ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ



Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ

 

ХРИСТИ­АНСТВО

ИСЛАМ

1.1. Утвер­жда­ет ли рели­гия веру в еди­но­го Бога?

Да

«Верую во Едино­го Бога» (нача­ло Симво­ла Веры).

«Нет ино­го Бога, кро­ме Едино­го» (1Кор. 8:4).

«Один Господь, одна вера, одно кре­ще­ние» (Еф. 4:6).

Да

Нет Бога кро­ме Аллаха (часть шахады – араб. сви­де­тель­ства веры).

1.2. Отрица­ет ли рели­гия язы­че­ство (мно­го­бо­жие, идо­ло­по­клон­ство)?

Да

«Мы зна­ем, что идол в мире ничто» (1Кор. 8:4), а языч­ни­ки «заме­ни­ли исти­ну Божию ложью, и покло­ня­лись, и слу­жи­ли тва­ри вме­сто Творца, Который бла­го­сло­вен во веки» (Рим. 1:25).

Да

Отрица­ет­ся мно­го­бо­жие и идо­ло­по­клон­ство как при­да­ние Аллаху това­ри­щей (рав­ных). Много­бо­жие назы­ва­ет­ся ширк (от араб. «шарик» – това­рищ) и явля­ет­ся сино­ни­мом неве­рия (араб. «куфр» – сокры­тие, отсю­да кафир – невер­ный).

1.3. Счита­ет ли рели­гия Бога неве­ще­ствен­ным Духом?

Да

Бог есть Дух Везде­су­щий, Неогра­ни­чен­ный, Беспре­дель­ный и Всесо­вер­шен­ный.

«Бог есть Дух» 
(Ин. 4:24).

«Дух Госпо­да напол­ня­ет все­лен­ную и, как все объ­ем­лю­щий, зна­ет вся­кое сло­во» 
(Прем. 1:7).

«Нетлен­ный Твой Дух пре­бы­ва­ет во всем» 
(Прем. 12:1).

«Куда пой­ду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убе­гу? Взойду ли на небо – Ты там; сой­ду ли в пре­ис­под­нюю – и там Ты» 
(Пс. 138).

«Слова мои от искрен­но­сти мое­го серд­ца, и уста мои про­из­не­сут зна­ние чистое. Дух Божий создал меня». (Иов. 33:3-4) (1). 
[1].

Нет

Религия отри­ца­ет, что поня­тие Духа может быть при­ме­не­но к Аллаху. Духов­ность – не атри­бут Аллаха 
[2]. В Коране под духом сле­ду­ет пони­мать толь­ко твар­ную чело­ве­че­скую душу или твар­но­го анге­ла. Святым духом назван ангел Джибрил

1.4. Счита­ет ли рели­гия, что Бог обла­да­ет твар­ны­ми атри­бу­та­ми (каче­ства­ми и свой­ства­ми, при­су­щи­ми тво­ре­ни­ям)?

Нет

«Кому же вы упо­до­би­те Меня и с кем срав­ни­те?» (Ис. 40:26).

Свойства Бога совер­шен­но не подоб­ны свой­ствам Его тво­ре­ний. О Его свой­ствах надо судить толь­ко духов­но 
[3].

Да

Бог обла­да­ет твар­ны­ми свой­ства­ми слу­ха и зре­ния, «слы­шит» самый тихий шорох и «видит» чер­но­го пау­ка ночью на тем­ном камне 
[4]. Учение о зре­нии и телес­но­сти Аллаха засви­де­тель­ство­ва­но в офи­ци­аль­ных доку­мен­тах мусуль­ман­ско­го веро­ис­по­ве­да­ния 
[5].

1.5. Раскры­ва­ет ли рели­гия внут­рен­нюю при­ро­ду Бога?

Да

Христи­ан­ство счи­та­ет, что Господь суще­ству­ет в трех Ипоста­сях – Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обла­да­ет Умом (Отец), Который в веч­но­сти рож­да­ет Слово (Сын) во Святом Духе. Христи­ан­ство есть уче­ние «Ума, Слова и Духа – еди­ной сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти» как ска­зал о Святой Троице св. Григо­рий Богослов.

«Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат бого­нос­ные отцы, изла­гая дог­ма­ти­че­ское уче­ние о пре­сущ­ной и пре­есте­ствен­ной Святой Троице» (св. Григо­рий Синаит). «Первый Ум Сущий, Бог еди­но­сущ­ное в Себе име­ет Слово с Духом соприс­но­сущ­ным, без Слова и Духа нико­гда не бывая»

(св. Никита Студий­ский).

Нет

Внутрен­няя при­ро­да Бога оста­ет­ся нерас­кры­той. Учение о Божествен­ном Уме, Слове и Духе отсут­ству­ет 
[6]. При этом само уче­ние о Святой Троице истол­ко­ва­но пре­врат­но в виде Иисуса, Марии и Аллаха (5.73, 5.116).

1.6. Счита­ет ли рели­гия, что Бог есть любовь?

Да

«Бог есть Любовь, и пре­бы­ва­ю­щий в люб­ви пре­бы­ва­ет в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16).

Нет

1.7. Счита­ет ли рели­гия, что Бог обла­да­ет сми­ре­ни­ем?

Да

«Научи­тесь от Меня, ибо Я кро­ток и сми­рен серд­цем, и най­де­те покой душам вашим» 
(Мф. 11:29).

Нет

1.8. Счита­ет ли рели­гия, что Бог обла­да­ет свя­то­стью?

Да

«По при­ме­ру при­звав­ше­го вас Свята­го, и сами будь­те свя­ты во всех поступ­ках.

Ибо напи­са­но: будь­те свя­ты, пото­му что Я свят». 
(1Пет. 1:15-16)

Нет(7)

1.9. Счита­ет ли рели­гия, что одним из качеств Бога явля­ет­ся хит­рость?

Нет

Хитрость и лукав­ство – свой­ства дья­во­ла (лука­во­го), пре­льща­ю­ще­го людей и после­ду­ю­щих ему.

Бог нена­ви­дит ложь, ковар­ство и лице­ме­рие.

Да

Аллах «замыш­ля­ет хит­рость» (86.16), «хит­рит», посколь­ку «Аллах – луч­ший из всех хит­ре­цов» (3:54), «обма­ны­ва­ет» (4.142). «Поизде­ва­ет­ся», «уве­ли­чит без­за­ко­ние» (2:15). «Запуты­ва­ет коз­ни» (105:2).

 

 

1.10. Счита­ет ли рели­гия, что одним из качеств Бога явля­ет­ся гор­дость?

Нет

Гордость – свой­ство дья­во­ла, лож­ных учи­те­лей, всех злых и нече­сти­вых.

Да

«Гордое досто­ин­ство – Мое покры­тие». Гордость – атри­бут сущ­но­сти Аллаха (8).

1.11. Счита­ет ли рели­гия, что Бог хочет спа­се­ния всех людей, жела­ет, чтобы все люди позна­ли Его?

Да

«Бог хочет, чтобы все люди спас­лись и достиг­ли позна­ния исти­ны» 
(1Тим. 2:4).

Нет

«Тот кто хочет встре­чи с Аллахом, с тем и Аллах жела­ет встре­чи; а тот кто не хочет встре­чи с Аллахом, с тем и Аллах не жела­ет встре­чи» (9).

1.12. Счита­ет ли рели­гия, что Бог порож­да­ет зло?

Нет

Истин­ный, Святой и Правед­ный Бог не явля­ет­ся источ­ни­ком зла.

«Бог есть свет, и нет в Нем ника­кой тьмы»
(1Ин. 1:5).

«Бог не иску­ша­ет­ся злом и Сам не иску­ша­ет нико­го» (Иак. 1:13). «Кто дела­ет доб­ро, тот от Бога; а дела­ю­щий зло не видел Бога» 
(1Тим. 2:4).

«Все пути Его пра­вед­ны. Бог верен, и нет неправ­ды в Нем
(Втор. 32:4).

Да

Аллах явля­ет­ся источ­ни­ком зла.

«И доб­ро и зло от Аллаха» (10). Аллах при­но­сит поль­зу и вред (11), Аллах есть при­но­ся­щий зло и дару­ю­щий бла­га” (12). Аллах уси­ли­ва­ет порок в серд­цах неве­ру­ю­щих (2:10), «Если же Аллах поже­ла­ет людям зла, то ничто не предот­вра­тит это­го. Нет у них вла­сте­ли­на, кро­ме Него» (13:11).

1.13. Счита­ет ли рели­гия, что Бог изна­чаль­но жела­ет муче­ний в аду для опре­де­лен­ной части людей?

Нет

Бог не жела­ет поги­бе­ли людей.

«Живу Я, гово­рит Господь Бог: не хочу смер­ти греш­ни­ка, но чтобы обра­тил­ся он от пути сво­е­го и жив был» (Иез. 33:11).

«Бог не сотво­рил смер­ти и не раду­ет­ся поги­бе­ли живу­щих» (Прем. 1:13), Бог вопло­тил­ся, стал Спаси­те­лем мира (само имя Иисус озна­ча­ет «Господь – спа­се­ние»), чтобы спа­сти от поги­бе­ли и ада все чело­ве­че­ство. Через Богово­пло­ще­ние рас­кры­лось совер­шен­ное чело­ве­ко­лю­бие Божие.

Да

Аллах не жела­ет спа­се­ния всем людям, «Если бы Нам было угод­но, то мы наста­ви­ли бы на пря­мой путь каж­до­го чело­ве­ка, одна­ко ста­ло исти­ной Мое сло­во: «непре­мен­но Я напол­ню ад джин­на­ми и людь­ми – все­ми вме­сте!» (32:13).

Часть живых существ Аллах создал для ада, наде­лив их свой­ства­ми худ­ши­ми, чем у ско­тов (7.179). Аллах «изде­ва­ет­ся» над неве­ру­ю­щи­ми уси­ли­вая их заблуж­де­ния (2.14), сби­вая их с пря­мо­го пути (7.178, 186). Он «запе­ча­ты­ва­ет» чело­ве­че­ские серд­ца, чтобы люди не слы­ша­ли исти­ны (16:108, 17:46).

Для полного просмотра таблицы прокрутите её влево.

Приме­ча­ния к таб­ли­це 

[1]. 1. Бог сотво­рил анге­лов преж­де тво­ре­ния гру­бо­го мате­ри­аль­но-телес­но­го мира. К ним так­же при­ло­жи­мо поня­тие «дух», ибо они сотво­ре­ны по Образу Божье­му. Однако такое назва­ние для них все­гда услов­но, ибо образ и пер­во­об­раз не сов­па­да­ют в сущ­но­сти, ангел, как и чело­ве­че­ская душа, создан­ная после тво­ре­ния анге­лов, не Бог, а огра­ни­чен­ное суще­ство. «Священ­ное Писание и свя­тые Отцы посто­ян­но назы­ва­ют их бес­плот­ны­ми и неве­ще­ствен­ны­ми, но так назы­ва­ют их толь­ко отно­си­тель­но: отно­си­тель­но к гру­бым телам чело­ве­че­ским и к гру­бо­му миру веще­ствен­но­му, а отнюдь не отно­си­тель­но к Богу – еди­но­му Духу. Един Бог – вполне Дух, – учит св. Игнатий Брянча­ни­нов об анге­лах. – …Отверг­нув поня­тие о под­чи­не­нии анге­лов про­стран­ству, долж­но или вовсе отверг­нуть их суще­ство­ва­ние, или при­знать их бес­пре­дель­ны­ми, т.е. при­пи­сать им вез­де­су­щие Божеское. Только две неопре­де­лен­ные вели­чи­ны – ничто и бес­ко­неч­ное – не под­чи­ня­ют­ся ника­кой фор­ме; вся­кая, напро­тив того, опре­де­лен­ная вели­чи­на, как бы ни была вели­ка или мала, непре­мен­но име­ет фор­му, по самой опре­де­лен­но­сти сво­ей. Согла­сив­шись, что анге­лы огра­ни­че­ны, необ­хо­ди­мо долж­но при­нять и то, что они, по отно­ше­нию к про­стран­ству, име­ют фор­му, а по отно­ше­нию к тон­ко­сти есте­ства име­ют извест­ную сте­пень этой тон­ко­сти, т.е. неиз­беж­но суть тела, как бы эти тела ни были тон­ки. Форма огра­ни­чен­но­го суще­ства непре­мен­но обри­со­вы­ва­ет­ся, так ска­зать, самы­ми его пре­де­ла­ми, око­неч­но­стя­ми; обри­со­ван­ное таким обра­зом суще­ство име­ет свой вид. Беско­неч­ное не под­чи­не­но ника­кой фор­ме как не име­ю­щее ни в каком направ­ле­нии ника­ко­го окон­ча­ния; по этой же при­чине оно не может иметь ника­ко­го вида. Бога не видел никто нико­гда (Ин. 1:18). Беско­неч­ное суще­ство не может быть телом, пото­му что оно тонь­ше вся­кой пре­вос­ход­ней­шей тон­ко­сти, оно вполне дух. Такой Дух – Существо, несрав­ни­мое ни с каким суще­ством создан­ным» (св. Игнатий Брянча­ни­нов. Слово о чув­ствен­ном и духов­ном виде­нии духов). «Ангел есть сущ­ность, ода­рен­ная умом, посто­ян­но дви­жу­ща­я­ся, сво­бод­ная, бес­те­лес­ная, слу­жа­щая Богу, по бла­го­да­ти полу­чив­шая для сво­е­го есте­ства бес­смер­тие: один толь­ко Творец зна­ет вид и опре­де­ле­ние этой сущ­но­сти. Бесте­лес­ною же и неве­ще­ствен­ною она назы­ва­ет­ся по срав­не­нию с нами. Ибо все по срав­не­нию с Богом, еди­ным толь­ко несрав­ни­мым, ока­зы­ва­ет­ся и гру­бым, и веще­ствен­ным, пото­му что одно толь­ко Божество в стро­гом смыс­ле неве­ще­ствен­но и бес­те­лес­но» (св. Иоанн Дамас­кин. Точное изло­же­ние Право­слав­ной веры. Глава III (17). Об Ангелах). «Бог, как Дух, отли­ча­ет­ся от всех про­чих существ вооб­ще тем, что они все огра­ни­че­ны и по бытию и по силам, и сле­до­ва­тель­но более или менее несо­вер­шен­ны, а Он есть Дух Неогра­ни­чен­ный или Беспре­дель­ный во всех отно­ше­ни­ях, ина­че – Всесо­вер­шен­ный», – учит митр. Макарий (Булга­ков) (Право­слав­но-Догма­ти­че­ское бого­сло­вие. Часть I. О Боге в Самом Себе и общем отно­ше­нии Его к миру и чело­ве­ку. Отдел I. О Боге в Самом Себе § 19).


[2]. Шейх уль Ислам Ибн Таймия ска­зал: «Простое упо­ми­на­ние о чем-то вме­сте с Аллахом не озна­ча­ет, что это ста­но­вит­ся Его атри­бу­том. Опреде­лен­ные создан­ные вещи могут быть упо­мя­ну­ты вме­сте с Аллахом, и их атри­бу­ты не ста­но­вят­ся боже­ствен­ны­ми атри­бу­та­ми, соглас­но мне­нию уче­ных – подоб­но фра­зам «Дом Аллаха», «Верблю­ди­ца Аллаха», «рабы Аллаха». То же самое отно­сит­ся к фра­зе «дух Аллаха», соглас­но мне­нию ран­них поко­ле­ний и их има­мов и их после­до­ва­те­лям. Но если, что то явля­ет­ся Его атри­бу­том и не явля­ет­ся атри­бу­том кото­рым обла­да­ет кто-нибудь еще, напри­мер Знание Аллаха, Рука Аллаха, Речь Аллаха, то это явля­ет­ся из Его атри­бу­тов» («Джаваб аль Сахих», 4:414). Таким обра­зом, сле­дуя Ибн Таймии, зна­ние, рука, речь – могут быть атри­бу­та­ми Аллаха, хотя, напри­мер, рука антро­по­морф­ный атри­бут. Между тем, дух не может быть атри­бу­том Аллаха. Этот прин­цип при­ме­нен к тол­ко­ва­нию всех аятов, где встре­ча­ет­ся сло­во «дух» или «дух Аллаха». Этот прин­цип ведет к антро­по­мор­физ­му. В одной из сво­их фетв ибн Таймийя пишет: «То, что в Коране и Сунне при­ве­де­но как ясный довод, и если на этом мы нахо­дим и пра­вед­ных пред­ков зна­чит, это есть исти­на. Если даже из это­го будет сле­до­вать, что Аллах име­ет все атри­бу­ты физи­че­ской телес­но­сти, нет ника­ких про­блем, ибо исти­на есть исти­на» («Аль фата­ваи» том 5 стр. 192). По сло­вам Ибн Батуты, Ибн Таймия гово­рил: «Аллах спус­ка­ет­ся на ниж­нее небо подоб­но тому, как я спус­ка­юсь с мин­ба­ра». Сказав это ибн Таймийя сошёл с мин­ба­ра. («Ад дурар аль ками­на» ибн Хаджар Аскалал­ни. Том 1 стр. 154, «Рахила» ибн Батута стр. 95).


[3]. Право­слав­ное дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие выде­ля­ет четыр­на­дцать осно­во­по­ла­га­ю­щих Божествен­ных атри­бу­тов: бес­пре­дель­ность, само­быт­ность, неза­ви­си­мость, неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие, веч­ность, неиз­ме­ня­е­мость, все­мо­гу­ще­ство, все­ве­де­ние, высо­чай­шую пре­муд­рость, высо­чай­шую сво­бо­ду, совер­шен­ней­шую свя­тость, бес­ко­неч­ную бла­гость, бес­ко­неч­ное пра­во­су­дие. Среди этих атри­бу­тов нет антро­по­морф­ных.

Некото­рых мусуль­ман сму­ща­ет извест­ная биб­лей­ская фра­за: «И ска­зал Бог: сотво­рим чело­ве­ка по обра­зу Нашему [и] по подо­бию Нашему… (Бытие 1:26). См. подроб­нее здесь.


[4]. Мусуль­ман­ское веро­уче­ние счи­та­ет, что атри­бу­ты Аллаха непо­вто­ри­мы, изна­чаль­ны и веч­ны, Аллах сво­бо­ден от всех недо­стат­ков, при­су­щих тво­ре­ни­ям. Этих атри­бу­тов 14. Шесть атри­бу­тов отно­сят­ся к про­яв­ле­нию сущ­но­сти Аллаха– Сыфат-и Затиййа. Восемь атри­бу­тов – к про­яв­ле­ни­ям дока­за­тельств сущ­но­сти Аллаха – Сыфат-и Субутиййа. К пер­вым шести отно­сят­ся необ­хо­ди­мость суще­ство­ва­ния, пред­веч­ность, бес­ко­неч­ность, един­ствен­ность, непод­ра­жа­е­мость и неиз­мен­ность. Ко вто­рым вось­ми отне­се­ны жизнь, зна­ния, зре­ние, слух, воля, мощь, сло­во, спо­соб­ность созда­вать. Зрение и слух Аллаха непо­вто­ри­мы, изна­чаль­ны и веч­ны. Но зре­ние и слух – атри­бу­ты твар­но­го мира. Атрибу­ты слу­ха и зре­ния, как бы мы их не пони­ма­ли, сами по себе не могут быть веч­ны­ми, нетвар­ны­ми, лишен­ны­ми недо­стат­ков. Сравне­ния же с пау­ком пря­мо сви­де­тель­ству­ет про­тив их несо­здан­но­сти. Сотни зве­рей в этом мире могут раз­гля­деть пау­ка ночью даже на самом тем­ном камне. Данные срав­ни­тель­ной офталь­мо­ло­гии гово­рят о том, что, в отли­чие от чело­ве­ка, кото­рый видит луч­ше при более ярком осве­ще­нии, уже для собак нет ника­кой зави­си­мо­сти от ярко­сти или зате­нен­но­сти. Ночное виде­ние кош­ки пре­вос­хо­дит ноч­ное виде­ние соба­ки. Ее глаз спо­со­бен видеть, когда уро­вень осве­ще­ния в шесть раз ниже лими­та чело­ве­че­ско­го гла­за. Но сова и лету­чая мышь видят еще силь­нее. Их ноч­ное виде­ние намно­го пре­вос­хо­дит чело­ве­че­ское и они ночью ловят насе­ко­мых. Причем, зре­ние лету­чей мыши совсем не такое как зре­ние у живот­ных и чело­ве­ка. Летучая мышь видит не опти­че­ски, гла­за­ми, а с помо­щью уль­тра­зву­ко­вой лока­ции, что поз­во­ля­ет ей заме­тить ночью самое мель­чай­шее насе­ко­мое. К тому же и сам чело­век может наблю­дать пау­ка в тем­ную ночь на тем­ном камне с помо­щью при­бо­ра ноч­но­го виде­ния, а с помо­щью иных при­бо­ров может уже видеть и слы­шать, что про­ис­хо­дит за кир­пич­ны­ми сте­на­ми. Что же каса­ет­ся слу­ха, то верх­ний пре­дел чело­ве­че­ско­го слу­ха равен 20 000 Гц, обыч­ной мыши 90 000 Гц, лету­чей мыши 120 000 Гц.

Если о хри­сти­ан­ском Боге мож­но ска­зать, что Он видит и слы­шит, то толь­ко в алле­го­ри­че­ском и сим­во­ли­че­ском смыс­ле того сло­ва. Издрев­ле хри­сти­ан­ство учи­ло, что часть зна­ния о Своем Духов­ном Бытии Бог пере­дал посред­ством сим­во­лов, чтобы людям было лег­че постичь живое отно­ше­ние к ним Божества, ибо «нам, людям и обле­чен­ным гру­бою пло­тию невоз­мож­но ина­че разу­меть или гово­рить о боже­ствен­ных высо­ких и неве­ще­ствен­ных дей­стви­ях Божества, как толь­ко посред­ством обра­зов, типов и сим­во­лов, нам сооб­раз­ных. Поэто­му то, что ска­за­но о Боге очень телес­ным обра­зом, ска­за­но сим­во­ли­че­ски и содер­жит очень высо­кий смысл, так как Божество про­сто и не име­ет фор­мы» (Св. Иоанн Дамас­кин. Точное изло­же­ние пра­во­слав­ной веры. Книга 1. Глава XI. О том, что гово­рит­ся о Боге телес­ным обра­зом). Но в сво­ем уче­нии Церковь все­гда кате­го­ри­че­ски утвер­жда­ла, что это зна­ние было лишь при­спо­соб­ле­но к чело­ве­че­ской немо­щи, чтобы чело­век луч­ше понял Божествен­ные дей­ствия, а не отра­жа­ло Бога как Он есть. Это выра­зи­лось в ана­фе­ме всех антро­по­морф­ных пред­став­ле­ний о Боге. В первую неде­лю вели­ко­го поста, мы слы­шим сле­ду­ю­щие сло­ва Церкви: «уча­щим что Бог не Дух, но плоть – ана­фе­ма».


[5]. «Мы веру­ем в то, что у Всевыш­не­го Аллаха есть лик пре­слав­ный и досто­хваль­ный. «Вечен лишь лик Госпо­да тво­е­го, пре­слав­но­го, досто­хваль­но­го» (55:27). Мы веру­ем в то, что у Всевыш­не­го Аллаха две вели­че­ствен­ные щед­рые руки. «А Его руки рас­про­стёр­ты [в щед­ро­сти], – дару­ет Он, сколь­ко поже­ла­ет» (5:64). «Не цени­ли они Аллаха достой­ным обра­зом, а ведь вся зем­ля ока­жет­ся в руке Его в день вос­кре­се­ния, а небе­са будут скру­че­ны Его дес­ни­цей. Хвала Ему, и пре­вы­ше Он того, что они при­да­ют к Нему в сото­ва­ри­щи!» (39:39). Мы веру­ем в то, что у Всевыш­не­го Аллаха два гла­за. «И по откро­ве­нию Нашему воз­двиг­ни ков­чег пред оча­ми Нашими…» (11:37). Пророк ска­зал: «У Него – покры­ва­ло из све­та. Если бы Он при­от­крыл его, то пре­лесть лика Его сожгла бы всё, что объ­ем­лет Его взор». Привер­жен­цы Сунны еди­но­душ­ны в том, что у Аллаха два гла­за, что под­креп­ля­ет­ся выска­зы­ва­ни­ем Проро­ка о Лжемес­сии: «Он одно­гла­зый, а, поис­ти­не, Господь ваш – неод­но­гла­зый»» (Вероубеж­де­ния при­вер­жен­цев Сунны и сто­рон­ни­ков еди­ной мусуль­ман­ской общи­ны. Мухам­мад ибн Салих аль-Усеймин)..

[6]. Слово или речь как атри­бут Аллаха не име­ет ниче­го обще­го с Божествен­ной Ипоста­сью Слова в хри­сти­ан­стве. Слово или речь Аллаха не вно­сит­ся в Божествен­ное бытие как ипо­стась. Слово или речь Аллаха – это и есть сам Коран, кото­рый ста­но­вит­ся атри­бу­том Аллаха. «Коран – несо­тво­рен­ная речь Божья. И да не труд­ны для тебя будут сло­ва эти: “она несо­тво­ре­на”, – ведь речь Божья при­над­ле­жит Богу, а в Нем нет ниче­го твар­но­го. Остере­гай­ся всту­пать в спор с теми, кто тол­ку­ет о ее сотво­рен­но­сти или утвер­жда­ет, что она была про­из­не­се­на во вре­ме­ни, или кто рас­суж­да­ет об этих вопро­сах так: “Не знаю, сотво­ре­на ли она или несо­тво­ре­на”. Нет, Коран – речь Божья, и она несо­тво­ре­на» (Имам Ахмед бен Ханбал. Акыда) Отсюда – Коран вечен. Напом­ним, что хри­сти­ан­ская Библия не веч­на. Вечен Сам Бог как Слово.

[7] Аллах явля­ет­ся источ­ни­ком добра и зла одновре­мен­но, сле­до­ва­тель­но он не обла­да­ет свя­то­стью, под кото­рой под­ра­зу­ме­ва­ет­ся совер­шен­ная непри­част­ность злу.

[8] Аль-Хадис аль-Кудсийа. 19 / Хадисы про­ро­ка. Перевод и комм. И. В. Порохо­вой. 2000г.

[9] Аль-Хадис аль-Кудсийа. 30 / Хадисы про­ро­ка. Перевод и комм. И. В. Порохо­вой. 2000г.

[10] Ахмад бен Ханбал. Акида.

[11] Мухам­мед ибн Сулей­ман ат-Тамими. Книга еди­но­бо­жия. М., 2000.- С. 159.

[12] Мухам­мед ибн Сулей­ман ат-Тамими. Там же. – С. 93.

https://azbyka.ru/islam-i-xristianstvo-sravnitelnaya-tablica-verouchenij

Просмотров: 410


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ

По описанию (Google) - Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ

По названию (Yandex) - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ

По описанию (Yandex) - Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ

Вопрос-ответ

последние вопросы

Татьяна 2018-09-28 21:15:00

Здравствуйте! Подскажите у нас в городе есть воскресная школа для взрослых?

Ответ:

Бог в Помощь! Да, у нас в городе есть воскресная школа для взрослых. Задать вопросы и узнать расписание занятий можно здесь:

https://vk.com/odmsamara
https://odmsamara.ru/

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



Новости:

  • 13.02.2018

    Дистанционный образовательный курс "Основы работы с молодежью"

    1245
  • 11.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 46

    43
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 45

    43
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 44

    43
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 43

    41
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 42

    43
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 41

    43
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 40

    42
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 39

    45
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 38

    45
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 37

    43
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 36

    42
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 35

    44
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 34

    43

все новости