Верили ли Отцы Церкви в перевоплощение душ?



Верили ли Отцы Церкви в перевоплощение душ?

Когда речь заходит о совместимости учения о переселении душ с христианством, сторонники реинкарнации часто говорят, что это учение присутствовало в ранней христианской Церкви (Сатьяраджа дас, 1993, с. 15; Профет, 1999, с. 27, 40; Логинов; Роузен, 2002, с. 101). Суть этой позиции можно выразить словами Роузена (2002, с. 101): "Сейчас на первый план выдвигается иная концепция, согласно которой христианство признавало доктрину реинкарнации с самого момента своего зарождения. Так, мол, было вплоть до Второго Константинопольского собора (553 г. по Р.Х.), когда церковные власти решили, что перевоплощение души - "неприемлемое воззрение", непонятное для простых христиан".

В обоснование своего утверждения Роузен (2002, с. 108) ссылается на то, что некоторые видные представители ранней Церкви - Климент Александрийский, Иустин Мученик, Григорий Нисский, Арнобий, Иероним Стридонский, Блаж. Августин - якобы "неоднократно выступали в поддержку идеи реинкарнации". Другие единомышленники Роузена также причисляют к "откровенным сторонникам реинкарнации" Тертуллиана (Сатьяраджа дас, 1993, с. 16).

Реинкарнация. Карма

Следует отметить, что сторонники перевоплощения редко прибегают к прямым цитатам из творений Отцов Церкви - как правило, они пересказывают текст своими словами или вообще оставляют свои заявления без комментариев. Вдобавок, они до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, кто из лидеров ранней Церкви верил в реинкарнацию. Например, Элизабет Клэр Профет (1999, с. 204), в отличие от Роузена, считает Иеронима противником этого учения.

Чаще всего сторонники перевоплощения ссылаются на Климента Александрийского и Оригена (Роузен, 2002, с.110; Логинов; Профет, 1999, с. 199), в которых видят носителей некоего "тайного знания". Это знание, связанное с реинкарнацией, якобы присутствует в сочинениях названных авторов в виде намеков (Логинов; Профет, 1999, с.  202-203). Например, Логинов, говоря о вере Климента Александрийского в реинкарнацию, пишет: "Первое высказывание апологета на эту тему оказывается нарочито "темным". "Что касается вопроса: переходит ли душа из одного тела другое, и в чем состоит участие демона при сем, то мы рассудим о сих предметах в другое время"... если бы он был противником учения о перевоплощении, ничто не помешало бы ему прямо заявить об этом. Мало того, в этой краткой реплике, по сути, содержится признание перевоплощения".

Важно отметить, что в процитированном высказывании Климент не дает никакой оценки учению о реинкарнации, а потому говорить о его отношении к этому учению можно лишь с определенной долей вероятности. Непонятно, почему Логинов делает столь однозначный вывод, если высказывание Климента настолько "темно". Вероятно, Климент действительно был знаком с учением о реинкарнации, но это еще не значит, что он был с ним согласен. Ниже мы приведем более ясные высказывания Климента о реинкарнации.

Аналогичное мнение относительно Оригена зачастую опирается на высказанную им мысль о предсуществовании души (Профет, 1999, с. 199). По мнению Элизабет Клэр Профет (1999, с. 200), в учение Оригена о предсуществовании души "несомненно, подразумевает и реинкарнацию". В своих рассуждениях Профет не отрицает, что Ориген выступал против учения о реинкарнации в своем толковании на Ев. от Матфея, но расценивает это не как отражение подлинных взглядов Оригена, а как вынужденное признание, сделанное их страха (Профет, 1999, с. 202). Диакон Андрей Кураев (1997, с. 49) приводит цитату из пресловутого толкования на Матфея: "В этом повествовании имя "Илия" мне не кажется означающим "душу Илии": я не хочу впасть в догму о перевоплощениях душ, которая чужда Церкви Божией, не будучи ни передаваемой через апостолов, ни появляющейся в каком бы то ни было месте Писания". Ниже мы приведем и другие высказывания Оригена о переселении души.

Свой тезис о несомненной вере Оригена в реинкарнацию Роузен (2002, с. 110) сопровождает цитатой из его труда: "Некоторые души, склонные творить зло, попадают в человеческие тела, но затем, прожив отмеренный человеку срок, перемещаются в тела животных, а потом опускаются до растительного существования. Следуя обратным путем, они возвышаются и вновь обретают Царствие Небесное".

Подобное высказывание действительно могло бы навести на мысль, что Ориген исповедовал веру в реинкарнацию, но контекст процитированного отрывка устраняет всякие подозрения на этот счет. Прежде всего, данный отрывок представляет собой не оригинальный текст сочинения Оригена, а его пересказ, приведенный в письме Иеронима к Авиту (Ориген, 1993, с. 92). По словам Иеронима, речь идет об ангелах, демонах или душах, которые "вместо перенесения мук и пламени огненного, могут скорее пожелать сделаться неразумными животными..." (Ориген, 1993, с. 93). Во-вторых, следует принять во внимание комментарий, которым Иероним сопровождает слова Оригена: "И, наконец, чтобы не быть обвиненным в учении Пифагора, который доказывает перевоплощение, после его рассуждения: он говорит: это по нашему мнению, не догматы, а только изыскания и догадки..." (Ориген, 1993, с. 93). Важно отметить, что Иероним здесь характеризует учение Оригена как несовместимое с учением о реинкарнации. Таким образом, доказательства Роузена вырваны из контекста.

Кроме того, следует отметить, что и Элизабет Клэр Профет (1999, с. 204, 206, 386), и Роузен (2002, с. 109, 110), пытаясь доказать свой тезис о распространенности веры в реинкарнацию в ранней Церкви, часто ссылаются на позднейшие комментарии к трудам Отцов Церкви. Такой метод доказательства изначально неверен - в подобных исследованиях следует опираться на первоисточники, а если таковых недостаточно, то выводы следует формулировать в виде предположений, а не утверждений. Чтобы узнать, как раннехристианские мыслители относились к учению о реинкарнации, мы обратимся непосредственно к их сочинениям.

Иногда сторонники реинкарнации адресуют точно такой же упрек христианам: "Для реконструкции верований ранних христиан и, в частности, для ответа на вопрос, было ли учение о перевоплощении в первохристианстве, нужно не обращаться к источникам IV-VII вв. н. э., (как поступают церковные апологеты), а проанализировать тексты, созданные в первые два столетия этой религии" (Логинов). Однако подобные упреки в адрес христианских апологетов лишены основания. Христианских исследований по данному вопросу немного, но их авторы обращаются в первую очередь к наследию первых двух-трех столетий церковной истории. Среди таких авторов можно отметить о. Андрея Кураева (1997, с. 8-21).

Одно из первых ясных упоминаний о перевоплощении мы находим в знаменитом труде Иустина Мученика "Диалог с Трифоном Иудеем": "Итак, души не видят Бога, не переходят в другие тела, иначе они знали бы, что они наказываются таким образом, и боялись бы совершить потом и самый легкий грех. Но я согласен, - продолжал он, - что души способны понимать, что есть Бог, и что справедливость и благочестие - добро. - Справедливо говоришь, - сказал я (1995, с. 141-142").

Еще одно ясное упоминание о реинкарнации есть у Ермия Философа (1999, с. 197): "Одни утверждают, что она (душа) переходит в тела трижды, другие назначают ей такое странствование в продолжение трех тысяч лет: те, которые сами не живут и ста лет, обещают душе три тысячи лет существования! Как назвать эти мнения? Не химерою ли, как мне кажется, или глупостью, или безумием, или нелепостью, или всем этим вместе? Такие превращения порождают во мне отвращение".

Феофил Антиохийский (1999, с. 174-175) также высказывается о перевоплощении весьма категорично: "Платон, который так много говорил о единстве Бога и о душе человеческой, утверждая, что душа бессмертна, не противоречит ли после себе самому, говоря, что души некоторых переселяются в других людей, иные же в бессловесных животных? Не представляется ли умным людям его учение ужасным и беззаконным, - что тот, кто был человеком, будет потом волком, или собакой, или ослом, или другим каким-либо бессловесным животным? Подобный сему вздор говорит и Пифагор".

Ириней Лионский (1996, с. 211) посвятил рассмотрению учения о переселении душ небольшой раздел своего известного труда "Против ересей", в котором говорится: "Учение их о переселении (душ) из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят того, что прежде было с ними".

Иероним в своем толковании на Мф. 11:14-15 пишет: "Итак, Иоанн называется Илиею не смысле некоторых еретиков и неразумных философов, которые вводят учение о переселении душ, но в том смысле, что - как говорит другое Евангельское свидетельство - Он придет в духе и силе Илии, т. е. будет иметь ту же самую благодать или меру Духа Святого".

http://www.k-istine.ru/karma/karma-10.htm

Просмотров: 382


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Верили ли Отцы Церкви в перевоплощение душ?

По описанию (Google) - Верили ли Отцы Церкви в перевоплощение душ?

По названию (Yandex) - Верили ли Отцы Церкви в перевоплощение душ?

По описанию (Yandex) - Верили ли Отцы Церкви в перевоплощение душ?

Вопрос-ответ

последние вопросы

Татьяна 2018-09-28 21:15:00

Здравствуйте! Подскажите у нас в городе есть воскресная школа для взрослых?

Ответ:

Бог в Помощь! Да, у нас в городе есть воскресная школа для взрослых. Задать вопросы и узнать расписание занятий можно здесь:

https://vk.com/odmsamara
https://odmsamara.ru/

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



Новости:

  • 27.01.2021

    Дорога к Богу - Вышел из секты и пришёл в Церковь / НЕ ОТ МИРА СЕГО / Опыт того, как ...

    2
  • 27.01.2021

    Дорога к Богу - Рассказ студента из Кореи / НЕ ОТ МИРА СЕГО / Опыт того, как человек ...

    2
  • 24.12.2020

    Дорога к Богу - исповедь бывшего хакера... / НЕ ОТ МИРА СЕГО / Опыт того, как человек...

    2
  • 28.08.2020

    На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 25 августа 2...

    557
  • 07.07.2020

    Внимательно прочитай книгу сию, любезный читатель, если хочешь научиться истинной вер...

  • 07.07.2020

    Святые Вселенские Соборы / Пидалион / Каждый Вселенский собор есть сама Святая и Соб...

  • 06.07.2020

    Внимательно прочитай книгу сию, любезный читатель, если хочешь научиться истинной вер...

    1
  • 24.06.2020

    Окружное Патриаршее и Синодальное послание Константинопольской Церкви по поводу энцик...

    177
  • 24.06.2020

    Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным...

    456
  • 24.06.2020

    Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере / В Константиноп...

    211
  • 24.06.2020

    Исповедание Православной Веры Кафолической и Апостольской Церкви Христовой

    580
  • 24.06.2020

    Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной

    255
  • 19.06.2020

    О ПРАВИЛАХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ / ПРЕДИСЛОВИЕ / Пидалион

    180

все новости