ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ



Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

  ХРИСТИ­АНСТВО ИСЛАМ
3.1. Какова цель сотво­ре­ния чело­ве­ка? Бог создал чело­ве­ка для люб­ви к Себе, обще­ния с Собой. Бог хочет пре­бы­вать в чело­ве­ке Своей бла­го­да­тью, даруя чело­ве­ку воз­мож­ность обо­же­ния [1].
«Для того Он сотво­рил нас, чтобы мы ста­ли при­част­ни­ка­ми Божеско­го есте­ства и при­част­ни­ка­ми самой веч­но­сти…”

 

(св. Максим Исповед­ник)

Бог создал чело­ве­ка для испол­не­ния зако­на.

3.2. Создан ли чело­век по обра­зу и подо­бию Божье­му?

Да [2]

Человек создан по обра­зу и подо­бию Божье­му. И ска­зал Бог: сотво­рим чело­ве­ка по обра­зу Нашему и по подо­бию Нашему» (Быт. 1:26).

«Бог создал чело­ве­ка для нетле­ния и соде­лал его обра­зом веч­но­го бытия Своего» (Прем. 23:2)

Нет

Человек сотво­рен по его соб­ствен­но­му виду и обра­зу

(Коран 64:3; 82:6-8).

3.3. Были ли пра­ро­ди­те­ли чело­ве­че­ства созда­ны нетлен­ны­ми и бес­смерт­ны­ми?

Да

Нет

3.4. Подверг­лись ли гре­хо­па­де­нию пра­ро­ди­те­ли чело­ве­че­ства (Адам и Ева)?

Да

Да

3.5. Что есть грех?

Болезнь чело­ве­че­ской души вслед­ствие ее рас­тор­же­ния свя­зи с Богом чрез нару­ше­ние Божествен­ной запо­ве­ди (3). Разрыв обще­ния с Богом через про­тив­ле­ние Его воле.

Просту­пок, выра­жа­ю­щий­ся в неис­пол­не­нии пред­пи­са­ний зако­на Аллаха.

3.6. Повли­я­ло ли гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей на все про­ис­шед­шее от них чело­ве­че­ство?

Да

Грехов­ная при­ро­да не может порож­дать при­ро­ду свя­тую и без­греш­ную, каж­дый чело­век от рож­де­ния полу­ча­ет при­ро­ду, зара­жен­ную гре­хом.

«О, что сде­лал ты, Адам? Когда ты согре­шил, то совер­ши­лось паде­ние не тебя толь­ко одно­го, но и нас, кото­рые от тебя про­ис­хо­дим»
(3Ездр. 7:48).

Нет

3.7. Испор­ти­лась ли душев­ная при­ро­да чело­ве­ка вслед­ствие гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей?

Да

Все силы души чело­ве­ка полу­чи­ли пред­рас­по­ло­жен­ность ко злу и стра­стям. Грехо­па­де­ние «извра­ти­ло все силы души, осла­бив ее при­род­ные вле­че­ния к доб­ро­де­те­ли» (4). «От нару­ше­ния запо­ве­ди Божией чело­век сде­лал­ся доступ­ным все­ва­нию в него зла со сто­ро­ны дья­во­ла» (5).

Нет

3.8. Испор­ти­лась ли телес­ная при­ро­да чело­ве­ка вслед­ствие гре­ха пра­ро­ди­те­лей?

Да

Челове­че­ское тело ста­ло под­вер­же­но болез­ням и смер­ти, «ибо воз­мез­дие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Чрез паде­ние чело­ве­ка «грех вошел в мир, и гре­хом смерть» (Рим. 5:12). Смерть и болез­ни не были созда­ны изна­чаль­но все­б­ла­гим Богом.

Нет

3.9. Исказил­ся ли весь мате­ри­аль­ный мир после гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей?

Да

Через грех смерть и тле­ние рас­про­стра­ни­лись во всем мире. Живот­ные и при­ро­да пере­ста­ли пови­но­вать­ся чело­ве­ку без тру­да.

Нет

3.10. Нужда­ет­ся ли чело­век в Спаси­те­ле от вла­сти и силы гре­ха?

Да

Челове­ку необ­хо­дим Спаси­тель.

«Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех веру­ю­щих, ибо нет раз­ли­чия, пото­му что все согре­ши­ли и лише­ны сла­вы Божией» 
(Рим. 3:22,23)

Нет

3.11. Облада­ет ли чело­век сво­бод­ной волей в выбо­ре добра и зла?

Да

Человек обла­да­ет сво­бод­ной волей в выбо­ре добра и зла.

Бог все зна­ет напе­ред, но не все пред­опре­де­ля­ет. Как и врач, Он непо­ви­нен в болез­ни гре­ха, хотя и пред­ви­дит гре­хи людей. То, что «Бог пред­опре­де­ля­ет или осуж­да­ет, нисколь­ко не взи­рая на дела пред­опре­де­ля­е­мых или осуж­да­е­мых, – это мы почи­та­ем безу­ми­ем … Бог непри­ча­стен ника­ко­му злу, рав­но жела­ет спа­се­ния всем, у Него нет места лице­при­я­тию» (6).

Нет

Человек лишен сво­бо­ды выбо­ра. Все его дей­ствия пред­опре­де­ле­ны Аллахом

«Поисти­не, Мы сотво­ри­ли каж­дую вещь по пред­опре­де­ле­нию» (54. 49).
«Твой Господь созда­ёт, что поже­ла­ет, и изби­ра­ет, что поже­ла­ет, а у них нет выбо­ра» (28. 68).[7].

3.12. Творит ли чело­век свои поступ­ки сам или все его дей­ствия тво­рит Бог?

Да

Творит сам, исполь­зуя свою бого­об­ра­зую и бого­по­доб­ную сво­бод­ную волю.

Нет

Аллах совер­ша­ет за него все, в том чис­ле доб­рые и гре­хов­ные дей­ствия

«Аллах сотво­рил вас и то, что вы дела­е­те» (37. 96)[8].

3.13. Равны ли муж­чи­на и жен­щи­на в сво­ем духов­ном досто­ин­стве перед Богом?

Да

Мужчи­на и жен­щи­на в рав­ной мере сотво­ре­ны по Образу Божье­му [9].

Нет

Женщи­на явля­ет­ся низ­шим суще­ством в срав­не­нии с муж­чи­ной [10].

3.14. Сколь­ко жен может иметь муж­чи­на?

Одну

До четы­рех жен, а кро­ме того, столь­ко налож­ниц, сколь­ко поз­во­ля­ют мате­ри­аль­ные сред­ства. При этом к женам надо про­яв­лять спра­вед­ли­вость, выра­жа­ю­щу­ю­ся в том, что нель­зя опре­де­лять наи­бо­лее люби­мую [11].

3.15. Запове­да­но ли муж­чине бить про­ви­нив­шу­ю­ся жену?

Нет

Да.

«Ударяй­те их»

(4. 38) [12]

Для полного просмотра таблицы прокрутите её влево.

Приме­ча­ния к таб­ли­це

[1] По уче­нию Отцов Восточ­ной Церкви, обо­же­ние (гр. – theosis) есть цель чело­ве­че­ской жиз­ни. Обоже­ние нераз­рыв­но свя­за­но с чело­ве­че­ским спа­се­ни­ем. Само спа­се­ние, по сло­ву св. Диони­сия Ареопа­ги­та, дости­жи­мо толь­ко через обо­же­ние. Возмож­ность обо­же­ния рас­кры­ва­ет­ся Богово­пло­ще­ни­ем. Об этом еди­но­глас­но сви­де­тель­ству­ют Отцы. «Сын Божий стал сыном чело­ве­че­ским для того, чтобы чело­век сде­лал­ся сыном Божиим», – гово­рит св. Ириней Лионский. «Он воче­ло­ве­чил­ся, чтобы мы обо­жи­лись» (св. Афана­сий Великий). «Твердое и вер­ное осно­ва­ние надеж­ды на обо­же­ние для есте­ства чело­ве­че­ско­го есть воче­ло­ве­че­ние Бога», – учит св. Максим Исповед­ник.

Обоже­ние недо­сти­жи­мо чело­ве­че­ски­ми уси­ли­я­ми. Как совер­шен­ный дар, исхо­дя­щий от Отца све­тов (Иаков. 1:17), оно уста­нов­ле­но Богом, «жела­ю­щим спа­се­ния и алчу­щим обо­же­ния людей»(св. Максим Исповед­ник). Дар обо­же­ния — дар нетвар­ной боже­ствен­ной бла­го­да­ти. «Не может быть твар­ным этот дар, – учит св. Марк Эфесский, – Если бы обо­же­ние было посе­вом есте­ствен­но­го семе­ни, то нам не нуж­но было бы ни воз­рож­де­ние (во св. Креще­нии), ни иных таинств, в кото­рых дей­ству­ет боже­ствен­ная бла­го­дать».

Обоже­ние совер­ша­ет­ся во Христе бла­го­да­тью Свято­го Духа. Вочело­ве­чив­ший­ся Господь в бла­го­дат­ных таин­ствах и дарах соеди­ня­ет­ся и сово­пло­ща­ет­ся с вер­ны­ми Ему душа­ми, вно­сит «душу в душу, ипо­стась в ипо­стась»(св. Макарий Великий). Через подоб­ное соеди­не­ние чело­век сопри­ча­ща­ет­ся Нетвар­ной Божествен­ной Жизни Свято­го Духа, дела­ет­ся «при­част­ни­ком Божествен­но­го есте­ства» (2Пет. 1:4). Обожен­ный чело­век во всем упо­доб­ля­ет­ся Христу, ста­но­вит­ся зер­ка­лом Божествен­но­го Света. Через при­ча­стие боже­ствен­ной бла­го­да­ти он испол­ня­ет при­зыв апо­сто­ла Павла: «в вас долж­ны быть те же чув­ство­ва­ния, что и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5).

На выс­ших сту­пе­нях духов­ной жиз­ни, непре­мен­но свя­зан­ных со стя­жа­ни­ем высо­чай­ше­го сми­ре­ния, обо­жен­ный хри­сти­а­нин полу­ча­ет осо­бую бла­го­дать совер­шен­ства, выра­жа­ю­щу­ю­ся в дарах чудо­тво­ре­ний, исце­ле­ний, про­зор­ли­во­сти. При этом его душа и ум совер­шен­но соеди­ня­ют­ся с Богом. К тако­му чело­ве­ку отно­сят­ся сло­ва апо­сто­ла Павла «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Его духов­ное воз­рас­та­ние дости­га­ет уров­ня «мужа совер­шен­но­го», он при­хо­дит «в меру пол­но­го воз­рас­та Христо­ва» (Еф. 4:13). Не познав­ший Бога мир не может судить о таком чело­ве­ке, но он может судить обо всем, посколь­ку «име­ет ум Христов» (1Кор. 2:14).

[2] Человек создан по обра­зу Божье­му. Образ Божий заклю­ча­ет­ся, преж­де все­го, в разу­ме и сво­бод­ной воли чело­ве­ка. «Выраже­ние: по обра­зу – ука­зы­ва­ет на спо­соб­ность ума и сво­бо­ды», – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин. Бог есть Существо высо­чай­ше разум­ное и чело­век, как образ Его, обла­да­ет разу­мом. Бог есть Существо высо­чай­ше сво­бод­ное и чело­век, как образ Его, обла­да­ет сво­бод­ной волей.

Человек создан по подо­бию Божье­му. Подобие Божие заклю­ча­ет­ся в воз­мож­но­сти упо­доб­лять­ся сво­е­му Созда­те­лю через доб­ро­де­тель­ную жизнь. Сам Бог есть совер­шен­ней­шее и высо­чай­шее Добро, и чело­век дол­жен быть похо­жим на сво­е­го Созда­те­ля. «Выраже­ние: по подо­бию – озна­ча­ет упо­доб­ле­ние Богу в доб­ро­де­те­ли, насколь­ко оно воз­мож­но для чело­ве­ка», – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин.

Христи­ан­ское уче­ние, утвер­жда­ю­щее образ и подо­бие Божие в чело­ве­ке, ста­вит чело­ве­ка выше всех твар­ных созда­ний, про­воз­гла­ша­ет его вен­цом тво­ре­ния. Будучи обра­зом и подо­би­ем Бога, чело­век нахо­дит­ся в осо­бых отно­ше­ни­ях с Богом, как со сво­им Высшим Перво­об­ра­зом. Челове­ку откры­ва­ет­ся воз­мож­ность позна­ния Бога, воз­мож­ность лич­но­го обще­ния с Ним.

(3) 6 Вселен­ский собор в 102-м пра­ви­ле опре­де­ля­ет грех как болезнь души.

(4) Препо­доб­ный Григо­рий Синаит . Творе­ния. М., 1999. С. 25.

(5) Святи­тель Афана­сий Великий. Творе­ния. М., 1994. Т. 3. С. 332.

(6) Догма­ти­че­ские посла­ния пра­во­слав­ных иерар­хов XVII-XIX веков о пра­во­слав­ной вере. СТСЛ, 1995. – С. 151.

[7] Учение о пред­опре­де­ле­нии не носит алле­го­ри­че­ско­го харак­те­ра. «Обяза­тель­ным в сунне (таким, что если кто-нибудь не при­ни­ма­ет, не прак­ти­ку­ет и не веру­ет в это, то не счи­та­ет­ся сун­ни­том) явля­ет­ся вера в пред­опре­де­ле­ние все­го, и доб­ро­го и зло­го, и вера в хади­сы о пред­опре­де­ле­нии. Эти хади­сы долж­ны про­сто при­ни­мать­ся на веру без вопро­сов “поче­му” или “как”» (Имам Ахмед бен Мухам­мед бен Ханбал. Акыда).

Предопре­де­ле­ние Аллаха фак­ти­че­ски отни­ма­ет у людей волю и сво­бо­ду выбо­ра: «Аллах Всевыш­ний есть тво­рец дей­ствий Своих рабов, свя­зан­ных с неве­ри­ем, верой, под­чи­не­ни­ем и ослу­ша­ни­ем. И все они есть по Его воле, жела­нию, реше­нию, уста­нов­ле­нию и пред­опре­де­ле­нию» (Имам ан-Насафи. Акыда). 
Учение о пред­опре­де­ле­нии – неотъ­ем­ле­мая часть исла­ма. Это уче­ние нель­зя путать с уче­ни­ем о пред­ви­де­нии Божьем, при­ня­том в хри­сти­ан­стве. Всесвя­той Бог пред­ви­дит сво­бод­ные дей­ствия чело­ве­че­ской воли и допус­ка­ет им свер­шать­ся, зная их напе­ред. Такое пред­ви­де­ние допу­ще­но Богом, посколь­ку Он Сам сотво­рил чело­ве­ка по Своему Образу и ожи­да­ет от чело­ве­ка сво­бод­но­го про­из­во­ле­ния в осу­ществ­ле­нии Своей воли. Здесь исклю­чен момент при­нуж­де­ния, наси­лия, пред­опре­де­ле­ния чело­ве­че­ской воли со сто­ро­ны Бога, Который поз­во­ля­ет свер­шить­ся сво­бод­но­му выбо­ру чело­ве­ка, чтобы дать ему свою оцен­ку в веч­но­сти

[8] Такое утвер­жде­ние свя­за­но с тео­ри­ей пред­опре­де­ле­ния. «Тот, кто утвер­жда­ет, что Аллах жела­ет рабам сво­им непо­ви­ну­ю­щим­ся добра и пови­но­ве­ния, а рабы его сами себе жела­ют зла и непо­ви­но­ве­ния и посту­па­ют так, как хотят, утвер­жда­ет этим, что жела­ние рабов силь­нее Аллаха. Какая кле­ве­та на Аллаха страш­нее?» (Имам Ахмед бен Мухам­мед бен Ханбал. Табакат 1, 25. Ибн Аби Йала). С точ­ки зре­ния исла­ма, Аллах тво­рит чело­ве­че­ские поступ­ки (как и поступ­ки всех созда­ний, а созда­ния их лишь себе при­сва­и­ва­ют: «Аллах создал вас и то, что вы дела­е­те» (Коран 37. 96). Это уче­ние – не алле­го­рия: «Действия людей сотво­ре­ны Аллахом, но при­об­ре­те­ны людь­ми» (§ 86. Акыда ат-таха­вийя (изло­же­ние сун­нит­ско­го веро­уче­ния Имама ат-Тахави).

С точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ства, все­мо­гу­ще­ство Бога про­сти­ра­ет­ся гораз­до даль­ше, чем подав­ле­ние воли и испол­не­ния за них их дей­ствий людей. Как могу­щий все и ничем не огра­ни­чен­ный, Он может не навя­зы­вать тво­ре­ни­ям Свою волю, ждет от них сво­бод­ных дей­ствий. Христи­ан­ство счи­та­ет, что сво­бо­да воли у чело­ве­ка сви­де­тель­ству­ет о том, что Бог не опре­де­ля­ет­ся сво­и­ми тво­ре­ни­я­ми, суще­ству­ет вне них. Могуще­ство Бога не в том, чтобы подав­лять волю огра­ни­чен­ных созда­ний, а в том, чтобы предо­ста­вить им воз­мож­ность прий­ти к Нему доб­ро­воль­но, по соб­ствен­но­му жела­нию. Всемо­гу­ще­ство Бога про­яв­ля­ет­ся имен­но в даре сво­бо­ды чело­ве­ку.

[9] Важно заме­тить, что, сле­дуя Право­сла­вию, жен­щи­ны не долж­ны при­ни­мать свя­щен­ный сан в цер­ков­ной иерар­хии. Однако сам сан не явля­ет­ся пре­иму­ще­ством «муж­чи­ны над жен­щи­ной», а лишь фор­мой слу­же­ния лаи­кам (миря­нам), кото­рые так­же и жен­щи­ны. Принад­леж­ность к цер­ков­ной иерар­хии не сви­де­тель­ству­ет о боль­шем духов­ном досто­ин­стве и боль­ших воз­мож­но­стях для спа­се­ния. О таком досто­ин­стве сви­де­тель­ству­ет лишь при­над­леж­ность к мона­ше­ству, поз­во­ля­ю­ще­му все­це­ло сосре­до­то­чить­ся на спа­се­нии души и Богопо­зна­нии. Монаше­ство рав­но откры­то муж­чи­нам и жен­щи­нам. О таком досто­ин­стве сви­де­тель­ству­ет и лич­ная свя­тость хри­сти­а­ни­на.

[10] Женщи­на в исла­ме утра­чи­ва­ет свое духов­ное равен­ство, она не рав­на с муж­чи­ной в рели­гии. Об этом гово­рит мно­го хади­сов: «Женщи­ны спро­си­ли: “О послан­ник Аллаха, в чём же заклю­ча­ет­ся наше несо­вер­шен­ство в (делах) рели­гии и недо­ста­ток ума?” Он ска­зал: “Разве сви­де­тель­ство жен­щи­ны не (при­рав­ни­ва­ет­ся к) поло­вине сви­де­тель­ства муж­чи­ны?” Они ска­за­ли: “Да”. Он ска­зал: “Это и (ука­зы­ва­ет) на недо­ста­ток её ума. А раз­ве (жен­щине) не сле­ду­ет пре­кра­щать молить­ся и постить­ся, когда у неё начи­на­ют­ся месяч­ные?” Они ска­за­ли: “Да”. Он ска­зал: “А это (ука­зы­ва­ет) на её несо­вер­шен­ство в (делах) рели­гии”» («Сахих» Бухари). В «Сахихах» аль-Бухари и Мусли­ма при­во­дит­ся рас­сказ Ибн ‘Аббаса о том, что во вре­мя про­по­ве­ди, посвя­щен­ной сол­неч­но­му затме­нию, Мухам­мед ска­зал: «Я уви­дел Огонь, и боль­шин­ство его оби­та­те­лей – жен­щи­ны». В обо­их «Сахихах» при­во­дит­ся хадис Абу Са‘ида аль-Худри о том, что Мухам­мед ска­зал: «О жен­щи­ны, раз­да­вай­те пожерт­во­ва­ния, ибо я видел, что вы соста­ви­те боль­шин­ство оби­та­те­лей Огня». В «Сахихе» Мусли­ма при­во­дит­ся рас­сказ ‘Имрана бин Хусай­на о том, что Мухам­мед ска­зал: «Поисти­не, жен­щи­ны соста­вят мень­шую часть оби­та­те­лей рая». Все ска­зан­ное не про­ти­во­ре­чит тому, что у каж­до­го муж­чи­ны в раю будет боль­ше одной жены, так как жен­щи­ны, кото­рые соста­вят боль­шин­ство тех, кто попа­дет в ад, – люди, потом­ки Адама, а мно­го­чис­лен­ные жены оби­та­те­лей рая будут чер­но­оки­ми гури­я­ми. Следуя Корану и хади­сам, муж­чи­нам в раю будет предо­став­ле­на вся пол­но­та удо­вле­тво­ре­ния низ­ших сек­су­аль­ных потреб­но­стей с гури­я­ми.

[11] Хадис со слов Умм Саламы, гово­рит, что Мухам­мед, женив­шись на ней, про­вел с ней три ночи и ска­зал: «Я нико­гда не оби­жу тебя. Если хочешь, я про­ве­ду с тобой семь ночей, то в этом слу­чае я дол­жен буду про­ве­сти по семь ночей с каж­дой из сво­их жен». Переда­ют, что Аиша рас­ска­зы­ва­ла: «Когда Послан­ник Аллаха соби­рал­ся в поезд­ку, он бро­сал жре­бий меж­ду сво­и­ми жена­ми и брал с собой ту, на кото­рую выпа­дал жре­бий».

[12] Призыв к при­ме­не­нию физи­че­ской силы по отно­ше­нию к жен­щине в Коране не явля­ет­ся про­стой реко­мен­да­ци­ей. Это воля Аллаха, пере­дан­ная Джибри­лом. Эта воля носит импе­ра­тив­ный и пове­ли­тель­ный харак­тер. «Мужья сто­ят над жена­ми за то, что Аллах дал одним пре­иму­ще­ство перед дру­ги­ми, и за то, что они рас­хо­ду­ют из сво­е­го иму­ще­ства. И поря­доч­ные жен­щи­ны – бла­го­го­вей­ны, сохра­ня­ют тай­ное в том, что хра­нит Аллах. А тех, непо­кор­но­сти кото­рых вы бои­тесь, уве­щай­те и поки­дай­те их на ложах и уда­ряй­те их» (4. 38).

Досто­вер­ный хадис из сбор­ни­ка Мусли­ма под номе­ром 3506 (http://www.iium.edu.my/deed/hadith/muslim/009_smt.html) повест­ву­ет о том, как спо­движ­ни­ки Мухам­ме­да реши­ли раз­ве­се­лить его: «…Омар нашел «про­ро­ка», сидя­ще­го груст­ным и тихим с его жена­ми вокруг него. Омар решил ска­зать кое-что, чтобы рас­сме­шить «про­ро­ка», и ска­зал: «Послан­ник Аллаха, жаль, что ты не видел дочь Хариджи (речь о его жене), когда она про­си­ла у меня допол­ни­тель­ных денег, я встал и уда­рил ее по шее». Послан­ник Аллаха засме­ял­ся и ска­зал: «Вот они – вокруг меня, как видишь, про­сят допол­ни­тель­ных денег». Абу Бакр тогда встал, подо­шел к Айше и уда­рил ее по шее, и Омар сде­лал то же самое с Хафсой…».

В дру­гом же хади­се, из сбор­ни­ков Абу Дауда и Ибн Маджа, Мухам­мед гово­рит, что после смер­ти во вре­мя суда «муж­чи­ну не будут спра­ши­вать о том, поче­му он бил свою жену».

Омар сооб­щил, что Пророк ска­зал: «Мужчи­ну не сле­ду­ет спра­ши­вать, поче­му он бьет свою жену». (Сунан Абу Дауд, 11.2142)

Также мож­но срав­нить запо­ведь Христа «…кто раз­ве­дет­ся с женою сво­ею не за пре­лю­бо­де­я­ние и женит­ся на дру­гой, [тот] пре­лю­бо­дей­ству­ет» (Мф. 19:8-10) с реко­мен­ду­е­мой Мухам­ме­дом про­сти­ту­ци­ей (Сахих Бухари 7.62.52, 8.3246, 3250, 3253. Sheikh al-Khudary. Nur al-Yaqin), прав­да назы­ва­лась она по дру­го­му – «вре­мен­ный брак»: «Расска­зал нам Абдал­лах: рас­ска­зал мне отец: рас­ска­зал нам Ваки со слов Ибн Аби Халида со слов Кайса со слов Абдал­ла­ха, ска­зав­ше­го: «Как-то, ещё моло­ды­ми, мы были с про­ро­ком. Мы ска­за­ли: послан­ник Аллаха, что нам, кастри­ро­вать себя? Пророк запре­тил нам это и раз­ре­шил нам брать в жёны жен­щин за воз­на­граж­де­ние на вре­мя». Сказав это, Абдал­лах про­ци­ти­ро­вал: Не запре­щай­те благ, раз­ре­шён­ных Аллахом» (Ибн Ханбал. Муснад, 1, 432).

Мы не пыта­ем­ся утвер­ждать, что все мусуль­мане бьют сво­их жён, гру­бы с ними или посе­ща­ют пуб­лич­ные дома, мы лишь ука­зы­ва­ем на то, что ислам­ское веро­уче­ние оправ­ды­ва­ет это.

https://azbyka.ru/islam-i-xristianstvo-sravnitelnaya-tablica-verouchenij

Просмотров: 288


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить

Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылке - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Вопрос-ответ

последние вопросы

Татьяна 2018-09-28 21:15:00

Здравствуйте! Подскажите у нас в городе есть воскресная школа для взрослых?

Ответ:

Бог в Помощь! Да, у нас в городе есть воскресная школа для взрослых. Задать вопросы и узнать расписание занятий можно здесь:

https://vk.com/odmsamara
https://odmsamara.ru/

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



Новости:

  • 13.02.2018

    Дистанционный образовательный курс "Основы работы с молодежью"

    1136
  • 15.09.2019

    14-я Седмица по Пятидесятнице, расписание служб: 16 сентября 2019 г. - 22 сентября 20...

    503
  • 15.09.2019

    Книга Пророка Исаии / Глава 24

    15
  • 15.09.2019

    Книга Пророка Исаии / Глава 23

    15
  • 15.09.2019

    Книга Пророка Исаии / Глава 22

    15
  • 15.09.2019

    Книга Пророка Исаии / Глава 21

    15
  • 15.09.2019

    Книга Пророка Исаии / Глава 20

    16
  • 15.09.2019

    Книга Пророка Исаии / Глава 19

    16
  • 15.09.2019

    Книга Пророка Исаии / Глава 18

    16
  • 15.09.2019

    Книга Пророка Исаии / Глава 17

    16
  • 15.09.2019

    Книга Пророка Исаии / Глава 16

    16
  • 15.09.2019

    Книга Пророка Исаии / Глава 15

    15
  • 15.09.2019

    Книга Пророка Исаии / Глава 14

    15
  • 15.09.2019

    Книга Пророка Исаии / Глава 13

    15

все новости