Часть 3 / Сборник Святоотеческие сотницы



Преподобный Макарий Египетский / Сборник Святоотеческие сотницы

Сотница первая о развитии греха и о борьбе с ним силами троечастной души

   1. Прп. Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого Богоподобия, он про­должал сохранять необыкновенное смирение. Господь наградил угодника Своего долгой жизнью, но память смертная постоянно была с ним, побуждая к подвигам молитвы и пока­яния. Шестьдесят лет прожил святой авва Макарий в пустыне, более всего времени проводя в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Прп. Макарий дожил до 97 лет. Пятьдесят бесед и семь подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Египетского.
   2. Божие око взирает на самый ум и на помышления.
   3. В мире, безмолвии и покое пришествие Господне, ибо сказано: И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19:12).
   4. Спаситель совлек начала и власти (Кол. 2:15), потому что Адам продал себя в соб­ственность диаволу, и в душу облекся лукавый.
   5. Иисус Христос царствует в душах святых.
   6. Господь наш Иисус Христос пришел и взял грех мира, то есть иссушил нечистый источник душевных помышлений (как у жены кровоточивой). Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29), исцеляет, берет грехи души, уверовавшей в Него и возлюбившей Его от всего сердца.
   7. В пришествии Духа с души снимается покрывало тьмы.
   8. Солнце есть тело и тварь, но, освещая места зловонные, где есть тина и нечистоты, нимало не терпит или не оскверняется: кольми паче Дух чистый и Святой, пребывая в душе, состоящей еще под действием лукавого, ничего от того не заимствует; ибо свет во тьме светится, и тьма его не объят (Ин. 1:5).
   9. Божественная и небесная риза есть Дух Святой.
   10. Раздрание церковной завесы – знак оставления израильтян Святым Духом.
   11. Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему (Ин. 14:26). В день Пятидесятницы Дух Святой вселился в души апостолов, снял покрывало греха, от страстей избавил, очистил ум, даровал премудрость, открыл волю Божию и Истину.
   12. Божественное Писание Царь-Бог предложил людям, чтобы уверовавшие просили, искали и получали небесный дар – Божество Его – дар жизни – бессмертную жизнь во Хри­сте.
   13. Ветхий Завет есть отблеск Нового Завета; Евангелие – Самой Истины.
   14. Ведение и разумение о Боге и Его воле, которое дается по благодати и по небес­ному дару (святому) Духа, или естественное следствие разумения, или рассудительности и изучения Божественных Писаний.
   15. Блажен, кто ныне познал внутренним человеком Божественные блага.
   16. Только святые земли внутренним оком видят небесное. Ангелы же с неба не просто всех через завесу тверди могут созерцать, но только тех, которые чисты сердцем и освящены в уме, одних сограждан и сотаинников своих.
   17. Сатана сотрясает души решетом, то есть земными делами просевает весь грешный род человеческий.
    18. И Господь предсказал апостолам будущее на них восстание лукавого: Сатана про­сит вас, дабы сеял, яко пшеницу. Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя (Лк. 22:31-32). Ибо стеня и трясыйся (сказано Каину) в тревоге будеши на земли (Быт. 4:12) помы­слами боязни, страха, смущения.
   19. Со времени преступления сатаны силы и князи тьмы воссели в сердце, в уме и теле Адамовом, как на собственном престоле.
   20. Тать и разбойник в Писании разумеется диавол. А звери – лукавые духи.
   21. Всякая тьма есть сатана. Враг, обольстив Адама, отнял у него власть и сам стал князем века сего. Вначале же князем века сего и владыкою видимого Господь поставил чело­века. Огонь не жег Адама, вода не потопляла, зверь не вредил, а потом ворожеи и волхвы оказались чудодеями, как Ианний и Иамврий (2 Тим. 3:8), и Симон боролся с первовер-ховным Петром. Смертью называется диавол, страсти постыдные, посему чистые сердцем победили смерть.
   22. Сатана может беседовать с душою ежедневно, как человек с человеком, и наводить нелепые помыслы. Все усилие диавола состоит в том, чтобы увлечь ум от Бога и от любви Божией.
   23. Искоренять зло и грех не твое дело, а Бога, ибо без Иисуса невозможно спастись.
   24. С верою и богатством в душе одной не идут даже в сравнение вся слава и лепота неба и земли.
   25. Апостолы иногда творили чудеса, а иногда были в немощи (свешен в кошнице – 2 Кор. 11:32), и эти немощи для того, чтобы обнаружить: не соблазняются ли иные; ибо не приневоливающею силою должны они утверждать веру (поэтому есть вера и неверие), так и ныне: и Иов тот же, и диавол тот же.
   26. Яко вам даровася, не токмо еже во Христа веровати, но еже по Нем страдати (Флп. 1:29).
   27. Чадо, аще приступаеши работами Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое и потерпи (Сир. 2:1, 2).
   28. Как младенец не может ни сеять, ни строить, ни садить, так и души неиспытанные.
   29. Человек знает, сколько понести лошаку, ослу и верблюду, сколько горшок держать в огне, тем паче Премудрому Богу ведомо, в какой мере каждую душу подвергнуть искуше­нию, чтобы соделалась она благоискусною и благопотребною для Небесного Царствия. Бог дозволяет диаволу искушать людей по силе и мере (1 Кор. 10:13).
   30. Из нечистых демонов одни искушают человека, как человека, а другие тревожат, как бессловесных животных. Первые, пришедши, влагают в нас помыслы тщеславия, или гордости, или зависти, или обсуждения, которые не касаются ни одного из бессловесных, а вторые, приближаясь, возбуждают гнев или похоть не по естеству их, ибо эти страсти общи нам и бессловесным и скрыты в нас под природою разумною (ниже ее): Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете (Пс.81:6-7).
   31. Искушения и испытания, переносимые с мужеством, явно являют любовь ко Вла­дыке, ибо в них сокрыта слава небесных благ.
   32. Помысл ангельский разбирает существо вещей и их употребления; демонский уво­дит к злой страсти; человеческий являет простую память предмета.
   33. О помыслах, движущих в человеке, как бессловесном, Дух говорит: Не будите яко конь и меск, имже несть разума: браздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближа­ющихся к тебе (Пс. 31:9).
   34. Серебряные и золотые сосуды – суть остатки собственных добрых помыслов.
    35. Как царю земному ненавистен тот, кто, предстоя ему, отвращает от него лице свое, беседует со врагами владыки, так мерзок пред Господом, кто, предстоя на молитве, занима­ется нечистыми помыслами.
   36. Иные молятся против помыслов, иные противоречат, иные ни во что вменяют их (посмеиваются врагам).
   37. Каждому предстоит познать невидимую брань.
   38. Без отречения от страстей человек не познает обмана духов злобы, и язв, и уз, и сокровенную брань.
   39. Усилие духа над плотью порождает брань – в новоначальных, чтобы не войти им в единение с плотью, а в совершенных, чтобы и самое тело сделать духовным.
   40. Господь требует от тебя, чтобы вел брань с умом своим, не соглашался на порочные помыслы и не услаждался ими.
   41. Христианину предстоит двойная брань: внутренняя и внешняя – в удалении себя от земных развлечений, а первая – в сердце с помыслами от лукавых духов. Христианам двоякая брань: с вещами видимыми и с началами и властями страшного миродержителя – диавола.
   42. Как начнешь искать Бога, начнешь страдать, ибо надобно тебе бороться со своею природою и нравами, тогда-то найдешь противящиеся тебе помыслы, и будет брань против помыслов ума – против ума, души – против души, духа – против духа, ибо открывается какая-то сокровенная и тонкая сила тьмы, пребывающая в сердце.
   43. В сердце лукавые духи борются с душою, а Бог и Ангелы взирают на подвиг. И душа многие помыслы производит. Ум есть всадник, он впрягает колесницу души, сдержи­вая бразды помыслов, и устремляется против сатанинской колесницы, так как и сатана уго­товал ее против души.
   44. Когда находят нечистые помыслы, то лики Ангелов и толпы бесов смотрят на тебя, ты скажи нечистому: «Выпросил ты себе стадо свиней! С ними и утопай, а я буду умо­лять Бога о помощи. Господь запретит тебе, лукавый злокозненник, ищущий, подобно льву, поглотить душу мою. Но Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре (Рим. 16:20), егоже Господь Иисус убиет духом уст Своих (2 Фес. 2:8)». Поэтому заповедано про­сить: Не введи нас в напасть, но избави нас от лукаваго (Мф. 6:13).
   45. Испрашивай разумения у Бога, чтобы открывать козни злобы.
   46. И сатана, и ум человека, как равносильные противоборцы, могут только побуждать, а не принуждать к злу и добру.
   47. Душа может противиться злу, но не может без Бога победить или искоренить его.
   48. Человек должен возделывать землю сердца своего и сотворить там брань с сатаною, ибо внутри появляются как бы два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь. Весь подвиг в том, чтобы противиться диаволу и лукавым помыслам.
   49. Если приобрел мужество, то демоны скоро отступят от тебя, ибо нечистые не захо­тят видеть, чтобы ты в молитве за борьбу с ними получил венец. А сверх того, демоны убе­гают от молитвы, как бы мучимые огнем.
   50. Человеку возможно лишь противиться помыслам и не услаждаться ими, но осво­бодиться от брани можно только благодатью Христовою. От внутренней брани, битвы и борьбы, от лукавого может избавить только Бог.
   51. Когда душа все претерпит с верою, Господь препирается с сатаною: «Видишь, сколько зол и скорбей причинил ты ему, и не послушался он тебя, но Мне служит, – Меня боится».
   52. Смотри, чтобы вместо Света, Святого и Пречистого Владыки, не ввести тебе в храм души своей скверного врага, зловоние и мрак.
    53. Бесстрастие же свободно от брани, ибо дух, душа и тело взаимно умиротворились в Боге.
   54. Даже в преизобилии благодати и света (душа и тело) не совершенны, ибо имеют грех внутри себя. Как вода течет в трубе, так и грех в сердце и помыслах.
   55. И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов. Закваска порока – грех. Это какая-то умная и мысленная сила сатаны.
   56. Так и худые помышления образуют цепь: ненависть от раздражения, от гордости, от тщеславия, неверия, жестокосердия, нерадения, разленения, уныния, нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия.
   57. Глубоки тайники души и сердце подобно бездне, грех же взял человека в свое под­данство и овладел пажитями души до глубоких тайников ее. Людей и всю тварь покрыла тьма, и ночь кругом.
   58. Под плотию и кровию, о которых Апостол говорит, что Царствие Божие наследити не могут (1 Кор. 15:50), разумеем не тело, а мудрование плоти, возбуждаемое духами злобы, действующими в сынах противления (Еф. 2:2).
   59. Терние и волчцы возрастит тебе земля сердца преступного, одичалого и запустев­шего (Быт. 3:18).
   60. Содомляне злым умышлением против Ангелов, возжелав совершить с ними муже­ложство, превзошли меру грехов и попалены огнем.
   61. Страсти – нечистый огонь и разжженные стрелы лукавого. Апостол говорит: Да возможете стрелы лукаваго разжженныя угасити (Еф. 6:16), потому что зло воспиталось и положило основание в душе.
   62. Всякая же страсть в душе есть идол, ибо имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть (2 Пет. 2:19).
   63. Давид и просит: От тайных моих (страстей ума и сердца) очисти мя (Пс.18:13), то есть от похотения, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, самолюбия, кичения и др. Чтобы переплыть мысленное море страстей, нужно: долготерпение, смиренномудрие, бдение, воздержание.
   64. Если иногда хорошие, по-видимому, начинания совершаются ради славы и похвалы, то сие как неправда и татьба.
   65. Амалик толкуется – уныние.
   66. Адам, послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу. Адам продал себя диаволу в собственность, и в душу облекся лукавый, и поэтому Спаситель совлек начала и власти (Кол. 2:15). С пленением Адама пленена и тварь.
   67. Когда пал Адам, избрал зло, стыд, безобразие, брение, все силы оплакивали смерть и падение его, ибо твари видели, что данный им в цари стал рабом сопротивной лукавой силы. Но и ты, человек, носишь те же язвы, зловоние и тьму.
   68. Человек связан узами житейских дел и узами духов злобы.
   69. Закон положен не естеству, а свободному произволению.
   70. Видел я Сына Человеческого, но вид Его безчестен, умален паче всех сынов чело­веческих (Ис. 53:3), – говорил пророк о смирении Начальника новой твари. И кто в смире­нии уподобится Сыну Божию, тем Он говорит: Вселюся в них, и похожду (2 Кор. 6:16), ибо проторжеся вода в земли жаждущей, и пустыня обратися во множество вод (Ис. 35:6).
   71. Глубоки тайники души и сердце подобно бездне, грех же взял человека в свое под­данство и овладел пажитями души до глубоких тайников ее. Кто смиряет себя пред Богом и людьми, тот может сохранить благодать, как сказано: смиряяйся вознесется (Мф. 23:12).
   72. Если ты и свое, естественными силами сделанное, приписываешь Богу, то Бог дарует тебе уже собственное Свое, духовное, Божественное.
   73. Надо, чтобы тело смирилось пред душою, а душа покорилась уму.
    74. Престол Божества есть ум.
   75. Младенец, пока мал, под повелители и приставники есть (Гал. 4:2) лукавых духов. Люби Бога умом и когда в храме, в пути, кушая; где ум твой, там и сокровище твое (Мф. 6:21), то есть Бог твой.
   76. Ум должен быть, как един дух есть с Господом (1 Кор. 6:17), и сие тайное борение и размышление о Господе надо иметь день и ночь, делаем ли, пьем ли, служим или что делаем.
   77. Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его.
   78. Израиль – значит ум, зрящий Бога.
   79. Можно представить так: какая-то сила, подобно тонкому воздуху, лежит и покры­вает собой легкий ум, хотя светильник горит и светит, но ограда средостения стоит.
   80. Небесная сила обитала в уме Илии, Моисея и творила чудеса. Как стены Иерихон­ские пали от силы Божией, так и стены порока, сатанинские грады и демоны истребляются Божией силой, чтобы не преграждали путь уму, ибо теперь сказано: Излию от Духа Моего на всяку плоть (Иоиль 2:28), и с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).
   81. Ум подобен доброму пастырю, который обращает в бегство волков (бесов и татей), а вожделением душевно любит овец (добрые помыслы) и пасет их на месте злачне и воде покойне.
   82. Зеница, глаз, видит все, также и ум, и сердце.
   83. Ум душевным оком, зрением, видит козни и помыслы лукавого и предохраняет душу. Прозорливый ум видит козни диавола.
   84. Ум Адама, первоначально чистый, созерцал Владыку своего в раю.
   85. Как младенец носится на руках куда ходят, так и благодать держит и носит ум, и возносит на небеса, в вечный покой.
   86. Скиния вне полка – утверждение ума вне видимого, а вхождение во мрак(Исх. 20:21) – обретение невидимого и невещественного места ведения, где священные тайны.
   87. Верующему должно перемениться в уме своем и собрать в Боге все помыслы, в чем, действительно, и заключается все служение Богу. Все благоугождение и служение зависит от помышлений. Стоит Господь и рассматривает твой ум, помышления и движения мыслей, смотрит, как ищешь Его, от всей ли души. Вся слава Дщере Царевы внутрь (Пс. 44:14), а на мысленной смоковнице нашей Господь ищет внутреннего плода.
   88. Умное духовное состояние – душа и тело во всем подчинены духу, а ум покорился Богу и Его воле.
   89. Воля Божия – очищение от греха, от страстей – освящение сердца.
   90. Все Божие – и земля, и душа, и самое бытие. У человека остается воля, и свобода, и сердце, и если все доброделание восписует Богу, то это радует Владыку.
   91. Когда душа просит ведение, разумение и рассудительность, то Бог дает ей, чтобы она ничего не делала против Владычной воли.
   92. Все невольное имеет причину в произвольном.
   93. Воля плоти есть естественное движение тела с последующим за ней разжжением без помыслов, то есть подобно бессловесному животному. Поэтому плоть похотствует на духа. Заповедано: «Похоти плотские не совершайте».
   94. Нужно подневольно принуждать себя к доброделанию и благоугождению Богу.
   95. Если бы Господь или сатана брали во власть человека насильно, то человек не был бы виновником того, что впадает в геенну или получает Царство.
   96. Бог желает и ждет, чтобы человек понял, возлюбил и предначал волею, а привести мысль в действие, или перенести труд, или совершить делом – сие благодать Господня дает возжелавшему и уверовавшему. Если воли нет, Сам Бог ничего не делает. Посему соверше­ние дела Духом зависит от воли человека, как сказано: Колькраты восхотех собрати чада твоя, и не восхотесте (Лк. 13:34).
    97. Если воля инока покорится закону Божию, и ум начинает по сему закону управлять подчиненных своих – разумею все чувства душевные, особенно же гнев и похоть, ибо они суть подчиненные ума, – тогда добродетель нами совершена и правда исполнена; пожелание устремлено к Богу и воле Его, а гнев против диавола и греха. Что же еще потребуется? – Тайное поучение.
   98. Когда свободное произволение будет испытано скорбями, тогда благодать дается верному только после долговременного борения, после испытаний и искушений.
   99. Девы – души нерадивые – по земле пресмыкаются пятью телесными чувствами, на земле имеют жительство свое в своем естестве.
   Пять умственных душевных чувств, приняв благодать Духа, уже не чада мира, не юро­дивы, но невесты Жениховы, ибо как души, прилепившиеся ко Господу, в Нем пребывают помыслом, к Нему возносят молитвы, с Ним ходят.
   100. Дверь души – чувства. Дается дар Духа в меру, с трудом и любовью к Богу, когда чувствия души обучены в рассуждении добра и зла (Евр. 5:14).


 

Сотница вторая об очищении внутреннего человека в молитве, покаянии и трудах деятельной жизни

   1. Господь хочет, чтобы слово Его было посеяно в сердцах человеческих. Блюди сердце свое (Притч. 4:23), ибо оно рай, и если есть в нем чистота и любовь, то сколько хранишь слово Божие, столько и охраняется.
   2. Само сердце малый сосуд, но там есть львы, там есть ядоносные звери, там есть змеи, пути негладкие и стропотные, там пропасти, но там также и Бог, там Ангелы, там жизнь и Царство, там сокровища благодати.
   3. Если не сохранили мы сердца нашего, как отцы наши, употребим труд сохранить по крайней мере тела наши безгрешными. Где есть осуждение (совести), там нет свободы.
   4. Терния и волчцы возрастит тебе земля сердца преступного, одичалого и запустев­шего (Быт. 3:18). В сердце, в необъятной бездне, гнездится змей.
   5. Тьма, покрывало – огнь мирского духа в сердце, а рай Херувимом заключен для плотских.
   6. Христос сходит в сердце, как во ад и во гроб, ибо там погребены помыслы и ум, объятые тяжелою тьмою, и, отвалив камень тяжелый, воскрешает мертвую душу, вопиющую к Нему о помощи.
   7. Сердцу веселящуся, лице цветет, и наружность в теле, как в зеркале каком, показы­вает светлость души. Таковые забывают о телесной пище, и тела их не знают обыкновенных болезней, ибо корень растения (пищи) питает подземная вода, а душу их – небесный огонь.
   8. У греха своя особенная природа. Душа носит на себе прекрасный хитон – одежды тела в дебрях мира. Душа имеет образ ангельский и зрак, (вид) подобный внешнему чело­веку.
   9. Душа одна сама по себе много дороже целого мира и мирского царства.
   10. С верою и богатством одной души не идут даже в сравнение вся слава и лепота неба и земли.
   11. Человек драгоценнее всех тварей. Об умной человеческой сущности – бессмертной душе сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26).
   12. Жизнь есть рождение души от Духа.
   13. Душа, носимая Богом, делается вся оком, в благолепии, и бразды ее упоены благо-датию.
   14. Целомудренная душа есть дева Господня.
   15. Апостолы – други Жениховы, обручают Христу души, ибо сказано: Обручих вас единому Мужу (2 Кор. 11:2).
   16. Как телесных членов много, и все называются одним человеком, так и у души много членов: ум, совесть, воля, помыслы осуждения и оправдывающие; но душа одна, и это вну­тренний человек.
   17. Душа твоя да вступит в общение с Богом, как невеста с женихом, ибо сказано: Тайна сия велика есть; аз же глаголю во Христа (Еф. 5:32) и в непорочную душу.
   18. Прекрасная невеста, возлюбленная душа, сотворена по образу Божию, душа и тело – дом Божий.
   19. Душа именуется храмом, дщерию царевой, царицею.
   20. Стоит Господь и рассматривает твой ум, помышления и движение мыслей, смотрит, как ищешь Его, от всей ли души. Душа, когда непрестанно ищет Господа, получает отпуще­ние. И Бог очищает ее от порока и представляет ее как непорочную невесту.
   21. Тело без души мертво и без Духа душа мертва для Царствия Божия.
   22. Надо, чтобы тело смирилось пред душою, а душа покорилась уму.
    23. Душа Адама умерла, когда умные чувства души как бы умертвились лишением небесного и духовного услаждения. Потом, через 930 лет, умер он и телом.
   24. Души, прилепившиеся ко Господу, в Нем пребывают помыслом, к Нему возносят молитвы, с Ним ходят.
   25. Душа да всецело посвятит себя молитве и любви Господней.
   26. Душа, приявшая Духа, совершает заповеди легко.
   27. Земледелец сначала землю очищает от терния, а потом вверяет ей семена; так и душа, сначала очищается от скверны духа и принимает плод.
   28. Когда душа просит ведение, разумение и рассудительность, то Бог дает ей, чтобы она ничего не делала против Владычней воли.
   29. Душа может противиться злу, но не может без Бога победить или искоренить зло.
   30. Душа за преступления предается демонам на поругание (духовным зверям).
   31. Душа получает избавление от жестокой зимы, потемненного неведения и великого ослепления – следствия срамных дел и грехов, когда она возопиет и дастся ей духовный Моисей, и она во время весны произрастит прекрасные леторасли правды.
   32. Вкушение же агнца и опресноков с горькими травами с препоясанными чреслами и обутыми сапогами с жезлами в руках означает приуготовление души добрыми делами со скорбью и горестью труда покаяния. Когда душа бежит из Египта от власти духовного фара­она – диавола, то он преследует душу скорбями, искушениями и невидимыми бранями, но между душою и египетскими духами стоит Господь и проводит через море скорбей. И душа поет новую песнь Богу с тимпаном, то есть телом, и с гуслями, то есть душой, на ее словес­ных струнах – тончайших помыслах. Когда влагается древо жизни крестное – Христос, в самый горький источник сердца, то душа услаждается, и переменяется горечь в сладость и доброту духа.
   33. Душа в унынии одержима и неверием, верит сновидениям, не видит внутренней брани, в самомнении и ослеплении находится.
   34. Душа субботствует, когда избавлена от нечистых помыслов и лукавых дел, покоится же в вечном Господнем покое и в радости, и совершает от чистого сердца служение чистое и богоугодное, и совершает праздник Духа Святого.
   35. Потому изведи в свободу душу свою, восприими благие помыслы, обогатись со Христом, и по обещанию благого Духа возымеем Духа Бога как бы Женихом своим.
   36. Всегда должно иметь в совести своей попечение и страх.
   37. Двоязычен – иначе в словах, а иначе в совести расположен.
   38. Макарий оставил пятьдесят бесед и семь подвижнических слов, два послания, молитвы на сон грядущим первая и четвертая, утренние – первая, вторая, третья, четвертая.
   39. Предметом искания пусть будет одно – иметь в душе сокровище и жизнь, то есть иметь Господа в уме.
   40. Мы же в молитве и служении слова пребудем (Деян. 6:4), оставляя служение тра­пезе, говорили апостолы о высшем делании.
   41. Глава всех добродетелей и добра – постоянное пребывание в молитве, но если не украшены смиренномудрием, простотою и благостию, то нет пользы ни от какого делания.
   42. Молитва непрестанная – самое главное дело из всех дел. Готовым нужно быть к великому подвигу и напряжению и терпеть от зла: сон, уныние, тяжесть в теле, преоблада­ние помыслов, непостоянство ума, расслабления, скорби, восстание лукавых духов, упорно воюющих с христианскими душами.
   43. Надлежит молиться, чтобы еще на земле приять Духа Божия, как сказано: Дондеже свет имате, веруйте во свет (Ин. 12:36), приидет нощь, егда никтоже может делати (Ин. 9:4).
   44. С сердечной болезнью, верою проси дара благодати у Бога.
    45. Должно непрестанно и усердно молиться Богу.
   46. И Отец ваш Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11:13). Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете, толцыте и отверзется вам (Мф.7:7).
   47. Если же кто принуждает себя к одной только молитве, чтобы иметь еще молитвен­ную благодать, но не принуждает себя к кротости, к смиренномудрию, к любви, к исполне­нию заповедей Господних, и не заботится, не прилагает труда и усилия для приобретения их, то по мере его произволения и свободной воли, согласно с прошением его, дается ему иногда отчасти благодать молитвенная, в упокоение и веселие духа, но по нравам он остается таким же, каким был и прежде. Не имеет он кротости, потому что не взыскал труда и не приугото­вил себя сделаться кротким; не имеет любви ко всем, потому что, прося молитвы, о сем не заботился и не показал усилия, не просил твердой веры и истинного упования на Бога.
   48. Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благость не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы.
   49. Памятью о Боге отгонишь забвение, ведением уничтожишь тьму неведения, ревно­стью изгонишь безбожное равнодушие (разленение).
   50. Одни копят себе деньги, а ты копи молитвы и милостыни.
   51. Святые сидят на позорище и смотрят на обольщения мира, но внутренний их чело­век беседует с Богом.
   52. Молитва, совершаемая неспешно с болезненным чувством и скорбию души, с напряженным умом, восходит к небу, как сказано: из глубины (души) воззвах к Тебе, Господи (Пс. 129:1).
   53. Христиане собирают рассеянные в веке сем помыслы. И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов, но Христос влагает в верные души небесную закваску благодати.
   54. Благодать, как закваска, в человеке с юного возраста, и действует в каждом к его пользе.
   55. Некоторые благодать получают сразу до трудов, другие до смерти терпят, ибо испы-тывается их воля, и вера, и надежда, и любовь по пределу меры и весу свободного произво­ления, дабы взыскать плодов добродетели по слову: Сильнии(много приявшие) же сильне истязани будут, а малый достоин есть милости(Прем. 6:6), ибо раб ведевый волю госпо­дина своего, и не уготовав, ни сотворив по воле его, биен будет много (Лк. 12:47).
   56. Благодать дается верному только после долговременного борения, после опытов великого терпения и великодушия, после испытаний и искушений, когда свободное произ­воление будет испытано скорбями.
   57. При терпении в скорбях и многих трудах воцаряется благодать, а до этого в душе пресмыкается дух лукавства, покрывало тьмы, ветхий человек.
   58. Огнь Божества (ибо Бог наш огнь поядаяй есть – Евр. 12:29) сожигает сучец во внутреннем оке, делает ум чистым, возвращает естественную прозорливость, чтобы видеть дела Божии, как сказано: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118:18).
   59. Как младенца носят на руках куда хотят, так и благодать держит, и носит ум, и возносит на небеса в вечный покой.
   60. Брачное одеяние – это благодать Святого Духа.
   61. Когда благодать посетит и вселится в человека, тогда Сам Господь творит в нем Свои собственные заповеди.
   62. Что от благодати – там радость, мир, любовь, истина.
   63. Благодать надо подогревать огнем ревностного делания, как жар дровами, дабы не потух огонь.
   64. И по принятии благодати человеку суровому оставляется его суровость.
   65. Леность, недеятельность и беспечное произволение лишают благодати.
    66. Когда благодать отступает от души, душа терпит от диавола тысячи бедствий, отча­яние, расслабление, перестает уповать на Бога.
   67. Вечером и утром испытывай себя сам, как провел ты время.
   68. Говорит апостол: Совлекитесь ветхаго человека оскверненного, непокорного Божию закону (Кол. 3:9).
   69. В сердце, в необъятной бездне, гнездится змей. Если убьешь змея, то будешь чист.
   70. Обращение грешника на покаяние бывает небесным праздником, ибо сказано: Радость будет на небеси о едином грешнице кающемся (Лк. 15:7).
   71. Дело покаяния совершается тремя добродетелями: 1) очищением помыслов; 2) непрестанною молитвою; 3) терпением постигающих нас скорбей.
   72. Определение – Сам Господь, а заповеди – путемерие и знаки царского пути в небес­ный град.
   73. Когда теряется страх Божий, тогда страх человеческий удерживает от зла.
   74. Что есть красота человеческая? – Кожа, которая стареет, изменяется, умирает, кости, жилы и зловоние, земля и пепел.
   75. Гроб и могила для тебя – сердце твое.
   76. Как сборщики податей сидят в тесных проходах, останавливают проходящих, так и демоны истязывают неочищенные души при исходе.
   77. Душу грешную при исходе души толпы демонов и темной силы берут в свою область. При святых рабах Божиих пребывают Ангелы и святые духи еще ныне и при исходе душу приемлют в чистый век.
   78. Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16:10). Малое – пища, одежда, здравие и все телесное, земное, то есть о чем Господь увещевал не заботиться, так как все оно мечта­тельно и тленно, и искать нужно прежде Царствия(Небесного) Божия и правды Его (Мф. 6:33), то есть многое – дары вечного и нетленного века.
   79. Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4:16), – говорит апостол, а если ты любишь человеческую славу, чтобы кланялись тебе, ищешь себе покоя, то совратился ты с пути.
   80. Невозможно спастись иначе, как токмо через ближнего – отпустите и отпустится вам, и это есть исполнение закона.
   81. Душа доблестная присоединяется к Церкви не по тому, что сделала, а по тому, что пожелала, ибо спасает Спаситель.
   82. Искоренять зло и грех не твое дело, а Бога, ибо без Иисуса невозможно спастись.
   83. Труды для того, чтобы были плоды.
   84. Собственные врачевства, то есть дела правды без силы Духа, не могут исцелить и очистить человека. Посему просим: открый очи мои (Пс. 118:18), ибо Бог обетовал дать Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11:13).
   85. Чтобы стяжать залог жизни, нужно крепко уверовать в Бога, отречься зла и суеты, непрестанно пребывать в молитве, принуждать к доброделанию заповедей, даже против воли сердца.
   86. Как скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои.
   87. Весьма многие из людей хотят сподобиться Царствия без трудов, без подвигов, без пролития пота, но сие невозможно.
   88. Вкушать велено вечером – временем средним между светом и тьмой.
   89. Только обработав землю, нужно сеять и ждать урожая, так и, удручив постом (хле­бом, солью, водою) тело и посеяв семена молитвы, можно стяжать плод добродетелей.
   90. Моисей четыредесять дний и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи (Исх. 34:28), ибо приобщался пищи от Духа душою святою.
    91. Спание днем указывает на болезнь тела, или на уныние души, или на ее беспеч­ность, или на неопытность.
   92. Отсечение всего злого – безмолвие.
   93. Взять крест и следовать за Христом означает готовность благоугождать Богу до смерти, ибо кто имеет желание умереть за Христа, тот не огорчится, неся труды и обиды. В этом и есть любовь, когда с упованием переносим всякую скорбь.
   94. Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14:22).
   95. Давид, помазанный в цари, подвергся гонениям и скорбям, а через семь лет стал царем.
   96. Истине необходимо быть гонимою.
   97. Скорби и несчастья должны приниматься с радостью.
   98. Ты, подвергаясь поношению, не только не воздавай поношением, но укроти и того, кто бы стал отмщать за тебя.
   99. Кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости.
   100. Что имеет теперь душа в себе, то обнаружится тогда в теле.


 

Сотница третья о добродетелях и о призвании к сыноположению

   1. Глава всех добродетелей и добра – постоянное пребывание в молитве, но если не украшен смиренномудрием, простотою и благостью, то нет пользы ни от какого делания.
   2. Если утвердишь молитву, правую веру, терпение всех прискорбных случайностей, то всякое прочее добро приобретается посредством их.
   3. Все добродетели связаны: молитва от любви, любовь от радости, радость от крото­сти, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты.
   4. Человек хотя много трудится и работает, творя какую-либо добродетель, однако Сам Господь тайно в нем действует.
   5. Добродетель различными образами приправляется так, как бы некоторая пища, тре­бующая себе не только меду, но иногда и перцу, чтобы соделаться ей полезною.
   6. Елей – плоды правды.
   7. Оружие воина Христова: пост, девство, чистота, святость, нищета, любовь, мир, бде­ние, молитва, праведность, Божественное смирение.
   8. Животные с раздвоенными копытами означают ходящих право в законе.
   9. Бог требует от нас чистоты сердца, благой совести, полезных речей, честных и добрых помышлений.
   10. Целомудренная душа есть дева Господня.
   11. Когда человек сокровенное свое, то есть душу и помышления, Богу посвящает, тогда Господь удостаивает его Своих таинств во святыне и чистоте великой и в небесную пищу и духовное питие дарует ему Самого Себя.
   12. Кто желает быть чистым, тому Бог дает криле голубине (Пс. 54:7) – Святого Духа, и почивает на нем чистота и святыня, ибо Он Бог –Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29).
   13. После искоренения страстей проси чистое сердце и дух правый, то есть совершен­ного избавления от злых помыслов и дарования мира Божия в нравственных, естественных и богословских созерцаниях.
   14. В сердце, в необъятной бездне, гнездится змей. Если убьешь змея, то будешь чист.
   15. Сия бо есть чистота сердца, чтобы, увидевши грешников или немощных, состра­дать и милосердствовать о них.
   16. Святость, очищение есть не воздержание только от худых дел, но и состояние чистоты внутреннего человека, чистоты совести.
   17. На кого воззрю? Токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2).
   18. Стяжавший смиренномудрие на себя берет вину брата своего, говоря: «Я согре­шил».
   19. Прежде речи – подумай, что сказать.
   20. Смиренномудрие есть не имеющая имени благодать в душе, теми только именуе­мая, которые изведали ее опытом.
   21. Смиренномудрие есть покров Божественный, который не дает нам видеть наши исправления. Смиренномудрие есть бездна самоосуждения, неприступная для всех невиди­мых татей.
   22. Смиренномудрый всегда гнушается воли своей, как погрешительной, даже в про­шениях своих ко Господу.
    23. Смиренномудрие свое показывает не тот, кто сам о себе отзывается худо, но тот, кто слыша порицание себе от других, не уменьшает к ним любви своей.
   24. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21:19).
   25. Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во иску­шение, управи сердце твое и потерпи (Сир. 2:1).
   26. Христиане должны сносить внешние оскорбления и внутренние брани, да иску-шени бывше, терпением укрепятся.
   27. От терпящих мужественно напасти и искушения посрамляется сатана.
   28. Различай естественные помыслы от лукавых, ибо душу окружает целый ряд (лес) помыслов.
   29. Рассуждай, что от лукавого и что добро, будь медлителен и все испытывай.
   30. Господь, много о любви заповедуя, повелел прежде искать правды Божией, ведая, что она есть мать любви.
   31. Внутреннее стремление к Богу – дело первой заповеди любви, превыше всего.
   32. Пребывающий всегда в молитве возжигается горячейшей любовию к Богу и вос-приемлет благодать Духа, освящающую душу.
   33. Аще убо кто Бога любит, то и Сам Бог совокупляет с ним Свою любовь.
   34. Если плотская любовь разлучает с отцом, с матерью, братьями, то любовь души к Небесному Царю отрешает от всякой любви к миру.
   35. Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его.
   36. Иной возлюбил имение, а иной – золото и серебро, иной же –многоученую мирскую мудрость для славы человеческой, иной возлюбил начальство, иной славу, иной любит безвременные сходбища, иной весь день проводит в рассеянии и удовольствии, иной обольщается праздными помыслами, иной учительством, любит одежды, попечения, иной любит сон, или шутки, или сквернословие.
   37. В единый час Господь удаляет от тебя смерть, лишь бы ты любил Бога.
   38. Ангельский язык, и пророчество, и всякое ведение, и дарование исцелений в срав­нении с любовью – ничто.
   39. Люби Бога умом; где ум твой, там и сокровище твое (Мф. 6:21), то есть Бог твой.
   40. Искушения и испытания, переносимые с мужеством, явно являют любовь ко Вла­дыке, ибо в них сокрыта слава небесных благ.
   41. Благопризнательный скоро входит в любовь Божию, а неблагодарный пес, схватив хлеб, тотчас оставляет давшего.
   42. Любовь по своему качеству есть уподобление Богу, сколько возможно оное смерт­ным; по действительности своей она – упование души, а по отличительному свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения.
   43. Кто любит Господа, тот прежде возлюбил брата своего.
   44. Смерть диаволу и победа над смертью бывает тогда, когда душа оживает, то есть всегда пребывает в любви Божией – памяти Его.
   45. Новая тварь (2 Кор. 5:17) – христиане.
   46. Христиане – род Божий: святяй и освящаемый от Единого вси (Евр. 2:11).
   47. В христианстве пища и питие для внутреннего человека есть слово Божие и таин­ство.
   48. Христианам дан закон, написанный на скрижалях сердца.
   49. Как кровию агнца помазывали двери, так верному кровию Христа помазываются пороги сердца в жизнь и избавление, а демону – в плач и смерть.
   50. Воспитанные на море научаются плавать и, когда подымутся бури волны, не при­ходят в ужас. Таковы и христиане.
    51. Кораблю нужен ветер и кормчий, и для верных Христос –Небесный Кормчий – переводит их через темное море лукавых духов.
   52. Христиане, терпящие скорби, обиды, болезни и брани от лукавых духов с верою, получают славу мучеников.
   53. Христиане не должны осуждать ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бес­чинных, а простодушно взирать чистым оком.
   54. Избиение первенцев египетских означает падение некоторой силы свирепой – диа-вола – в таинствах Христовых.
   55. Овца овцу врачевать не может, ибо прежние иереи, левиты и учители дарами и жертвами не исцелили умерщвленного разбойника, будучи под сению и образом закона, а Христос истинный Архиерей будущих благ врачует и вводит в Церковь Небесную.
   56. Монахи из мира, из моря злобы и бездны тьмы, из глубины берут и выносят камни, жемчужины, поступающие в венец Христов, в Небесную Церковь, в новый век, в светонос­ный град, в Ангельский собор.
   57. Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие.
   58. Есть ощущение, есть видение, есть озарение. Озаренные Божиим светом видят образ души: но немногие христиане достигают сего видения.
   59. Ныне Божии человецы стали выше первого Адама.
   60. Совершенные знают, какая приходит мысль из собственного сознания, какая от Бога и какая от демона.
   61. Как кто богат, имеет сокровище, то на это он может приобрести в мире все, что нужно и пожелает, так и обретший сокровище – Духа Святого, Самого Господа Христа, при­обретает себе всякую добродетель и небесное богатство.
   62. Апостол говорит: Имея сокровище сие в скудельных (глиняных) сосудех (2 Кор. 4:7), то есть будучи еще во плоти, сподобились приобрести оное сокровище – священную силу Духа.
   63. Кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5:17) – новый мех с новым вином, то есть Духом Святым.
   64. Восход к вершине: простота, послушание, вера, надежда, служение, смирение, кро­тость, радость, любовь, молитва.
   65. Совершенство – сыноположение небесное и обретенное царство, и тогда благодать отъемлет покрывало сатаны, и душа видит Бога.
   66. Бесстрастие есть не удаление от дел греховных, ибо это называется воздержанием, но отсечение страстных в сердце помыслов, которое св. Павел назвал и духовным обреза­нием сокровенного иудея.
   67. От смирения – бесстрастие.
   68. Скоро приобретали многие отпущение грехов, но никто не приобрел скоро бесстра­стия: для сего нужны и время, и великое усердие, и Божие содействие.
   69. Бесстрастный тот, кто плоть соделал нерастлеваемою, ум возвысил над тварью, покорив ему все чувства, и лицу Господню представил душу, которая непрестанно, даже сверх сил своих, устремлена к Богу.
   70. Или как еще говорят, что бесстрастие есть воскресение души прежде тела.
   71. Сподобившийся такого состояния, находясь еще во плоти, во всех словах, делах и помышлениях имеет всегда правителем обитающего в нем Бога. Бесстрастный уже не сам живет, но живет в нем Христос.
   72. Блаженное бесстрастие от земли на небо восставляет нищий ум, и от гноища стра­стей воздвигает убогого, а любовь посаждает его со святыми Ангелами, с князи людей Гос­подних (Пс. 112:7-8).
    73. Земля обетованная – состояние благодатной жизни в свободе Христовой.
   74. Три отрока – пленники и рабы – сохранили одну свободу и не поклонились идолу, когда в Вавилоне Навуходоносор собрал все подвластные народы.
   75. Где есть осуждение (совести), там нет свободы.
   76. Свобода, возможная человеку, простирается на то, чтобы противиться диаволу, ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1).
   77. Свят тот, кто очистился и освятился по внутреннему человеку.
   78. Только святые с земли внутренним оком видят небесное.
   79. Успение святых есть сон.
   80. Душа субботствует, когда избавлена от нечистых помыслов и лукавых дел, покоится же в вечном Господнем покое и в радости, и совершает от чистого сердца служение чистое и богоугодное, и совершает праздник Духа Святого.
   81. Упокоение, покой – избавление от зла, греховных страстей и вселение Духа в чистое сердце.
   82. Дух Господень достойные души упокояет, веселит и всякие им утешения и жизнь вечную дарует.
   83. Чадо Божие, войди в тот покой, куда предтеча о нас вниде Иисус (Евр.6:20).
   84. Воскресение душ бывает еще на земле, а тел – будет в день Господень. Испытыва­ющие блаженство будут подобны звездам по светлости и величине.
   85. В месяце ксанфик, то есть апреле, будет день всеобщего воскресения.
   86. Что имеет теперь душа в себе, то обнаружится тогда в теле, и сила Духа будет одеянием христиан, и пищей, и питием, радованием, веселием, миром, облачением, вечной жизнью.
   87. В воскресение тела христиан прославятся и просветятся по мере благочестия души.
   88. Какое сокровище человек собрал в душе своей, то самое откроется в теле его в воскресение.
   89. Небо и земля мимоидут, а человек призван к сыноположению, и как в видимом мире все женихово принадлежит невесте, так и все Господне вверяется тебе.
   90. Сам Бог уготован христианам в честь и достояние.
   91. Бог сподобил людей быть сынами Отца Небесного и братьями Своими.
   92. Как царский и многоценный бисер могут носить только родившиеся от царского семени, так и небесный бисер можно носить только Божиим чадам.
   93. Елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12), ибо якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго (1 Кор. 15:49).
   94. К отраде и уврачеванию тела Бог людям мирским и всем внешним дал земные лекарственные вещества, а пришедший в сыноположение приобретает новую веру, и поня­тие, и жизнь, и чужд миру.
   95. Наше бо житие на небесех есть (Флп. 3:20).
   96. Не в словеси бо Царство Божие, но в силе (1 Кор. 4:20).
   97. Царство Небесное подобно квасу (слово, учение Христово, воспринятое умом), егоже вземши жена (душа) скры в сатех (мерах) трех (тела, души, духа) муки (Мф. 13:33), собирая в одну закваску веры всю тонкость их помыслов.
   98. Царствие Божие ощущается веселием, залогом вечной радости душ святых гряду­щего века, подаваемого Духом.
   99. Дал еси веселие в сердце моем (Пс. 4:8), что означает небесное веселие Духа в душах достойных, и это показывает, что Царствие Божие внутрь нас есть (Лк. 17:21) – залог вечного блаженства во Христе.
    100. Выше тверди – невидимое светозарное небо, где полки Ангелов, там нерукотво-ренная скиния, в коей святые Ангелы совершают службы. Нет там ни ночи, ни лукавых духов, ни браней.

Просмотров: 1048


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Часть 3 / Сборник Святоотеческие сотницы

По описанию (Google) - Преподобный Макарий Египетский / Сборник Святоотеческие сотницы

По названию (Yandex) - Часть 3 / Сборник Святоотеческие сотницы

По описанию (Yandex) - Преподобный Макарий Египетский / Сборник Святоотеческие сотницы

Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2024-05-14 13:33:49

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



о Боге и Церкви:


о Боге и Его Церкви...