Интервью Святейшего Патриарха Кирилла по итогам визита в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию
Интервью Святейшего Патриарха Кирилла по итогам визита в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию
С 29 сентября по 2 октября 2017 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ташкентскую епархию Среднеазиатского митрополичьего округа. В завершение визита Предстоятель Русской Православной Церкви дал интервью телеканалу «Узбекистон».
— Ваше Святейшество, как Вы оцениваете практическую значимость Вашего визита в Узбекистан в деле укрепления межнационального согласия и религиозной толерантности в наших странах?
— Это мой первый визит в Узбекистан в сане Патриарха. Узбекистан является страной с очень сильной исламской традицией. Здесь ислам представлен архитектурными шедеврами, которые имеют огромное историческое и эстетическое значение. Кроме того, очень важно, что здесь сохраняется традиция исламской учености. Другими словами, ислам представлен здесь с очень важной стороны для восприятия людьми, которые к исламской традиции не принадлежат. Нельзя не поражаться архитектурным красотам, созданным вашими далекими предками. Когда сравниваешь их с соответствующими архитектурными шедеврами Православия, понимаешь, что и те, и другие были вдохновлены религиозной идеей.
В наше время, когда религия перестает занимать важное место в жизни, когда формируется достаточно секуляризированное, далекое от традиции сознание, для меня было очень важно убедиться в том, что традиция здесь живет. Были времена, когда всякая религиозная традиция запрещалась — и православная, и исламская. Но сейчас совершенно очевидно, что здесь расцвет исламской традиции, и это влияет на нравственное состояние общества. А поскольку нравственные принципы у православных и у мусульман очень близки (я не говорю о деталях), то это означает, что у нас есть некий нравственный консенсус, на основании которого может строиться все остальное. Я всегда отрицал тезис, что экономика является базисом для общества. Так учили наши марксистские философы. Но экономика может видоизменяться, иметь большее или меньшее значение, а базисными являются нравственная природа человека и, конечно, нравственная традиция, на основании которой формулируются законы и вообще строится человеческое общежитие.
Поэтому мне кажется, что укрепление религиозности содействует укреплению нравственности, а через укрепление нравственности формируется нравственный консенсус людей, которые опознают друг в друге много общего. Вот почему я с большим удовлетворением познакомился здесь с жизнью мусульман. Конечно, я был очень рад помолиться вместе со своими единоверцами. Вижу, как за последние годы укрепились межрелигиозные отношения. И по своему прошлому, по своей истории, по своей культуре, и по своему настоящему Узбекистан является замечательным местом, где взаимодействуют, сотрудничают и бок о бок живут люди, принадлежащие к разным религиям.
— Ваше Святейшество, если позволите, какие наиболее актуальные и важные вопросы были обсуждены в ходе Вашей встречи с Президентом Узбекистана Шавкатом Миромоновичем Мирзиёевым?
— Во-первых, я очень благодарен господину Президенту за продолжительную неформальную встречу. Мы говорили от сердца к сердцу. Я увидел в Президенте Узбекистана человека, очень серьезно воспринимающего факт религиозности своего народа и с уважением относящегося к православным. Мы говорили, конечно, о многом. Мы касались темы векторов цивилизационного развития современного человечества. Совершенно очевидно, что если из жизни людей будет изгоняться религиозное начало, если жизнь людей утратит нравственное измерение, то ничего доброго не будет ни в международных, ни в межличностных отношениях. Подробно обсуждалась связь традиции, нравственного начала и политических процессов.
Еще я обратил внимание на то, с каким вниманием относится господин Президент к тому, чтобы слышать свой народ. Не всегда можно встретиться с государственным деятелем, который в качестве приоритета в своей деятельности рассматривает необходимость слышать людей. Мне рассказали об открытии президентских приемных в различных регионах. Конечно, это очень непростое дело. Но то, что через прямой контакт с людьми Президент получает важные сигналы, несомненно, будет благотворно влиять на осуществление внутренней политики в Узбекистане.
— Ваше Святейшество, в Узбекистане проживают в мире и согласии более 130 наций и народностей. Вопросам укрепления межнационального согласия и религиозной толерантности у нас уделяется очень большое внимание. Это предусмотрено Стратегией действий по дальнейшему развитию республики. Как бы Вы прокомментировали такое внимание со стороны государства к таким важнейшим вопросам?
— Это очень важно, потому что религиозный фактор — очень сильный, и религиозные чувства —одни из самых сильных. Это хорошо знали многие правители, которые пытались «накачать» политические конфликты «кислородом» религиозных эмоций. Если вы объясните человеку, что, вступая в конфликт, он не просто защищает свои земные интересы, но тем самым Богу служит, защищая основы своей веры, то такой человек готов на любой подвиг, на любую жертву. Именно этот аргумент сейчас используют террористы. Обращаясь к людям, они говорят: «Ты должен бороться с неверными. Ты же борешься за Аллаха, — не бойся умереть, ты тут же в раю окажешься». Использование религиозной аргументации, с тем чтобы стимулировать радикальную и экстремистскую деятельность, — это нечто страшное, что сегодня присутствует в жизни рода человеческого.
Думаю, и господин Президент, и все нынешнее руководство Узбекистана прекрасно понимают, что нужно всячески оградить народ от такого рода пропаганды и такого рода эмоционального воздействия. То, что здесь выстраиваются отношения взаимного уважения между религиями, а экстремизму противопоставляется тот ислам, который вдохновлял его последователей на протяжении столетий, — заслуживает очень высокой оценки. Дай Бог, чтобы так было.
— Ваше Святейшество, на сегодняшний день в Узбекистане проводятся активные социальные, общественно-политические реформы. Могли бы Вы поделиться общими впечатлениями относительно этих преобразований?
— Могу — на основании того, что видел в прошлом, и того, что вижу сейчас. Ташкент изменился до неузнаваемости. Я несколько раз бывал в Ташкенте еще в то время, когда мы все жили в одной стране. У меня вызывал интерес Ташкент — своей историей, архитектурой, бытом людей, но, конечно, то, что я сейчас увидел, — что называется, день и ночь. Я не узнавал улиц, по которым меня возили, не узнавал зданий. Это современный, очень красивый и очень разумно построенный город. Уже по одному этому можно судить, что Узбекистан — энергично развивающееся государство, у которого есть потенциал для развития. Этот потенциал, в первую очередь, — трудолюбие народа, способность людей трудиться во благо Родины. Дай Бог, чтобы Узбекистан процветал. Очень важно показывать пример тем исламским странам, которые идут по несколько иному пути, потому что модель взаимодействия исламской традиции с государственной властью, модель включения исламской традиции в общественные отношения, которая присутствует в Узбекистане, обеспечивает, несомненно, мир, стабильность, межрелигиозное взаимодействие и, еще раз хотел бы сказать, ограждает людей от соблазна экстремизма.
— Ваше Святейшество, как Вы оцениваете деятельность местной епархии в Ташкенте и те условия, которые созданы для ее полноценного функционирования?
— Условия замечательные, я об этом уже несколько раз говорил. Я радуюсь тому, что в исламской стране Православная Церковь имеет такие условия. У наших священнослужителей есть возможность полноценно развивать церковную жизнь. Нет никаких ограничений. Я увидел новые постройки, которые меня просто поразили, я ознакомился с планами владыки Викентия по строительству духовно-культурного центра и музея. Меня все это очень радует. Ну, и самое главное — я видел лица наших людей во время богослужения. У несчастных людей таких лиц быть не может. Поэтому в памяти моей останутся эти светлые вдохновенные лица молящихся православных людей, которые живут в исламском окружении и, по милости Божией, живут в мире и согласии.
— Ваше Святейшество, Вы посетили Ташкент, а также два древних города — Самарканд и Бухару. Могли бы Вы поделиться своими впечатлениями по поводу этого?
— И Самарканд, и Бухара поражают наличием замечательных памятников. Только в одном месте я видел нечто подобное — в Исфахане, в Иране. Близкие культуры, близкая архитектура. Это отражает, конечно, духовную и эстетическую силу исламской традиции, но, кроме того, свидетельствует о том, что за народ здесь живет.
Меня даже посетила такая мысль: почему же в советское время игнорировался религиозный фактор, игнорировалось все то, что нас окружает, и почему из этого не делались соответствующие выводы? Если у народа есть такие памятники, то он обладает огромной духовной и культурной традицией, с которой нужно считаться. Может быть, неудачи нашей общей страны во многом и были обусловлены тем, что власть игнорировала религиозную, духовную традицию своего народа. А сейчас все это здесь представлено очень ярко, и, еще раз хочу сказать, укладывается в рамки добрых взаимоотношений между мусульманами, православными и представителями других религий.
— Ваше Святейшество, спасибо за очень интересное интервью. Мы очень рады Вашему визиту.
— Спасибо. Я тоже очень рад посетить Узбекистан.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Просмотров: 462
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - Интервью Святейшего Патриарха Кирилла по итогам визита в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию
По описанию (Google) - Интервью Святейшего Патриарха Кирилла по итогам визита в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию
По названию (Yandex) - Интервью Святейшего Патриарха Кирилла по итогам визита в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию
По описанию (Yandex) - Интервью Святейшего Патриарха Кирилла по итогам визита в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию
Вопрос-ответ
последние вопросы
Календарь:
Икона дня:
Пост:
Святые дня:
Евангельские чтения дня:
о Боге и Церкви:
-
18.07.2021
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
717 -
07.01.2023
Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Сергия, Митрополита Самарского и Ново...
51 -
06.01.2023
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...
48 -
14.10.2022
Десятословие по христианскому законоположению / святитель Григорий Палама из Добротол...
183 -
26.05.2022
Видео / Храм Бога построенный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Самара, Ру...
1273 -
23.04.2022
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, ...
411 -
22.03.2022
Поучения огласительные и тайноводственные / Святитель Кирилл Иерусалимский (315—386) ...
-
19.03.2022
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям...
453 -
19.03.2022
Невозможно описать Бога всецело и адекватно Его совершенствам (именно поэтому христиа...
565 -
04.09.2021
Топ-7 главных СОБОРОВ Православной Церкви второго тысячелетия | Сергей Фёдоров и Алек...
709 -
28.08.2021
Житие Пресвятой Богородицы: Прообразы Богородицы в Ветхом Завете, Введение во храм; о...
782 -
18.07.2021
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
717 -
06.07.2021
Введение в деструктологию / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Фонд ...
948 -
06.07.2021
Деструктивные религиозные секты / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Ф...
694 -
06.07.2021
Психокульты и нерелигиозные секты / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии /...
828 -
06.07.2021
Вербовка и удержание членов деструктивных организаций / Роман Cилантьев / Курс лекций...
864 -
06.07.2021
Магические услуги / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Фонд Взаимодейс...
688 -
06.07.2021
Суицидальные образования и деструктивные субкультуры / Роман Cилантьев / Курс лекций ...
849 -
06.07.2021
Медицинские аспекты деятельности деструктивных образований / Галина Хизриева / Курс л...
560 -
06.07.2021
Экономические аспекты деятельности деструктивных религиозных организаций / Анна Корол...
623 -
06.07.2021
Майдановедение / Ольга Стрекалова / Курс лекций по деструктологии / Фонд Взаимодейств...
551 -
06.07.2021
Секты «живых людей» и «свидетелей СССР» (некрокоммунистов) / Ольга Стрекалова / Курс ...
622 -
06.07.2021
Классификация экстремистских и террористических организаций / Ольга Стрекалова / Курс...
644 -
06.07.2021
Методы противодействия терроризму в Сети Интернет Ч.1. / Галина Хизриева / Курс лекци...
739 -
06.07.2021
Методы противодействия терроризму в Сети Интернет Ч.2. / Галина Хизриева / Курс лекци...
618 -
19.05.2021
Три защитительных слова против порицающих святые иконы / преподобный Иоанн Дамаскин /...
1165 -
17.05.2021
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митрополит Стефан (Яворский) ...
928 -
17.05.2021
Догмат о святых иконах / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митр...
595 -
17.05.2021
Догмат о Знамении Честного Креста / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Це...
711 -
17.05.2021
Догмат о Святых Мощах / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митро...
703 -
17.05.2021
Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых / Камень веры ...
646