Вопрос 107. Что необходимо соблюдать при этом Таинстве?



Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вопрос 107

Вопрос 107. Что необходимо соблюдать при этом Таинстве?

Ответ. Во-первых, это Таинство никто другой не может совершать, какая бы ни случилась необходимость, кроме законного священника. Во-вторых, необходимо предусмотреть, чтобы там, где священник должен совершать это Таинство, был жертвенник или, по крайней мере, антиминс, без которого он никоим образом не может принести Бескровную Жертву. В-третьих, следует наблюдать, чтобы было надлежащее вещество, то есть хлеб пшеничный, квасной, чистый, насколько возможно; и вино, не смешанное с какой-нибудь другой жидкостью, и чистое само в себе, в которое во время проскомидии следует добавлять воду, чтобы исполнилось Писание, которое говорит: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34). Вчетвертых, священник, освящая Дары, так должен мыслить (ἔχῃ ὁ ἱερεὺς τοιαύτην γνώμην), что сама сущность хлеба и сущность вина прелагается (μεταβάλλεται) в сущность истинного Тела и Крови Христа действием Святого Духа, Которого призывает в то время для совершения этого Таинства, молясь и говоря: «Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары. И соделай хлеб сей драгоценным Телом Христа Твоего. А то, что в чаше сей – драгоценной Кровью Христа Твоего. Претворив Духом Твоим Святым»76 . После этих слов77 немедленно бывает пресуществление (μετουσίωσις): хлеб становится истинным Телом Христа, а вино – истинной Кровью 78. Остаются только одни виды их, которые воспринимаются зрением, и это по Божественному устроению (κατὰ τὴν θείαν οἰκονομίαν).

Во-первых, чтобы мы не видели Тела Христа, но веровали, что это оно, вследствие слов, сказанных [Христом]: «Сие есть Тело Мое», и «Сия есть Кровь Моя», веруя более словам и силе Его, чем нашим собственным чувствам, что доставляет блаженство веры. Ибо «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Во-вторых, поскольку человеческая природа испытывает отвращение к вкушению сырой плоти (τὴν ὠμὴν σαρκοφαγίαν) и поскольку необходимо было, чтобы через причащение Плоти и Крови Христа человек соединился со Христом, то, чтобы гнушающийся [такой пищей] человек не отвергнул этого [соединения], Промысл Божий, по снисхождению, Свою собственную Плоть и Кровь дает верным в пищу и питье под покровом хлеба и вина. Об этом подробно рассуждает Григорий Нисский и священный Дамаскин79

Причащаться же этого Таинства, как духовенство, так и миряне должны под обоими видами хлеба и вина. Ибо Христос, не исключая никого, так заповедал, говоря: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56). Поэтому и святые Апостолы, как приняли это Таинство от Христа, так и передали его для принятия и мирянами, и духовными лицами, в обоих видах. Как пишет апостол Павел к Коринфянам: «Ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор. 11:23-25). Кроме того, честь, которую надлежит воздавать этим страшным Тайнам, должна быть такой же, как и честь, воздаваемая Самому Христу (о чем сказано выше). И как сказал о Нем устами всех Апостолов Петр: «Ты – Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16), так и каждый из нас с благоговением должен говорить: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты истинно Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я первый»80 .

Это святое Таинство также приносится как Жертва 81 за всех православных христиан, как за живых, так и за усопших в надежде Воскресения вечной жизни; и эта Жертва не прекратится до Последнего Суда. Плоды этого Таинства главным образом таковы: во-первых, воспоминание невинного страдания и смерти Христа, как сказано: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:26). Вторая польза, которую оно приносит, состоит в том, что это Таинство является умилостивлением (ἱλασμὸς) и примирением с Богом за наши грехи, как живых, так и умерших [христиан]. Поэтому не бывает ни одной Святой Литургии, за которой бы не приносились к Богу молитвы и прошения о наших грехах. В-третьих, христианин, который часто присутствует при этой Жертве и причащается этого Таинства, тем самым освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа. Наконец, следует правильно приготавливаться к принятию этого страшного Таинства, согласно правилу нашей Православной Церкви, а именно, посредством искреннего исповедания, поста и сокрушения, совершенного примирения со всеми [людьми] и тому подобного.

79 См. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры, книга IV, глава 13.

80 Молитва свт. Иоанна Златоуста перед Святым Причастием.

81 «Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь Бескровные Жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает» (определение Константинопольского собора 1157 г.). Цит. по: Успенский Н.Д. Византийская литургия: историко-литургическое исследование. Анафора: опыт историко-литургического анализа. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. С. 227.

Просмотров: 234


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2024-05-14 13:33:49

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



о Боге и Церкви:


о Боге и Его Церкви...