Безусловным авторитетом для Церкви являются...
.. если вероучение Церкви — нечто реальное, и если вероучение Церкви можно отличить от его искажений, то у Церкви должен был быть метод еще до того, как народились на свет прот. Флоровский, Папаниколау, Шишков и другие, включая, конечно, и самих «фундаменталистов». Что же это за метод богословия? Это отнюдь не «вперед к отцам», не «назад к отцам». Мы имеем формулировку более точно выражающую методологию Церкви: «последуя святым отцам», как было сказано в Определении IV Вселенского Собора. У нас нет нужды спорить о том, как именно следует понимать эту формулу, поскольку это ясно из текстов Собора.
Другими словами, цель богословского разума состоит в том, чтобы понять смысл сказанного в Писании, следуя в понимании Писания отцами, и быть единомысленным с ними в этом понимании смысла Писания[57]. Цель богословия не в стремлении через «богословствование» услаждать себя и свой зудящий «богословский разум» расчесыванием «альтернативами» и «новыми смыслами»[58], а в спасении через усвоение учения Церкви, открытого ей Богом, в опровержении искажающих спасительное учение ересей. Усвоение учения — одного и того же во все времена. Цель — не в «ответе на вызовы времени», а в стоянии на твердом основания того учения, в котором был наставлен (Лк. 1:4).
Неким номинально православным богословам это может показаться недостойным величия «богословского разума», однако нам следует сознавать отличие их представления о цели богословия и предназначении разума от представления Церкви.
Православным нет нужды, как видим, различать авторитет Писания и Предания, ибо и Писание, и Предание существуют в Церкви, и одно невозможно без другого настолько, что Писание является частью Предания. Но следует все-таки обратить внимание на различие авторитетности источников Предания.
Безусловным авторитетом являются Писание и Вселенские соборы. Кроме того, таким же авторитетом, как и Вселенские, обладает и ряд других Соборов, так как истины, утвержденные ими, официально приемлются всей полнотой Церкви:
— Константинопольский Собор 879 г.,
— Константинопольский Собор 1157 г.,
— Влахернский Собор 1285 г.,
— Константинопольский Собор 1351 г.,
— Константинопольский Собор 1484 г.,
— Ясский Собор 1642 г.,
— Иерусалимский Собор 1672 г.,
— Константинопольский Собор 1691 г.
Таким же авторитетом обладают Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной 1645 г., Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере 1723 г. (воспроизводящее и утверждающее текст Послания Иерусалимского собора 1672 г.) и Окружное послание Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам 1848 г.
Далее. Все Поместные Соборы Православной Церкви обладают авторитетом в своих пределах, если они не отклоняются от истин, выраженных вышепоименованными Соборами и Посланиями.
Авторитетом, без соотнесения с которым невозможно обойтись, являются и творения святых отцов. Особенное внимание следует уделять согласию отцов. Метод установления вероучительной истины через согласие отцов — изначальный метод Церкви, отказ от которого означал бы отказ от самих вероучительных истин. Ключом к трезвому применению принципа согласия отцов являются слова прп. Викентия Лиринского:
«...о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, несогласно со всеми или даже противореча всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, и отличать от авторитета общего, открытого и всенародного верования, дабы, оставив древнюю истину всеобщего учения, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека» (Записки Перегрина, 1).
http://www.blagogon.ru/digest/926/
Просмотров: 92
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - Безусловным авторитетом для Церкви являются...
По названию (Yandex) - Безусловным авторитетом для Церкви являются...
Вопрос-ответ
последние вопросы
Календарь:
Икона дня:
Пост:
Святые дня:
Евангельские чтения дня:
Новости:
-
08.04.2021
7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления с...
1242 -
23.03.2021
Оглавление / Том 3. Правила Поместных Соборов / Пидалион / Правила Православной Церкв...
31 -
23.03.2021
О Соборе, называемом Двукратным / Том 3. Правила Поместных Соборов / Пидалион / Прави...
21 -
23.03.2021
17 правил Собора, который состоялся в храме Святых Апостолов и получил название Двукр...
30 -
23.03.2021
О Соборе, состоявшемся в храме Святой Софии / Том 3. Правила Поместных Соборов / Пида...
25 -
23.03.2021
О Соборе, состоявшемся в Карфагене при сщмч. Киприане / Том 3. Правила Поместных Собо...
41 -
23.03.2021
Об Анкирском Поместном соборе / Том 3. Правила Поместных Соборов / Пидалион / Правила...
17 -
23.03.2021
О Неокесарийском Поместном соборе / Том 3. Правила Поместных Соборов / Пидалион / Пра...
20 -
23.03.2021
О Гангрском Поместном соборе / Том 3. Правила Поместных Соборов / Пидалион / Правила ...
25 -
23.03.2021
Об Антиохийском Поместном соборе / Том 3. Правила Поместных Соборов / Пидалион / Прав...
20 -
23.03.2021
О Лаодикийском Поместном святом соборе / Том 3. Правила Поместных Соборов / Пидалион ...
24 -
23.03.2021
О Сардикийском Поместном соборе / Том 3. Правила Поместных Соборов / Пидалион / Прави...
19 -
23.03.2021
О святом Поместном соборе, собранном вновь в Константинополе / Том 3. Правила Поместн...
19