Содержание



святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные / Содержание

  • Предисловие 
  • Поучение предогласительное, или Предисловие к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского 
  • Огласительное поучение первое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, вводящее приступающих ко крещению, на слова Исаии пророка: омойтесь, очиститесь и проч. (Ис.1:16).] 
  • Огласительное поучение второе. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления о покаянии, отпущении грехов и о противнике, на слова Иезекииля: Правда праведного при нем и остается (Иез.18:20).] 
  • Огласительное поучение третье. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о крещении, на слова из Послания к Римлянам: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть и проч. (Рим.6:3–4).] 
  • Огласительное поучение четвертое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о десяти догматах, на слова из Послания к Колоссянам: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира и проч. (Кол.2:8)]. 
  • Огласительное поучение пятое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о вере, на слова из Послания к Евреям: Вера же есть осуществление ожидаемого и проч. (Евр.11:1).] 
  • Огласительное поучение шестое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о единовластительстве Божием, на слова: Верую во единого Бога, и о ересях; также на слова Исаии: Умолкните предо Мною, острова; Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков и проч. (Ис.41:1; 45:16–17).] 
  • Огласительное поучение седьмое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова из Послания к Ефесянам: Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа и проч. (Еф.3:14).] 
  • Огласительное поучение восьмое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слово: Вседержителя. На слова из пророка Иеремии: Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих и проч. (Иер.32:19).] 
  • Огласительное поучение девятое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И также на слова Иова: Кто этот, омрачающий Провидение словами без смысла? и проч. (ср. Иов38:2).] 
  • Огласительное поучение десятое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И во единаго Господа Иисуса Христа; и также на слова из Первого послания к Коринфянам: Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им и проч. (1Кор.8:5–6).] 
  • Огласительное поучение одиннадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Бога истинна, Имже вся быша. И также на слова из Послания к Евреям: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, и проч. (Евр.1:1–2).] 
  • Огласительное поучение двенадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: воплотившагося и вочеловечившагося; также на слова Исаии: И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа и проч. (Ис.7:10). Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему, Еммануил, и проч. (Ис.7:14).] 
  • Огласительное поучение тринадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Распятого и погребенного; и также на слова Исаии: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? и проч. Как овца, веден был на заклание (Ис.53:1, 7).] 
  • Огласительное поучение четырнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И воскресшаго из мертвых в третий день, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; и на слова апостольские: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам... и что Христос погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию и проч. (1Кор.15:1–4).] 
  • Огласительное поучение пятнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И грядущаго судити живых и мертвых. И об антихристе. Также на слова Даниила: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями и проч. (Дан.7:9). Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий и проч. (Дан.7:13).] 
  • Огласительное поучение шестнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И во единаго Духа Святаго, Утешителя, глаголавшаго пророки; и также на слова из Послания к Коринфянам: Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных, и проч. (1Кор.12:1) Дары различны, но Дух один и тот же, и проч. (1Кор.12:4).] 
  • Огласительное поучение семнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, в котором предлагается продолжение учения о Святом Духе, и на слова из Первого послания к Коринфянам: Одному дается Духом слово мудрости, и проч. (1Кор.12:8).] 
  • Огласительное поучение восемнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: и во едину Святую Соборную Церковь, верую воскресению плоти и жизни вечной. Также на слова Иезекииля: И бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля: се же бяше полно костей человеческих, и проч. (Иез.37:1).] 


Книга святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (315–386), в которой помещаются его огласительные и тайноводственные поучения, наглядно показывает высоту, красоту и спасительность православного веро – и нравоучения, образец преподавания христианских догматов. Эти поучения сделали святителя особо почитаемым, как искусного наставника правой веры. Поучения пользовались большим уважением и авторитетом на Востоке, так что святые отцы не только руководствовались ими в проповеди слова Божия, но и переводили их с греческого на многие другие языки, чтобы как можно большее число христиан и всех людей, ищущих истину, познакомить с этим кладезем христианской мудрости. Книга рассчитана на широкий круг православных читателей, а также на тех, кто еще не принял Святого Крещения, но желает узнать о христианском учении. 

Предисловие 

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (315–386) – выдающийся аскет, проповедник и церковный писатель. Первоначально был монахом в окрестностях Кесарии Палестинской, в 348 году его избрали епископом. Несколько раз его снимали с кафедры в периоды гонений на ариан (в 357, 360, 362 и 367 годах), некоторое время он провел в изгнании. В 381 году принял участие в Константинопольском соборе. 

Из проповедей его (импровизаций, записанных его слушателями) огласительные (κατεκετικάι) и тайноводственные (μισταγωγικάι) поучения (в числе двадцати четырех) имеют важное значение для истории христианских догматов, таинств и обрядов. Святитель Кирилл читал их публично около 347, или в 350, годах. Тогда он был еще пресвитером, в обязанности которого входило поучение новокрещаемых. Первые 19 поучений несут отпечаток разговорной речи, остальные, видимо, были опубликованы после смерти святителя Кирилла. Поучения эти были адресованы готовящимся ко Святому Крещению, а также уже сподобившимся его принятия. Первое из них вступительное, пять следующих касаются проблемы обращения ко Христу, в дальнейших объясняются основы веры. Пять последних поучений мы называем мистическими, или тайноводственными, поскольку они предназначены для уже принявших Крещение и объясняют смысл христианских Таинств. В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину записать Символ веры «на скрижали сердца». «Члены веры, – учит святитель Кирилл, – составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета». 

В древней христианской Церкви были два рода людей: крещеные (являвшиеся членами Церкви и называвшиеся верными) и желающие принять Крещение (или оглашенные). Слово «оглашенный» происходит от слова «оглашение», по-гречески: κατήχησις (катехизис), т.е. первоначальное наставление в догматах веры для желающего быть христианином. Оглашенные, в отличие от верных, не могли участвовать в церковных Таинствах, в особенности причащаться Святых Христовых Таин, слушать Символ веры , молитву Господню «Отче наш», и поучения о главнейших и сокровенных Таинствах христианской веры. 

Принятие оглашенных в члены Церкви происходило не сразу, но постепенно и последовательно. После достаточного испытания искренности желания оглашенных принять христианскую веру, им первоначально разъяснялись пагубность языческого суеверия и православные догматы веры, с толкованием и свидетельствами Ветхого и Нового Заветов. Их постепенно приобщали к церковной жизни: позволяли входить в собрания верных, но при них никакая тайна, а особенно Евхаристия, не совершалась, по слову святителя Иоанна Златоуста: «При затворенных дверях служим тайну, непросвещенным же вход возбраняем». 

К оглашенным святитель Кирилл говорил свои первые поучения, названные огласительными. Им давалось полное и точное изложение Символа веры и краткий рассказ о Таинствах. А члены Церкви, в свою очередь, молились о них, особенно усердно в дни Великого Поста вплоть до Великой Субботы, когда происходило нарочитое Крещение оглашенных. 

А тайноводственные поучения были адресованы уже новокрещенным. 

Хотя сведения о жизни святителя Кирилла весьма скудны, его слова, прозвучавшие так давно в Иерусалиме и запечатленные письменной традицией христианства, сделали его имя особо почитаемым, как имя великого наставника правой веры. 

Слова святителя Кирилла стали основой для многочисленных огласительных поучений и текстов Православия. Многие катехизисы, появившиеся в России, прямо основаны на текстах Тайноводственных и Огласительных слов. Эта связь не случайна: ведь святитель Кирилл Иерусалимский, водимый благодатным действием Духа Святого, в необычайно лаконичной форме сумел изложить догматическую основу учения Церкви. 

Поучения сего иерусалимского святителя пользовались большим уважением и авторитетом на Востоке, так что святые отцы не только руководствовались ими в проповеди слова Божия, но и переводили их с греческого на многие другие языки, чтобы как можно большее число христиан и всех людей, ищущих истину, познакомить с этим кладезем христианской мудрости. 

Поучения святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского, и на славянский язык переводились не раз и всегда входили в круг важнейших назидательных духовных чтений как священнослужителей, так и всех православных христиан, являясь верным руководством в изъяснении догматов Православия и благочестивой жизни по евангельским законам. 

В XIX столетии вышли в свет два русских перевода творений святителя Кирилла Иерусалимского. Первый из них, осуществленный Ярославской духовной семинарией, впервые был издан в Санкт-Петербурге в 1822 году. Второй увидел свет в серии «Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии» (Т. 25. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М., 1855) и последний раз был переиздан П. П. Сойкиным в Санкт-Петербурге в 1913 году. 

Святитель Кирилл Иерусалимский своими поучениями наглядно преподал высоту и красоту православного веро- и нравоучения и другим показал образ преподавания христианских догматов. 

Предлагаемые ниже огласительные и тайноводственные поучения святителя Кирилла воспроизводятся на основе перевода его творений, сделанного в Ярославской духовной семинарии по изданию Синодальной типографии (М., 1900), они адаптированы для современного православного читателя. Надеемся, что они принесут немалую духовную пользу всем, обращающимся к учению Православной Церкви. Все пожелания и замечания читателей будут с благодарностью приняты Издателем. 

Поучение предогласительное, или Предисловие к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского 

1. Уже воня блаженства на вас, просвещаемые! Уже собираете вы духовные цветы для сплетения венцов небесных; уже благоухание Духа Святого излилось; уже вы в преддверии царских чертогов; о когда бы Сам Царь и внутрь оных ввел вас! На древах теперь цвет; о когда бы и плод на них видеть! Уже перепись имен ваших была. Также и в воинство наречение, и брачные светильники. И желание небесного общежития, и намерение благое, и надежда последующая. Ибо не лжив изрекший: любящим Бога все содействует ко благу (Рим.8:23)1. Хотя Бог и щедр в благотворении, однако же ожидает от каждого нелицемерного произволения. Потому-то апостол присовокупляет: призванным по Его изволению. Намерение нелицемерное делает тебя званым. Ибо если ты находишься здесь телом, но не находишься духом, то это бесполезно. 

2. Приступил было некогда к купели и Симон-волхв; крестился, но не просветился; тело омыл водой, но сердца не просветил Духом; тело входило в купель и вышло из нее, а душа не спогреблась Христу и не совосстала с Ним (см. Кол.2:12; Рим.6:4; 1Кор.10:2). Я упоминаю о падениях, чтобы ты не пал; ибо образовательно случилось это с ними, написано же в научение и доныне приступающих: чтобы кто-нибудь из вас не дерзнул искушать благодать, чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда (Евр.12:15), чтобы кто-нибудь из вас не взошел, говоря: посмотрим, что делают верные. Взойдя, посмотрю, чтобы узнать происходящее у них. Видеть ты чаешь, а что и тебя увидят, не думаешь? Тебе представляется, что ты происходящее ведаешь, а Бог будто сердца твоего не ведает? 

3. Вздумал было некто узнать, что происходило на браке, в Евангелии упоминаемом, и, надев неприличную одежду, взошел, возлег и стал есть, потому что жених позволял. Увидев на всех белую одежду, должен бы и он облечься в такую же. Однако, вкушая одинаковую с другими пищу, он не одинаковую с ними имел одежду и не одинаковое намерение. Но жених хотя и щедр, впрочем, не без разборчивости. Обходя каждого из возлежащих и всех осматривая (ибо он хотел, чтобы не в рубищах у него были, но в одежде благолепной), когда увидел пришельца, не имеющего брачного одеяния, сказал ему: друг! как ты вошел сюда! (Мф.22:12). В каком виде? С какой совестью? Пусть привратник не воспрепятствовал тебе, по щедрости звавшего на пир; пусть ты не знал, в какой одежде надо было прийти на пиршество. Ты пришел, увидел блистающие одежды на возлежащих; не надлежало ли тебе научиться по крайней мере из того, что ты видел? Не надлежало ли благовременно взойти, чтобы благовременно и выйти? Теперь же ты не благовременно взошел, не благовременно и изгнан будешь. И приказывает слугам: свяжите ему ноги, отважившиеся вступить сюда, свяжите руки, не умевшие одеть его в одежду светлую, и ввергните его во тьму кромешную. Ибо он не достоин брачных светильников. Видишь, что с ним случилось? Берегись и ты этого. 

4. Мы, служители Христовы, каждого приемлем и, состоя в звании как бы привратников, оставляем дверь незатворенной; итак, можно тебе взойти и с душой, оскверненной грехами, и с намерением нечистым. Взошел ты, удостоен, имя твое записано. Видишь ли такое важное церковное чиноположение? Созерцаешь ли порядок и благочиние? Чтение Писаний? Присутствие священнослужителей и непрерывность поучений? Возблагоговей перед местом этим и научись из созерцаемого. Выйди сегодня благовременно и взойди завтра заблаговременно. Если душа твоя облечена в одежду сребролюбия, то взойди, одевшись иначе: скинь одежду прежнюю, не закрывай; скинь одежду любострастия и нечистоты и облекись в светлую одежду целомудрия. Я возвещаю тебе прежде, нежели придет Жених душ Иисус и увидит одежды. Много тебе на это времени. Сорок дней имеешь для покаяния. Много способного времени – и раздеться и измыться, и одеться и взойти. Если же ты останешься в злом произволении своем, то и проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но Дух не примет. Кто видит на себе рану, тот да приложит пластырь; кто пал, да восстанет. Никто из вас да не будет Симоном, да не будет в вас ни лицемерия, ни любопытства об этом деле. 

5. Можно прийти сюда и по другому побуждению; мужу можно прийти для угождения жене, и обратно – то же можно сказать и о женах. Часто раб приходом хотел угодить господину, приятель -приятелю. Я бросаю уду и уловляю тебя, хотя с худым намерением пришедшего, но с благой надеждой спасаемого. Может быть, ты не знал, куда идешь и какой сетью уловляешься. Уловлен сетями церковными; живой в плен отдайся. Не убегай, ибо ловит тебя Иисус не для того, чтоб умертвить, но чтобы, умертвив, оживить. Ибо надлежит тебе и умереть и восстать снова. Слышал апостола говорящего: (почитайте себя. – Прим. Ред.) мертвыми для греха, живыми же правде (ср. Рим.6:10). Умри греху и живи правде; от нынешнего дня живи для нее. 

6. Смотри, какое достоинство дарует тебе Иисус: ты назывался оглашенным, быв оглашаем извне; слушал слово об уповании и не знал его; слушал тайны и не разумевал их; слушал Божественное Писание и не постигал глубины его. Теперь уже оглашение произносится не вне, но внутри тебя. Ибо Дух вселивыйся (см. Иак.4:5) соделывает ум твой храмом Божиим. Когда услышишь писанное о таинствах, тогда уразумеешь, чего прежде не знал. Не думай, что ты получаешь вещь маловажную. Будучи жалким человеком, ты получаешь наименование Божие. Слушай, что говорит Павел: Верен Бог (1Кор.1:9). Слушай, что говорит и другое Писание: Бог верен и праведен (1Ин.1:9). Это (т.е. что люди получат наименование Божие) провидя, псалмопевец, от лица Божия, сказал: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы (Пс.81:6). Но смотри, чтобы не было имени верного, а произволения неверного. Вступил на поприще, иди; другого такого времени нет для тебя. Если бы приближались дни брака твоего, то, пренебрегший все прочее, не занялся ли бы ты приготовлением пиршества? Но, желая посвятить душу Жениху Небесному, неужели не отринешь телесного, чтобы получить духовное? 

7. Нельзя принимать крещение дважды или трижды; иначе можно бы было сказать: в первый раз оно было для меня бесполезно, так в другой поправлю. Напротив, если в первый раз было без пользы, то не поправишь. Ибо один Господь, одна вера, одно крещение (Еф.4:5). Только еретики в другой раз крестятся, потому что первое их крещение не было крещением. 

8. Бог ничего от нас другого не требует, как только благого произволения. Не говори: как очистятся грехи мои? Хотением и верованием, я тебе говорю. Что короче этого? Впрочем, если уста твои говорят, что ты желаешь этого, а сердце не говорит, то Сердцеведец есть Судья. С этого времени удержись от всякого злого дела; да не произносит язык твой бесчинных слов, да не согрешает око твое и да не блуждает по предметам бесполезным. 

9. Ноги твои да поспешают на поучения огласительные. Заклинания принимай с благоговением, и дуют ли на тебя, заклинают ли, почитай действия эти для себя спасением. Из грубого золота и подделанного, смешанного с различными веществами, с медью, оловом, железом и свинцом, когда хотим получить одно золото, то без огня золото не может быть очищено от посторонних примесей; так и душа не может очиститься без заклинаний. Они божественны, из Божественных Писаний извлечены. Закрыто бывает лицо твое, чтобы ум свободен был; чтобы очи, скитаясь, и сердце не заставили скитаться; закрывание же очей нимало не препятствует слуху внимать спасительному учению. Как золотых дел художники, посредством небольших некоторых орудий, огонь раздувая и положенное в горниле золото расплавляя, пламень усиливая, находят, чего ищут, так и заклинатели, когда Духом Божиим производят в человеке страх, и в теле, будто в горниле, душу разогревают; тогда убегает диавол, а остается спасение, надежда вечной жизни, и, наконец, душа, очищенная от грехов, получает спасение. Пребудем, братья, тверды в уповании, и, предав Ему самих себя, да уповаем, чтобы Бог, Владыка всего, увидя наше произволение, очистил нас от грехов; чтобы подал нам благую надежду вещей и даровал спасительное покаяние. Бог призвал тебя, а ты призванный. 

10. Не уклоняйся от огласительных поучений, сколько бы ни продолжительно они говорены были, чтобы мысль твоя не ослабела. Ибо оружие ты получаешь против сил сопротивных, против еретиков, иудеев, самарян и язычников. Много у тебя врагов, много и оружия иметь старайся, во многих бросаешь стрелы, так и надо знать тебе, как поражать ими эллина, как сражаться с еретиком, иудеем и самарянином. И вот уже оружие готово, и меч духовный еще более готов. Надлежит притом тебе благим произволением и правую руку простирать, чтобы вести брань Господню, преодолеть противные силы, быть непобедимым при всяком еретическом нападении. 

11. Советую тебе и это: выучи сказанное тебе и храни его; не почитай этих поучений обыкновенными беседами. Ибо хотя и они хороши и достойны веры, но если мы что-нибудь опустим сегодня в них, то узнаем завтра. А учение, по порядку преподаваемое тебе о бане от рождения, если сегодня будет опущено, то когда вознаградится? Представь, что время сажать деревья: если не вскопаем земли и их не посадим, то в какое другое время хорошо может быть посажено, что сначала посажено худо? Представь, что поучение огласительное есть строение. Если не укрепим его как следует связями, чтобы не оказалось расщелин, то и будет строение непрочно. Но надлежит по порядку класть камень на камень; угол связывать с углом; излишнее отбрасывать – и таким образом строение возвышать. Подобно мы доставляем тебе будто камни познания. Должно слушать о живом Боге, должно слушать о суде, должно слушать о Христе, должно слушать о воскресении; о многом надлежит говорить по порядку; ныне сказано это порознь, а потом представлено оно будет в связи. Если же ты не совокупишь воедино и не будешь памятовать первого и второго, то созидающий будет созидать, а твое здание будет худо. 

12. Тогда, как говорит огласительное поучение, если оглашенный спросит тебя, что говорили тебе учители, ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну преподаем тебе и упование будущего века. Храни тайну эту ради Мздовоздаятеля и не слушай, когда кто скажет тебе: что за беда, если и я узнаю? И больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит, от чего рождаются два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадает в безумие, потому что не понимает слышанного, однако оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается, как предатель этой тайны. Вот, ты уже теперь близок к нам; смотри не рассказывай, не потому, чтобы проповедуемое здесь не достойно рассказывать, но потому, что слух не достоин слышания. Был некогда и ты оглашенным; тогда я не сообщал тебе, что надлежит сообщить. Когда ты опытом постигнешь высоту учения, тогда узнаешь, что оглашаемые не достойны слышания. 

13. Вы, коих имена внесены в список просвещаемых, вы соделались сынами и дочерьми единой матери. Когда взойдете вы ранее заклинаний, то каждый из вас пусть говорит о чем-нибудь благочестивом; и, если кого из вас не будет, пошлите за ним. Ибо если бы тебя позвали на обед, то не стал ли бы ты ждать званого вместе с тобой? Если бы имел брата, то не постарался ли бы о благе его? Впрочем, не любопытствуй о бесполезном, как, например: что делается в городе, что делается на селе, что делает царь, что делает епископ, что делает пресвитер. Горе взирай, этого требует время твое; Остановитесь и познайте, что Я – Бог (Пс.45:11). Если ты увидишь верных служащих и не смущающихся, то они имеют непреложное, знают, что получили, сохраняют благодать. А ты еще на точке равновесия, получишь или не получишь. Не подражай тем, которые спокойны, но исполняйся страхом. 

14. Когда бывает заклинание, тогда, до прибытия других заклинаемых, мужи должны пребывать с мужами, а жены с женами. Кстати теперь вспомнить о ковчеге Ноя. В нем были Ной, и сыновья его, и жена, и жены сыновей его. Хотя один был ковчег и дверь затворена, однако все было там в порядке. Хотя затворен храм и все внутри него, однако должно быть разделению между вами; мужам должно быть с мужами, а женам с женами, чтобы предположение спасения не было случаем к погибели. Доброе предположение – сидеть одному близ другого; но удалены да будут страсти. Чего ради сидячие мужи должны иметь и книгу полезную; один пусть читает, а другой слушает; если же книги нет, то один пусть молится, а другой должен говорить что-нибудь полезное. И девы, когда собираются, должны или петь, или читать про себя так, чтобы уста говорили, но не слышали чужие уши. Жены ваши в церквах да молчат (1Кор.14:34; 1Тим.2:12). 

И замужняя жена так же должна поступать и молиться; уста пусть движутся, а голос да не будет слышим, дабы произошел Самуил; дабы бесплодная душа твоя, быв услышана Богом, родила спасение. Ибо такой смысл заключает название Самуила. 

15. Я буду замечать усердие каждого, буду замечать благоговение каждой. Да воспламенится ум к благоговению, да раскроется душа, да разобьется жестокость неверия, да отделится от железа излишняя плена; пусть останется одно чистое; да спадет с железа ржа; пусть останется одно природное. Когда же покажет вам Бог эту ночь, мрак, светом дня сияющий, о котором сказано: тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день (Пс.138:12), тогда каждому да отверзутся врата райские. Тогда да насладитесь водами христоносными, благовонными, тогда да восприимете имя Христово и силу Божественных вещей. Возведите теперь горе умственный взор ваш; зрите лики Ангельские и Владыку всех Бога сидящего, и Сына Единородного, одесную сосидящего, и Духа соприсутствующего; Престолы же и Господствия служащие, и из вас каждого и каждую спасаемых. Соделайте теперь, чтобы как оглашались вы, огласил вас тот приятный глас, который произнесут Ангелы, когда вы спасетесь: Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! (Пс.31:1). Когда вы, как звезды церкви, взойдете чистые телом и светлые душой. 

16. Великая вещь – предлежащее крещение. Оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское; царствия ходатайство, дар усыновления. Впрочем, змей при пути стережет мимоходящих, смотри, чтобы не уязвил тебя неверием. Он видит столь много спасаемых и ищет, кого поглотить (см. 1Пет.5:8). К Отцу духов ты входишь, но проходишь мимо этого змея. Как же тебе пройти мимо него? Обуй ноги в готовность благовествовать мир (Еф.6:15), чтобы, если и уязвит, не потерпеть вреда. Водвори в себе веру, имей твердую надежду, обувь крепкую, чтобы пройти тебе мимо врага и взойти ко Владыке. Приготовь сердце твое к принятию учения, к общению Святых Таин. Молись чаще, чтобы Бог удостоил тебя небесных и бессмертных Таин. Не будь празден ни днем, ни ночью, но лишь сон спадет с очей, ум да воспрянет на молитву. И если почувствуешь, что входит в него злой помысел, возбуди в себе спасительное воспоминание суда. Займи разум поучением, чтобы забыл он гнусное. Если кто скажет тебе: «И ты хочешь в воду погрузиться? Разве нет в городе бань?», – то знай, что змей морской тебе говорит это. Не внимай словам говорящего, но – действующему Богу. Храни душу твою, чтобы остаться не уловленным и чтобы, пребыв в надежде, соделаться наследником вечного спасения. 

17. Мы, как люди, заповедуем и учим; вы же не созидайте строения вашего из соломы, тростника и плевы, чтобы нам не погубить труда, когда дело сгорит; но делайте дело из золота, серебра и драгоценных камней. Мое дело – говорить, твое – соглашаться, а Божие – совершать. Устремим разум наш, настроим душу, приготовим сердце: для души подвизаемся, сокровищ вечных чаем. Силен же Бог, ведущий сердца ваши и знающий, кто искренен и кто лицемерен, – искреннего сохранить, а лицемера сделать верным. Ибо может Бог и неверного сделать верным (если только сей отдаст Ему сердце свое), и изгладить осуждающее нас рукописание. Да предаст Он забвению прежние грехи ваши, да насадит вас в церковь и да изберет вас в воинство Свое, облекши в оружие правды; да исполнит небесными вещами Нового Завета и да запечатлеет печатью Святого Духа, нерушимой вовеки, во Христе Иисусе, Господе нашем. Слава Ему во веки веков. Аминь. 

* * * 

1В переводе творений, на основе которого сделано это издание, все цитаты из Священного Писания даны в славянском переводе. Мы же даем цитаты в русском переводе, кроме тех, которые не имеют идентичного значения в русском переводе.

Просмотров: 221


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Содержание

По описанию (Google) - святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные / Содержание

По названию (Yandex) - Содержание

По описанию (Yandex) - святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные / Содержание

Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2024-05-14 13:33:49

Как узнать границы Церкви? в Церкви ли я?

Ответ:

Предлагаем начать с изучения:
2.1. Введение в православное богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
2.2. Православно-догматическое Богословие https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/
2.3. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере /
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/
3. Церковное право / Правила Церкви / https://azbyka.ru/pravo/



о Боге и Церкви:


о Боге и Его Церкви...