На встрече со студентами ПГУТиИ



Вступительное слово Митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия на встрече со студентами Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики

Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, уважаемые преподаватели и студенты, дорогие отцы, братья и сестры! 

Совсем недавно завершился в Москве Освященный Архиерейский собор, посвященный столетию тех событий, которые поныне во многом определяют пути Церкви и Государства. Ровно век тому назад начались невиданные в истории гонения на Русскую Православную Церковь, которая в ХХ веке явила всему миру сонм мучеников и исповедников, чья кровь, по определению древнего апологета Тертуллиана, является «семенем христианства». 

Столетие начала гонений неразрывно связано с печальным юбилеем революций 1917 года и начала гражданской войны. Эта тема неоднократно обсуждалась на протяжении всего прошедшего года. Главный урок трагических испытаний ХХ века пророчески предвосхитил святитель Московский Тихон в проповеди на гражданское новолетие 1918 года: 

«Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но, увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? Воззри, Господи, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас? И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Успеха не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано, пока не обратимся к Нему всем сердцем». 

В деяниях Поместного Собора 1917-1918 годов так же, как и на Соборах Древней Церкви, проявилась сила Духа Святаго, действующая в человеческой немощи. Тот Собор начался в катастрофическую эпоху слома исторической Российской государственности. Но главное, что все участники узрели в Патриархе Тихоне духовную, литургически и символически объединяющую всех фигуру, и решение об избрании Патриарха было с энтузиазмом воспринято полнотой Русской Церкви. Не случайно именно святитель Тихон стал центром притяжения всех здоровых церковных сил в эпоху гонений на веру со стороны богоборческой власти. Само каноническое Православие стало именоваться «Патриаршей» Церковью. 

В XXI веке, так же как и во все века, служение епископов, чтобы быть подлинно соборным, должно сочетать хранение традиций с неусыпным вниманием к соборному голосу Церкви. При этом мы видим, что Церкви непрестанно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего, чтобы сделать земной институт Церкви равным себе противником и расправляться с ним на своем поле. Горько видеть, когда отдельные служители Церкви способствуют этому, безрассудно обращая то священное, к хранению которого их призвал Господь, на служение сиюминутным, суетным и тленным вещам. 

Среди важных замыслов того Поместного Собора, которые удалось воплотить лишь в недавнее время, можно назвать значительное увеличение численности епископата. В связи с этим полезно поразмыслить о сути епископского служения. Это, прежде всего, свидетельство Истины, проповедь Евангелия. 

Как апостолы преподавали учение Христово, так и их преемники — епископы — должны быть хранителями и проповедниками той же Истины. Мы призваны нести людям Евангелие — Благую весть о том, что Бог призывает человека к общению с Собой, что именно ради этого Он послал в мир Своего Единородного Сына. 

Никогда епископы не были в Русской Церкви так многочисленны, как сегодня. Это открывает в нашей церковной жизни невиданную прежде возможность для сближения епископа с духовенством и народом. Епископ - это тот, кто близок, достижим, кто находится не только в священном пространстве алтаря или в недоступной тиши кабинета, но кого можно увидеть, к кому можно лично обратиться, кто открыт для общения и кто подает пример духовенству и мирянам своей жизнью во Христе, точно так же, как это делали апостолы. 

Мы, члены Церкви, призваны свидетельствовать о том, что бессмысленно строить жизнь человека и общества без Бога. Противостоять подобным умонастроениям мы сможем только в том случае, если будем хранить в своих сердцах живую и искреннюю веру — веру, которая действует любовью. Только такая вера будет нашим постоянным исповеданием Христа Спасителя и основанием наших повседневных дел, выходящих за пределы исполнения обрядовых обычаев. Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз осмыслить корни чудовищного геноцида миллионов русских Православных людей. Насильственное отречение, а точнее сказать, свержение с престола Государя императора Николая II, а затем и его брата Великого князя Михаила Александровича стали детонатором чудовищного взрыва, а затем вызвали крах всех главных основных государственных институтов страны. 

История России в ХХ столетии показала, что неверие, а тем более богоборчество, ведет к ошибкам в политической и общественной жизни: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог», как сказал древний псалмопевец. Русская Церковь в очень сложных условиях старалась сохранять свои традиции, несмотря на смертельную угрозу передавать опыт веры людям. 

В то же время церковная молитва за власть и общение с ее представителями в советские времена не означали принятие Церковью того курса, который проводило государство в отношении религии и других сфер общественной жизни. 

Только один тот факт, что Церковь проповедовала религиозный взгляд на жизнь в то время, когда везде насаждался материализм и атеизм, означал ее непримиримость к идеологии существовавшего политического режима. Многие иерархи, духовенство и миряне идеологически противостояли безбожной власти, мечтали о возрождении Святой Руси. 

И это возрождение произошло. Кровь и страдания сотен тысяч мучеников и исповедников Русской Церкви стали основой восстановления церковной жизни в нашей Вот уже четверть века, мы живем в условиях свободы, осуществляя миссию и служение, заповеданные нам Господом. Особое внимание мы уделяем православному воспитанию и образованию. Только они в своем дальнейшем развитии способны спасти страну от нового кровавого «потопа». 

Вот почему мы такое внимание уделяем в нашей митрополии выстраиванию духовных крепостей: от садика и воскресной школы, до детского образовательного центра, института, академии. Вот почему выпускаем новые журналы для детей и юношества – «Древо» и «Добрыня». В этом важнейшем деле мы рассчитываем на вашу помощь, на помощь молодых патриотов. Призываю всех вас к активному участию в этой встрече и призываю на вас Божие благословение!

Просмотров: 558


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2024-05-14 13:33:49

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



о Боге и Церкви:


о Боге и Его Церкви...