Церковь и секты



Церковь и секты / Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / мученик Николай Варжанский

Как называется истинная Церковь?

Православная Церковь Христова называется Церковью Вселенскою.

Что значит это название?

Оно означает то, что Православная Церковь Христова – одна во всей вселенной, для всего мира, и другой истинной Церкви нет и быть не может.

Как же и в Слове Божием (Гал. 1:2), и во всех книгах говорится о многих Церквах, напр., о Церквах: Иерусалимской, Антиохской, Константинопольской, Русской и т.д.?

Это говорится о церквах поместных или частных, которые составляют части единой Церкви Христовой Вселенской.

Требует ли Господь такого единства от всех?

Спаситель устроил одну Церковь и желает, чтобы в ней одной все спасались, и все едино были. Об этом Господь молился Отцу Небесному так: «Не о них же только (то есть не об Апостолах только) молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17:20, 21).

Не препятствуют ли единству Вселенской Церкви многочисленные секты, которые тоже хотят называться истинными Церквами?

Нет, не препятствуют единству Вселенской Православной Церкви, так как не Христос Господь и не Апостолы святые создавали секты. Сердцеведец знал, что гордость человеческая воспрепятствует этому единству; Господь предвидел, что многие пренебрегут Его Святым обществом, т.е. Церковью Православною, и начнут создавать и устраивать свои общества, со своими, а не Христовыми порядками.

Какие же предсказания мы имеем о таких людях?

О них предсказывал Сам Господь и предостерегал от них верующих. «Берегитесь, – говорил Он, – чтобы кто не прельстил вас,ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Мф 24:4, 5).

«Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф 24:23–25).

Иоан. 10:1–16;

Христос есть Глава Церкви Православной, «Пастыреначальник» стада Своего (1Петр. 5:1–6). Кто не в Церкви Православной, тот не в стаде Христовом, не Христова овечка.

Зачинщики новых религий уводят от Христа овец и увлекают их за собою и все ушедшие имеют своими пастухами не Христа, а гордых противников Церкви и самочинщиков. Ими управляет начальник противления – диавол и слуги его.

Смотрите, что делают противники Веры Христовой, Православной! (Ин. 10:10)

Еще определеннее говорит об этих зачинщиках новых вер и устроителях новых религиозных обществ Дух Святый через Апостолов:

Апостол Павел говорит Ефесским епископам: «я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:28–30).

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17, 18).

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами» (2Петр 2:1–3).

«Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых» (2Кор 11:13).

Появились ли действительно эти люди, желающие завести свои религиозные общества?

Появилось их очень много (читай об этих древних сектантах 2 посл. Ап. Перта и посл. Ап. Иуды) еще во дни Апостолов, а после Апостолов еще больше увеличилось всяких гордых сектантов. Таковы Именей и Александр (1Тим 1:202Тим 2:17, 18) Николаиты (Откр. 2:15). После этих появились гностики, смешавшие христианство с язычеством; маркиониты, отвергшие весь Ветхий Завет; ариане, не признававшие Господа Иисуса Христа Богом; несториане, говорившие, что Иисус родился простым человеком и только впоследствии в Нем поселился Христос Бог; монофизиты, признававшие во Христе одну только Божественную природу; монофелиты, признававшие во Христе только одну волю Божественную, а человеческую отрицавшие. Много и других сект было, а на смену их пришли новые секты, которые существуют и теперь, сманивают к себе православных, чтобы этим погубить их.

Известны ли эти секты у нас? (на 1910 г – прим. сост.)

Очень хорошо известны, и о каждой почти из них можно сказать, в каком веке какая появилась, кто выдумал ее и какие лжеучения она имеет. Таковы суть: латинство, лютеранство, англиканство, штудо-баптизм, пашковщина, адвентизм, толстовщина, хлыстовство, скопчество, беседничество, духоборство, молоканство и множество других.

Что такое Латинство?

Латинство – это папская ересь. Называется она также Римско-католической верой.

Латинство отпало от Православной Христовой Церкви и имеет много всяких ересей. Ереси эти допущены папами, захватившими среди западных христиан большую власть. Некоторые ереси были в поместной Римской Церкви за века два до отпадения Рима от Православия, но Римской Церкви не отлучали, надеясь, что римские христиане откажутся от своих заблуждений.

Подобно тому, как если у человека загноится палец, а человек не идет в больницу отрезывать его, но все надеется, что палец залечится, заживет, – так и Церковь Христова, Православная, когда один из членов ее, одна часть ее – Римская церковь загноилась нечистым учением, то Церковь сначала не хотела ее отрезать, отделять, а все думали исцелить увещаниями, но когда увидели безнадежность, то, из боязни, чтобы все тело церковное не загноилось, решили отделить, отсечь, отрезать Рим от Православия. Вот Рим и отпал от Православной Церкви в 1054 году.

С этого времени в Римской религии, папской, стали множиться ереси все больше и больше, множатся они и теперь и будут множиться.

Какие ереси в Латинстве?

Первая ересь Латинская заключается в извращении папами Христова учения о Церкви и в извращении самого порядка церковного устроения.

а) Церковь Христова основана на Христе, как на фундаменте: «Христос – «Глава Церкви» (Кол. 1:18). Так учит Церковь Православная, а католики понимают, что церковь их основана на папе и папа Римский – глава их церкви.

б) Православие верит, по Апостольскому научению, что Христос вручил истину Свою, Свое научение Церкви Своей, т.е. верующим в Него (Ин. 17:14), а католики учат, что Христос истину Свою вручил папе.

в) По Христовой вере, все порядки жизни и разъяснение учения делается вселенским собором, а у латинников над собором властвует еще папа.

г) По Православной вере, Христос отдал благодать Свою всем святым Апостолам и их преемникам, чтобы они с одинаковым правом передавали дары благодати верующим (Мф. 28:18–20Ин. 20:22, 23), а католики понимают, что благодать Божия вверена только папе, и он, кому хочет, тому и поручает ее раздавать.

Вторая тяжкая ересь Латинства в том, что, по их понятиям, папа, как глава Церкви, заменяющий Христа, непогрешим, как Бог.

Третья ересь – в извращении догмата христианского о Святой Троице. Католики веруют, что Дух Святый исходит не только от Бога Отца, как Господь научил (Ин. 15:26), но и от Сына.

Четвертая ересь заключается в извращении учения христианского о Божией Матери. По учению католиков, Приснодева Мария зачата и рождена непорочно, т.е. по наитию Св. Духа, как и Господь Спаситель, а на самом деле, по церковному научению, она родилась от Иоакима и Анны, хоть людей праведной жизни, но не безгрешных.

Пятая ересь в том, что папа лишил всех верующих мирян причащения Крови Христовой.

Шестая ересь в том, что папа не позволил пресвитерам (священникам) и диаконам жениться, и все духовенство и них безбрачное, а когда живут они нечисто, то на это сквозь пальцы смотрят.

Седьмая ересь в том, что мирским верующим папа не позволил библию читать на родном, понятном языке.

Восьмая ересь в том, что выдумали католики чистилище, то есть, переходное состояние между адом и раем на небе, где души временно мучаются, а потом в рай переходят.

Девятая ересь в том, что папы выдумали индульгенции, т.е. такие документы, продаваемые ими за большие деньги; говорят, будто эти документы освобождают умерших людей от грехов, так что кто богат да денег не пожалеет папе, тот и мучений адских не увидит.

Десятая ересь в том, что папы извратили заповедь христианского совершенствования. Но научению Христову, совершенствование бесконечно (Мф 5:48), а латинники понимают, что человек не только может весь закон исполнить, но и лишнего добра наделать. И все лишние добродетели, какие наделают латинские святые, идут в папскую казну, и папа продает эти добродетели грешникам за деньги.

В Латинстве есть много и других ересей: насчитывается их больше пятидесяти, но мы перечисляем только главнейшие.

Что такое Лютеранство?

Лютеранство выдумано немцем Мартином Лютером и началось с Октября месяца 1517 года. Лютеранство вышло из Латинской ереси и поэтому в нем еще больше ересей, чем в папской религии. Все Лютеранское учение заключается в книгах, составленных Лютером и приятелями его. Таковы книги: 1) «Аугсбугское исповедание», 2) «Апология аугсбургского исповедания» (эти книги составлены приятелем Лютера и его сотрудником немцем Меланхтоном). 3) Шмалькальденские артикулы, составлены Лютером. 4) Катехизисы его и некоторые другие его книги. Если кто интересуется тем, когда и где появилось лютеранство, тот может узнать в подробностях когда и где какую книгу составлял Лютер. Эта религия совершенно не Христова, а выдумана людьми. Она отвергает Церковь Христову, Православную, отвергает священство, идущее от Апостолов, не имеет священнодействий Христианских, даже Причащения Тела и Крови Христовых. Вместо Христианских священнодействий у лютеран свои, выдуманные Лютером и его преспешниками молитвословия, очень мало похожие на христианские. Не признают лютеране ни Божией Матери, ни Св. Ангелов, ни святых угодников, не чтут их и не молятся им, потому что сами себя почитают за святых.

Не молятся лютеране и за умерших, потому что любовь их к умершим прекращается, не так, как Христианская любовь, которая никогда не прекращается (1Кор. 13:8). Из лютеранства выделились еще сотни всяких человеческих религий: штундо-баптизм, пиэтизм или пашковщина, адвентизм и множество других. Об этих сектах мы будем говорить подробно. В катехизисе дальше будут разбираться и все ереси, насколько они противны христианскому учению.

Что такое Англиканство?

Англиканская ересь появилась в 1539 году и началась от короля Английского Генриха VIII. Генрих, похвалившись, что он на земле вместо Бога, что он в своем королевстве, как душа в теле, как солнце в мире, выдумал религию; парламент ее одобрил, и все англичане по королевскому приказу, оставивши латинскую ересь, начали исповедовать новую королевскую религию.

В 1542 г. эта новая религия несколько изменилась; ее изложили в 42 правилах. Эта англиканская ересь схожа с лютеранством, но имеет нечто похожее на иерархию, только эта иерархия их безблагодатна и самочинна.

Что такое штундо-баптизм?

Эти две секты – в существе дела – одно и то же. Если у штундистов и баптистов замечаются какие-либо различия, то они появились благодаря местным условиям, где жили сектанты, но наша штунда пошла от баптизма.

Баптизм появился тотчас после Лютеранства в Швейцарии, Германии, Голландии и Англии, а потом перешел скоро и в Америку. Баптизм выдумали Николай Шторк со своим товарищем и единомышленником Фомою Мюнцером в 1521 году, как раз в то время, когда Лютер составлял книги о своей религии. Когда баптистов в различных странах появилось много, их организовывали разные лица. В Англии таким главарем баптистов был Роджер Вильямс: от него пошли английские и американские баптисты. В Германии поддерживал эту веру Симон Меннон. Но его баптисты не стали называться баптистами, а получили название этого главаря и именуются меннонитами. У нас в России есть и меннониты, в Таврической губ.

Баптизм у нас в России появился в 1860 г от немцев-колонистов, которые приехали к нам жить на нашей земле и, вместо благодарности, стали русских людей от веры Христовой отбивать и переводить в свою ересь, а чтобы успешнее дело это шло, заграница немцам-колонистам на отбивание русских христиан от Православия много денег давала и дает.

Первым заводчиком баптизма в России был Карл Бенекемпфер, поселившийся в колонии Рорбах, Херсонской губ. Он совратил своего работника Михаила Ратушного, а потом мужика Ивана Рябошапку из мест. Любомирки, Херсон. губ. От этих продавшихся людей и пошел баптизм в Херсонской губ., только его называли, да и поныне называют штундизмом (что по-немецки означает час) от определенных часов, в которые баптисты собирались для своих новоизмышленных богослужений.

Из Херсонской губ. баптизм перешел в Киевскую губ. и т.д., по всей России, дошел он и до нас.

И штундисты, и баптисты, и пашковцы, и меннониты – мало чем друг от дружки различаются. Они собственно и не имеют определенной религии, потому что она у них то и дело меняется по временам. Неизменно только их отношение к догматам христианской веры, православной.

Свои выдуманные богослужения и порядки жизни они то и дело переделывают, а к Православию неизменно отрицательно относятся – с ненавистью.

Все эти секты пользуются украденным ими из Церкви свящ. Писанием и, понимая его по своему вымыслу, утверждают, что смертью Иисуса Христа на Голгофе прощены все грехи людские: признай только это, и ты уже в ту же минуту не имеешь никакого греха, ты уже спасен, не грешишь и будешь непременно в раю. Никаких усилий воли для добродетелей (Лк. 16:16), никаких благодатных священнодействий (Мф. 28:19, 20Деян. 2:38) человеку не нужно, хоть и было все это от самих Апостолов всегда в Церкви Христовой, Православной, но для всех перечисленных сектантов это не нужно.

Все сектанты, перечисленные сейчас, думают, что их наставляет Дух Святый, что они все отлично понимают и делают, а на деле выходит, что делают они все различно, несогласно, так что выходит, что наставляющий их дух, сам не знает, как правильно наставить, и все у него получается различно. Одни сектанты в одно время требуют крещения водного и преломления хлеба вместо христианского Причащения Тела и Крови Христовых, в другое время признают это же или не обязательным, или не нужным. Другие в одно время отрицают нужность пресвитеров и диаконов, а в другое время вдруг заводят их.. И так все у них, по человеческому произволу делается, и сами они никогда толком не знают, что им нужно, и что не нужно.

Но зато сектанты всегда яро и согласно отвергают Церковь Христову, Православную, отвергают Ее Христово научение, не признают церковного благодатного священноначалия, идущего непрерывно от святых Апостолов и Христа, глумятся над христианскими благодатными священнодействиями, отвергают Божию Матерь, Святых Ангелов и свв. Угодников, не приводят ко Христу крещением детей, не молятся за умерших и не имеют вещественной святыни.

Баптисты не держатся единства, но распались на много отдельных сект, которых в одной Америке 14: Правильные баптисты, Правильные баптисты северные, Правильные баптисты южные, Правильные баптисты цветные, Баптисты шести положений, Баптисты седьмого дня, Баптисты свободы воли, Первоначальные баптисты свободы воли, Общие баптисты, Отдельные баптисты, Соединенные баптисты, Баптистская церковь христова, Первоначальные баптисты, Древние баптисты двух начал в душе

Что такое Пашковщина?

Пашковщина сходна с штудо-баптизмом, но сначала пашковцы позволяли своим последователям не уходить из тех вер, из которых они их переманивали. Они дозволяли, подобно хлыстам и скопцам, чтобы те, кто к ним перешел, ходили в Церковь, а теперь пашковцы обнаружили себя, и оказывается, они мало чем отличаются от штунды. Пашковцы теперь хотят усвоить себе наименование «общества евангельских христиан». Это потому, что у них есть присвоенное ими от Церкви Евангелие, но, конечно, они как были пашковцами, так ими и остались. Они отвергают Церковь Христову, не имеют св. Предания, отверглись от священнодействий христианских, не почитают Богородицы, свв. Ангелов и Угодников, а только себя; не молятся за умерших своих, не имеют вещественной святыни. Есть у них только для желающих купание в воде, напоминающее крещение и преломление хлеба, напоминающее Таинство Причащения. Почти всюду теперь пашковцы соединяются с баптистами.

Пашковщина прежде известна была под именем пиэтизма и выдумана Якубом Шненером, умершим в 1705 г. В Россию эту веру привез полковник В. Пашков из-за границы. Там он перенял ее от англичанина Гренвилля Редстока, привез ее в Россию и завел эту погибельную ересь у нас, насаждая ее больше всего денежками, которых у него было очень много. Было это в 1874 г.

Что такое Адвентизм?

Адвентизм – это американская секта. Выдумал адвентизм Виллиам Миллер в 1833 году. Был он до изобретения своей веры баптистом, но придумал много нового, до чего и баптисты не додумались. В. Миллер стал доказывать, что Спаситель придет во второй раз 22 октября 1844 года [это, на самом деле третья дата, назначенная Миллером. Сначала были: 21 марта 1843 и 21 марта 1844 г – Sm.]. Все сбитые Миллером люди вышли в этот день на гору встречать Господа, долго ждали, но не дождались. Миллер со стыда, что не вышло дело по его изобретению, заболел и умер, а последователи его разбрелись по другим человеческим религиям. Но выдумка Миллера не пропала даром: опять нашлись люди, которые решили распространить его безумие. Приехали они и к нам.

Не все адвентисты, последователи Миллера, одинаково теперь веруют. Все они различно предсказывали, когда придет вторым пришествием Господь: кто говорил на 1913–14 гг.; кто на 1922–33, а другие еще различнее говорят.

Адвентисты после смерти Миллера не сохранили единства, а распались на шесть новых сект.

Евангельские адвентисты, Церковь адвентистских христиан, Адвентисты седьмого дня, Церковь Божия, Общество жизни и Второго Пришествия Церковь Бога во Христе Иисусе.

Наши адвентисты – Седьмого дня. Называются они так потому, что празднуют вместе с жидами субботу, вместо Воскресения, точно для них и Христос не воскресал. Адвентисты-субботники верили, что скоро Христос придет (приблизительно в 1913–14 гг) вторым пришествием, возьмет с собою всех живых адвентистов и адвентистов умерших, которых он воскресит; из остальных вер никого ни брать не будет, ни воскрешать. Вот адвентисты улетят на небо, а на земле будет пусто, только один сатана здесь будет бродить по пустынной земле. Адвентисты на небе будут ровно тысячу лет. Там им, будто, дадут книги ангельские, и они будут судить всех людей, кого кто знал на земле. После Тысячелетнего царства с неба спустится Небесный Иерусалим. Сюда и адвентисты якобы спустятся со Христом. Это будет уже третье пришествие Христово. Христос в третье пришествие воскресит всех людей; тогда диавол соберет всех грешников и подговорит их идти войной на Небесный Иерусалим, в котором будто бы будут Христос и авдентисты. Диавольское полчище грешников будет иметь множество всяких орудий, пушек и припасов военных, и множество полководцев двинутся на Христа, но Христос всех убьет духом Уст Своих, и все нечестивые будут уничтожены и погибнут навсегда, а адвентисты вовеки будут жить в Небесном Иерусалиме, ни когда не умирая, будут наслаждаться и блаженствовать. Все эти сказки свои адвентисты иногда стараются доказать и от св. Писания, да только мало кто верит этим «басням». [к сожалению, все же верят некоторые, по словам Апостола (2Тим.4:4) – Sm.]

Адвентисты отрицают бессмертие души, не имеют благодатного священства, купают своих совращенных в реке наподобие христианского крещения, делают преломление хлеба наподобие христианского Причащения Тела и Крови Христовых, на своих молитвенных собраниях играют на фисгармонии и поют стихотворения. Во всем остальном они сходны с баптистами и протестантами.

Что такое Толстовщина?

Толстовщина – это учение, выдуманное графом Львом Толстым в 1881 году. Толстой отверг Бога Личного, Живоначальную Троицу, Божию Матерь, свв. Ангелов и праведников. Он не признает личной загробной жизни. Христа Спасителя считает не Богочеловеком, но простым человеком, как и он сам, отвергает Его чудеса, Воскресение и Вознесение на небо, отвергает Божественную благодать, священнодействия Христианские, Святую Церковь Христову и многое другое. Чтобы Толстому верили люди, он извратил и переделал по-своему Евангелие Христово и назвал его не своим, а христианским; словом, поступил Толстой во всем, как самый наглый мошенник, и за это его отлучили (вернее он сам себя отлучил) от Церкви Христовой, от Господа Спасителя и спасения (Мф. 18:171Тим 1:19, 202Тим 2:17–18)

Что такое Хлыстовство?

Хлыстовство началось в 17 веке. Пошло оно от беглого солдата из Костромской губ., Юрьевского уезда, Данилы Филипповича. Он решил, что все веры плохие, и нет от них спасения. В 1645 г., после молитвы Данилы, как передают хлысты, на гору Городину, близ д. Михайлиц и Бабино, Владимирской губ., среди облаков, окруженный небесными силами, сокатил на Данилу Филипповича Сам Господь Саваоф, и с этого часа стал Данила Филипович истинным Богом, Творцом Мира и придумал для людей свою религию. Своего последователя, кр. Владимирской губ., Ивана Тимофеевича Суслова он назвал Сыном Божиим. От этих двух богов и пошло хлыстовство на Руси и дошло до наших дней.

Хлысты верят, что Бог постоянно воплощается в людях. Бог воплощался в Моисее, во Христе, в Даниле Филипповиче, в Суслове и т.д. Свящ. Писание хлысты не признают, потому что среди них всегда есть воплощенный Бог, который и дает своим последователям «откровение». Поэтому у хлыстов всегда есть христы-боги. Св.Писанием хлысты пользуются только для завлечения христиан в свою секту. В большинстве они руководствуются заповедями своего бога – Данилы Филипповича. Главнейшие заповеди Данилы: «хмельного не пейте, плотского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живи с женою как с сестрою. Неженимые не женитесь, а женимые разженитесь... Заповеди содержите в тайне, ни отцу, ни матери, не объявляйте: кнутом будут бить, огнем будут жечь – терпите. Кто вытерпит, тот верный будет, получит царство небесное, а на земле радость... Святому Духу верьте».

Хлысты верят, что души созданы Богом, а тела диаволом; что души людские переселяются из человека в человека и даже в животных, смотря по заслугам жизни. Переселяются души до тех пор, пока не воплотятся в хлыста. После этого души становятся ангелами.

Хлысты отрицают брак, как выдумку диавола, детей называют щенятами, поросятами, бесенятами, грешками.

Главные в секте женщины называются богородицами, потому что духовно рождают истинных христиан, т.е. хлыстов.

У хлыстов свои тайные богослужения, называющиеся радениями, на которых они кружатся в особых саванах (рубахах) до беспамятства, приходят в бешеное (состояние) исступление, наподобие припадков кликуш (порченых) и кончают часто свальным грехом, который у них называется духовной любовью.

Секта хлыстов очень распространенная (ред. была до революции в России), тайная и очень вредная.

Хлысты по внешности никогда не отделяются от Церкви Православной. Ходят в храм, прикидываются богомольными, жертвуют много, но все это делают для отвода глаз, чтобы не догадались люди об их погибельной ереси [1].

Что такое скопчество?

Скопческая секта выделилась из хлыстовства. Многим хлыстам не нравилось, что в их религии много разврата, и они решили очистить свою религию от плотского греха. Хлыст Кондрат Селиванов во второй половине 18 – го века выдал себя за Господа Саваофа, оскопился сам для освобождения от плотской страсти и стал скопить других. Этим он хотел окончательно уничтожить плотскую страсть. Многие доверились новому саваофу. У него скоро завелся Сын Божий – Александр Иванович Шилов. Эти два бога очень много народа оскопили и прочно утвердили свою веру в России. В учении своем, кроме оскопления, они сходны с хлыстами. [оскопление – означает кастрацию. – Sm.]

Что такое Беседничество?

Беседничество пошло от В.Н. Щеглова, кр. Симбирской губ., в первой половине прошлого столетия. Развилось оно особенно в конце XIX столетия.

Беседничество, это – религиозная прелесть: человек вдруг сам признает себя за особый сосуд благодати Божией, делает себя учителем, начинает проповедывать, творить мнимые чудеса и т.д. Хотя он невежда в проповеди, но у него всегда находятся такие же невежественные слушатели и почитатели. В зависимости от того, как думает о себе (как понимает о себе) впавший в прелесть, он выдает себя или за великого пророка, за проповедника, за воплощенного ангела, и даже за Бога и за Христа.

Беседническими главарями были и мужчины и женщины. Они назывались и «дяденьками», и «тетеньками», «игуменьями», «старцами», но чаще всего – «братцами» и «сестрицами». Все они больше всего выдавали себя за воплощенных богов. Все, кто следовал за беседниками, назывались «духовными», а остальные православные – мирскими. Беседники толкуют по-своему слово Божие, имеют свое богослужение, составленное их главарями из церковных молитв и священнодействий и своих стихов. Главари их благословляют, дают руку целовать, помазуют маслом, принимают на исповедь, принимают своеобразный внешний вид, уподобляясь священнослужителям. Беседники, подобно хлыстам, отрицают брак, не употребляют мясной пищи, но распутничают. Главари беседничества имеют много молоденьких келейниц, с которыми живут вместе и это сожитие называют «духовной любовью»

Самостоятельную беседническую секту, но сходную со всем беседничеством, основал в 1894 г., кр. с. Александров-Гай, Новоузенского уезда, Самарской губ., Иван Чуриков. Ересь его сходна со всем беседничеством, но Чуриков не состоит в прямой связи с остальными беседниками. Чуриков сейчас действует в Петербурге, а в Москве у него два ставленика: Иван Колосков и Димитрий Григорьев (О братцах читай маленькую книжку: «Против пьянства телесного и духовного». Есть еще книжка свящ. Е. Кесарева. Самара. – «Беседничество как секта»)

Что такое Духоборство?

Духоборство появилось около восемнадцатого века. Впервые оно появилось в с. Большие Проходы, Харьковской г., а потом в с. Охочем, Змиевского уезда., Харьковской губ. Последнее стало центром духоборчества. Отсюда оно перешло в с. Никольское и распространилось по всех Харьковской губ. Организовал впервые духоборческое общество кр. Силуан Колесников. Он завел преемственное учительство в секте. После него правили сектой сыновья его Кирилл и Петр. Затем, порядки жизни духоборов надолго расстроились, пока не захватил главенство в секте капрал гвардии Савелий Капустин. Сын его Василий, назвавшийся Калмыковым, начал особую фамилию главарей секты, которые почитались духоборами чуть не за воплощенных богов.

В начале XIX стол. духоборов гнали и народ, и правительство. В царствование Александра I им даны были большие льготы и само правительство взялось охранять их от возмущенного их поведением православного народа. Духоборцев переселили в Таврическую губ. в Молочные Воды. Они стали дерзки и оказались способными на все преступное. При Николае I, благодаря тщательному расследованию Правительства, открылись страшные преступления духоборов, и 8 тысяч их выселили в 1842 году в Закавказский край. Центром духоборов стало с. Горелое, – «Сиротский дом», по прозванию; тут жили Калмыковы. После смерти последнего Калмыкова духоборами правила жена его Лукерья Васильевна. Затем «божественный род» прекратился, все дела хотел захватить любимец Лукерьи Веригин, но духоборы возмутились, забраковали Веригина и выдали правительству все преступные деяния внутренней жизни духоборчества.

Вскоре духоборы усвоили анархические понятия Л.Толстого и стали больше толстовцами, чем духоборцами, и выселились в Канаду, но оттуда весьма стремятся опять в Россию.

Учение духоборцев представляет собой смесь христианства с язычеством, пантеизмом и собственными выдумками. Бог у них понимается как безличная неопределенная сила, живущая в мире и неотделимая от мира. В душе каждого человека живет частичка Бога и, по смерти человека, она возвращается опять в Бога, так что личного загробного бытия нет.

Христос во всем подобен нам, никакого искупления за Ним потому они не признают. Христос, по мнению духоборцев, есть только образец, которому должно подражать в жизни, и Он нисколько не выше других знаменитых людей. Духоборцы отрицают Церковь Христову, и не признают священноначалия, отрицают благодатное освящение человека в священнодействиях и не допускают у себя никаких религиозных обрядов в служении Богу. По их мнению, нет ни загробной жизни, ни воскресения мертвых, ни суда, ни воздаяния. Руководствоваться человек должен только разумом, а не Библией, которую они называют «хлопотницей», и отвергают ее. Вместо Библии у них предание своих отцов. Это – их «животная книга». Предание хранится в псалмах и отдельных изречениях, состоящих из ветхозаветных и Новозаветных выдержек и собственных вымыслов, часто очень суеверных и нелепых. «Животная книга», или предание, хранится не в книгах и не у отдельного человека, а во всем их роду. Каждая мать учит ребенка своему псалму, и каждый свое изучение читает на духоборческом собрании.

Что такое Молоканство?

Молоканство выделилось из духоборчества. У духоборцев в Тамбовской губ. был главою Илларион Побирохин, торговец шерстью. Он назвал себя Сыном Божиим, избрал 12 «апостолов», называемых архангелами, и 12 смертоносных ангелов. Последних Побирохин посылал усмирять непокорных и вообще заводить свои порядки. «Божеским» достоинством Илариона Побирохина многие были недовольны. Этим воспользовался зять его крестьянин села Уварова, Борисоглебского уезда, Тамбовской губ., Семен Матвеевич Уклеин. Он начал проповедь свою и при помощи другого крестьянина Швецова, образовал новую секту, оттянувшую многих духоборов. Уклеин избрал 70 учеников и вошел торжественно в Тамбов для проповеди своей веры.

Молокане, как и пашковцы и баптисты, признают только св. Писание, отрицают Церковь и Священнодействия. Слово Божие понимают в духовном смысле, а богослужение их состоит только из чтения св. Писания, которое они толкуют извращенно, и пения псалмов.

Из молоканства выделилось много толков. 1) Тамбовский (первоначальный), их называют губолизами или похотниками, потому что здесь сохранился древний обряд их – целование противоположных полов. 2) Владимирский толк, сходный с тамбовским, только без обряда целования 3) Донской, признавали необходимость обрядов и священнодействий, и заведши у себя все, похожее на Православие. 4) Секта общих, задумавших все имущество сделать общим, но когда это не удалось, ограничившись взносом в общую кассу десятины. 5) Секта сопунов, которые считают, что при чтении в псалме 50-м: «окропивши мя иссопом», нужно сопеть, и от этого якобы сходит Дух Святой. 6) Секта субботников, отличающихся от тамбовского толка празднованием субботы, вместо воскресенья. 7) Секта субботников-талмудистов, принявших жидовство с талмудом. 8) Секта субботников-караимов, признающая, как и караимы-жиды, только Пятикнижие Моисеево.

Кроме перечисленных и описанных сект есть еще бесчисленное множество других, и древних, и новых. Всех их до 500. В одной Америке 15 лет тому назад, по правительственных американским документам, было до 120 различных сект.

Все секты выдают себя за истинное христианство, но, как доказано кратким описанием некоторых сект, все они очень молоды, все они появились позже Церкви Христовой Православной, и выдуманы людьми. Всякой секты у нас есть метрики, и напрасно они надувают людей, выдавая себя за веры христианские.

* * *

1

О ней есть много ученых книг, в которых подробно излагается хлыстовское учение. Напр., К. Кутепов: «Хлысты и скопцы». В. Барбарин: «Хлыстовщина или секта духовных христиан Разбор 12 заповедей основателя секты» Свящ. Арс. Рождественский: «Хлыстовщина и скопчество в России». Прот. Н. Кутепов: «Краткая история и вероучение русских рационалистических и мистических ересей».

Просмотров: 412


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Церковь и секты

По описанию (Google) - Церковь и секты / Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / мученик Николай Варжанский

По названию (Yandex) - Церковь и секты

По описанию (Yandex) - Церковь и секты / Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / мученик Николай Варжанский

Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2024-05-14 13:33:49

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



о Боге и Церкви:


о Боге и Его Церкви...