О суевериях, гаданиях, предсказаниях, целительстве
О суевериях, гаданиях, предсказаниях, целительстве
13.1. Что такое суеверие?
– Суеверие – вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего. Слово «суеверие» было образовано от слов суе – напрасно, попусту – и вера. Дословное значение этого слова: пустая вера, то есть вера не подлинная, напрасная.
13.2. От чего появляются суеверия, и чем они опасны?
– Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных, – а верой, заимствованной из местных преданий и основанной на соприкосновении хоть с чем-то таинственным. Суеверие есть подмена подлинной веры.
Суеверия не возникают на пустом месте. Ряд их берет начало в язычестве, нанося тяжелейший вред душе. Суеверия порождают страх, а демонам гораздо проще справиться с людьми, пребывающими в состоянии страха. Суеверные люди, иногда не осознавая, служат не Богу, а силам зла. Возникновению суеверий способствуют сами люди, не пришедшие к вере в Бога, которые связывают случающиеся неприятности с какими-то незначительными жизненными явлениями, предшествующими неприятному событию. У людей велика потребность в сверхъестественном, велико стремление к провидению будущего.
Православная Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души.
13.3. В чем различие между суеверием и истинной верой в Бога?
– В вере всегда сохраняется свобода. Бог не отнимает у человека дарованную ему свободу. Суеверные люди теряют духовную свободу и попадают в зависимость от темных и злых сил. Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая пользу душе человека, – это своего рода духовная болезнь и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и Ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.
13.4. Как избежать суеверий?
– Чтобы избежать суеверий, надо знать и хранить истинную веру церковную. Верующий человек знает, что без помощи Божией он ничего хорошего не достигнет, и без попущения Божия с ним ничего плохого не случится. Суеверный же человек, хотя бы и признающий бытие Божие, свое благополучие или неблагополучие ставит не в зависимость от Бога и от соблюдения заповедей Божиих, а от каких-то совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту – от магических действий. Чтобы избежать суеверий, надо всегда помнить о душе, о вечности, о том, что за все придется дать ответ перед Богом. О независимости от суеверий хорошо вспомнить слова апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).
13.5. Правда ли, что нельзя святить куличи целый год, если кто-то умер?
– Это суеверие, не имеющее никакого здравого объяснения. В Церкви нет ничего бессмысленного. Все церковные правила имеют глубокий духовный смысл.
13.6. Говорят, что в день Усекновения главы святого Иоанна Крестителя нельзя есть ничего круглого, что по форме напоминает голову, то есть яблоки, арбузы и пр. и пользоваться режущими предметами. Так ли это?
– В день Усекновения главы Иоанна Предтечи Церковью установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель – напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания. Нет никаких запретов на вкушение пищи, имеющей круглую форму, и на использование рубящих и режущих средств. Это народное поверье родилось из наивно-символических представлений («симпатическая магия»).
13.7. Можно ли близким родственникам усопшего нести гроб с его телом?
– Это суеверие, что якобы родственникам покойного нельзя нести гроб, иначе тем самым родственник приближает свою собственную смерть. Опасение, будто разгневанная душа умершего может навредить своим родственникам, появилось в древности у язычников и не имеет никакого отношения к христианству. Все суеверия происходят от религиозной безграмотности, чтобы их избежать, надо изучать основы Православной веры.
13.8. Грешно ли верить приметам: например, день несчастливый, кошка дорогу перебежала, рука зачесалась, кто-то встретился?
– Суеверие богомерзко, потому что оно свидетельствует о забвении Бога, о том, что веру в Бога меняют на веру во что-то пустое, суетное, часто бессмысленное.
13.9. Что делать, если принесли тесто, замешанное в Иерусалиме, на Гробе Господнем. Надо ли его кому-то передавать, и как вообще к этому относиться?
– Над Гробом Господним существует Храм Воскресения Христова, где ежедневно совершается Божественная литургия. Тесто там не замешивают. В лучшем случае принесенная закваска могла быть освящена святой водой. А если, как в известных «письмах счастья», при получении теста следует совет передавать его другим, а то «хуже будет», то благочестивым это назвать нельзя.
Распространители подобной закваски лживо прикрываются авторитетом известных храмов и монастырей Украины, Афона и даже Храма Гроба Господнего (существует множество версий этой закваски: «тесто от святой Матроны», «почаевский хлеб», «афонский хлеб», «тесто счастья», «тесто благополучия»). Это очевидная ложь, а отец лжи – дьявол. Распространять эту ложную мистику «иерусалимской закваски» не следует.
Следует помнить и о том, что употребляя в пищу непонятного происхождения продукт, люди рискуют своим здоровьем.
13.10. Правда ли говорят, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают брачащимся тяжелую жизнь, а кто первый ступит на полотенце, тот будет главенствовать в семье, или чья свеча окажется короче после таинства Брака, тот раньше умрет?
– «Не всякому слову верь» (Сир. 19:16). На подобные случайности не надо обращать внимания, потому что при фиксировании на них внимания это может перерасти в суеверия. Вовлечь в них выгодно врагу рода христианского – сатане, так как это отвлекает верующих от истинного Евангельского понимания жизни. Важно всегда помнить, что жизнь человека зависит от Бога и от того, как он исполняет Божии заповеди.
Бог не открывает христианам будущее через упавшее кольцо или погасшую свечу. Его воля явлена людям через Святое Евангелие.
Все суеверия, связанные с Таинствами Церкви, происходят оттого, что люди, принимая Таинства, часто не понимают их смысла и значения.
13.11. Можно ли верить снам?
– «Сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами… Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34:1–5, 7).
Святые отцы запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более открывать их другим.
13.12. От чего бывают плохие сны?
– Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Плохие сны бывают от небогоугодной жизни, от отягощения души грехами и страстями. Большая часть снов – естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему.
Не следует доверять снам (плохим или хорошим), а тем болеесовершать с их помощью гадание, ведь «во множестве сновидений… много суеты» (Еккл.5:6).
13.13. Можно ли заниматься астрологией?
– Занятия астрологией, йогой, оккультизмом – большой грех, так как через них человек вступает в контакт с темной силой и попадает от нее в зависимость. Если человек этим занимался, то ему требуется покаяние.
13.14. Можно ли доверять гаданиям, предсказаниям, гороскопам?
– Церковь категорически запрещает всякие гадания, вызов духов, гороскопы и прочее, считая это служением сатане. «Не должен находиться у тебя…прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий делающий это» (Втор. 18:10-12).
Никаким гаданиям, предсказаниям доверять нельзя. Суеверный начинает соотносить события своей жизни с содержанием предсказаний и суеверий, сам выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи. Нередко этому прямо помогают темные силы.
13.15. Можно ли гадать на судьбу?
– Церковь это категорически запрещает, потому что таким образом человек вступает в контакт с темными силами. Счастье человека зависит от святости его жизни. Если бы Богу было угодно, а для человека полезно, Он бы открыл людям их будущее. Однако в Евангелии сказано, что надо бодрствовать и молиться.
13.16. Надо ли бояться колдунов, «энергетических вампиров»?
– Боязнь колдунов происходит от двух причин: от маловерия и от религиозной безграмотности. Есть истинная вера, а есть суеверие. Есть страх Божий, то есть благоговение пред Ним, боязнь оскорбить Его, а есть страх вражий, рождаемый от неверия во всесильную помощь и неизреченную любовь Божию. Потеря страха Божия – это отступление от истинной веры.
Страх – это искушение и вражеское действие. Враг старается за счет страха держать человека в постоянном напряжении. Нужно иметь только страх Божий, то есть своим поведением, образом жизни, мыслями опасаться оскорбить любовь Божию к себе. Господь говорит нам о подлинном страхе: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). То есть настоящий страх – это страх нагрешить, страх оскорбить Бога.
13.17. Что делать, если водил родственников к экстрасенсам?
– Надо покаяться в этом грехе на исповеди и никогда больше так не поступать. Церковь во все века предостерегала христиан от общения с колдунами, которые в настоящее время стали именовать себя экстрасенсами, целителями и т.п. Православный человек должен знать, что все оккультисты общаются с силами далеко не божественными. Обратившись к экстрасенсу за помощью в физическом здоровье, можно повредить душе.
Господь еще в Ветхом Завете показал Свое отношение к оккультистам, дав народу, вышедшему из египетского плена заповеди: «не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26), «не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19:31).
13.18. Возможно ли противостоять бесовским силам?
– «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен» (Притч. 18:11). В этом мире нет ничего сильнее благодати Духа Святого, поэтому христианин, старающийся по возможности часто молиться, посещать храм, внимательно исповедоваться и благоговейно причащаться Святых Христовых Таин, как правило, остается недоступным воздействию бесовских сил. Ведь людям для того и дана сила крестного знамения, различные святыни, а тем более таинства Церкви, чтобы бесовские силы к ним не подступали. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).
13.19. Существуют ли порча, сглаз?
– Словами «порча», «сглаз» в народе называют некоторые виды духовных болезней, вызванных воздействием на человека демонов. Слова эти неточные. Употребляя их человек, вину за постигшее несчастье возлагает не на себя, а на других. С подозрением относится к окружающим, ищет колдунов, ему повредивших. Если вести нездоровый образ жизни, то легко заболеть. Если не радеть о своем спасении, иметь в себе греховную нечистоту, то к такой душе бесовские силы легко найдут доступ, потому что от такого отходит защищающая благодать Божия. Большинство людей, испытывающих зависимость от демонов, сами навели на себя порчу страстями, порочными привычками, духовной беспечностью. Всякий обращающийся к тем, кто занимается «снятием» порчи или сглаза, к одному тяжелому недугу прибавляет другой.
Телесная болезнь, если даже она пришла неожиданно, еще не повод думать о зависимости от демонов. Болеют многие: одним болезни даются за грехи, другим – для духовного совершенства. Когда кто по христиански, с молитвой и благодарением к Богу, переносит их, тогда идет уверенным путем ко спасению.
13.20. Когда применяется отчитка?
– Так называемая отчитка применяется не для лечения той или иной физической немощи, болезни, а для исцеления от страшного духовного недуга – одержимости духом нечистым. Конечно, освобождаясь от бесовской зависимости, человек получает облегчение не только для души, но и для тела.
Изгнание нечистых духов – это нелегкое и опасное делание. Поэтому за отчитку берутся только по послушанию, духовно опытные подвижники, в основном из числа монашествующих, чтобы не подвергнуться самим поруганию от бесов.
Необходимо понимать, что к отчитке прибегают только в крайних случаях, и с благословения духовника, когда зависимость от нечистого духа доходит до одержимости. Обычно же пост, молитва, покаяние, регулярное причащение Святых Христовых Таин помогают христианину избавляться от страстей, греховных привычек и тем самым освобождаться от бесовской зависимости.
Просмотров: 555
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - О суевериях, гаданиях, предсказаниях, целительстве
По описанию (Google) - О суевериях, гаданиях, предсказаниях, целительстве
По названию (Yandex) - О суевериях, гаданиях, предсказаниях, целительстве
По описанию (Yandex) - О суевериях, гаданиях, предсказаниях, целительстве
Вопрос-ответ
последние вопросы
о Боге и Церкви:
-
Непогреши́мость (безошибочность)
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...
1957 -
О подготовки ко Причастию
Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и с...
285 -
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...
721 -
Неделя 31-я по Пятидесятнице
31-я Седмица по Пятидесятнице, расписание служб: 1 января 2024 г. - 7 января 2024 г.
633 -
Чин последования исповеди
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповедыв...
703 -
О сектах
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
818 -
Оглавление
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседова...
656 -
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–10)...
1116 -
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посланн...
683 -
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–10...
1022 -
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10) ...
749 -
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–10...
810 -
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) пос...
791 -
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / Пис...
890 -
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-ти...
690 -
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
899 -
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (1–...
961 -
Оглавление
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
655 -
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохранит...
552 -
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешни...
583 -
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то ж...
761 -
Оглавление
Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей Вла...
656 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ
НАЧАЛО БУКВЫ Ρ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
569 -
НАЧАЛО БУКВЫ Σ
НАЧАЛО БУКВЫ Σ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
787 -
НАЧАЛО БУКВЫ Τ
НАЧАЛО БУКВЫ Τ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
734 -
НАЧАЛО БУКВЫ Y
НАЧАЛО БУКВЫ Y / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
659 -
НАЧАЛО БУКВЫ Φ
НАЧАЛО БУКВЫ Φ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
870 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ν
НАЧАЛО БУКВЫ Ν / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
542 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ
НАЧАЛО БУКВЫ Ξ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
536 -
НАЧАЛО БУКВЫ Ο
НАЧАЛО БУКВЫ Ο / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
571 -
НАЧАЛО БУКВЫ Π
НАЧАЛО БУКВЫ Π / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей...
682