здесь понимаются не только еретики, но и все злые люди, такое толкование дает Сам Христос: доброе семя, это сыны Царс­твия, а плевелы – сыны лукавого (Мф. 13, 38). Эта притча имеет более общий смысл и учит тому, что зло полностью не будет искоренено прежде конца века.

Претыкание четвертое

Когда многие ученики оставили Христа, он сказал Апостолам: не хотите ли и вы отойти (Ин. 6, 67)? Так должно поступать и Церкви, и давать свободу каждому верить так, как он хочет.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Еретики отличаются от Апостолов, которые не были обязаны не оставлять Христа, а еретики обязали себя святым крещением не оставлять святую Церковь, Матерь свою, и хранить веру, данную в крещении.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Христос, придя, предпочел не судить, но быть суди­мым, и не Самому мстить за обиды, а оставить месть своим духовным сынам. Его прооб­разом был Давид, который, пока был жив, не хотел убивать Семея, злословящего о нем, но, умирая, повелел Соломону отомстить Семею за злодеяния (3Цар. 2).

Претыкание пятое

Христос говорит Петру: вложи меч в ножны (Ин. 18, 11). Из этих слов ясно, что Христос дал Церкви духовный меч – Слово Божие для исправления, а не железный меч для убийства.

ОТВЕЧАЕМ: Святая Церковь имеет духовных и мирских начальников, как бы две руки, которые держат два меча, духовный и вещественный, которые помогают друг дру­гу. Поэтому когда духовный меч не достигает цели, тогда используется вещественный меч.

Эго было предзнаменовано, когда ученики сказали: вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно (Лк. 22, 38). Петру же Христос повелел вложить меч в ножны, потому что он был духовным, а не мирским лицом.

Претыкание шестое

О Христе говорится: трости надломленной не преломит, и льна курящегося не угасит (Мф. 12, 20). Таким должен быть всякий христианин.

ОТВЕЧАЕМ, во-первых, возражением. Христос, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех (торговцев) (Ин. 2, 15)

ОТВЕЧАЕМ, во-вторых. Надломленные трости кающегося грешника и его сокру­шенное сердце Христос помилует и примет.

Претыкание седьмое

Любите врагов ваших (Мф. 15, 44; Лк. 6, 35).

ОТВЕЧАЕМ. ВО-ПЕРВЫХ. ВОЗРАЖЕНИЕМ: Не возненавидел ли я. Господи, не­навистников Твоих и не сокрушался ли о врагах Твоих? Великой ненавистью возненави­дел я их; врагами стали они моими (Пс. 138, 21–22). И снова: а если и Церкви не послуша­ет, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17).

ОТВЕЧАЕМ. ВО-ВТОРЫХ: Любите врагов ваших, говорится, ваших, а не врагов Святой Церкви, которые гонят Церковь и убивают души верных.

Претыкание восьмое

Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем слу­жит Богу (Ин. 16, 2).

ОТВЕЧАЕМ: Здесь говорится об Апостолах, а не о еретиках. Иначе: Моисей, Илия, Финеес и другие, убившие нечестивых, поистине послужили Богу.

Претыкание девятое

Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3).

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Почему же и вы, еретики, не такие, как дети? Поче­му извергаетесь из материнского лона Святой Церкви? Почему, раньше сосав ее сосцы, ныне их жестоко угрызаете?

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Мы должны уподобляться детям в смирении, в кротости, в незлобии, чистоте, а не в нерадении о душах, врученных нам в пас­тву.

Претыкание десятое

Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искус­ные (1Кор. 11, 19), – говорит Апостол.

ОТВЕЧАЕМ: Дадим место трем пунктам.

1. Коварству диавола, который засеивает еретические плевелы.

2. Человеческому поврежденному естеству, склонному ко злу.

3. Попущению Божию.

С учетом этих трех пунктов мы и говорим, что надлежит быть ересям, как обычно говорим, что в саду надлежит быть сорнякам и плохой траве. И когда Христос говорит, что надобно придти соблазнам (Мф. 18, 7), то этими словами он не повелевает рассеи­вать ереси или не искоренять их, а только предвещает то, что всегда будет в мире.

А поскольку в саду плохая трава всегда вырывается вон, то праведно и хорошо искоренять соблазны, хотя мы и знаем, что все соблазны и все злые травы искоренить невозможно.

Претыкание одиннадцатое

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит 3, 10). Здесь велят отвращаться, а не убивать.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Святая Церковь так и поступает. Вначале она увещает еретика возвратиться, и один, и два раза. Наконец, когда она видит, что гангрена неисце­лима, наносит вред живым и здоровым членам, то стремится отсечь ее.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Здесь Павел не повелевает убивать, но и не запрещает.

ОТВЕЧАЕМ, В-ТРЕТЬИХ: Сам Павел, который сказал это, предал сатане ерети­ков Именея и Александра. А это наказание сильнее, чем телесное.

Претыкание двенадцатое

Ибо что мне судить и внешних (1Кор. 5, 12)? – говорит Апостол. Но поскольку еретики вне Церкви, то как Церковь может судить их?

ОТВЕЧАЕМ: Еретики вне Церкви, но должны и обязаны пребывать внутри Цер­кви. Поэтому их должно побуждать к возвращению, как понуждаются овцы, убежавшие из овечьего двора.

Претыкание тринадцатое

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение. Аз воздам, говорит Господь (Рим. 12, 19).

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Когда убивают еретиков, то это делается не для того, чтобы отомстить, но заботясь о спасении человеческих душ, которых убивают еретики. Примерами являются Моисей, Илия, Финеес, Маттафий и другие.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Мстить за обиду без рассмотрения суда нельзя. Но мстить за обиду, нанесенную Святой Церкви, следует всяческим образом, и особенно привлекая праведный суд властей, которые не напрасно носят меч, как сказал Павел (Рим. 13, 4).

Претыкание четырнадцатое

Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам теперь луч­ше не терпеть лишения (1Кор. 6, 7)?

ОТВЕЧАЕМ: Это изречение относится к вам, противники. Зачем вы обижаете Святую Церковь и не хотите потерпеть лишений?

Претыкание пятнадцатое

Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал. 6, 1).

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Павел, сказавший это, поразил слепотой Елима волх­ва, отвращающего от веры Анафипата (Деян. 13, 8).

Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1Тим. 1, 20). Он предал сатане имевшего жену отца (1Кор. 5, 1). К тому же угрожал жезлом Коринфянам: Чего вы хотите? С жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости (1Кор. 4, 21)?

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Святая Церковь обычно сначала и увещевает с духом кротос­ти. Но когда оружие в правой руке не достигает цели, она берет другое оружие в левую руку.

Претыкание шестнадцатое.

Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях без милосер­дия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение. Я воздам, говорит Господь (Евр. 10, 28–30).

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Этот бич поднят на вас, противники. Это вы, освятившись Кровью Завета, считаете ее скверной, злословя, что в евхаристии есть только простое вино. Вы попираете в Таинствах Сына Божия, ложно понимая слова Христа: Сие есть Тело Мое. Сия есть Кровь Моя. Поэтому если должен умереть тот, кто нарушил закон Моисея, то тем более это должно относиться к вам.

ОТВЕЧАЕМ. ВО-ВТОРЫХ: Если мы воспримем слова Божии у Меня отмщение. Я воздам буквально, то из них последует вывод, будто бы мирской суд не должен убивать ни злодеев, ни разбойников, ни прелюбодеев. Однако это не так, ибо Павел говорит Рим­лянам: ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно не носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 4). Ибо этими словами, у Меня отмщение, Я воздам, Бог требует от нас только того, чтобы наказание происходило не из желания мести, не от жестокости, не от зло­бы, не от вражды, но от ревности о славе Божией и ради сохранения Закона и правды. Так поступил Моисей, хотя в Писании восхваляется его кротость. Таков Финеес, таков Илия, таковы остальные, кто был ревнителями о хвале Божией.

ОТВЕЧАЕМ. В-ТРЕТЬИХ: Бог – Мститель не только Сам по Себе, но и своими наместниками, которых Он поставил над нами и повелел ими повиноваться (Рим. 13, 5).

Глава 3. Претыкания о камень собственного суемудрия

ВО-ПЕРВЫХ: Опыт показывает, что страх наказания и смерти не является пре­пятствием для еретиков.

ОТВЕЧАЕМ: Опыт учит противоположному, ибо многие еретики, такие как манихеи, албигены и другие искоренились благодаря применению оружия. Августин в Посла­нии 48 свидетельствует о том, что в его времена многие вернулись к вере из страха.

ВО-ВТОРЫХ: Церковь терпит существование Иудеев. Почему бы не потерпеть и существование еретиков?

ОТВЕЧАЕМ: Между Иудеями и еретиками много различий. Во-первых, Иудеи никогда не принимали христианской веры, а еретики принимали. Во-вторых, ерети­ки имеют обязательства, принятые в крещении, а Иудеи нет. В-третьих, вера Иудеев была временно установлена Богом, а вера еретиков изобретена диаволом. В-четвертых, Иудейская синагога приносит пользу нашей Церкви, поскольку в их книгах есть проро­чества, прообразы того, что произошло в нашей Церкви, есть прототипы чиноправления, первообразы наших Таинств. Этим мы доказываем язычникам, что мы не изобрета­ем пророчеств, а храним их от наших врагов, в-пятых, Иудеи не пытаются исказить веру христиан, что свойственно еретикам.

В-ТРЕТЬИХ: Вера есть дар Божий. Поэтому никого нельзя принуждать к вере.

ОТВЕЧАЕМ: Вера есть дар Божий, но и дело человеческой свободной воли. Не таковы ли и другие добродетели? Не являются ли даром Божиим чистота и правда? Од­нако тех, кто делает противоположное этим добродетелям, то есть прелюбодеев, воров, разбойников, праведно убивают. Не является ли даром Божиим премудрость? Однако написано: Розга и обличение дают мудрость (Прит. 29, 15). Вера, следовательно, дар Божий, но Бог этот дар сохраняет по-разному, и наказание является одним из способов.

В-ЧЕТВЕРТЫХ: Предавать еретиков смерти противоречит кротости Святой Церкви.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Не противоречит, более того, приличествует. Должна же мать миловать и защищать своих детей. Она была бы немилостивой и суровой, если бы, сохраняя волков, погубила овец.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Святая Церковь познала на опыте, что другие средства бесполезны. Вначале, как сказано выше, она применяла только отлучение. Затем, видя, что отлучение не помогает, добавила денежное наказание. Поскольку не подействовало и это, добавилось отнятие имений. Четвертым стало изгнание. И все это вменялось ими в ничто. И пятым стало предание их смерти, что ясно из разных законов древних благо­честивых царей.

В-ПЯТЫХ: Вера свободна. Следовательно, она должна быть далека от принуждения.

ОТВЕЧАЕМ: Свободна до принятия обязательств и прежде обещаний, но не пос­ле них. Во всяком обещании, перед тем, как его давать, есть свобода обещать или не обещать, дать или не дать. Но обещавшие имеют обязательства. Послушайте, что гово­рится в Второзаконии: Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами свои­ми (Втор. 23, 21–23). Об этом написано также в Книге Екклезиаста, в главе 5: Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обе­щал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить (Еккл. 5, 3–4).

Но и Апостол Петр разве не за нарушение обещания поразил смертью Ананию и Сапфиру? Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобре­тенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5, 3–4).

Поскольку еретики, обещавшие во Святом Крещении хранить веру Святой Церк­ви, ныне это обещание нарушают, то что должно предпринять по отношению к ним?

В-ШЕСТЫХ: Апостолы никогда не обращались к мирской власти, чтобы повли­ять на еретиков.

ОТВЕЧАЕМ: Апостолы не делали этого потому, что тогда цари и другие началь­ники не были христианами, которых должно призывать к ответу. Тогда исполнилось ска­занное: Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его (Пс. 2, 2). Когда же во времена Константина Великого началось исполняться то, что написано дальше в этом же псалме: И ныне, цари, разумейте, поучайтесь, судьи земли! Служите Господу со страхом (Пс. 2, 10–11), с тех пор Святая Церковь, чтобы повлиять на еретиков, начинает обращаться за помощью к мирской власти.

Конец

Придите же в чувства, род строптивый и огорчающий. Притеките с покаянием, не­благодарные, к Матери своей, Святой Церкви, которую вы оставили, и ныне ее утробу, ро­дившую вас, разъедаете нестерпимой хулой. Эта милосердная Матерь с распростертыми объятиями ожидает вашего возвращения, как блудных сынов, и готова с любовью принять вас в покаянии и все свои обиды, нанесенные вами, утопить в глубине вечного забвения.

Если же не обратитесь к ней, то она очистит свое оружие и лук свой натянет на вас. Бог, Мститель за всякую неправду, пробудит сердца властелинов, заботящихся о святом благочестии, чтобы вы жестокой кончиной получили достойную месть за ваши расколы и всенародные мятежи.

Просмотров: 451


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2024-05-14 13:33:49

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



о Боге и Церкви:


о Боге и Его Церкви...