О святом Кресте Христовом
О святом Кресте Христовом / Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / мученик Николай Варжанский
Было ли в Ветхом Завете предсказано о почитании креста Христова?
В Ветхом Завете предречено было обо всем, чем и как Господь спас нас. Были также и пророчества, и прообразы креста Христова и его почитания.
Какие предсказания находим мы в Писании о кресте Христовом и его почитании?
Псалмопевец Давид молился Господу: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои» (Пс. 59:6, 7).
Также пророк Исаия предрекал, что Господь «поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис. 11:12).
О кресте Господнем говорит и премудрый Соломон и, именно так: «благословенно дерево, чрез которое бывает правда» (Прем. 14:7).
А прор. Исаия указывает еще на трехсоставность креста Христова и на прославление его: «слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева» (Ис. 60:13, 14). Крест, действительно, по преданию, был сделан из кипариса, певга и кедра и стал украшением храма Божия. Множество язычников приняло христианство и, таким образом, поклонилось и поклоняется кресту Христову – прославленному подножию ног Господних.
Какие прообразы креста Христова находим мы в Писании?
Прообразов креста Христова в Писании очень много. Главнейшее из них – следующее: Господь избавил первенцев Израильских от смерти, дав такое повеление: «пусть, – сказал Господь, – возьмут от крови его (пасхального агнца) и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах.... И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исход 12:7, 13). Подобно тому, как столбы и перекладины дверей, помазанные кровью пасхального агнца, ограждали евреев от гибели, так и крест Господень, обагренный кровью непорочного и чистого Агнца – Христа ограждает христиан от духовной смерти и нападения диавола.
Крест с распятым на нем Спасителем был предзнаменован также и распростертыми руками Моисея во время войны Израильтян с Амаликитянами. «Когда Моисей, – повествуется в Писании, – поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик.... И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его...» (Исх. 17:11–13). Так же точно и крестообразным распятием Господа, или знамением этого распятия христиане поражают духовного Амалика, врага нашего – диавола и воинства его.
Крест Господень был предуказан медным змием, выставленным на знамени в пустыне. За ропот Израильтян «послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых ... И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис 21:6, 8, 9). И Спаситель указал, что выставленный на знамени медный змей прообразовал Его. «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14, 15). И вот, подобно тому, как укушенный змеем в пустыне исцелялся, когда с верою глядел на медного змия на знамени, точно так же освобождаются от духовной болезненности и духовной смерти те, кто уязвляется диаволом и взирает с верою на крест с изображением на нем распятого Спасителя.
Как относятся христиане ко кресту Христову?
Вспоминая страдания Господни на кресте и Его победу над диаволом, христиане чтут и самый крест Христов, как средство нашего спасения.
Не противно ли разуму чтить крест Христов, явившийся орудием позорной казни?
Крест был орудием позорной казни до того времени, пока он не соделался средством нашего спасения. Но когда Христос пострадал, как предсказано о Нем (Деян. 3:18), на кресте, умер, воскрес и этим спас нас, право верующих – тогда крест стал победоносным орудием, вожделенным для христиан. Диавол хотел погубить Христа и орудием для этого избрал крест, но Господь Своею смертью победил диавола и, таким образом, крест явился для Христа победоносным орудием в Его борьбе с искусителем. Подобно тому, как на войне, если победят неприятеля, то захватывают вражеское оружие, и оно уже не страшно для победителей, но радостно, и победившие гордятся им, так и страшное орудие казни – крест, после того, как Господь поразил им Диавола, перестал быть страшным для побеждающих диавола христиан, но является желательным и вызывает у них радостные чувства. Поэтому-то и говорил Апостол, что за крестную смерть Господь превознесен. Он «смирил Себя быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его...» (Филип. 2:8, 9).
Говорится ли в Писании, что Господь, именно крестом посрамил диавола?
Апостол Павел пишет христианам из евреев, что Господь положил «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр 2:14, 15).
В другом послании Апостол пишет, что Бог «истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он (Христос) взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол 2:14, 15).
Поэтому-то и проповедь христианства была проповедью о Распятом и о Кресте Христовом. «Я рассудил, – пишет Апостол Павел, – быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор. 2:2).
Как относились к этой апостольской проповеди неверующие люди из Иудеев и язычников?
«Мы, – говорит Апостол, – проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23).
Как же христиане должны относиться к проповеди, кажущейся неверам такой странной?
У христиан проповедь о Распятом и о кресте Христовом должна вызывать радость: «слово о кресте, – говорит Апостол, – для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия» (1Кор. 1:18). В другом месте Апостол Павел пишет: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14).
Хвалятся ли сектанты крестом Христовым?
Сектанты ненавидят крест Христов и называют его плахой и виселицей.
Хорошо ли поступают сектанты, если они так относятся ко кресту Христову?
Нет, не хорошо, потому что этим самым они уподобляются диаволу, который после того, как посрамлен был крестом (Кол. 2:14, 15), возненавидел крест Христов, Как собака боится и бежит от палки, которою ее наказывали, так точно и диавол ненавидит, боится и бежит от креста Христова, которым Господь посрамил его. И сектанты, как обольщенные Диаволом, как приспешники сатанинские, боятся св. креста Христова, вместе с бесами.
Что говорят в свое оправдание сектанты, если указать им на их диавольскую ненависть ко кресту Спасителя?
Сектанты обыкновенно говорят, что они, хотя и отвергают видимый крест Христов, однако, любят духовных крест Спасителя, а именно, Его страдания.
Почему так оправдываются сектанты?
Потому, что они прекрасно понимают, что никто не может проверить этой духовной их любви; и этим своим лживым оправданием они обольщают доверчивых: если бы они любили духовный крест Христов, тогда и видимого, вещественного креста Христова они не отвергали бы.
Чтут ли православные христиане духовный крест Христов, т.е. страдания Спасителя?
Православные христиане глубоко чтут страдания Господни и в них черпают для себя силы бороться с диаволом, как боролся с ним и Христос Спаситель, не взиравший ни на какие страдания. Почитая видимый крест Господень, христиане тем самым постоянно напоминают себе о страданиях Спасителя и утешаются, вполне убежденные, что, сколько бы диавол не терзал их, все равно мучения их на этой земле никогда не могут сравняться с страданиями Христовыми. Если же Господь, будучи невинным, претерпевал мучения безропотно, тем более мы должны безропотно переносить страдания, являясь всегда виновными пред Богом.
Почему христиане чтут крест, как святыню?
Крест Христов является священным новозаветным жертвенником, на котором Спаситель принес Себя в жертву. В Ветхом Завете первосвященники и священники приносили «жетвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, Христос же, совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр 7:27). Ясно для всех, что Христос принес Себя в жертву на кресте для нашего освящения. «Освящены мы, – говорит Апостол, – единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10). «Христос, – говорит Ап. Петр, – грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов жили для правды» (1Петр. 2:24). Итак, крест Господень явился новозаветным жертвенником.
Почему же мы считаем новозаветный жертвенник – крест Господень великой святыней?
Ветхозаветный жертвенник, на котором приносились жертвы по закону Моисееву, почитался «великой святыней». Господь повелел помазать священным миром «жертвенник всесожжения и все принадлежности его и сказал Моисею: освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх 30:28, 29; ср. Лев. 8 гл). Кровь, взятая с ветхозаветного жертвенника, освящала все. «Возьми крови, – говорит Господь Моисею, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, – и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ним» (Исх 29:21). Если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились животные, был «великой святыней», и кровь с этого жертвенника освящала все, то не тем ли более является величайшей святыней новозаветный жертвенник, обагренный пречистой кровью Самого Спасителя?!
Может ли вещественная святыня освящать?
Сектанты не верят, что вещественная святыня может освящать. Но мы видели, что ветхозаветная святыня освящала все, прикасающееся к ней. Признал это и Господь Спаситель, сказавши, что храм освящает золото храма (Мф. 23:17), и что жертвенник освящает принесенные на нем дары (Мф. 23:19)
Может ли освящать животворящий крест Христов?
Если освящалось все, приносившееся к ветхозаветному жертвеннику, то не тем ли более имеет силу освящения новозаветный жертвенник – крест Христов.
Почему крест Христов называется животворящим?
Потому, что чрез посредство его Господь оживотворил (сделал живым), воскресил мертвеца при обретении креста Господня царицей Еленой, а также совершаются чрез посредство креста Христова и другие многие чудеса.
Возможно ли, чтобы чрез крест совершались чудеса?
В Ветхом Завете было много чудес от ковчега Господня (1Цар. 5 гл; 2Цар 6:6, 7) Совершались чудеса и от медного змея, которого выставил на знамени Моисей: кто из укушенных змеями смотрел на медного змея, тот исцелялся (Чис. 21:8, 9). Медный змей на знамени предзнаменовал собою Христа на кресте (Ин 3:14, 15). Если же медный змей на знамени исцелял от змеиных укусов, то тем более исцелит от духовных и телесных язв крест Христов.
Что должно сказать сектантам, когда они указывают на то, что медного змия на знамени благочестивый царь Езекия уничтожил (4Цар. 18:4), и что поэтому и крест должно уничтожить?
Медного змея Езекия уничтожил потому, что Иудеи стали обоготворять его «и называли Нехуштаном», т.е. «медным Богом». Христиане же никогда не называют креста Христова «деревянным или каким-либо другим богом», а почитают его, как предмет, напоминающий им о страданиях Спасителя и освящающий их благодатью Божией.
Может быть, в Новом Завете невозможны чудеса от вещественных предметов, как это было в Ветхом Завете?
В Новом Завете Господь не уменьшил, но увеличил благодать Свою для верующих. «На больных, – читаем в Писании, – возлагали платки и опоясания с тела его (Ап. Павла), и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них» (Деян. 19:12). Если же чудеса проистекали от предметов Ап. Павла, то тем более могут быть и бывают чудеса от креста Господня!
Невозможно, чтобы первенствующие христиане выкинули, как ненужные вещи, «платки и опоясания» Ап. Павла, чрез которые творились чудеса. Тем более не могли и не могут христиане быть равнодушными и даже злобствующими на крест Господень, освященный Кровью Спасителя.
На каком основании христиане поклоняются кресту Христову?
На том основании, что всегда люди поклонялись вещественной святыне. Поклонялись храму и ковчегу Завета (Пс. 5:8, 137:2; Чис. 20:6; Нав. 7:6; 4Цар. 18:22; Ис.36:7) Если же великие ветхозаветные праведники поклонялись храму и ковчегу завета, то тем более должно поклоняться кресту Христову.
Предсказывалось ли в Ветхом Завете о поклонении кресту Христову?
Пророк Давид восклицал: «пойдем к жилищу Его (т.е. Господа), поклонимся подножию ног Его» (Пс. 131:7) Подножие ног Спасителя и есть крест Господень. Патриарх Иаков пророчески почтил крест, когда «верою...., -говорит Ап. Павел, – поклонился на верх жезла своего» (Евр. 11:21). Иаков верил, что Господь избавит людей чрез крест и пророчески поклонился кресту Христову.
Сектанты часто спрашивают у нас – православных христиан – о том, зачем у нас имеется не только подлинный крест Христов, но и множество разнообразных изображений креста Господня. Что отвечать на это?
Отвечая сектантам, нужно спрашивать их: зачем у них – множество Евангелий, а не одни только написанные Апостолами? Много книг Новозаветного св. Писания напечатано для того, чтобы христианам удобнее было по ним учиться вере. Точно также и много изображений креста Господня сделано для того, чтобы, взирая на них, христиане всегда и всюду легко могли вспоминать о спасительных страданиях Христовых, ограждать себя благодатью Божиею и учиться безропотному страданию.
На каком основании все изображения креста мы называем крестами Христовыми?
На том основании, что они изображают крест Христов. Если же сектанты говорят, что крест Спасителя – только один, то им нужно указать на то, что в Писании не только действительный крест Христов называется знамением Его, но и подобие креста. Пред вторым пришествием Господним «явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф 24:30). Конечно, не вещественный, не действительный крест Христов явится на небе, но подобие его!
Как относятся к этому месту Писания сектанты?
Они очень не любят этого предсказания, потому что, именно им придется рыдать при виде ненавистного для них знамения креста Христова на небе.
Просмотров: 316
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - О святом Кресте Христовом
По описанию (Google) - О святом Кресте Христовом / Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / мученик Николай Варжанский
По названию (Yandex) - О святом Кресте Христовом
По описанию (Yandex) - О святом Кресте Христовом / Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / мученик Николай Варжанский
Вопрос-ответ
последние вопросы
о Боге и Церкви:
-
Непогреши́мость (безошибочность)
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
1957 -
О подготовки ко Причастию
Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и с...
286 -
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...
722 -
Неделя 31-я по Пятидесятнице
31-я Седмица по Пятидесятнице, расписание служб: 1 января 2024 г. - 7 января 2024 г.
634 -
Чин последования исповеди
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...
705 -
О сектах
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
819 -
Оглавление
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...
657 -
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...
1117 -
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...
686 -
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...
1023 -
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...
750 -
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...
811 -
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...
792 -
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...
892 -
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...
694 -
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
900 -
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
963 -
Оглавление
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
656 -
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...
554 -
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...
585 -
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...
763 -
Оглавление
Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей Вла...
657 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
569 -
НАЧАЛО БУКВЫ Σ
НАЧАЛО БУКВЫ Σ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
787 -
НАЧАЛО БУКВЫ Τ
НАЧАЛО БУКВЫ Τ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
736 -
НАЧАЛО БУКВЫ Y
НАЧАЛО БУКВЫ Y / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
659 -
НАЧАЛО БУКВЫ Φ
НАЧАЛО БУКВЫ Φ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
870 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ν
НАЧАЛО БУКВЫ Ν / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
542 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
536 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ο
НАЧАЛО БУКВЫ Ο / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
571 -
НАЧАЛО БУКВЫ Π
НАЧАЛО БУКВЫ Π / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
682