Вопрос 71. Во-вторых, чему учит этот член?



Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вопрос 71

Вопрос 71. Во-вторых, чему учит этот член?

Ответ. Тому, что Святой Дух исходит от одного Отца (ἐκ μόνου τοῦ Πατρὸς), как источника и начала Божества (ὡς ἐκ πηγῆς καὶ ἀρχῆς τῆς θεότητος), как учит нас Сам Спаситель, говоря: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15:26). Это же учение святой Афанасий излагает в своем Символе: «Дух Святой от Отца не сотворен, не создан, не рожден, но исходящ» 54 . И в других местах его трудов: «Бог и Отец один есть причина двух Лиц, и не рожден. Сын от одного Отца, как от причины рожден: Дух Святой от одного Отца как от причины исходит, а через Сына в мир посылается» 55 . И Григорий Богослов говорит: «Дух Святой, Который от Отца исходит: поскольку Он от Отца исходит, то не тварь. Поскольку не есть рожденное, то не Сын. Поскольку есть среднее между Нерожденным и Рожденным, то Бог» 56 . Мы уже рассматривали этот вопрос подробно в первом члене. Итак, достаточно для нас держаться того, чему учил Сам Христос, во что верует Кафолическая и Православная Восточная Церковь, и что она исповедала на Втором Вселенском соборе: она утвердила Символ без прибавления «и от Сына». Не только Православная и Кафолическая Восточная Церковь, но и Западная Римская Церковь подвергла осуждению тех, кто добавляет слово «и от Сына»57 . Это видно из двух серебряных таблиц, на одной из которых Символ Веры был выгравирован по-гречески, а на другой – по-латыни, без этого добавления «и от Сына». Эти таблицы, по приказу Льва III, папы Римского, были прикреплены в церкви Святого Петра в 809 году от Рождества Христова, как сообщает Бароний58 . Итак, кто твердо и непоколебимо пребывает в этой вере, тот может иметь несомненную надежду на свое спасение, как не отступающий от общего мнения Церкви.

54 Цитата содержится в т. н. Афанасиевом Символе веры (Quicumque vult), который не принадлежит александрийскому святителю (составлен не ранее V века). На Западе этот текст обладает авторитетом одного из трех вселенских Символов веры. См. подробнее Афанасиев символ веры // Православная энциклопедия. Т. 3. URL: http://www.pravenc.ru/text/76822.html

55 Цитата не принадлежит свт. Афанасию и содержится в подложном сочинении Quaestiones Aliae, 4.

56 Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе.

57 Учение об исхождении Святого Духа «и от Сына», среди прочих заблуждений римо-католицизма, было также осуждено на Константинопольском соборе 1484 года, который назвал себя вселенским и был таковым по составу.

58 Цезарь Бароний (1538-1607) – кардинал Римо-католической церкви, историк Церкви. Автор 12-ти томника «Церковные анналы» (Annales ecclesiastici).

Просмотров: 260


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2024-05-14 13:33:49

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



о Боге и Церкви:


о Боге и Его Церкви...