О свечах и ладане
О свечах и ладане
2.1. Откуда происходит и что обозначает обычай ставить в храме свечи?
– Свеча – небольшой светильник, источник света. Отделение света от тьмы было одним из первых актов творения. Тема света проходит через все Священное Писание, а специально изготовленные светильники с самого начала ветхозаветного богослужения становятся необходимой принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Светильник, прежде всего, был символом присутствия Божия. «Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою» (2 Цар. 22:29). Свет лампады или свечи символизирует также светлое, радостное и теплое моление к Богу. «Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает» (Притч. 13:9).
Согласно церковному преданию, в апостольский век в первых христианских общинах использовались свечи. Они имели не только молитвенно-символическое значение, но и использовались для освещения, потому что богослужения часто совершались ночью.
Постепенно формировался богослужебный обряд новозаветной Церкви. Устав закрепил использование светильников (в том числе и свечей) при совершении Литургии и других служб суточного круга. Тертуллиан писал: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, – Литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – Свет несотворенный, без Которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Пламя свечи, горящей во время богослужения, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Чем больше света, тем больше радости. Поэтому чем торжественнее церковный праздник, тем больше возжигается в храме свечей.
2.2. Что символизирует поставленная перед иконой свеча?
– Свеча – это символ молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими. Горящая свеча – это видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нехорошо. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой – хотя бы самой простой, своими словами. Огонь свечи символизирует вечность. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.
Ставя свечи перед иконами, христиане тем самым выражают почитание икон и изображенных на них Господа, Божией Матери и святых.
2.3. Как правильно поставить свечу?
– Свечи зажигают от любой горящей свечи и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо, чтобы рядом стоящие свечи не плавились и не падали. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.
2.4. Когда надо ставить свечи?
– Пришедшие в храм должны ставить свечи до начала службы. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшим на богослужение следует ставить свечи после его окончания. Ставя свечи и молясь перед иконами, которые являются изображениями Господа и святых Его, нельзя пренебрегать священнодействием, происходящим в алтаре во время богослужения, к которому и должно быть обращено первоочередное внимание во время нахождения в храме.
2.5. Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме?
– Можно, но свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться – это пожертвование на храм.
2.6. Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?
– С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великой Пятницы при чтении Евангелия о страданиях Христа. Возжигаются свечи и во время полиелея, но эта традиция в основном сохранилась только для священнослужителей.
С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен.
2.7. Можно ли положить свечу на подсвечник, если ее уже некуда ставить?
– Так и надо делать. Неправильно ставить свечи по две в одну ячейку или снимать чужую свечу, чтобы поставить свою.
2.8. Кому поставить свечу, если ребенок серьезно заболел?
– Свечу можно поставить к любой иконе: Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым, например, великомученику и целителю Пантелеимону (в его жизнеописании указывается, что он по профессии был врачом).
Кроме этого надо знать, что болезнь ребенка – для всей семьи время молитвы, покаяния и сплочения ее. Она активизирует духовную жизнь семьи. Малышу следует давать пить святую воду, окроплять его этой водой. И самое главное – это причащение больного ребенка Святых Христовых Таин. Причащение может быть как в храме, так и дома, и в больнице, в зависимости от состояния малыша. Если ребенок уже умеет молиться, пусть делает это и сам, если же не умеет, то родителям и крестным надо делать это за него. И, разумеется, молитва должна сочетаться с лечением, которое рекомендует врач.
2.9. Можно ли поставить свечу о некрещеном новорожденном ребенке, который заболел?
– Да, молиться о некрещеных детях и ставить за них свечи можно, молясь о здравии матери и ребенка, не называя его имени.
Заболевшего ребенка желательно как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, желательно позвать священника домой, в роддом или больницу. При угрозе смерти крестят по краткому чину «страха ради смертного». При отсутствии священника крещение может совершить любой крещеный христианин, член Церкви, находящийся рядом с больным. На это желательно взять благословение священника (в экстренном случае можно по телефону). О крещеном и нареченном христианским именем ребенке можно заказывать сорокоусты, молебны о здравии, поминать на проскомидии и причащать – это главная и первая помощь в болезнях.
2.10. Какой иконе лучше поставить свечу перед предстоящей операцией?
– Православные христиане ставят свечи и молятся не иконам, а изображенным на них Господу, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Иконам, как и другим священным предметам, воздают почитание, которое им подобает потому, что на них изображены святые лики. Почитая образ Божий, поклоняются Самому Первообразу: так было установлено на Седьмом Вселенском соборе в городе Никее.
Можно поставить свечи к иконам и помолиться Спасителю, Матери Божией, а также святому великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребреникам Косме и Дамиану, другим святым угодникам Божиим.
Еще желательно исповедоваться и причаститься, заказать молебен о благополучном исходе операции, узнать имя врача-хирурга и помолиться о том, чтобы его руками управил Господь, и всецело предать себя воле Божией.
2.11. Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?
– Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ пламенного молитвенного обращения к Богу, в том числе и с просьбами о своем здравии.
2.12. Кому поставить свечу о благополучии в делах?
– Желающий благополучия должен не только молиться, но и строить свою жизнь по заповедям Божиим. Через Евангелие Бог обращается ко всем с призывом быть добрыми, милосердными, сострадательными, но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а просят Бога, чтобы Он помогал им в их делах.
Хороша молитва со словами от сердца, с верой и надеждой на помощь Божию. Следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Но все, посылаемое Господом, направлено к пользе и спасению души. Поэтому после всех молитвенных прошений верующие добавляют слова: «Да будет воля Твоя, Господи».
2.13. Какому святому лучше поставить свечу при семейном разладе, когда муж (жена) хочет уйти из семьи?
– О семейном благополучии чаще молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербургской, благоверным князьям Петру и Февронье Муромским, мученикам Адриану и Наталии, преподобным Кириллу и Марии – родителям преподобного Сергия Радонежского.
Также важно постараться простить и попросить прощения; осознать свою вину по отношению к мужу (жене); принести покаяние в своих грехах в таинстве Исповеди.
Апостол Павел советует: «Облекитесь…в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:12–14).
Можно обратиться за советом к священнику или с его благословения к православному психологу, которые помогут правильно оценить ситуацию и подскажут пути к примирению и исправлению отношений.
2.14. Кому поставить свечу об отпущении грехов? Что читать об отпущении грехов?
– Свеча – это символ горячей молитвы, а для прощения грехов Богом установлено таинство Покаяния. Грехи прощаются при искреннем, подробном исповедании их в присутствии священника и после прочтения им разрешительной молитвы.
При подготовке к исповеди можно молиться по православному молитвослову, например, словами покаянного 50 псалма, содержащегося в утренних молитвах, или «Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу». Можно молиться Богу о прощении грехов и своими словами.
2.15. Верить ли тому, что на одной службе нельзя ставить несколько свечей за одного человека?
– Это заблуждение. Важно не количество поставленных свечей, а искренность веры и молитвы. Можно поставить несколько свечей за здравие одного человека, обратившись в молитве к разным угодникам Божиим, а можно молиться и вовсе без возжжения свечи.
2.16. Можно ли беременной женщине ставить свечи за упокой?
– Ставить свечи и молиться об усопших может и призван любой христианин. Суеверный страх, связанный со смертью и поминовением усопших, не имеет ничего общего с православной верой.
Стремление поставить свечу за упокой и помолиться об усопшем выражает христианскую любовь к ним и уверенность, что у Бога все живы (см. Лк. 20:38). В такой молитве будет нуждаться и каждый из нас после смерти.
2.17. Можно ли ставить свечи за трагически погибшего некрещеного и вообще об упокоении некрещеных?
– Ставить свечи и молиться за некрещеных можно, но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.
2.18. Можно ли ставить свечи о здравии и упокоении в Пасху?
– Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но панихиды и заупокойные ектении в первый день Пасхи и на Светлой седмице не служатся.
2.19. Что делать со свечой после освящения куличей и яиц? Можно ли уносить ее домой?
– Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.
2.20. Какому святому и можно ли поставить свечу за победу футбольной команды?
– К святым принято обращаться не по вопросам земных пристрастий, спортивных и прочих увлечений, а с просьбами, которые полезны для спасения души. Сами они пребывали в посте, молитве и воздержании, вели строгую подвижническую жизнь и удостоились от Бога Царства Небесного. К ним нужно обращаться с большой ответственностью за свои слова и просимое. Христианину важно помнить об опасности чрезмерного увлечения чем-либо, так как это возбуждает страсти и духовно опустошает.
2.21. Можно ли молиться и ставить свечи за животных?
– Поскольку Бог является Творцом и Владыкой всякой твари, ставить свечи и молиться можно, но не о здравии души животного, а о помощи человеку в сложившейся ситуации, если она связана с животными. В молитвословах есть специальные молитвы, которые читаются при болезнях и падеже скота. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12:10). Животные не имеют образа Божия, поэтому невозможно молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них, в первую очередь за тех, которые являются помощниками в хозяйстве – за сохранность их жизни и избавление от болезней, плодовитость, можно. Животные имеют душу, которая умирает вместе с телом. Смерть не влечет за собою для них ни блаженства, ни мучений.
Внимание к животным, попечение о них не должны отвлекать нравственное сознание от главнейшей заповеди: «Возлюби ближнего твоего, (подобного тебе и имеющего образ Божий) как самого себя» (Мф. 22:39).
Бывает, что человек раздражается на людей, причиняет им обиды, а со своей собакой или кошкой всегда обращается ласково. Это говорит о ложном устроении духовно-нравственной жизни.
2.22. Зачем снимают сгоревшие только до половины свечи, ведь мы за них деньги платим?
– Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают недогоревшими. Не надо смущаться этим, а также тем, что несгоревшую свечу погасили после окончания службы – ее зажгут на следующий день к началу богослужения. Не стоит придавать самой свече и той ее части, которая сгорела или нет, большого значения. Важен сам факт поставленной свечи, как внешнего выражения горения веры, важно состояние сердца человека, его искренность в уповании на Бога.
2.23. Когда применяют ладан? Можно ли пользоваться им дома?
– Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы. Возжигание его можно рассматривать как напоминание православным христианам о долге служить Богу от чистого сердца и с горячей верой в Него.
В древности на Руси был благочестивый обычай кадить свои дома. Некоторые верующие возрождают эту традицию. При этом надо использовать не кадило, которым пользуются священнослужители, а кацею – кадильницу с ручкой. Обходя комнаты в доме и совершая кадильницей крестное знамение, можно произносить 90-й и 100-й псалмы, а также молитву «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» (из вечернего молитвенного правила).
Просмотров: 682
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - О свечах и ладане
По описанию (Google) - О свечах и ладане
По названию (Yandex) - О свечах и ладане
По описанию (Yandex) - О свечах и ладане
Вопрос-ответ
последние вопросы
о Боге и Церкви:
-
Непогреши́мость (безошибочность)
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
1959 -
О подготовки ко Причастию
Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и с...
288 -
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...
724 -
Неделя 31-я по Пятидесятнице
31-я Седмица по Пятидесятнице, расписание служб: 1 января 2024 г. - 7 января 2024 г.
636 -
Чин последования исповеди
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...
706 -
О сектах
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
821 -
Оглавление
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...
659 -
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...
1119 -
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...
688 -
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...
1025 -
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...
752 -
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...
813 -
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...
794 -
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...
894 -
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...
696 -
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
902 -
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
965 -
Оглавление
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
658 -
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...
556 -
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...
587 -
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...
765 -
Оглавление
Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей Вла...
659 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
571 -
НАЧАЛО БУКВЫ Σ
НАЧАЛО БУКВЫ Σ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
788 -
НАЧАЛО БУКВЫ Τ
НАЧАЛО БУКВЫ Τ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
737 -
НАЧАЛО БУКВЫ Y
НАЧАЛО БУКВЫ Y / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
660 -
НАЧАЛО БУКВЫ Φ
НАЧАЛО БУКВЫ Φ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
871 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ν
НАЧАЛО БУКВЫ Ν / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
543 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
537 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ο
НАЧАЛО БУКВЫ Ο / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
572 -
НАЧАЛО БУКВЫ Π
НАЧАЛО БУКВЫ Π / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
683