Правило 98
Правило 98 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора
Жену, иному обрученную, берущий в брачное сожитие, при жизни еще обрученника, да подлежит вине прелюбодеяния.
(Анкир. 11; Василия Вел. 22, 69).
Обручение (μνηστεία, sponsalia) есть взаимное обещание мужчины и женщины друг другу, что вступят в брак1300. Обручение, предписываемое ныне церковью перед венчанием, взято из римского права. Согласно этому праву, обручение совершалось, как только предрешено было заключение брака; однако, для самого брака оно не имело юридического значения, ибо хотя и было вне всякого сомнения, что, после совершенного обручения, брак имеет быть заключен, и хотя обещание было дано обоюдно, перед свидетелями, все же обрученные лица не были еще безусловно обязаны исполнить обещание и обвенчаться, а каждому из них предоставлено было право взять обратно свое обещание и вступить в брак с другим лицом. Это было логическим последствием основного учения старо-римского права, по которому брак может быть расторгнут, как только одна из сторон пожелает этого. Впрочем, тот, кто снова обручится, не отказавшись формально от прежнего обручения, подлежал, согласно закону, инфамии (бесславию), и кроме того, если при обручении сделаны были подарки, обязан был вернуть дважды столько, сколько получил, причем свои подарки не имел права требовать обратно1301.
Как церковь требовала от своих верующих заключать браки только с ее благословения, так требовала она этого и относительно обручения, и как она подчинила своей юрисдикции брак, так подчинила она и обручение той же юрисдикции. Свободу римского права, по которой можно было по своему усмотрению отказаться от обещания при обручении, церковь, с самого начала своей законодательной деятельности, ограничила и своим благословением дала обручению нравственно-обязательное значение, подобное тому, какое имел и самый брак. В правилах Василия Великого мы уже находим выраженною ту мысль, что обручение должно быть строго соблюдаемо и обязательно для всякого, над кем оно совершено1302; Трулльский Собор, этим своим правилом, предписывает подвергать наказанию за прелюбодеяние всякого, кто обвенчается с обрученною, пока жив ее прежний обрученный. Это предписание Трулльского Собора перешло, затем, в общем и в гражданские греко-римские законодательные сборники1303. Строгость эта в отношении обручения смягчена была имп. Львом Философом1304, который, двумя своими законами, предписал, что обручиться могут только лица, имеющие законом установленный возраст, дабы их обещания, данные при обручении, были более крепки и менее подвержены опасности быть нарушенными, и вместе с тем он постановил, чтобы обручение имело такую же силу, как и брак, и чтобы расторжение могло происходить только по причинам, по которым и брак расторгается1305. Это подтвердил затем, специальным законом, и имп. Алексий I Комнин в виду синодального определения при патриархе Иоанне VIII Ксифилине, по которому родство и происходящие от родства препятствия должны были иметь значение и при обручении точно такое же, как и при заключении браков1306. Кто обручен был по церковному обряду и, после смерти с ним обрученной, женился на другой, считался второбрачным, как бы состоял в браке с первой обрученной1307.
Позаимствовав из римского права обручение, церковь дала свое благословение обещанию (επαγγελία), сопровождающему обручение, так что в виду этого обещание стало священным, как пред Богом данным и Богом принятым. В этом случае обручение есть начало самого брака, ибо в нем уже имеется необходимое условие, составляющее сущность брака, а именно, обоюдное согласие на брачную жизнь обручающихся. Посему, как ветхозаветный, так и новозаветный закон смотрят на обрученную как на жену обрученного. Моисей называет «женою ближнего своего» девицу, состоявшую в обручении с известным мужчиною (Втор. 22:23-4); в Евангелии же Пресвятая Дева, будучи только обрученной с Иосифом, называется его «женою», а он ее «мужем» (Мф. 1:18-20). А что подвергаем был наказанию, подобно как прелюбодей, а не только как блудник, каждый, кто обвенчался бы с обрученною девою, пока жив ее обрученный, мы это видим из настоящего (98) правила Трулльского Собора1308.
Относительно промежутка времени между обручением и браком ничего определенного не говорится ни в церковном, ни в гражданском законодательстве. Срок предоставлялся на усмотрение обрученных, которые вообще делали так, что проходило некоторое время после обручения до венчания, следуя предписаниям тогдашних законов, воспрещавших совершать одновременно и обручение и венчание, так как по существу это две разные вещи1309. Впоследствии, во избежание случаев, о которых говорит это правило, установлено, чтобы обручение совершалось одновременно с венчанием1310.
Просмотров: 459
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - Правило 98
По описанию (Google) - Правило 98 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора
По названию (Yandex) - Правило 98
По описанию (Yandex) - Правило 98 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора
Вопрос-ответ
последние вопросы
Календарь:
Икона дня:
Пост:
Святые дня:
Евангельские чтения дня:
о Боге и Церкви:
-
18.07.2021
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
726 -
07.01.2023
Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Сергия, Митрополита Самарского и Ново...
62 -
06.01.2023
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...
57 -
14.10.2022
Десятословие по христианскому законоположению / святитель Григорий Палама из Добротол...
189 -
26.05.2022
Видео / Храм Бога построенный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Самара, Ру...
1283 -
23.04.2022
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, ...
424 -
22.03.2022
Поучения огласительные и тайноводственные / Святитель Кирилл Иерусалимский (315—386) ...
-
19.03.2022
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям...
464 -
19.03.2022
Невозможно описать Бога всецело и адекватно Его совершенствам (именно поэтому христиа...
569 -
04.09.2021
Топ-7 главных СОБОРОВ Православной Церкви второго тысячелетия | Сергей Фёдоров и Алек...
721 -
28.08.2021
Житие Пресвятой Богородицы: Прообразы Богородицы в Ветхом Завете, Введение во храм; о...
790 -
18.07.2021
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
726 -
06.07.2021
Введение в деструктологию / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Фонд ...
957 -
06.07.2021
Деструктивные религиозные секты / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Ф...
701 -
06.07.2021
Психокульты и нерелигиозные секты / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии /...
836 -
06.07.2021
Вербовка и удержание членов деструктивных организаций / Роман Cилантьев / Курс лекций...
872 -
06.07.2021
Магические услуги / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Фонд Взаимодейс...
699 -
06.07.2021
Суицидальные образования и деструктивные субкультуры / Роман Cилантьев / Курс лекций ...
861 -
06.07.2021
Медицинские аспекты деятельности деструктивных образований / Галина Хизриева / Курс л...
566 -
06.07.2021
Экономические аспекты деятельности деструктивных религиозных организаций / Анна Корол...
629 -
06.07.2021
Майдановедение / Ольга Стрекалова / Курс лекций по деструктологии / Фонд Взаимодейств...
558 -
06.07.2021
Секты «живых людей» и «свидетелей СССР» (некрокоммунистов) / Ольга Стрекалова / Курс ...
631 -
06.07.2021
Классификация экстремистских и террористических организаций / Ольга Стрекалова / Курс...
650 -
06.07.2021
Методы противодействия терроризму в Сети Интернет Ч.1. / Галина Хизриева / Курс лекци...
745 -
06.07.2021
Методы противодействия терроризму в Сети Интернет Ч.2. / Галина Хизриева / Курс лекци...
625 -
19.05.2021
Три защитительных слова против порицающих святые иконы / преподобный Иоанн Дамаскин /...
1179 -
17.05.2021
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митрополит Стефан (Яворский) ...
935 -
17.05.2021
Догмат о святых иконах / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митр...
601 -
17.05.2021
Догмат о Знамении Честного Креста / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Це...
717 -
17.05.2021
Догмат о Святых Мощах / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митро...
708 -
17.05.2021
Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых / Камень веры ...
655