Правило 95
Правило 95 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора.
Присоединяющихся к православию и к части спасаемых из еретиков, приемлем по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, македониан, новатиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятидневников, или тетрадитов, и аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия кафолическая и апостольская церковь, приемлем, запечатлевая, то есть, помазуя святым миром во первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголом: печать дара Духа Святаго. А о бывших павлианами, потом к кафолическая церкви прибегших, постановлено: перекрещивати их непременно. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотчестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из галатския страны) всех, которые из них желают присоединены быти к православию, приемлем якоже язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати писания, и тогда уже крещаем их. Такожде и манихеев, валентиниан, маркионитов, и им подобных еретиков. Несториане же должны творити рукописания и предавати анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севера, и прочих начальников таковых epeceй, и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси: и потом да приемлют святое причащение.
(I Всел. 8, 19; II Всел. 1, 7; Лаод. 7,8; Карф. 6, 57, 126; Василия Вел. 1, 5, 47).
Это правило предписывает, как должны быть принимаемы в православную церковь разные еретики, причем на первом месте говорится об еретиках, упоминаемых в 8-м и 19-м правилах I Всел. Собора, и в 1-м и 7-м пр. II Всел. Собора, о которых мы уже сказали сколько нужно в наших толкованиях названных правил. Далее, настоящее правило (95) упоминает еще о следующих еретиках: манихеях, валентинианах, маркионитах, несторианах, евтихианах и северианах. Из них первые три суть гностики – еретики II и III веков, которые, как видно, имели последователей еще и в VII веке; и так как эти еретики отрицали самую сущность христианства, то правило и предписывает, чтобы переходящие из этих ересей в православную церковь принимаемы были как язычники, а именно, подвергались бы сначала оглашению и только после того совершалось бы над ними крещение1292. Прочие еретики, упоминаемые в правиле: несториане и евтихиане, а равно и севериане (которые суть не иное что, как отпрыск евтихиан), могут быть принимаемы, согласно правилу, и без нового крещения, только чрез анафематствование своей ереси и торжественное исповедание православного символа; а о них правило так постановляет потому, что в учении этих еретиков ничего не было против самой сущности христианства, и что они принимали и признавали все таинства православной церкви1293.
Настоящим правилом Трулльского Собора уничтожена разница, существовавшая, и особенно в первые века, к отдельных поместных церквах, по вопросу о принятии в церковь еретиков и раскольников, причем голосом вселенской церкви установлена в этом отношении постоянная норма для будущих времен. Согласно предписанию этого правила, неправославные, когда обращаются в православие, принимаются, смотря по тому, насколько они отступают от православного учения, принимаются, то есть, или чрез крещение, или только чрез миропомазание, или, наконец, лишь чрез покаяние и исповедание православной веры. Этим, впрочем, Трулльский Собор лишь подтверждает и сообщает характер общеобязательности для всей церкви уже существовавшей церковной практики; так как мы имеем уже из V века свидетельство, что так поступали при принятии в церковь разных неправославных. Пресвитер константинопольской церкви Тимофей, живший в V веке, писал своему сослуживцу Иоанну совершенно в смысле этого трулльского правила. По Кормчей Тимофей пишет следующее: «Три чины обретаем приходящих к святей Божией соборной и апостольстей церкви... и первый убо чин есть, требующих святаго крещения; вторый же некрещаемых убо, но помазуемых святым миром; и третий ни крещаемых же ни помазуемых, но точию проклинающих свою и всяку ересь»; далее он перечисляет по порядку всех неправославных и говорит, каким чином надлежит их принимать1294. Эти три чина принятия в церковь неправославных существуют и имеют полную силу и ныне в нашей православной церкви. По первому церковь принимает еретиков, не верующих в Св. Троицу, не признающих крещения и не совершающих оное по заповеди Господа; по другому чину, т.е. чрез миропомазание, принимаются (кроме упомянутых в правиле еретиков) все те, кои крещены во имя Отца и Сына и Св. Духа, однако не имеют законного священства и не признают таинства миропомазания, а таковыми ныне являются все протестанты; чрез миропомазание принимаются также и римо-католики и армяне, если не были миропомазаны в своей церкви, до своего обращения в православие; по третьему чину, т.е. без крещения и без миропомазания, только чрез отречение от прежнего верования и чрез исповедание православного учения, принимаются (кроме упомянутых в правиле еретиков) все римо-католики и армяне, которые миропомазаны были в своей церкви1295.
В примечании на стр. 283, в толковании 7-го правила II Всел. Собора, мы сказали, что по теперешней практике греческой церкви надлежит крестить и римо-католиков, переходящих в православную церковь. Это происходит на основании постановления (oρος) константинопольского собора 1756 года при патриархе Кирилле V, которое подписали, кроме Кирилла V, еще патриархи – александрийский Матфей и иерусалимский Парфений. Постановление это гласит «Между средствами, которыми мы удостаиваимся спасения, первое место занимает крещение, переданное Богом святым апостолам... Так как три года тому назад поднят вопрос о том, надлежит ли признавать крещение еретиков, обращающихся к нам, раз это крещение совершается вопреки преданию св. апостолов и св. отцов, а также вопреки обычаям и постановлениям кафолической и апостольской церкви, то мы, воспитанные по милости Божией в православной церкви, хранящие правила св. апостолов и божественных отцов и признающие единую нашу святую кафолическую и апостольскую церковь и ее таинства, между которыми и божественное крещение, и следовательно, считающие противным всему апостольскому преданию, и как произведение развращенных людей, все то, что происходит у еретиков, и что не совершается так, как заповедано Духом Святым и апостолами, и как это совершается ныне в Христовой церкви, – общим постановлением отметаем всякое еретическое крещение, а посему всех еретиков, к нам обращающихся, принимаем как неосвещенных и некрещенных (ως ανίερους καί άβαπτίστους), причем мы этим следуем прежде всего Господу нашему Иисусу Христу, заповедавшему своим апостолам крестить во имя Отца и Сына и Св. Духа, далее следуем святым божественным апостолам, установившим троекратное погружение (εν τρισί καταδυσεσι καί άναδύσεσι), с произнесением при каждом из них одного имени Св. Троицы, затем следуем святому и равноапостольному Дионисию, который говорит, что оглашенного, когда совлечена с него вся одежда, надлежит крестить в купальне (бане), с освященной водой и елеем, призывая три Ипостаси всеблаженного Божества, и вслед за этим (ευθύς) помазать боготворным миром, равно удостоить спасительной евхаристии, наконец, мы этим следуем второму и пято-шестому Вселенским Соборам, предписавшим считать некрещенными (ως άβαπτίστους) всех, обращающихся в православие, не бывших крещеными чрез троекратное погружение, при каждом из которых призывалось бы имя одной из Божественных Ипостасей, а крещеных каким-либо иным способом. Держась этих святых и божественных установлений, мы считаем достойным осуждения и отвратительным (απоβλητα καί αποτροπαια) еретическое крещение, так как оно не соответствует, а противоречит апостольскому божественному установлению, и есть не иное что, как бесполезное, по словам св. Амвросия и св. Афанасия Великого, умыванье, оглашенного вовсе не освящающее и от греха не очищающее; вот почему всех, от еретиков некрещенно крещеных (άβαπτίστως βαπτίζομένους), когда они обращаются в православие, мы принимаем как некрещенных (άβαπτίστους) и без всякого смущения крестим их по апостольским и соборным правилам, на которых крепко покоится св. Христова апостольская и кафолическая церковь, общая матерь всех нас. И этим общим нашим судом и письменным изъявлением подтверждаем это наше постановление, согласное с апостольскими и соборными постановлениями, и утверждаем нашими подписями»1296.
В этом синодальном определении римо-католики не упоминаются по имени, и не говорится, что их крещение следует отметать и крестить их при переходе в православную церковь; однако, это ясно видно из всего того, что говорится и как говорится в определении. Притом мы знаем, что греческая церковь смотрит на римо-католиков по 1-му правилу Василия Великого, считает вот уже несколько веков римскую церковь еретическою, вследствие, между прочим, повреждения ею никео-константинопольского символа, равно вследствие формы крещения, похожей на евномианскую, так что синодальное это определение имеет в виду прежде всего римо-католиков, предписывая, что их при переходе в православиенадлежит крестить. В Пидалионе, впрочем, все это разъясняется положительно, и в смысле именно этого определения. Вот что здесь говорится: «латинское крещение ложно называется этим именем; оно не есть вовсе крещение (βάπτισμα), а лишь простое мытье (άλλα ράντισμα μоνον ψιλоν)». «А посему мы не говорим, что перекрещиваем латинян, а крестим их». «Латиняне не крещенные (οί λατΐνοι είναι άβάπτιστοι), так как не совершают при крещении троекратного погружения, как это с самого начала передано православной церкви от св. апостолов»1297. Упомянутое синодальное определение имеет и ныне во всей греческой церкви полную силу. Как со строго канонической точки зрения нужно смотреть на это, мы сказали в толковании 47-го и 50-го Ап. правил, равно и 7-го правила II Всел. Собора.
Просмотров: 974
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - Правило 95
По описанию (Google) - Правило 95 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора.
По названию (Yandex) - Правило 95
По описанию (Yandex) - Правило 95 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора.
Вопрос-ответ
последние вопросы
о Боге и Церкви:
-
Непогреши́мость (безошибочность)
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
2041 -
О подготовки ко Причастию
Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и с...
380 -
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...
842 -
Неделя 31-я по Пятидесятнице
31-я Седмица по Пятидесятнице, расписание служб: 1 января 2024 г. - 7 января 2024 г.
726 -
Чин последования исповеди
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...
830 -
О сектах
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
907 -
Оглавление
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...
740 -
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...
1220 -
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...
777 -
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...
1112 -
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...
842 -
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...
904 -
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...
882 -
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...
983 -
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...
776 -
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
984 -
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
1041 -
Оглавление
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
726 -
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...
634 -
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...
669 -
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...
850 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
645 -
НАЧАЛО БУКВЫ Σ
НАЧАЛО БУКВЫ Σ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
859 -
НАЧАЛО БУКВЫ Τ
НАЧАЛО БУКВЫ Τ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
841 -
НАЧАЛО БУКВЫ Y
НАЧАЛО БУКВЫ Y / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
732 -
НАЧАЛО БУКВЫ Φ
НАЧАЛО БУКВЫ Φ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
938 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ν
НАЧАЛО БУКВЫ Ν / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
615 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
612 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ο
НАЧАЛО БУКВЫ Ο / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
644 -
НАЧАЛО БУКВЫ Π
НАЧАЛО БУКВЫ Π / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
769 -
НАЧАЛО БУКВЫ Λ
НАЧАЛО БУКВЫ Λ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
476