Часть 5 / Сборник Святоотеческие сотницы



Преподобный авва Исаия Отшельник / Сборник Святоотеческие сотницы

Сотница об очищении и воскресении души

   1. Преподобный Исаия жил в IV веке. Святой Исаия – современник прп. Макария Вели­кого. Жил в Нижнем Египте в скиту, недалеко от Александрии, имел двух учеников: Петра и Елисея. Был смирен, любил поучаться в Писаниях и сам писал. Почил в 370 году. Память Церковь совершает ему в субботу Сырной седмицы.
   2. Господь призывает нас к Себе: Хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною (Ин. 17:24). Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко ты Мя послал еси, и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси (Ин. 17:23).
   3. Слово Божие – гора – не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14).
   4. Любовь к испытанию Писания рождает споры и вражды.
   5. Познай немощь и проси помощи у Бога: «Господи, пред Тобою есмь; удостой меня познания воли Твоей, ибо сам я не уразумеваю злокозненности их». Бог видит бесстыдство страстей, видит, как ум в сокровенности приседит непрестанно Богу, и посылает ему помощь Свою.
   6. Человек может делать зло под видом добра.
   7. Так вера, яже к Богу, праведного Даниила сделала зверей агнцами овними.
   8. Веруй, что все, что получаешь – получаешь от Бога.
   9. Саддукеи – образ неверия.
   10. Имей в виду, что Бог видит тебя при всяком помысле твоем. Везде помни, что на тебя смотрит Бог.
   11. Что стыдишься делать перед людьми, о том стыдись тайно помышлять в сердце.
   12. Лукавые сильны в злобе, аки волки, но ты проси помощь от Иисуса, потому что не знаешь, в какой час тать придет, ибо посланы яко овцы посреде волков (Мф. 10:16).
   13. Строго внимающий помыслам узнает хотящих войти и осквернить его. Когда в без­молвии вспомнишь о ком, сделавшем тебе зло, встань и помолись Богу от всего сердца сво­его, чтобы Он простил ему, и помысл отмщения отойдет от тебя.
   14. Прокаженный, как написано в законе Моисеевом, да не внидет в дом Господа нечи­стый, то есть имеющий вражду к ближнему, или ненависть, или зависть, или осуждение.
   15. Когда сердце твое слагается со злом в молчании, молчание вменяется тебе в грех пред Богом.
   16. Когда мы познаем грехи свои, и плач, и испытание всего с разумом, тогда стыдиться начинаем воззреть на лица других, даже жен бесстыжих, потому что они честнее нас, ибо они с такой дерзостью делают грехи свои, потому что не знают Бога, наши же сердца слагаются с грехами, тогда как мы – верные.
   17. Услышал слова – не пересказывай их другому. Если сохранишь уши свои – не погре­шит язык твой.
   18. Не спорьте ни о чем. Многословие рождает уныние (разленение) и умоисступление. Не люби леность.
   19. Страсти, одежды страстей, бремена есть ветви зла, кои взял на себя Адам. Они – ветхие мехи, в которые не вливают вина нового, они – пелены, коими связан был Лазарь. Страсти суть демоны, коих послал Христос в стадо свиней, ветхий человек, коего совлещися заповедал апостол, плевелы, кои возрастила земля Адамова. О страстях сказано, что плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15:50).
   20. Страсти – раны в душе и отлучают ее от Бога.
    21. Врачуй страсти святым врачевством покаяния.
   22. Страсть многоядения, как матерь страстей, в первую очередь порождает сильней­шую блудную страсть.
   23. Множится блудная страсть: 1) спаньем вдоволь; 2) ястием до сытости; 3) смехо­творным празднословием; 4) наряжением тела. Если борет тебя блуд, непрестанно преутру-ждай себя бдением, алчбой и жаждой и смиряйся пред всеми.
   24. Если что дал взаймы и простишь – поступишь по естеству Иисуса; получишь рав­ное – по природе Адама поступишь; рост берешь – противоестественно и скотски.
   25. Любовь к славе человеческой рождает ложь. От славы немощствуют чувства, и плен страстей гнетет души, и они теряют сокровенное (поучение Иисусово) по причине рассеяния ума и довольства всем.
   26. Через сон и уныние демоны похищают умиление сердец наших.
   27. Смирение есть думать о себе, что ты грешник и ничего доброго не делаешь пред Богом.
   28. Ум есть образ и слава Божия. Когда ум получит силу от Бога и следует любви, тогда он господствует и погашает все страсти плоти и тела.
   29. Опьянение от суетной многозаботливости иссушает голову.
   30. Малодушие и порицание кого-либо исполняет ум мятежом и не дает ему видеть свет Божий.
   31. Древо познается по плоду, а ум по созерцанию своему. Так, когда ум спасет чувства души от пожеланий плоти и минует их, тогда столп созерцания его отделит душу от поже­ланий плоти.
   32. Маммона – всякое делание мира сего. Истинное служение Богу – не иметь в уме ничего чуждого Бога.
   33. Верен Бог дать руку помощи и ныне Моисею, чтоб спасти Израиля (ум) из рук египтян, кои суть пожелания, какие мы исполняли.
   34. Вино в начале образования своего перебраживает. Это образ новоначалия, которое мятется, пока не возмужает и не остепенится, приняв закваску от отцов, которая переборет греховную волю.
   35. Будь готов повиноваться воле Божией на смерть ли, или на живот, или на какую скорбь со всем желанием и с верою всегда ожидать великих и страшных искушений, гряду­щих на тебя: скорбей, мучений и самой горькой смерти.
   36. Как пред лицом Бога Сущего, ничего без воли Его не делай, даже до малейшего чего. Что бы ты ни захотел: сказать, или сделать, или сходить к кому, или поесть, или напиться, или лечь спать, или другое что захотел бы сделать, дознай прежде, по Богу ли то, и исповедуй причину, почему хочешь того, и тогда делай то, как подобает пред Богом. Так и во всех делах и словах исповедуйся Богу, чтобы стяжать больше свыкновения с Ним и большее к Нему дерзновение.
   37. Светильник светлый – святая душа.
   38. Горе нам, что владычественная сила души подчиняется у нас рабе ее, плоти, и гос­подствует худшее над лучшим, а не обе в едином желании работают создавшему их Богу.
   39. Должно заключить все двери души твоей и хранить все чувства свои, чтобы душа не пала через них. Когда затворишь все двери души твоей, то есть чувства, то раздражительную силу души направляй на внутреннюю брань против внешнего человека, то есть на грех, на самого себя.
   40. Помрачается душа: 1) ненавидением ближнего; 2) унижением его; 3) завидованием ему; 4) ропотом на него.
   Душа делается пустою: 1) переходами с места на место; 2) любовью к развлечениям; 3) вещелюбием; 4) скупостью.
    41. Если душа разделена, Бога ищет и мирское желание, то любви в нас нет. Невозможно душе внити в покой Сына Божия, если не имеет она образа (любви)
   Царева.
   42. Если облако (Духа) осенило скинию души твоей, то ни солнце тебя не жжет днем, ни луна ночью (Пс. 120:6).
   43. Торгующий радуется о прибыли, муж – о доброй жене, воин – о награде. Какая же радость бывает в душе того, кто, начав работать Богу, докончит с верою и любовью! Ангелы встречают ее, поют, пока душа не предстанет Богу в радовании.
   44. Не ищи высших даров Божиих, пока, живя, молишься Ему о помощи, да приидет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет уготовано место нескверное и чистое.
   45. Кто говорит одно, а в сердце имеет другое в лукавстве, у того молитвытщетны.
   46. Стой же над сердцем своим, внимая чувствам своим. И если мирно будет мирство-вать в тебе память (Иисусова), то ты будешь узревать воров, покушающихся окрасть его.
   47. Поучайся в непрестанной молитве. Идешь с кем, иди поодаль и поучайся в молитве. Понуждай себя творить много молитв, ибо свет для души твоей есть молитва.
   48. Испытай ум свой, чтобы, когда говоришь: «Помилуй мя», и сам ты миловал про­сящего тебя; если не так, то Бог не услышит молитвы Твоей. Тайное поучение (то есть молитва), наша беседа с Богом просвещает всего внутреннего человека, даруя ему духовное ведение.
   49. Если плача говоришь: «Дело Твоей милости есть избавить меня, Господи, сам же я бессилен избежать из рук врага без Твоей помощи» – и при этом внимательно внимаешь и сердцу своему, чтоб не опечалить научающего тебя Бога, то это по естеству Иисуса.
   50. Человек не может покаяться без смиренномудрия и труда телесного. Человек, когда-то падший, находится в покаянии и должен удостовериться, что совершилось отпущение грехов.
   51. Всякий помысл, борющий тебя, не стыдись открывать большему себя. Помыслы свои открывай не всем, а только отцам, чтобы не навлечь печаль. Всякий помысл, и всякую скорбь, и всякое желание ваше, и всякое подозрение не укрывайте в себе, а свободно откры­вайте своему авве, и что услышите от него, то с верою старайтесь делать.
   О борющих помыслах спрашивай. Прежде помолись Богу: «Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцам сказать то мне».
   52. Что благорастворение воздухов для семян, то заповеди Божии для ума.
   53. Заповеди Божии есть живот вечный, и взыскающии же Господа (и волю Его) не лишатся всякаго блага (Пс. 33:11).
   54. Человеку потребно сердце мужественное и великое, чтобы пещись о хранении запо­ведей Божиих.
   55. Ложь отгоняет страх Божий. Смех есть бесстрашие.
   56. Удаление от мира есть бегство от тела (непоблажение ему) и помышление о смерти.
   57. Плач же о грехах своих приносит мир, ибо стяжевает внимание к себе, власть над собою, освобождает себя от страстей. Сокрушение и плач о грехах своих хранит доброде­тели.
   58. Веруй, что многополезно и спасительно для души оскорбление и бесчестие ради Бога.
   59. Не живи в том месте, где ты погрешил пред Богом.
   60. Пекись о теле своем, как о храме Божием.
   61. Любим и восхищаем похвалы святых, а не подвиги их и дела, ибо в делании запове­дей Божиих не проявляем ни страха рабов, ни усердия и благоразумия наемников, ни любви сынов.
    62. Если ум, прежде чем чувства перестанут немоществовать (работать страстям), захо­чет взойти на крест, то гнев Божий приходит на него за то, что начал дело выше меры своей, не уврачевав чувств своих.
   63. Если демоны склоняют сердце твое на подвиг выше сил, не слушай их.
   64. Без труда, пота и болезнования человек не бывает услышан от Бога, ибо нужно, чтобы тело смирилось перед душою, а душа покорилась уму и соделалась невестой чистой от всякой скверны и звала Жениха своего, говоря: «Да внидет брат мой в вертоград сей, и да яст плод овощей своих».
   65. Никому не должно предаваться беспечности до последнего издыхания.
   66. Иисус Христос показал нам служение святое и закон чистый, чтобы человек стал в естественном чине своем, в каком создал его Бог.
   67. Понесший Христово иго и бремя, сей вселится в высоце пещере камене крепкого: хлеб ему дастся (причастие благ) и вода (учение) его верна (Ис. 33:16).
   68. Когда идешь, руки задевай за пояс или держи их прижато к поясу, а не болтай ими.
   69. Если брат что положит тебе, не открывай того, чтобы узнать без него. В доме чужом один не осматривай и не открывай сосуды, дверцы, книги.
   70. Погрешность ближнего не носи в памяти, чтобы не сорвалось с языка сказать дру­гим, ибо в этом смерть души твоей. Когда услышишь о грехе брата твоего, не скажи того при ком-нибудь, ибо это смерть для тебя. Что услышал – не пересказывай другим, от этого приходит смущение.
   71. Когда говоришь – говори со страхом Божиим, лишь по нужде, Бога ради и любви, не много и скорей замолчи. Когда слышишь слова неполезные – бегай.
   72. Если человек не презрит тела своего, то не увидит света Божества.
   73. Безмолвие есть противостояние всякому лукавому помыслу. Молчание делает душу чистой.
   74. Горе нам, что имеющую разложиться в червей и гной плоть свою питаем в грехах, не боясь ни огня, имеющего нас мучить, ни червя неусыпающего.
   75. Горе нам, что Сын Человеческий не имеет где главу преклонить в нас, а лиси – злые и лукавые духи – норы в нас поделали, через очи принимаем «стрелы лукавого разжжены» в сердца наши.
   76. Горе нам, что встретившись и беседуя с богатыми и сильными, понравиться, уго­дить им стараемся, а когда бедные подходят к нам с видом просителей, мы отвращаемся от них, как от докучливых.
   77. Горе нам, что о всяком деянии земной жизни, о всяком праздном слове, о злых и нечистых помыслах и воспоминаниях души имеем мы дать отчет Богу и о том не заботимся.
   78. Горе нам, что, оскверняя всегда души наши нечистыми помыслами, желаем, однако ж, чтобы о нас думали, как о святых, и чтили нас их наименованием.
   79. Забыли мы о борьбе с диаволом, геенне неугасимой, тьме кромешной, черве неусы-пающем, плаче и скрежете зубов, вечном стыде перед высшей и низшей нас тварью.
   80. В стране изгнания и пришествия любим проклятое веселие, а о сладости рая и вечном блаженстве не помышляем.
   81. Горе нам, ибо, смердя делами, радуемся похвалам человеческим.
   82. Горе нам, что ужаления и укушения блох, вшей, мух, комаров и пчел не терпим (защищаем себя, убегаем от них), а против пасти великого дракона с жалом греха и смерти не устрояем убежища и не просим помощи у Бога.
   83. Помилуйте мя, помилуйте мя, о друзи! (Иов. 19:21), умолите, вси святии, Христа Бога, да сгонит эту страшную мглу, пелену, покрывало, страсти диавола с ума моего, и да узрю я, в каком болоте нечистоты лежу, яко беззакония моя превзыдоша главу мою (Пс. 37:5).
    84. Раны мои – не раны от меча, и мертвые мои – не мертвые от брани, но разжженные стрелы помыслов лукавого врага вонзились в сердце мое и ослепили внутреннего человека моего, и углебох в тимении глубины, и несть постояния (Пс. 68:3).
   85. Душа, помысли о благах и проси Подателя вечного света, да избавит тебя от тьмы страстей, неведения и помрачения ума, да простит грехи и избавит вечного огня и тьмы кромешной.
   86. Где нет мира с ближними, там и Бог не обитает.
   87. По нужде помоги ближнему сделать дело его, хотя бы нужно было и оставить свое. Благословляй других благословением, какое дал тебе Бог, ведая, что это не твое есть, а есть даяние от Бога.
   88. Если тебя брат не принял у себя, то, если когда случится зайти ему к тебе, окажи ему большое благорасположение. Благотвори злотворящим тебе.
   89. Ведай, что всякий человек, ядущий и пиющий безразлично и любящий это от мира, не дойдет до добродетелей сих: плача, страха Божия, смирения, прозрения, любви, бесстра­стия.
   90. Хранят все добродетели: 1) сокрушение; 2) плач о грехах своих; 3) имение смерти пред очами своими.
   91. Древо жизни есть чистота, явленная Господом в Себе.
   92. Святому апостолу Петру Бог показал, что не должно ни одного человека почитать скверным или нечистым (Деян. 10:15). Поелику освятилось сердце его, то свят стал пред ним всякий человек.
   93. Приучи язык твой говорить: прости; а сердце о каждом брате: он лучше меня.
   94. Если поносят тебя – молчи, пока не перестанут.
   95. Бог силен сохранить любящих Его от искушений, а злых истребить.
   96. Свобода – избавление от страстей.
   97. Когда человек пройдет море страстей житейских, бед и зол, как Моисей перешел море и увидел смерть хотевших удержать его в Египте, тогда, став свободным (от страстей злых), взывает новую, хвалебную песнь: Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всад­ника вверже в море (Исх. 15:1).
   98. Если увидишь во время молитвы, что совершенно никакое зло не обличает тебя, тогда ты истинно свободен и вошел во святой Его покой, по воле Его.
   99. Бесстрастие в Боге есть, и Бог в нем. Врагов оно не имеет, падения не имеет уже, ни неверия, ни труда хранения, ни страха от страсти, ни похотения какой-либо вещи, ни бес­покойства о чем-либо вражеском. Тело бесстрастное восприял Господь Иисус. Бесстрастие есть любовь.
   100. Что Он воскрес во славе Отца Своего и что восшел на небеса и сел одесную престола величествия на высоких (Евр. 1:3) – нам пример, по слову апостола: Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3:1).

Просмотров: 695


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Часть 5 / Сборник Святоотеческие сотницы

По описанию (Google) - Преподобный авва Исаия Отшельник / Сборник Святоотеческие сотницы

По названию (Yandex) - Часть 5 / Сборник Святоотеческие сотницы

По описанию (Yandex) - Преподобный авва Исаия Отшельник / Сборник Святоотеческие сотницы

Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2024-05-14 13:33:49

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



о Боге и Церкви:


о Боге и Его Церкви...