На встрече со студентами ПГУТиИ
Вступительное слово Митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия на встрече со студентами Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики
Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, уважаемые преподаватели и студенты, дорогие отцы, братья и сестры!
Совсем недавно завершился в Москве Освященный Архиерейский собор, посвященный столетию тех событий, которые поныне во многом определяют пути Церкви и Государства. Ровно век тому назад начались невиданные в истории гонения на Русскую Православную Церковь, которая в ХХ веке явила всему миру сонм мучеников и исповедников, чья кровь, по определению древнего апологета Тертуллиана, является «семенем христианства».
Столетие начала гонений неразрывно связано с печальным юбилеем революций 1917 года и начала гражданской войны. Эта тема неоднократно обсуждалась на протяжении всего прошедшего года. Главный урок трагических испытаний ХХ века пророчески предвосхитил святитель Московский Тихон в проповеди на гражданское новолетие 1918 года:
«Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но, увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? Воззри, Господи, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас? И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Успеха не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано, пока не обратимся к Нему всем сердцем».
В деяниях Поместного Собора 1917-1918 годов так же, как и на Соборах Древней Церкви, проявилась сила Духа Святаго, действующая в человеческой немощи. Тот Собор начался в катастрофическую эпоху слома исторической Российской государственности. Но главное, что все участники узрели в Патриархе Тихоне духовную, литургически и символически объединяющую всех фигуру, и решение об избрании Патриарха было с энтузиазмом воспринято полнотой Русской Церкви. Не случайно именно святитель Тихон стал центром притяжения всех здоровых церковных сил в эпоху гонений на веру со стороны богоборческой власти. Само каноническое Православие стало именоваться «Патриаршей» Церковью.
В XXI веке, так же как и во все века, служение епископов, чтобы быть подлинно соборным, должно сочетать хранение традиций с неусыпным вниманием к соборному голосу Церкви. При этом мы видим, что Церкви непрестанно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего, чтобы сделать земной институт Церкви равным себе противником и расправляться с ним на своем поле. Горько видеть, когда отдельные служители Церкви способствуют этому, безрассудно обращая то священное, к хранению которого их призвал Господь, на служение сиюминутным, суетным и тленным вещам.
Среди важных замыслов того Поместного Собора, которые удалось воплотить лишь в недавнее время, можно назвать значительное увеличение численности епископата. В связи с этим полезно поразмыслить о сути епископского служения. Это, прежде всего, свидетельство Истины, проповедь Евангелия.
Как апостолы преподавали учение Христово, так и их преемники — епископы — должны быть хранителями и проповедниками той же Истины. Мы призваны нести людям Евангелие — Благую весть о том, что Бог призывает человека к общению с Собой, что именно ради этого Он послал в мир Своего Единородного Сына.
Никогда епископы не были в Русской Церкви так многочисленны, как сегодня. Это открывает в нашей церковной жизни невиданную прежде возможность для сближения епископа с духовенством и народом. Епископ - это тот, кто близок, достижим, кто находится не только в священном пространстве алтаря или в недоступной тиши кабинета, но кого можно увидеть, к кому можно лично обратиться, кто открыт для общения и кто подает пример духовенству и мирянам своей жизнью во Христе, точно так же, как это делали апостолы.
Мы, члены Церкви, призваны свидетельствовать о том, что бессмысленно строить жизнь человека и общества без Бога. Противостоять подобным умонастроениям мы сможем только в том случае, если будем хранить в своих сердцах живую и искреннюю веру — веру, которая действует любовью. Только такая вера будет нашим постоянным исповеданием Христа Спасителя и основанием наших повседневных дел, выходящих за пределы исполнения обрядовых обычаев. Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз осмыслить корни чудовищного геноцида миллионов русских Православных людей. Насильственное отречение, а точнее сказать, свержение с престола Государя императора Николая II, а затем и его брата Великого князя Михаила Александровича стали детонатором чудовищного взрыва, а затем вызвали крах всех главных основных государственных институтов страны.
История России в ХХ столетии показала, что неверие, а тем более богоборчество, ведет к ошибкам в политической и общественной жизни: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог», как сказал древний псалмопевец. Русская Церковь в очень сложных условиях старалась сохранять свои традиции, несмотря на смертельную угрозу передавать опыт веры людям.
В то же время церковная молитва за власть и общение с ее представителями в советские времена не означали принятие Церковью того курса, который проводило государство в отношении религии и других сфер общественной жизни.
Только один тот факт, что Церковь проповедовала религиозный взгляд на жизнь в то время, когда везде насаждался материализм и атеизм, означал ее непримиримость к идеологии существовавшего политического режима. Многие иерархи, духовенство и миряне идеологически противостояли безбожной власти, мечтали о возрождении Святой Руси.
И это возрождение произошло. Кровь и страдания сотен тысяч мучеников и исповедников Русской Церкви стали основой восстановления церковной жизни в нашей Вот уже четверть века, мы живем в условиях свободы, осуществляя миссию и служение, заповеданные нам Господом. Особое внимание мы уделяем православному воспитанию и образованию. Только они в своем дальнейшем развитии способны спасти страну от нового кровавого «потопа».
Вот почему мы такое внимание уделяем в нашей митрополии выстраиванию духовных крепостей: от садика и воскресной школы, до детского образовательного центра, института, академии. Вот почему выпускаем новые журналы для детей и юношества – «Древо» и «Добрыня». В этом важнейшем деле мы рассчитываем на вашу помощь, на помощь молодых патриотов. Призываю всех вас к активному участию в этой встрече и призываю на вас Божие благословение!
Просмотров: 558
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - На встрече со студентами ПГУТиИ
По описанию (Google) - Вступительное слово Митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия на встрече со студентами Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики
По названию (Yandex) - На встрече со студентами ПГУТиИ
По описанию (Yandex) - Вступительное слово Митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия на встрече со студентами Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики
Вопрос-ответ
последние вопросы
о Боге и Церкви:
-
Непогреши́мость (безошибочность)
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
1959 -
О подготовки ко Причастию
Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и с...
288 -
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...
724 -
Неделя 31-я по Пятидесятнице
31-я Седмица по Пятидесятнице, расписание служб: 1 января 2024 г. - 7 января 2024 г.
636 -
Чин последования исповеди
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...
707 -
О сектах
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
821 -
Оглавление
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...
659 -
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...
1119 -
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...
688 -
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...
1025 -
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...
752 -
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...
813 -
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...
794 -
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...
894 -
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...
696 -
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
902 -
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
965 -
Оглавление
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
658 -
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...
556 -
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...
587 -
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...
765 -
Оглавление
Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей Вла...
659 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
571 -
НАЧАЛО БУКВЫ Σ
НАЧАЛО БУКВЫ Σ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
788 -
НАЧАЛО БУКВЫ Τ
НАЧАЛО БУКВЫ Τ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
737 -
НАЧАЛО БУКВЫ Y
НАЧАЛО БУКВЫ Y / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
660 -
НАЧАЛО БУКВЫ Φ
НАЧАЛО БУКВЫ Φ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
871 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ν
НАЧАЛО БУКВЫ Ν / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
543 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
537 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ο
НАЧАЛО БУКВЫ Ο / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
572 -
НАЧАЛО БУКВЫ Π
НАЧАЛО БУКВЫ Π / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
683