О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав



Ефрем Сирин. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав Память: 28 января / 10 февраля Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель, живший в IV веке. Написал много толковательных и нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.

Глава 1. Начало плодоносия - цвет; а начало смиренномудрия - покорность о Господе. Плод же послушания - долготерпение; а долготерпение - плод любви; и любовь - союз совершенства; и совершенство - соблюдение заповедей Божиих; а заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс.18:9); и просвещенные очи бегают путей беззаконных. Итак смиренномудрие да будет у тебя и основанием и облачением ответа; речь же твоя пусть будет ясна, приветлива в любви Божией. Ибо Спаситель сказал : будите совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф.5:48). Из чего видимо бывает высокоумие? Из того, что оно не подчиняется, что оно не послушно, непокорно, водится собственным своим помыслом. А смиренномудрие послушно, благопокорно, скромно воздает честь и малым и большим. Кто приобрел оное, о том уверен я, что с вечною жизнию получит он награду от Господа.

Глава 2. Если двое живете в одной келлии; то будьте строго к себе внимательны, зная, что Господь посреди вас. Ибо сам он сказал: идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20). Хотя мы, как недостойные, не видим Его; однако же Он, как Бог, знает и видит помышление и дело каждого. Ему слава во веки веков! Аминь.

Глава 3. Слышали мы, что говорит премудрость: человеку блудну всяк хлеб сладок, непрестанет, дондеже умрет. Человек, преступаяй ложе свое, глаголя в души своей: кто мя видит? кого убоюся? Тма окрест; и стены закрывают мя, и никтоже мя видит. Грехов моих не воспомянет Вышний. И очи человечестии страх его, и неразуме, яко очи Господни тьмами тем крат светлейшии солнца суть, прозирающии вся пути человеческия, и разсмотряющии в тайных местех: прежде неже создана быша, вся уведена Ему, такожде и по скончании. Сей на путех града отмщен будет, и идеже не надеяшеся, ят будет (Сир. 23:23-30).

Глава 4. Если ты, возлюбленный брат, избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благоговения не внушил тебе чуждого помысла, и именно, тщеславия и гордыни, по которым не захочешь трудиться вместе с братиею. Напротив того работай, как и единомысленные с тобою братия, и охраняй свое благоговение. Ибо леность разрушает благоговение и тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Посему сопрягай благоговение с прилежанием и ведением, и будешь истинно благоговеин.

Глава 5. Если приобретешь ты себе, возлюбленный, смиренномудрие; то усильно напрягай свое внимание, чтоб не подстерег тебя враг, и не завел на чуждый путь, внушив тебе что-нибудь свое, как говорит премудрость: не рцы: от Господа скрыюся, и свыше кто мя услышит? В людех множайших не воспомянен буду, что бо есть душа моя в безчисленней твари? Он же присовокупляет еще, говоря: се небо небесе Господне, бездна и земля посещением Его подвигнутся: вкупе горы и основания земли, егда воззрит на ня, трепетом трясутся (Сир.16:16-19). Посему с смиренномудрием сопрягать должно веру, и тогда проложишь прямые стези смиренномудрия.

Глава 6. Один брат вступил в общежитие, желая стать монахом и принял намерение пребывать в келлии с одним из старших братий; чрез несколько же дней, боримый помыслами, сказал: "не могу оставаться с этим братом". Поэтому другой брат стал уговаривать его, говоря: "а если бы попался ты к варварам, и отдан был на руки какому-нибудь варвару; то ужели бы мог сказать: "не хочу жить с ним". Брат, выслушав это, и, приведенный таким словом в сокрушение, поклонился ему, говоря: "прости меня".

Глава 7. Брат сказал еще: "кто хочет стать монахом, и не переносит оскорбления, уничижения и ущерба, тому монахом не бывать".

Глава 8. Если в монашескую жизнь вступит человек без дальнего рассуждения, то враг ухищряется вложить в него вольность и бесстыдство. А если идет кто в монахи из благоговения, то и ему внушает враг мысль свою; и если он молод, то по благоговению его дает ему усердие к подвигу, которого не может он совершить. Но кто поистине боится Господа, тот не увлекается ни первым, ни вторым помыслом. А если и будет уловлен бесовскою прелестью; то боязнь Господа, Которого по истине возлюбил он, просветит сердце его для шествования прямым путем. Небогобоязненный же и бесстыдный не уверовал еще, что будет суд. Не уверовал сему также надменный и кичливый, и не ради Бога благоговейный; потому что почитает он себя великим. Посему, если будет тревожить тебя страсть самомнения, то скажи борющему тебя: "иди от меня прочь, лукавый помысл. Что я за человек? И в какой преуспел я добродетели, что внушает мне подобные мысли? Святые камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша (Евр.11:37). И что говорить о подобострастных мне человеках? Сам Владыка всяческих за нас крест претерпе, о срамоте нерадив (12:2). А я, все время жизни своей проведя во грехах, какой дам ответ в день суда?" И сим отгонишь от себя высокоумие. Если же и преуспел ты в чем-нибудь, то представь, что преуспел не собственною своею силою, по слову сказавшего: не аз же, но благодать Божия со мною (1Кор.15:10). А если будет смущать тебя бесстыдство, то, взвесив дела свои, скажи: "в таком множестве худых дел участвовал я, как же осмелюсь отверзть уста свои, когда Господь сказал, что и за праздное слово дадут ответ человецы в день судный (Мф.12:36)?" Посему должно припасть ко Господу, по примеру сказавшего: Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль, и семене их праведнаго, сотворивый небо и землю со всею лепотою их: и связавый море словом повеления Твоего: заключивый бездну, и запечатствовавый ю страшным и славным именем Твоим: его же вся боятся и трепещут от лица силы Твоея, яко никтоже постоит пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев, еже на грешники, прещения Твоего. Безмерна же и не изследованна милость обещания Твоего: Ты бо еси Господь, благоутробен, долготерпелив, и многомилостив и каяйся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству благости Твоея, и Ты, Бог сый праведный, не положил еси покаяние праведным, Аврааму, Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе: но положил еси покаяние мне грешному: зане согреших паче числа песка морскаго. Умножишася беззакония моя, Господи, и несмь достоит воззрети и видети высоту небесную (2Пар.36, мол. Цар. Манас.), и так далее. И таким образом самый страх и молитва отгонят от тебя бесстыдство.

Глава 9. Один брат боролся с суетным помыслом, внушавшим ему, будто бы преуспел он уже несколько в добродетелях. Но желая победить помысл высокоумия, клал он руку свою под разжженную сковороду, и говорил сам себе: "вот горишь, не высокоумствуй больше. Ибо видим, что три отрока были среди горящего пламени, и ни один из них не превознесся сердцем, но, с великим смиренномудрием воспевая среди пещи, прославляли они Бога, говоря: душею сокрушенною, и духом смиренными, да прияты будем пред Тобою (Дан.3:39). А ты, находясь в прохладе, высоко умствуешь". И сим побеждал он беса высокоумия.

Глава 10. Если найдется человек трудолюбивый и особенно подвизающийся в добродетелях; то никто не должен уничижать его; а напротив того, таковых надобно принимать к себе; потому что и Богу они благоугодны, и обществу полезны. В этом пусть убедят нас два стана, стан еврейский и стан филистимский, и Давид, единоборствующий с Галиафом: а также подвергшиеся кораблекрушению на море и спасшиеся ради обретавшегося с ними праведника, как написано: не бойся, Павле, Кесарю ти подобает предстати: и се дарова тебе Бог вся плавающия с тобою (Деян.27:24).

Глава 11. Брат, по принятии им монашескего образа, боролся с мыслью выйти из общежития. И помыслы представляли ему такой пример: "Посмотри, говорили они, на эту зелень в саду; вот, если ухаживающий за этими грядами не повыдергает растений и не пересадит на другое место, то не пойдут они в рост". На это брат отвечал помыслу так: "ужели же садовник до конца повыдергает все посеянное на этих грядах? Не оставит ли на гряде, что может она пропитать? Притом выдернутое не так надежно, как оставшееся на месте. Потому и ты будь в числе невыдергиваемых". И сим, при содействии благодати, преодолел он помысл.

Глава 12. Если ты, возлюбленный, пожелал быть на безмолвии в общежитии; то смотри, чтобы помысл не стал внушать тебе обманчивой мысли, которая огорчит тебя, когда раздумаешься и скажешь: "живу я здесь за большую цену; а пища у меня ничего не стоющая". Поэтому не разоряй дела Божия ради снедей. Ибо если питаешь в себе подобные мысли, то не по любви ходишь. Но послушаем лучше спасительного гласа, который говорит: кто убо есть верный строитель и мудрый, егоже постави господин над домом своим, даяти им во время пищу? Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща. Аминь глаголю вам: яко над всем имением своим поставит его. Аще ли речет ленивый раб в сердце своем, яко коснит господин мой: и начнет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами: приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть. И растешет раба того полма, и часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубом (Мф.24:45-51). Итак предоставим себя Господу, и не будем судить подобного нам раба, которого общий наш Владыка поставил править домом. Ибо все мы Ему дадим отчет, и Он воздаст каждому по делам его.

Глава 13. Один брат говорит: "помолюсь я Богу, чтоб дал благодать рукоделию моему, и чтоб от оного питалось все общежитие или целый монастырь. Не будет ли мне оттого радости?"

Глава 14. Слышал ты, домоправитель, что говорит Апостол: начальствуяй, со тщанием (Рим.12:8); и: никтоже о юности твоей да нерадит (1Тим.4:12). И так смотри, не пристрастно пользуйся заповедью. Ибо в другом месте говорит: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду: и явльшуся Пастыреначальнику, приимите неувядаемый славы венец (1Пет.5:3,4). И еще говорит: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1Кор.11:1). Ибо гордыня чужда для верных, по слову сказавшего: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак.4:6).

Глава 15. Если дух уныния беспокоит тебя, возлюбленный; то не увлекайся помыслом уныния; но пребывай на том месте, на котором поставил тебя Бог, рассуждая в себе, какую любовь имел ты к Богу, когда в начале пришел к монастырским дверям. Ту же любовь будем иметь и до конца, чтобы на нас не исполнилось сказанное: и яде Иаков и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и оставив Бога сотворшаго его, и отступи от Бога, Спаса, своего (Втор.32:15). Итак потерпи пока Господа, как борец, который терпением побеждает наносящего ему удары. Ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22).

Глава 16. Был один брат, вступивший под начало в общежитие; и он постоянно молчал, сам себя лишая свободы говорить. Другие новоначальные говорили о нем: "не из благоговения молчит он, а потому что не умеет говорить". Другие же говорили: "нет не потому: а в нем бес". Брат, слыша сие, не отвечал им: в сердце же своем воздавал славу Господу.

Глава 17. Один брат сказал: "просил я себе у Господа такой помысл смиренномудрия, чтоб, когда брат мой прикажет мне сделать что-нибудь, говорил я помыслу: "это господин твой, слушай его"; а если прикажет другой брат, опять говорил: "это брат господина твоего". И если прикажет ребенок, и тогда говорил: "слушай сына господина своего". И таким образом противясь чуждым помыслам, при содействии благодати, безмятежно делал он дело свое.

Глава 18. Однажды, когда братия ночью занимались поделием, один из них, почувствовав лихорадочный озноб, возвратился в келлию свою; другой же брат стал роптать на него. Поэтому послали брата к нему позвать его. Посланный ими брат пошел, и находит, что он сильно страждет, и говорит ему: "братия спрашивают, здоров ли ты? О деле же своем не беспокойся, мы за тебя потрудимся". Тот отвечал: "да воспомянет любовь ваша, что и мне хотелось потрудиться с вами, но препятствует немощь моя". И брат, воротившись к пославшим его, сказал им: "сильно изнемогает брат, но сказал мне: хотелось и мне потрудиться с вами".

Глава 19. Один брат вступил под начало в общежитии, по причине же трудности, борим был помыслами. Но отвечал им, говоря: "негодный раб, ты продан уже, и что еще можешь сделать?" И Господь даровал ему утешение.

Глава 20. Однажды, когда братия вкушали пищу, брат встал чтоб подать кубок; и один из старцев, приняв оный, нашел, что растворенное вино очень горячо. Старец сказал: "ты обжег меня чадо". Почему брат, как скоро пришел к себе в келлию, начал бить себя, говоря: "если бы ты был рабом у человека жестокого, и сделал это, не в то же ли бы время посыпались удары на плоть твою? Поэтому не будь нерадив о себе".

Глава 21. Блажен монах, который соблюдает заповеди Господни, и имеет попечение о трех вещах: об упражнении в молитве, о рукоделии и размышлении. Ибо написано: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс.45:11); и еще: нищь есмь аз, и в трудех от юности моея (Пс.87:16); и еще: и в законе Его поучится день и нощь (Пс.1:2).

Глава 22. Если увидишь брата небрегущего о своем спасении, не соблазняйся нерадением брата, и не подражай его лености, блюди же себя чистым. Если не будем друг друга тяготы носить (Гал.6:2); то как обретем благодать пред Господом? О том позаботимся, еже не полагати претыкания брату или соблазна (Рим.14:13). Кто ни в чем не соблазнил брата, сей велий наречется в царствии небеснем (Мф.5:19).

Глава 23. В каком месте ни пребываешь, не будь нерадив о своем спасении. Ибо в законе Моисеевом написано: аще продастся тебе брат твой Евреанин, или Евреаныня, да поработает тебе шесть лет, и в седмое да отпустиши его свободна от себе. Аще же речет к тебе: не отъиду от тебе, яко возлюбих тя, и жену твою, яко добро ему есть у тебе: да возмеши шило, и провертиши ему ухо, и будет ти раб во веки: и рабе твоей сотвориши такожде (Втор.15:12,16,17). Монах, отрекся ты от мира, отпущен на свободу, освободил тебя Христос; после этого не люби рабства суетному миру, да не будут последняя твоя горша первых (Мф.12:45). Напротив того поработаем освободившему нас Христу; Ему слава во веки веков! Аминь.

Глава 24. Если пребываешь, возлюбленный, на месте именитом; то смотри, не будь побежден высокоумием; не уничижай в мысли братьев, будто бы принадлежат они к жалкому обществу. Ибо один Господь знает сокровенности сердца. Смотри, чтоб не оказалось, что превозносишься ты листьями, тогда как у них есть и плоды. Но лучше, сколько можешь, столько смиряй себя, и обретешь благодать пред Господом; яко велия сила Господня и смиренными славится (Сир.3:20).

Глава 25. Если ты, возлюбленный, пребываешь на послушании у отца духовного, не полагай сам себе устава, говоря: "не можно сделать того или этого". Ибо если не станешь делать, а потом по принуждению сделаешь, то не избегнешь обвинения в преслушании. Посему надобно предоставить себя Божию управлению; потому что не одни и те же помыслы бывают в душе. Но если приказанное не по силам нам; то не с гневом воспротивимся приказанию игумена, но просительно, и умоляя жалобным голосом, представим настоятелю, что дело не по нашим силам. Противу же греха станем до крове (Евр.12:4).

Глава 26. Настоятели должны иметь в виду силы каждого из подчиненных, помня Господа, Который говорит: иже убо плод приносит, и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять (Мф.13:23), чтоб каждый в своем чине благоугождал Господу.

Глава 27. Если ты, брат, вышедши из общежития, будешь жить наедине, и по прошествии довольного времени возвратишься туда, откуда вышел; то смири помысл, как бы теперь начав монашество, и будешь иметь покой. Не делай так, чтоб день хранить благоговение, а чрез день не иметь благоговения, но во всякое время да будет с тобою смирение, и обретешь упокоение.

Глава 28. У братии бывает нечто подобное сему: если брат преуспевает в благоговении, то враг другого нерадивого брата вооружает смущать его и вместе делает, что и сам безмолвствующий отвечает сему брату по безумию его. При таком же порядке дел кто-нибудь другой возвысит голос, и скажет: "вот вам и благоговение!" А когда пройдет огорчение; сам благоговейный начнет уязвляться противными помыслами, и говорить сам себе: "погубил ты свое благоговение; вот как неприлично вел себя пред братией. И теперь что будешь делать из сего равнодушия? Смотри, чтоб не подавило оно тебя, как немощного и униженного. Ибо написано: и со строптивым развратишися (Пс.17:27); и еще: не подстелися мужу бую (Сир.4:31), чтоб не увлечься вместе с ним в беззаконие. Ибо велено не только подстилать себя, но даже подставлять ланиту ударившему. Почему и Апостол заповедует, говоря: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим.12:21). И Господь дал заповедь, сказав: аще тя кто ударит в десную ланиту, обрати ему и другую (Мф.5:39). Так не должно развращаться с строптивым и кидаться под ноги греху. Ибо написано: аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех, раб есть греха (Ин.8:34). И если брат в этих помыслах не противостанет врагам, не оставят они его в добродетельной жизни, но вскоре сделают сварливым, драчливым, раздражительным и гневным, человеком грубого нрава, не только не назидающим себя, но и развращающим души других. А если, раскаявшись, снова примется за честную жизнь, то будет умнее в борьбе, как изведавший вред опытом.

Глава 29. Два брата во время бдения дергали нитки из лоскута холстины, и у одного нитка постоянно рвалась; другого дергающего начали смущать помыслы на брата его. Но он, желая победить в себе раздражительность, чтобы не опечалить брата своего, когда рвался уток брата, и сам обрывал свою нить; и обоим нечего было взыскивать друг с друга, и брат не узнал, как поступал другой брат.

Глава 30. Брат во время бдения читал, и желая кончить главу, замешкался несколько. Другой монах начал роптать на него, говоря: "слышал, что сказано: вставай, и не встает". Другой же брат сказал ему: "если б у нас был ужин, и игумен предложил нам выпить лишнюю чашу, не было ли бы это нам приятно?" Брат, выслушав сие, поклонился ему, говоря: "прости меня".

Глава 31. Один брат говорил другому брату: "почему так скоро берешь у нас блюдо, и не даешь нам доесть?" Брат отвечал ему: "я слуга, и что мне приказывают старшие меня, то и делаю". Услышав это, брат сказал: "прости меня".

Глава 32. Думаю, что полезно для братий, чтоб настоятель принял на себя все заботы подчиненного, и сделал брата беспечальным, и не развлекаемым во всех отношениях, особливо же от приходящих мирян, чтоб помысл брата занят был одною молитвою, и как подстриженная пальма, тщательно востекал он на высоту добродетелей. Ибо тлят, говорит Апостол, обычаи благи беседы злы (1Кор.15:35). Велико крушение душ, где не имеют силы правила и распоряжения настоятеля.

Глава 33. Если к тебе, монах, придет монах или мирянин; то не старайся угощать его сверх сил своих, чтоб, по удалении брата, не жалеть тебе своего добра, для него издержанного, но предложи ему, что Господь тебе пошлет; ибо лучше предложить зелия с любовью, нежели тысячи яств с сердечною тугою: доброхотна бо дателя любит Бог (2Кор.9:7). Говорю же это, брат, не с намерением пресечь у вас страннолюбие, но чтоб приношение ваше было благоприятно, по словам сказавшего: страннолюбцы друг другу без роптаний (1Пет.4:9). А о страннолюбии нет нужды и писать вам; ибо знаете, что страннолюбие выше многих добродетелей. По страннолюбию и патриарх Авраам угощал Ангелов; по страннолюбию и праведный Лот не погиб при истреблении Содома. А подобно и Раав, известная под именем блудницы, не погибла с неверующими, по страннолюбию приняв соглядатаев с миром: ибо Спаситель говорит: странен бех, и введосте Мене (Мф.25:35); и: блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф.5:7).

Глава 34. Если к тебе, возлюбленный, придет брат, и станете вы оба вместе совершать обычное правило службы, и попросишь брата сказать нечто от сердца своего, а он откажется раз, два, и даже три: то не принуждай его; ибо многие не умеют проповедывать добродетели словом, но проповедуют истину делом. И сим возвеселишь сердце брата; любопрительность же не располагает к добродетели, а скорее доводит до раздражения.

Глава 35. Если посещаешь больного; то смотри, чтоб враг не внушал вам мысли заняться празднословием или пересудами, и тем не лишил тебя награды; ибо у диавола в обычае это - одному вредить слухом, другому языком; напротив того надобно утешать болящего Божественным Писанием и страданиями Спасителя. Ему слава во веки! Аминь.

Глава 36. Если, возлюбленный, к брату твоему придет странник; то помоги брату по мере сил своих, чтоб и тебе стать соучастником в страннолюбии; и Господь благоустроит пути твои.

Глава 37. Если вышел ты, возлюбленный, вместе с братиями своими на поделие; то по мере сил, дарованных тебе Господом, помогай более немощному, зная, что получишь от Господа награду за труд и за сострадание. Если же ты худосилен и немощен; то не пускайся много говорить, приказывать и вольничать, но лучше молчи, и безмолвствуй, и Господь, видя твое смирение, убедит сердца братии твоей не налагать на тебя бремени.

Глава 38. Безмолвствующие в единении называют блаженными пребывающих в общежитии, потому что ведут жизнь неразвлеченную. А если нет любви у братии, то общежительные, особенно же живущие нерадиво и предающееся унынию, называют блаженными отшельников. Но у кого рассудок совершен, тот легко избегает сетей врага.

Глава 39. Страсть сребролюбия самая тяжкая, потому что она есть корень всем злым (1Тим.6:10). Посему угодно ли знать, чем искореняется страсть сребролюбия? - тем, чтоб всем сердцем и всею душею иметь упование на Бога.

Глава 40. Если ты, брат, проворен в рукоделии своем, так что бывает у тебя сработано много и что-нибудь важное и дорогое; то не превозносись этим и не унижай братий, которые немощнее тебя; ибо не совершил еще ты этим своей добродетели; а лучше чти и бойся Господа, чтоб даровал тебе силу до конца; потому что суетны те, которые надеются на собственную свою силу, хваляйся же о Господе да хвалится (2Кор.10:17).

Глава 41. Не должно завидовать преспеянию брата; потому что мы члены тела Христова.

Глава 42. Если тебе, монах, игумен твой, или кто раздает вам работы, сделает замечание касательно доброты сработанного; то без огорчения прими обличение. Но тем паче будем добротолюбивыми по доброй совести, чтоб и продающий и покупающий - оба возблагодарили Господа, скажем же и помыслу: "если пойдем покупать сосуд или одежду; то не заботимся ли о красоте покупки"? Посему и мы будем добротолюбивыми по совести.

Глава 43. А мы, возлюбленные, кому вверено домоправление будем носить на себе немощи немощных. Ибо, Спаситель сказал: не требуют здравии врача, но болящии (Мф.9:12).

Глава 44. Хотя бы настоятели наши к нам, возлюбленные, были и строптивы (чего да не будет!): однако же будем служить им по доброй совести, как Господу, а не как человекам, зная, что от Бога получим награду.

Глава 45. Монаху должно быть благоразумным и чистым, чтобы распознавать замышленное против него противником, и иное пропускать со смехом, иное же со смирением, а иное низлагать хорошо приправленным словом.

Глава 46. Если враг возбуждает брата злословить тебя, возлюбленный, и называть злым или негоднейшим стариком: то великодушно перенеси оскорбление. А если ради мира укрепимся и помыслом; то наименование злым будем принимать за наименование добрым, и наименование негоднейшим за именование прекрасным. Ибо рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем (2Тим.2:24).

Глава 47. Одному брату во время бдения внушал помысл говоря: "сегодня дай себе отдых, и не вставай на бдение". Но он отвечал помыслу: "рассуди, что завтра не встанешь, поэтому должен встать сегодня". И за работой также внушал ему помысл: "дай себе отдых сегодня; а завтра работай". Он же опять отвечал; "Нет, сегодня работай, а о завтрашнем дне попечется Господь".

Глава 48. Если ты, возлюбленный, приобретешь чью дружбу, и удостоверишься, что этот человек истинно боится Господа, то, как говорит Господь, от плод их познаете их (Мф.7:16), но и не подозревай его в чем либо худом. Впрочем хорошо быть трезвенным во всякое время. А если захочет кто иметь с тобою льстивую дружбу и вольность не угодную Богу; то тщательно соблюдай себя от такого человека, и вовсе не дозволяй себе с таким человеком вольности не угодной Богу. Если же начнет обнаруживать тайную свою страсть в улыбке или в усмешке, показывая притворное свое послушание, и вознамерится ввести тебя в обман; то не давай помыслу дойти до неразумия, но взгляни на него строгим оком, чтоб узнал он положенное в тебе доброе основание, и поэтому, или переменил лукавую мысль, или удалился от тебя.

Глава 49. Если ты, возлюбленный, мужественно подвизаешься против покушающихся похитить труды делания твоего; то смотри, чтоб кто ухитрившись не подкрался снизу, и не уронил тебя. Но приводи в порядок свой помысл, чтоб не просмотреть тебе попутного ветра, и снаряд иметь в готовности, и спасти корабль, введя в пристань жизни.

Глава 50. Кто, посадив у себя смоковное дерево, оставляет без присмотра плод его? Тем паче должно наблюдать за невинностью и целомудрием. Ибо Господь ненавидит общество людей сластолюбивых; почему написано: страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго (Евр.10:31). Или кто укушенный раз аспидом, не бережется того, чтоб не приблизиться к норе его? Если же по угрызении вложит руку в нору его, и другой раз будет угрызен; кто тогда виновен в смерти? Ядовитое ли животное, или не поберегший себя человек? А ты выразумей сказанное.

Глава 51. Дух Святый открывает человеку, какой путь хорош, и какой не хорош. А также показывает ему, что уготовано на пути хорошем, и что скрыто на пути лукавом, чтоб человек, зная воздаяние за то и за другое, избежал вредного. А если и узнав не избежит, то какое оправдание будет иметь в день суда? Украшение одежд, блуждающее око, вытянутая шея, обнаженные плечи, и ноги от страстного движения открытые, - все это призывает смерть.

Глава 52. Блажен, кто позаботился о назидании и спасении других; его не отлучат от небесного царства с делающими соблазн, но жилище его будет с благоугодившими Владыке Христу. Ему слава во веки! Аминь.

Глава 53. Объяви родителям по плоти, чтоб не часто приходили к тебе. Ибо, говоря при тебе о делах своих, расслабят они помысл твой, а вместе научат тебя и невоздержанию. Довольно посещать им тебя однажды, или два раза, в год. А если совершенно пресечешь бесполезные свидания, то сделаешь еще лучше.

Глава 54. Многоядение и многопитие в настоящем только имеют приятность, а на следующий день оставляют в помысле неприятность и расслабление.

Глава 55. Если случится тебе впасть в болезнь, то не часто пиши к родителями по плоти: не прибегай к мертвой помощи и к человеческому покровительству; но лучше будем иметь долготерпение, ожидая милости от Бога, чтоб Он управил нас во всем; ибо бывает время, когда и плоть имеет нужду во вразумлении. Во всем же будем благоугождать Господу, яко Той печется о нас (1Пет.5:7).

Глава 56. Брат занемог однажды, и принуждая себя работал, наедине же в келлии своей умолял с плачем Господа даровать ему здравие. Потом опять говорил сам себе: "горе мне нерадивому! душа моя ежечасно больна, и нет мне заботы о ней; а когда тело мое немного расстроено, со слезами прошу у Господа исцеления". И еще говорил: "Господи Иисусе Христе, исцели у меня душу и тело, чтоб не быть мне в тягость братии; потому что, Господи, не собственною своею силою питается человек. Если ты, Владыка, не снабдишь нужным и достаточным, то человек - ничто. Впрочем, Владыка, и здравие даруй мне, непотребному рабу Твоему, потому только, что Ты, Бог кающихся, и на мне покажешь величие Твое". И не выпуская из рук работы, получил он исцеление и сказал словами Апостола: "егда немощствую, тогда силен есмь (2Кор.12:10), ибо на мне исполнилось сие действительно". Когда человек болен, тогда и душа его паче меры начинает искать Господа. Почему вразумление хорошо, если только вразумляемый благодарит: конечно же, таковый скажет: аще благая прияхом от Господа, злых ли не стерпим (Иов.2:10)? Буди имя Господне благословенно во веки (1:21)! Аминь.

Глава 57. Если, возлюбленный, живешь ты под правилом, то не поддавайся унынию, и не проводи в праздности второй или третий день недели; иначе всю неделю будут беспокоить тебя помыслы; как и бывает с иными в общежитиях. Ибо дух уныния внушает монаху мысль - ничего не делать во второй и третий день недели, и в прочие дни недели оставляет его под гнетом помыслов, пока не наступит время сдавать с рук работу. Ты же, возлюбленный, трезвись во всем, чтоб противнику не в чем было уловить тебя. Поэтому старайся дневную работу и оканчивать в назначенный день; и ум, не связанный заботою и печалью, будет иметь свободное время для молитвы.

Глава 58. Когда, отрекшись кто от мира, вступит в братство, и еще начнет только проходить послушание; враг влагает в него желание, прежде времени принять монашеский образ, чтоб брат, не вынося чрезмерности желания, бежал с поприща. И если вытерпит послушание до монашеского образа, враг побуждает его выйти из общежития и безмолвствовать в уединении, влагая ему в ум что-нибудь подобное сему: "выйди отсюда, живи в уединении, и трудись понемногу; потому что ты немощен, говорит ему враг, и не можешь перенести трудности этого дела". И если брат выйдет и не будет мужественно нести трудов подвижничества, то придет еще в большее изнеможение; а если постигнет его болезнь, еще более станет раскаиваться, что оставил свое место.

Глава 59. Иному брату искуситель придает готовность к подвижничеству, к принятию на себя строгого правила и к высокому житию; чрез несколько же времени, или и чрез несколько лет, искуситель начинает представлять ему продолжительность времени, и говорит: "трудно тебе пребывать до конца под сим строгим правилом, и тело твое может изнемочь совершенно". Но если душа брата жаждет спасения; не вверит он себя обманчивым помыслам, послушается же наставления и совета мужей опытных и боящихся Господа, или запретит в себе восстанию помыслов. А кто не так тверд в добродетели, тот скрывает свою немощь, и для единодушной только братии вознамерившись проходить подвижничество, уходит с места, чтоб, как ему угодно, удовлетворять своему желанию. Но таковые доводят себя до падения, потому что из человекоугодия упражняются в добродетели. Основание их положено не на камне, а на песке; почему, как скоро пойдет дождь, потекут реки и подуют ветры, падают они от помыслов. Ибо, когда, по-видимому, приобретают добродетель, надмеваются великою гордостью; а когда падают, предаются бесполезному отчаянию. Ибо написано: егда падаяй не востанет? глаголет Господь (Иер.8:4). И: не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез.33:11). А кто живет по Богу, тот, хотя бы преуспел в великой добродетели, не надмевается, не превозносится, помышляя о величии Господа и о том, как Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил.2:8); даже от страха презирает себя самого, подобно тому, который говорит: мню себе землю и пепел (Иов.42:6). Добродетель же подобна царской багрянице, в нее нельзя воткать что-либо чуждое. Почему вознамерившийся жить по Богу не падает самым тяжким падением. Если как человек и поколеблется, то Господь, зная непорочность сердца его, утвердит душу его вразумлением рабов Своих. А кто вразумляемый противоречит, тот подобен упрямому коню, который не боится узды, пока не сбросит с себя всадника. Ибо жестокосердый несчастно падает (Притч.28:14).

Глава 60. Кто нерадит о своем спасении и о делании в общежитии, тот делается образцем лености для многих братий. А кто радеет о своем спасении, тот сподобится великой славы на небесах; потому что был образцем добродетельной жизни, и в нерадивых братиях возбуждал усердие к преспеянию в добродетелях. Ибо как в военном строю сражающийся впереди имеет большую пред всеми честь; так от Бога будет почтен всякий, кто трезвится в деле Господнем.

Глава 61. Когда грешишь ты, монах, и делаешь, что не должно; тогда да не обольщает тебя помысл хвалиться и говорить: "сколько бы худого ни сделал монах, все лучше он человека мирского". Ибо написано: не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2Кор.10:18). А ты прежде испытай дела свои, действительно ли проводил жизнь в послушании, как возвышаешь себя, препобедил ли вожделение, возлюбил ли нищету, возненавидел ли пересуды, отложил ли любовь к тщеславию, возненавидел ли грех, возгнушался ли сластолюбием, точно ли никому не делал зла, одолел ли страсти, точно ли оскорбляемый не гневался, и слыша себе похвалы, не превозносился, возлюбил ли Господа всею силою и ближнего, как себя самого? Если же не соблюли мы сего; то для чего велеречим о себе? об этом должно плакать пред благостию Его, чтоб исцелил нас от жестокосердия, и соделал достойными проводить возвышенное житие.

Глава 62. Горе тому монаху, который, погубив благоговение, мужается в вине (Сир.31:29)! Если не будет он трезвиться; то при конце своем должен горько мучиться. А кто блюдет пути свои о Господе, тот наследует вечную славу.

Глава 63. На новооглашенных не должно налагать такого правила, чтоб они не переходили от одного старшего к другому, даже когда разлучение их признается справедливым; ибо много козней диавольских.

Глава 64. Детям не должно давать свободы вольно обходиться с братиею, но лучше содержать их в безмолвии и подчинении о Господе.

Глава 65. Никто из высших да не соблазняет низших, и да не служит для них примером худого обращения; потому что написано: горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв.2:15); но лучше да будут они образцами для верных.

Глава 66. Желающие спастись должны обращать внимание не нападение других, но на себя самих. Ибо написано: темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти. Всем бо явитися нам подобает пред судилищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор.5:9,10).

Глава 67. Если не подчиняется кто старшему, как должно; то старший да понесет на себе немощь новоначального, чтоб чрез этот труд соблюсти труды прошедшего времени, как говорит Апостол: должны есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию (Рим.15:1,2).

Глава 68. Монах не останется долго в одном месте и не найдет себе успокоения, если не возлюбит прежде молчания и воздержания. Ибо молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает помысл неразвлекаемым. Наконец приобретшего сие ожидает мирное состояние.

Глава 69. Во время искушения выказывается достоинство верного. Но не малодушествовать должно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах. Плывущие по морю, когда поднимается сильная буря, трезвятся, особенно бодрствуют и призывают Господа, как написано у Пророка Ионы: и корабль бедствоваше, еже сокрушитися, и бояшася корабельницы, и возопиша кийждо к Богу своему, и возметание сотвориша сосудов, иже в корабли, в море (Ион.1:4,5). Это пример отречения от земного. Ибо должно пренебречь всем мирским, стремиться же к одной вечной жизни. И когда постигло нас несчастие; не будем в себе отчаиваться. Ибо видим, что Пророк и во чреве китовом не утратил надежды о своем спасении, но молится и говорит: возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя, из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой. Отвергл мя еси во глубины сердца морскаго (Ион.2:3,4). Господь не презирает призывающих Его в истине. Поэтому и мы, когда постигнет скорбь, прибегнем ко Господу, подобно сказавшему: Господи, в скорби помянухом Тя (Ис.26:16). Море не всегда спокойно, и невозможно без искушения преплыть настоящую жизнь. А если за веру в Господа будем держаться, как за кормило; то введет нас в пристань жизни, и, сложив с себя труды, облечемся в жизнь и нетление.

Глава 70. Если дух уныния будет тревожить тебя, возлюбленный; то не упадай, но помолись Господу, и даст тебе долготерпение, и по молитве сядь и собери свои помыслы, и утешай душу свою подобно говорившему: вскую прискорбна еси душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой (Пс.41:6); и скажи: "почему нерадишь, душа моя? Не всегда должно нам жить в этом мире". Послушай того, кто говорит: пресельник аз есмь на земли, и пришлец, яко же еси отцы мои (Пс.38:13). Представь в мысли живших прежде тебя в монастыре, в котором ты теперь живешь, рассмотри и узнай, что как они прешли из сего века, так и нам, когда угодно сие будет Богу, должно переселиться. Жизнь праведных начинается по кончине их. Почему и Пророк, вожделевая будущей жизни говорит: имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе, Боже, когда прииду и явлюся лицу Божию (Пс.41:2,3)? Святые настоящую жизнь почитали темницею. Посему и в другом месте говорится: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром (Лк.2:28). Так и Апостол имел желание разрешитися и со Христом быти (Флп.1:23).

Глава 71. Два старца имели неудовольствие друг на друга. Одному из них случилось занемочь. Некто из братии пришел посетить старца, и старец стал просить брата, говоря: "с таким-то старцем я в ссоре, и желал бы, чтоб уговорил ты его, и мы бы примирились. И сам я рад бы для кого-нибудь сделать доброе дело". Брат отвечал: "по приказу твоему, авва, поговорю ему". Но вышедши, брат рассуждал сам с собою: "может быть, старец не примет моих слов, может быть, выйдет еще огорчение". По строению же Божию, один из братии приносит пять смокв и небольшое число тутовых ягод. Брат, выбрав одну смокву и несколько ягод, отнес к старцу в келлию его и сказал: "кто-то принес это к старцу, а он говорит мне: возьми и отдай такому-то старцу". Старец, услышав это, пришел в удивление и сказал: "мне прислал он это?" Брат говорит: "да, авва". И старец взял принесенное, сказав: "с добрым делом пришел ты". Брат, расставшись с старцем, пошел в свою келлию, и взяв две смоквы и несколько тутовых ягод, понес к другому старцу, и поклонившись, сказал: "возьми это, авва; прислал тебе такой-то старец". Итак тремя смоквами и несколькими тутовыми ягодами довел их до примирения. А старцы не знали, что сделал брат. Один из них сказал: "примиримся ли мы теперь?" "Да, авва, твоими молитвами", отвечал брат. Старец сказал: "слава Богу!" И старцы помирились при благодати Божией.

Глава 72. В одном общежитии настояла нужда приставить брата к смотрению в доме, и игумен выбрал на сие брата, какого хотелось ему. А этот брат, намереваясь оставить келлию свою, отдал рухлядь свою на руки другому брату, сказав: "если случится отойти мне от должности, возвратишь мне это". И он обещался отдать. Немного прошло времени, как брат оставил должность смотрителя в доме, сказав: "буду лучше на покое в безмолвии своей келлии". И сказал брату: "возврати мне, что отдал я тебе на руки"; но тому не хотелось возвратить. И брат, видя, что он раздражается, не имея желания отдать, замолчал. Поэтому другой брат стал умолять его, говоря: "сделай милость, если брат отдал что тебе на руки, то не лишай его собственности, чтоб по суду не изринули тебя вон". Но и этому сказал он: "у меня ничего нет из принадлежащего ему". И дней через пять или через десять, брат, взявший себе рухлядь, одолеваемый помыслами, с великою скорбию вышел из общежития. Игумен убеждал его не выходить, но он оскорбил его и удалился. Почему смотритель дома с дозволения игумена, отворив его келлию, найденную там рухлядь разделил по братии. Чрез несколько дней брат, раскаявшись, возвратился в свое место и нашел, что келлия его растворена, а рухлядь его отдана разным братиям, и он весьма опечалился, и не замедлил вознаградить то, что сделал брату.

Глава 73. Один брат спросил другого брата, говоря: "авва приказал мне идти в хлебню, печь хлебы для братии, а работники там люди мирские, говорят, о чем не должно, и не будет мне пользы слушать это. Посему, что же должен я делать?" Брат отвечал так: "не случалось ли тебе видеть детей, когда они во множестве учатся грамоте, и каждый из них занимается своим уроком, а не уроком другого, зная, что учителю своему будут они сказывать свой урок, а не чужой? А если станут преодолевать тебя страсти, то слушай того, кто говорит: вся искушающе, добрая держите (1Сол.5:20)".

Глава 74. Кто многоречив в кругу братии, тот множит ссоры и умножает ненависть к себе. А кто бережлив на слова, тот будет любим. Великий же свет в душе - страх Господень, который изгоняет из нее тьму и делает ее чистою.

Глава 75. После молитвы, братия, будем радеть о доброте рукоделия; потому что будет нам награда, если сделаем дело без обмана. Ибо кто нерадит о деле, по пронырству или по самолюбию или по сребролюбию; тому будет сказано написанное: по делом руку их даждь им (Пс.27:4). А кто работает по чистой совести, желая угодить Богу, а не людям, тот сподобится услышат оный благословенный глас: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего (Мф.25:21). Ему слава во веки! Аминь.

Глава 76. Если, отрекшись от мира, оставишь ты землю свою и родство свое, и упокоит тебя Господь Бог твой, где будешь безмолвствовать в последующее время; то не имей желания перенести с собою в это место имя свое, хотя бы ты в земле своей был князем и человеком очень великим; но скажи помыслу своему, как сказал пророк: нищь есмь аз и убог (Пс.39:18), чтоб Бог помог тебе и возвысил тебя.

Глава 77. Вопрос: От чего брат, сидя в келлии своей, впадает в нерадение?

Ответ: Пока душа мечтает о земном, различные пожелания мира сего и суетные удовольствия, представляющиеся душе в помыслах, расслабляют силы ее; а от сего брат, сидя в келлии, впадает в нерадение. Если же возненавидит он мир сей и прелесть его, и от всего сердца и от всей души представит себя в рабы Господу, то нерадение не возьмет над ним власти, и впоследствии свободно будет он делать дело свое. Правда, предлежит ему брань с помыслом тщеславия; но и сей помысл отгонит от себя раб Господень, принимая в рассуждение и свою естественную слабость и то, чей у него дар, согласно с сказавшим: что имаши, егоже неси приял? Аще же приял, что хвалишися, яко не приемь (1Кор.4:7)? У него брань также с немощью плоти: но раб Господень не прейдет в страх, и не отлучит себя от любви Божией, по слову сказавшего: кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся, яко овцы заколения. Но во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни начала, ни власти, ни настоящая, ни грядущая, ни силы, ни Ангели, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим.8:35-39). За всеми же страстями следует дух блуда; бегай срамных слов, и избежишь нечистых помыслов.

Глава 78. Если настоятели наши прикажут нам идти вместе с братиею нашею на поделие; то с готовностью поспешим, не препираясь с ленивыми. А кто в силах, и не трудится вместе с братиею, тот во многих отношениях вредит самому себе: во-первых, лишает себя награды, а во-вторых подает повод к ропоту и пересудам, как сделавший дело самолюбия. Прилежный же не должен смотреть на ленивых братий. Во время жатвы никто никогда не скажет: "поелику ближний не собирает себе пшеницы, то и я собирать себе не буду". Напротив того каждый, как скоро есть у него время, собирает пищу себе и скотам своим, чтоб после прожить без нужды. И если такое старание о плотском, кольми паче стараться должно о духовном.

Глава 79. Прекрасно старцам превосходить других честию; хорошо оказывать сострадание к немощным. Мудрые же старцы - тук для братии, умащающий и укрепляющий душу.

Глава 80. Начало гордыни - не разделять трудов с братиею по мере сил. Когда же сходимся на работу, тогда не будем много говорить; но приложим все рачение о том, для чего пришли.

Глава 81. Бесстрашие рождает гордыню; а гордыня - матерь непокорности. Смиренномудрие и кротость обладающего ими пригвождают к страху Божию, как столп, утвержденный в храме Господнем.

Глава 82. Вредно монаху разделять общество с женщиною. А к девственнице и вовсе не приближайся, ежели только есть еще в тебе мысль о плотском. Монах, который вместе с женщинами проводит время за вином, ничем не разнится от кидающегося в огонь. Бегай встречи с ними, как серна бежит от тенет.

Глава 83. Трезвись с юности своей, брат, чтоб не раскаиваться при конце своем; да не поревнует сердце твое мужам грешным; ибо написано: не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие; зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа, и твори благостыню (Пс.36:1-3).

Глава 84. Если брат твой, возлюбленный, ведет себя худо; вразуми его, говоря: "перестань, брат. Не хорошо для тебя такое поведение". Представь ему в пример одного из падших, не в таком однако ж виде, будто разглашаешь о падении падшего, но с целью оказать пользу вразумляемому брату, чтоб он, взирая на последующую опасность, избежал падения. Приведи ему на память и благоугодивших Господу, и объясни, какое воздаяние ожидает тех и других. И аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего (Мф.18:15). Если же останется при том же образе мыслей, и вразумляемый другими не послушается, продолжая вести себя небрежно; то сам его остерегайся, молясь о нем Господу, по слову сказавшего: аще кто не послушает словесе нашего, посланием сего назнаменуйте, и не примешайтеся ему, да посрамится: и не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата (2Сол.3:14,15).

Глава 85. Кто, увидев когда-нибудь, что другой пошел по стезе и впал на ней в смерть, не побежит прочь от этой стези, чтоб не подвергнуться тому же падению?

Глава 86. Не прельщайся, брат, пресыщением чрева, и не упивайся вином, в нем же есть блуд (Еф.5:18). Ни в чем нет тебе пользы, кроме одного - исполнять волю Господню.

Глава 87. Охраняй, брат, непорочность тела своего. Если сохранишь ее в любви Христовой, то удобно возможешь преуспевать во всякой добродетели. Обитающий в тебе Дух Святый возрадуется о тебе, что храм Божий наполняешь благоуханием невинности и правого изволения, и укрепит тебя на всякое дело благое. А к преуспеянию в добродетелях и в божественной невинности имеешь следующие три пособия: воздержание чрева и языка и обуздание ока. Посему, если сохранишь первые, но глаза не сохранишь от скитания, то не приобретешь прочной невинности. Как разломанный водопровод не удержит в себе воды; так рассеянное око не удержит целомудренного ума. Когда же родится в тебе пожелание снеди, скажи помыслу: "рассуди, что если бы вчера насладился бы этою снедию, то ныне не встал бы постником?" А если внушает тебе спросить о чем-либо бесполезном: то скажи помыслу: "подумай, что спросил ты уже, и что ответил тебе ближний, и молчи". Если же внушает тебе рассеянность, то скажи помыслу: "для того ты здесь, чтоб не назирать чуждыя красоты (Сир.9:8)". Будь внимательнее к себе и не предавайся нерадению, чтоб ум твой был пригвожден к страху Божию, по слову сказавшего: пригвозди страху Твоему плоти моя, от судеб бо Твоих убояхся (Пс.118:120).

Глава 88. Думаю, что монаху, особенно молодому, прилично не выходить из келлии без нарамника, или другого покрывала; потому что без этого не благообразен вид его. Без стыда ходить в одном левитоне или в камзоле монаху срамно. Ибо написано: препояшися, и вступи в плесницы твоя, и облецыся в ризу твою, и последствуй ми (Деян.12:8).

Не должно монаху с особенною тщательностью мыть тело или ноги. Как сластолюбцы в изяществе тела и одежд ищут себе удовольствий; так подвижник благочестия противоположных сему ополчается на сопротивников.

Глава 89. Ничего не должно делать на показ людям, но во всем надобно поступать от чистого сердца, потому что Бог знает сокровенное и тайное, и от Него одного надеемся получить воздаяние.

Монаху не должно вести посторонних речей, особливо во время службы Божией, чтоб не положить препятствия другим.

Вот братия наши работают; а мы проводим время в праздности. Они, слушая божественные Писания, упиваются, как жаждущая земля дождем, а мы, и внутри затвора находясь, скитаемся помыслом вне. Они трезвятся, а мы нерадим; они бодрствуют в молитвах, а мы связали себя сном и леностью; они получили венец, а мы остаемся в своей лености; они благоугодили Господу, а мы угождаем миру. Почему и мы отрезвимся, чтоб и нам получить награду. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает: и толкущему отверзется (Лк.11:10); потому что благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делах Его (Пс.144:9). Ему слава во веки! Аминь.

Глава 90. Чти Бога, возлюбленный, и храни заповеди Его, и вскоре, если не здесь, то там, позади себя увидишь унижающих тебя. Посему храни любовь, как зеницу ока; в ней свет и жизнь; храни ее, она - радость для всех приверженных к ней. Она - божеское стяжание, она - ангельское достоинство. Храни ее. Если возлюбишь ее, обновится, яко орля юность твоя (Пс.102:5). Если соблюдешь ее, будет радованием твоим пред Богом и пред Ангелами; если возлюбишь ее, благоуспеешь во всех делах своих. Если возлюбишь ее, вселится в тебя благодать Божия, и благодать, как источник, будет источать врачевания людям, и благоухание ее возвеселит сердце твое. Она - столп всех добродетелей; в ней нет печали смертной; она учит правде и мужеству, терпению и миру; она - дом Божий. Храни ее. Сам же Господь даст нам ее и плоды ее. Ему слава во веки! Аминь.

Глава 91. Будем, возлюбленные, любить друг друга, и враг посрамится; ибо не перестает он возбуждать в нас ревность и зависть к рабам Божиим. Которые последуют совету врага, те, увидев кого-либо из братии своей, от души служащего благоугодно Господу, не терпят сего, но строят козни с намерением изгнать его, опасаясь, что, преуспев в истинном благоговении, сделается он сильнее их. И сей гонимый идет своим путем, будучи невинен в разлучении. Они же, став причиною оного, будут не без вины. Так Иосиф продан в рабы в Египет; но Бог, Которого имел он в душе своей, не оставил его непризренным, но дал ему благодать и мудрость пред Фараоном царем египетским, и поставил его правителем Египта и всего дома его, а отвергшие его пришли с дарами поклониться ему, не только как брату, но как царю и господину всей земли египетской. Ибо написано: Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей; совет же Господень во век пребывает (Пс.32:10). И еще говорит: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек (Пс.117:6)? Посему будем беречься, возлюбленные, чтоб не соблазнить единаго от малых сих; потому что Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: лучше для него будет, да обесится жернов на выи его, и потонет в пучине морстей, неже да соблазнит единаго от малых сих; верующих в Мя (Мф.18:6; Лк.17:2); и еще: блюдите, да не презрите единаго от малых сих; аминь бо глаголю вам, яко Ангели их выну видят лице Отца Моего небеснаго (Мф.18:10). Посему будем любить друг друга, возлюбленные, чтоб Господь, видя веру и единомыслие, с каким пребываем в страхе Его, возвеселился о нас, по написанному: возвеселится Господь о делех Своих (Пс.103:31). Ему слава во веки! Аминь.

Глава 92. Трезвись, возлюбленный, и будь внимателен к себе; потому что много козней у врага. Если враг видит, что брат трезвится, или намерен трезвиться; то возбуждает против него другого нерадивого брата, отчего нередко и руки налагают они друг на друга, потом, когда подружатся, злокозненный увеличиваете взаимую их дружбу и вольность обращения, не ради добродетели, но чтоб, возмутив их помыслы, примешать к ним сладострастие; и бывает великое зло; почему после того, как подпадут осуждению, такую не редко возбуждает в них ненависть, что бросают недавнюю свою бесполезную дружбу. А кто боится Бога, тот никогда не будет любить без мудрости свыше. Ибо написано: а яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом мирна (Иак.3:17), и так далее.

Глава 93. Если живешь с братиею, то приучайся не приказывать, но быть лучше для них образцем в добрых делах, и с послушанием исполнять, что оказано тебе другим. А если настоит нужда и тебе сказать слово, то будь как советник. Если же другой брат сделает возражение на сказанное тобою; то не смущайся мыслию, но откажись от своей воли ради любви и мира; ибо если с кротостию отразишь гнев раздражающего беса, то не устоит он против тебя. Поэтому возражающему тебе скажи так: "как невежда, сказал я это, благословенный; потому что так мне показалось; но ты прости меня, что сказал я это по незнанию; и пусть будет, как сам ты говоришь". И производящий смятения диавол будет обращен этим вспять без успеха и с посрамлением. А упорство и настойчивость в своей воле возбуждают смятения и неукротимую раздражительность; ярость же в недре нечестивых почиет (Екк.7:10), и устремление ярости его падение ему (Сир.1:22). Посему и Апостол повелевает, говоря: рабу Господню не подобает сваритися (2Тим.2:24).

Глава 94. Апостол говорит: святость ваша, хранити себе самех от блуда (1Сол.4:4). Но не мала борьба между святынею и скверною. Содействующие нам, в осквернении внушают такую мысль и говорят: "Вот никто тебя не видит; кого ты боишься?" А содействующие нам во святыне возражают им: "Бог видит, и Ангелы Его с тобою; как же говоришь: кто тебя видит?" Искуситель продолжает: "пока никого здесь не видишь". Но содейственники святыни прерывают его: "прекрасно сказал ты, что никого не видишь. Ибо написано: ослепи их злоба, и не уведеша таин Божиих (Прем.2:21,22). Пророк вопиет и говорит: разумейте безумнии в людех, и буии некогда умудритеся. Насаждаяй ухо не слышит ли? или Создавый око не сматряет ли (Пс.93:8,9)? И в другом месте говорит: Господи, искусил мя еси, и познал мя еси: Ты познал еси седание мое, и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча. Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси. Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал еси вся, последняя и древняя: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою. Удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему. Камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси; аще возму крыле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука, Твоя наставит мя, и уаержит мя десница Твоя. И рех: еда тма поперет мя? и нощь просвещение в сладости моей: яко тма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея (Пс.138:1-12). И в другом месте говорит: о Нем бо живем и движемся и есмы (Деян.17:28). Как же говоришь, что никто тебя не видит? Господь сказал: аминь глаголю вам, яко, аще сии умолчат, камение возопиют (Лк.19:40). Вот что вложи себе в помысл, и грех не будет более владычествовать над тобою, и печаль греховная не постигнет тебя, но придут к тебе радость и мир о Духе Святом. Ибо что такое грех? Темная и сумрачная печаль сретает делающих грех, и, напав на них, сопровождает их. А святыне сопутствуют радость и мир; почему, когда сидит кто в безмолвной келлии, радуется он о Духе Святом, как младенец при сосцах своей матери. Потом нисходящая благодать делает опять, что он плачет и проливает слезы по причине возобновляющегося в нем памятования прежних грехов, и сие для, того чтобы не преткнулся он, занесшись высоко в избытке радости. Слезами просветляется душа по дару Господню, как в зеркале отражая в себе небесное. Ибо велик дар - святыня в любви Божией, как говорит Господь: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф.5:8). Но сам Господь, Который восставляет сокрушенных, и спасает отверженных, и застаревшие во грехах члены обновляет покаянием, да сохранит у нас непорочными и тело и душу, и дух. Ему слава во веки! Аминь.

Глава 95. Если монах будет безмолвствовать в келлии своей, то избавится он от многих тревог. Кто младенчествует умом, тот, если сблизится с многолюдством, не получит от того пользы; а кто имеет совершенный рассудок, тот извлекает из сего пользу. Но безмолвствовать гораздо лучше. Например, возлюбленный, брат идет в город, ему встретится шумная толпа народа, кто смеется, кто плачет, кто произносит страшные клятвы, кто злословит; и брат, видя сие, если немощен помыслом, останавливается вдруг мыслию на сказанном фарисеем, и говорит: хвалу тебе воздаю, Господи, яко несмь, якоже прочие человецы (Лк.18:11); а нередко оставляет сие зрелище и с страстными движениями в сердце. Посему немощным всего более прилично безмолвие. А кто с совершенным рассудком, тот, видя описанное мною, приходит в изумлении при мысли о долготерпении Божием, и говорит сам в себе: "видишь, каково долготерпение у Бога! Когда хулим Его, долготерпеливо переносит сие и не гневается; когда пренебрегаем, терпит сие и не помнит зла; богато подает нам все, что служит к наслаждению, вразумляя и милуя нас, и всех желая привести к покаянию, по великой своей благости. Что же делать мне грешному? Будучи землею и пеплом, не хочу стерпеть оскорбления, ни даже одного слова снести от брата; если не оказывают мне чести, гневаюсь; если умоляют меня, превозношусь. Увы, увы мне грешнику!" И сокрушаясь о сем, брат идет прочь, прославляя Бога, и говоря: "слава Тебе, Боже!" и еще повторяю: "слава Тебе, Боже, единый и человеколюбивый!"

Глава 96. Если когда нечистые помыслы тревожат ум твой, возлюбленный, то не отчаивайся, но проводи себе на память Божии щедроты. Кому поверен корабль, того владелец корабля никогда не упрекнет так: "для чего ты дал волнам бить мой корабль?" Но скажет разве: "для чего не порадел о корабле и не противился волнам?" Но почему же и ты не прибег к бывшей у тебя в виду пристани, то есть, к щедротам Божиим? Когда враг возбуждает на нас восстание таких нечистых помыслов, которых и слух человеческий стерпеть не может; тогда, обратившись к нам, говорит следующее: "погиб ты; никакой надежды нет у тебя ко спасению"; и сим хочет погрузить нас в отчаяние. Но ты не полагайся на слова его, чтобы не поразить души своей отчаянием. Напротив того, в какой мере враги обременяют душу отчаянием, в такой будем мы облегчать ее надеждою будущего, памятуя о щедротах Божиих, чтобы противники, еще более обременив душу, не потопили ее помыслами. И посему на слова их: "погиб ты, и не можешь уже спастись", и сами скажем им: "имея милосердого и долготерпеливого Бога, не отчаиваемся в своем спасении. Ибо Повелевший не до седмь крат только, но до седмидесять крат седмерицею отпускать грехи ближнему (Мф.18:22), тем паче отпустит грехи ожидающим от Него спасения". Отраженные с этой стороны, враги нападают на нас с другой стороны, говоря: "Бог милосерд, долготерпелив, и отпускает грехи; почему ж не насладиться вам лучше удовольствиями мира, чтоб потом покаяться?" Но мы скажем им: "Что сделано нами, того не переделывать. А теперь, как свидетельствует Писание, последняя година есть (1Ин.2:18). На какой же час, или на какое время понадеявшись, вознерадим, пренебрежем своим спасением и станем делать лукавое вопреки Господу Богу нашему?" Будь подобен человеку, который сидит под деревом, и когда собираются к нему дикие звери, не делают ему вреда. Под деревом разумей страх Божий; и благодать тебе будет содействовать во всем, куда ни пойдешь, и низложишь ты врагов своих под ноги свои.

Глава 97. Так должны вести себя верные в настоящей жизни: если случится у нас радость, или по причине успеха, или по причине дарований, будем предполагать, что не далеко от нас печаль. А если пришла на нас печаль, будем ожидать приближения к себе радости. Возьмем в пример плывущих по морю. Когда поднимается на них ветер и сильная буря, не теряют они надежды на свое спасение, но противятся волнам, ожидая тихой погоды; а когда настанет тишина, ждут бури; и потому всегда бдительны, чтоб восставший внезапно ветер не застал их неготовыми, и не опрокинул в море. Так и нам должно иметь в виду то и другое. Если придет ожидаемый, то не будет это новостью для встречающего, потому что не окажется он неготовым. Посему, когда приключаются нам скорбь и теснота, будем ожидать себе облегчения и помощи от Бога, чтоб при продолжительной скорби не причинила нам смерти мысль, что нет уже у нас и надежды ко спасению. А подобным образом, когда у нас радость, будем ждать скорби, чтобы при избытке радости не забыть о слезах.

Глава 98. Если из сострадания идешь просить о брате; то не сходясь еще с тем, кого намерен ты просить, скажи своему помыслу: "если не послушает тебя, то не гневайся и не смущайся", чтобы беспокойство твое не обратилось во вред и не обвинил ты в этом брата. Если же послушает тебя, то благодарение Богу. Если просимый и не убеждается поступить по словам твоим; то не гневайся. Ибо награду за сострадание и милосердие несомненно получишь от Бога, как сделавший сие ради имени Его.

Глава 99. Небесного царства возжелал ты, возлюбленный, и восхотел быть достойным Господа? Слушай Того, Кто говорит: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене (Мф.19:21). И еще: иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф.10:37,38). Итак невозможно последовать Господу иначе, как неся крест; потому что сказав сперва: иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси, говорит потом: и гряди вслед Мене. Посему покажи не одно отречение от мира, но и опыт перенесения таковых трудов; тогда превосходнее подвиг и борьба с противником. И после этого, если враг возможет отклонить помысл твой от небесного образа мыслей, то сделает последнее горшим первого, и доведет до того, что щедро расточивший имение свое небоязненно станет собирать самые малоценные вещи, и отказавшийся от законного супружества сделается любителем блуда и непотребства. Почему нужна великая трезвенность, пока не совлечемся тела, или не сойдем с его подвижнического поприща.

Глава 100. Если встретишь, возлюбленный, общество братий подвижников и пожелаешь жить с ними и служить Господу; то будь во всем смиренномудр, чтоб прекрасное поведение твое могло вразумлять и приходящих в сие общество из бедственного мира, и возбуждало души их к преспеянию в добродетелях.

Посему, когда настоятели прикажут нам идти вместе с братиею на работу, пойдем со всею готовностью. Если же угодно тебе сказать: "тело мое не выносит труда, как у поселян"; то известно, что не все могут нести равную тяжесть; однако ж всякому дана возможность быть послушливым и сговорчивым. Посему покажи истинное свое расположение, и всякий облегчит тебя от тяжести, увидев недостаток твоих сил. Но не попускай, чтоб совершенно сняли с тебя бремя, напротив того упрашивай их, говоря: "и я хочу иметь с вами долю", и трудись с ними по мере сил своих, данных тебе Господом. Ибо Сердцеведец сотворивший нас и давший нам дыхание жизни знает, сколько сил даровал каждому. Ибо если по удалении от мира делаем противное заповедям Божиим, то суетно бывает дело наше. Чтоб враг не пришел и не посеял в уме твоем вожделения к чему-либо прежнему; вовсе не дозволяй себе заниматься подобными помыслами. Ибо припоминание прошедшего рождает высокоумие в людях, которые неразумно останавливаются на сем мыслию. Когда же в настоящей жизни нет места делам высокоумия; тогда противник предает человека духу злонравия. Но знаешь ли, что такое злонравие? Это лукавая страсть, которая прогневляет Бога и огорчает людей. Как меч подсекает жилы коню и повергает на землю всадника, так и дух злонравия подсекает душевные силы и предает печали, печаль же расстраивает ввергнувшихся в нее. А кто, задумав войти в город, до которого тридцать стадий, перешел двадцать девять стадий, и не дошел одной стадии, тот из дома вышел и в город не взошел. Как пришедший в единонадесятый час получил полную мзду, наравне с прочими, понесшими тяготу дня, так трудившийся до единонадесятого часа, если в двунадесятый час начнет переделывать дело и выдергивать, что было им посажено, не получит награды с ними, как сказал Господь и Спаситель наш: претерпевый до конца, той спасет будет (Мф.10;22); и еще: никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии небесном (Лк.9:62). Жена Лотова, оглянувшись назад, стала соляным столпом; почему и Апостол, задняя забывая, в предняя же простираясь, сказал: мир сей преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки (1Ин.2:17). Странники мы и пришельцы в жизни сей. Но если в продолжение оной, пока есть у нас время, будем делать угодное Господу; то получим награду. Посему, возлюбленный, приобретай себе терпение; ибо написано: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). Енох, по рождении им Мафусала, двести лет угождал Богу; а мы ужели и в это короткое время предадимся нерадению? Противься вредным помыслам, и скажи с тем, который говорит: Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал.2:20). Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф.16:26)? Уклонитеся от мене лукавнующии и испытаю заповеди Бога моего (Пс.118:115). Поелику Екклесиаст при таком богатстве и славе вопиет: суета суетствий всяческая суета (1:2); то не принесу уже в дар суете трудов своих, чтоб по исшествии моем другие получили наследство, а я потерпел наказание, но посвящаю труды свои благому и милосердому Богу, Который по смерти дает жизнь, и любящим Его уготовил, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:9). Эй, возлюбленный, мужайся, и да крепится сердце твое и потерпи Господа (Пс.26:14); и будет шествие твое в мире. Там увидишь праведников, радующихся о твоем спасении; там водворишься с Лазарем в недрах Авраамовых; потому что избрал ты нищету, терпел скорбь, перенес укоризны, не возненавидел уничижения. А посему с веселием примут тебя в вечные кровы, откуда бежали болезнь печаль и воздыхание. Там увидишь жизнь и истинный свет, упование всей твари. Искупителя душ наших, Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы, и возрадуется сердце твое, и радости твоей никтоже возмет от тебе. Сам же Господь наш Иисус Христос сохранит непорочными всех нас. Ему слава во веки! Аминь.

Ефрем Сирин, преподобный

Святоотеческое наследие

Цитировано по:

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907. - С. 355-399.

***

Молитва преподобному Ефрему Сирину:

  • Молитва преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил мир и удалился к отшельникам, после того, как попал в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз подвергся клевете, но Богом был оправдан пред людьми. Боролся против ариан, написал много толковательных и нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений. Заступник невинно оклеветанных и притесненных, покровитель иночества, податель смирения и целомудрия

Акафист преподобному Ефрему Сирину:

  • Акафист преподобному Ефрему Сирину

Труды преподобного Ефрема Сирина:

Просмотров: 494


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав

По описанию (Google) - Ефрем Сирин. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав Память: 28 января / 10 февраля Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель, живший в IV веке. Написал много толковательных и нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.

По названию (Yandex) - О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав

По описанию (Yandex) - Ефрем Сирин. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав Память: 28 января / 10 февраля Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель, живший в IV веке. Написал много толковательных и нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.

Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2024-05-14 13:33:49

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



о Боге и Церкви:


о Боге и Его Церкви...