МЕСТО ДЛЯ КРОТОСТИ. ВРЕМЯ ДЛЯ СТРОГОСТИ



МЕСТО ДЛЯ КРОТОСТИ. ВРЕМЯ ДЛЯ СТРОГОСТИ / Антон Дулевич

Седьмая глава Евангелия от Иоанна описывает то, как Господь прибыл на праздник Кущей в Иерусалим. Это была последняя осень земной жизни Спасителя. Начинается повествование с завистливых подстреканий Его братьев, продолжается тем, как Господь ставит в тупик возражавших ему иудейских начальников. На первый взгляд незаметно, но, в тексте можно разглядеть то, насколько были различны ответы Христа двум сторонам, которые имели к Нему зависть. Это может быть полезным каждому христианину для понимания того, как, что и кому отвечать на различные упрёки. 

1. Первыми были Его братья (сыновья Иосифа Обручника). Они пытаясь обличить Его в двух вещах: боязливости и славолюбии. Хотя, слово "обличить" тут не вполне подходящее, ведь, они лишь пытались удовлетворить свою страсть. Завистник - это тот, кто всегда найдёт, в чем упрекнуть объект своей зависти, и иногда даже посоветует ему что-нибудь на первый взгляд доброе, чтобы причинить вред. Так и здесь, братья, намекая, что Христос боязлив, предлагают Ему сходить с ними в Иерусалим, зная, что там желают Его смерти: "Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь" (Ин.7:3). С одной стороны искушают "ты же - не трус, должен пойти", а с другой стороны это предложение, обёрнутое в недобрые намерения, выглядит, как призыв к участию в добром деле. Читая эти строки, вспоминается, как разные протестанты, когда мы с миссионерами приходили в их синагоги проповедывать им об истинной Церкви, говорили нам: "А что вы к нам пришли? Идите проповедуйте в мечети!". Когда они просили осуществить проповедь в мечети, мне, почему-то, никогда не казалось, что они будут искренне переживать за нас, как там всё у нас сложится:) 

Вторая зацепка завидующих братьев - уличить в славолюбии: "...Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру". Ты можешь творить чудеса - пусть все увидят. И, ведь, если бы Господь согласился на их призывы, то, какой же был бы у них прекрасный повод тыкнуть пальцем и прошипеть: "Вот видите, мы же говорили, что Он все это делает ради славы человеческой!". И тут снова хочется привести пример из жизни. Вспоминаются претензии поклонников одного известного профессора, распространяющего ереси, осужденные Вселенскими соборами. Стоит только процитировать библейское и святоотеческое учение, опровергающее проведуемые "уважаемым профессором" лжеучения, так сразу же его сторонники пишут: "Вот, мол, вылез, захотел на имени заслуженного человека себе сделать имя!". А ведь, если бы они честно подходили к вопросу, то, вместо перехода на личность опровергали бы слова оппонета, но, почему-то, вместо этого они начинают выискивать недостаток в личности оппонента: слишком молодой, нет духовного образования и т.д. Это о чём-то говорит... Вот и евангелист показывает, что братья Христа обращались к Нему отнюдь не с добрым намерением: "Ибо и братья Его не веровали в Него"(Ин.7:5). 

Что же Господь? "Не отвечает ли им сурово? Нет, а кротко. Он не сказал: кто вы, чтобы давать Мне такой совет и учить?" (блаженный Феофилакт). На лукавые предложение Христос отвечает кротко, при том, внешне не выдавая Своё знание об их мыслях. На двойное обвинение Он отвечает двойным оправданием. Против намеков на боязливость Господь говорит: "Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы" (Ин.7:7). То есть, если бы Господь был боязлив, тогда бы молчал и не говорил бы неприятного. Но то, что Его хотят убить, уже свидетельствует о том, что Он безбоязненно говорил вещи, вызывающие лютую ненависть. Против упреков в славолюбии Христос говорит: "Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось" (Ин.7:8). "Если бы Он был виновен в славолюбии, не отослал бы их. Ибо славолюбивые и горделивые стараются, напротив, иметь многих последователей" (блаженный Феофилакт). Господь ответил своим братьям очень деликатно, не обличив их помышлений и не укорив в лукавстве. Стоит отметить и то, что братья Христа впоследствии обратились и стали ревностными христианами. 

2. Господь пришёл в Иерусалим не сразу, а, как бы внезапно (праздник отмечался семь дней и венчался торжествами в день 8-й). С первого дня в народе было много толков о Нём, а сердца некоторых и вовсе были заняты не благодарностью Господу за собранный урожай, а желанием удовлетворить свою ненависть к Тому, Кто учит наперерез той греховной жизни, к которой привыкли начальники народа. Поэтому, Христос пришёл внезапно, когда горячность замыслов ненавистников немного остыла. Разговор с иудеями состоялся. По тексту, тоже, вроде как без жестких обличений, но, с определенными упреками. "Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?" (Ин.7:14-15). Здесь тоже зависть не выглядит явной, но слово "дивились" понимается толкователем, как недоумевали, "что обыкновенно бывает с завидующими" (блаженный Феофилакт). Жизненный пример: сосед купил машину, а завистник вместо того, чтобы за него порадоваться, начинает дивиться, мол "откуда у него деньги на авто? Точно, наворовал!". Что же Христос? а) Показывает, почему Его слова не принимаются, б) ставит их в тупик вопросом о субботе, в) открывает им то, что они, на самом деле, знают Его. 

а) "Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю" (Ин.7:17). Кто же не принимает слов Христа? Тот, кто не хочет служить Богу. Тот, чьё сердце расположено творить не свою волю, а волю Бога, тот может разобраться в истинности слов Божиих. Интересно, что, когда атеисту предлагаешь обратиться к Богу со слова "Если Ты есть, откройся мне и я послужу Тебе", самое неудобопроизносимое для атеиста - слова "я послужу Тебе". И это объяснимо. Ведь, если Бог есть и Он откроется ему, то он, кроме своего неверия ничего не потеряет. А если произнесено "я послужу" и Бог откроется, тогда придётся от чего-то своего отказаться. От того, с чем невозможно совместить служение Господу. Нежелание послужить Богу - камень преткновения и страх для тех, кто предчувствует обязательства перемены жизни. 

б) Далее Господь открывает ложность их претензий по поводу нарушения Им субботы следующими словами: "Одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание - хотя оно не от Моисея, но от отцов, - и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным" (Ин.7:21-24). Очень интересные слова! Христос приводит в пример то, как иудеи, обвиняющие Его в том, что Он исцелил в субботу, сами нарушали её. Ведь, если младенец рождался в шестой день недели, то обрезывание, совершающееся на восьмой день, должно было совершиться в субботу. А это было прямым нарушением субботнего покоя. И что получается? Иудеи, мало того, что нарушали субботу, прикрываяся тем, что Моисей - законодатель, сам нарушил закон о субботе, разрешив обрезываться в восьмой день. "Моисея, нарушающего субботу обрезыванием, вы освобождаете от порицания, а Меня, нарушевшего субботу через благодеяние человеку, вы осуждаете" (блж. Феофилакт). Здесь иудеи поступали по лицеприятию, так как Моисея по его достоинству они оправдывали, а Христа, по виду бесславного - порицали. И слова Господа явно обнаружили это лицеприятие. 

в) Христос выдает их явное противление истине."Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я" (Ин.7:25-28). Вот, некоторые имели правильное суждение о удостоверении о Христе, но, они не остановились и выдали свое умозаключение, не придя к правильным выводам. Сами говорят, что "никто не будет знать, откуда Он", но при этом, они знали пророчество Михея "и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля" (Мих5:2). Блаженный Феофилакт: "Начальники их, когда их спрашивал Ирод, говорят, что Христос рождается в Вифлееме Иудейском (Мф.2:4-5)", а теперь, уже "не знают"... Господь же говорит, что всё они прекрасно знают, только вот не хотят этого признать. Когда выгодно было верить, что Он произойдёт из Вифлеема - они это помнили, а когда надо было разобраться, тут же это "позабыли". Это напоминает беседы с протестантами. Цитаты о том, что Церковь - только одна, что Она - столп и утверждение истины, что Она- Тело Христово, как-то "забываются" ими в нужные моменты. В этих ситуациях есть определенное сходство. 

Внешне, ответ Христа двум сторонам завидующих отличается не сильно. Но, в сказанном братьям видно больше кротости и почти незаметны обличения. С иерусалимлянами не так. Мне кажется, здесь можно лицезреть важную истину: братья, обвиняли Христа, как согрешившего Человека. А иудеи своими измышлениями затрагивали вероучение, касательно Божественного происхождения Христа. Братья, хоть и завидовали - не отвергали чудес, делаемых Им. Иудеи же не хотели признавать и подлинности субботнего исцеления расслабленного. Поэтому, ответ в храме был прям и строг. 

На неприязнь, адресованную христианину, он должен отвечать кротко, не переходя на личность оппонента. А веру защищать надо, но и тут, нужна определенная грань. Бывает, к сожалению и так, что под маской защиты веры, некоторые начинают выискивать грехи у оппонентов, но это уже не христианская апологетика. Вчера вот праздновали день памяти святителя Николая и тропаре пели "образ кротости". Образец кротости, при том, что однажды за веру ему пришлось ударить еретика, хулившего Христа. А то, что это он сделал по любви ко Христу, легко проверить тем, что он сам в жизни был кроток. Кроткий христианин - тот, кто не возмутится, когда под маской защиты какого-то вероучения, на него выльют немного грязи. Как учил святитель Амвросий Медиоланский, если ты ответил на несправедливую критику недовольством, значит, ты этой критики достоин. 

А к чему ведёт умалчивание вероучительных истин? Однажды мы зашли в католический костел в одном сибирском городе побеседовать с их местным епископом. Когда вопрос зашел о догматах и спасении, католический епископ не стал относиться серьёзно к нашим словам. Он заверил нас, что у него в друзьях есть православные священники, которые никогда не говорили ему того, что он услышал от нас: что грех ереси ведёт к погибели и только Православная Церковь хранит неповреждённую веру и единство, поэтому, спасение вне Православия невозможно. А, поскольку он дружил с православными верующими с духовным образованием и не слышал от них подобного, он просто решил, что мы будто сами не заблуждаемся относительно православной позиции... 

Священномученик Онуфрий (Гагалюк) так писал о строгости речи с неправомыслящими: "На наши, может быть резкие, но верные речи вы не обижайтесь, заблудшие братья наши: говорим все это мы не по чувству злобы или мести, а со скорбью душевною и заботясь о вашем и всех ваших последователей спасении вечном. Не откладывайте дела своего духовного освобождения – спешите скорее в Церковь Божию, ибо всякий час промедления засасывает вас все более и более в тину раскола, а враг нашего спасения старается ожесточить сердца людей, чтобы они не восприняли слова истины: «Посеянное при дороге означает тех, в которые сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Мк. 4, 15)" (Творения, том 1.О единстве церкви. Против расколов. Обновленцы как раскольники, стр. 453). 

Он также говорил: "В ясном и определенном отношении Церкви Христовой к своим противникам – призыв всех их (в том числе католиков и обновленцев) к покаянию пред Церковью. Эрбиньи видит сухость, жестокость, отсутствие любви. Здесь – непонимание духа Церкви. Зачем Православная Церковь говорит, что вне ее нет спасения, что благодать только в Церкви, истина только в ней, и что подлинная Церковь только едина, и что католичество, протестантство, обновленчество и другие секты и расколы имеют только христианский вид, силы же христианской у них нет (2 Тим. 3, 5)? Для того, чтобы все, кто слышит голос Церкви Православной, поспешили с покаянием в ее лоно, пока еще есть для них время: это – внешняя жизнь. Тот, кто признает и в католичестве, и в обновленчестве, то есть вне Церкви, благодать, тот замалчивает истину и является для католиков и прочих не другом, а врагом, так как оставляет их в заблуждении и усыпляет их в духовной гибели. Хороший, опытный и честный врач ставит верный диагноз больному, и, послушный врачу, больной постепенно выздоравливает. А тот врач, который ложно успокаивает опасного больного и не указывает ему его язвы, вводит его в самообольщение и является виновником его ранней смерти". (Творения, том 1.О единстве церкви. Против расколов. Отношение Церкви Православной к своим противникам, стр. 466). 

Таким образом, христианин должен быть кроток по отношению к личным оскорблениями и в тоже время строг относительно вероучительных моментов. Но строгость смысловой нагрузки сказанного должна сочетаться с кротким ответом без перехода на личность оппонента. Ведь, к сожалению, бывает так, что под прикрытием отстаивания истины христианин одновременно выплескивает свои страсти, лишь выставляя себя ревнителем веры. 

Тот же священномученик Онуфрий говорил: "Да, дорогой друг, перед нами, служителями и учениками Спасителя Бога, лежит величайшая задача – перевоспитать всех обидчиков, озлобленных врагов против веры и Церкви. Терпеливо и любовно, со смирением и кротко будем лечить этих бедных братий наших, ибо истина, хранимая в нашей Церкви Православной, не боится ничего и сильнее всего (Ездр. 4:41)". (Творения, том 1. О пастырском служении. Христианский взгляд на обиды, стр.144) 

Просмотров: 364


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - МЕСТО ДЛЯ КРОТОСТИ. ВРЕМЯ ДЛЯ СТРОГОСТИ

По описанию (Google) - МЕСТО ДЛЯ КРОТОСТИ. ВРЕМЯ ДЛЯ СТРОГОСТИ / Антон Дулевич

По названию (Yandex) - МЕСТО ДЛЯ КРОТОСТИ. ВРЕМЯ ДЛЯ СТРОГОСТИ

По описанию (Yandex) - МЕСТО ДЛЯ КРОТОСТИ. ВРЕМЯ ДЛЯ СТРОГОСТИ / Антон Дулевич

Вопрос-ответ

последние вопросы

Татьяна 2018-09-28 21:15:00

Здравствуйте! Подскажите у нас в городе есть воскресная школа для взрослых?

Ответ:

Бог в Помощь! Да, у нас в городе есть воскресная школа для взрослых. Задать вопросы и узнать расписание занятий можно здесь:

https://vk.com/odmsamara
https://odmsamara.ru/

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



Новости:

  • 28.08.2020

    На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 25 августа 2...

    13
  • 07.07.2020

    Внимательно прочитай книгу сию, любезный читатель, если хочешь научиться истинной вер...

  • 07.07.2020

    Святые Вселенские Соборы / Пидалион / Каждый Вселенский собор есть сама Святая и Соб...

  • 06.07.2020

    Внимательно прочитай книгу сию, любезный читатель, если хочешь научиться истинной вер...

    1
  • 24.06.2020

    Окружное Патриаршее и Синодальное послание Константинопольской Церкви по поводу энцик...

    53
  • 24.06.2020

    Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным...

    61
  • 24.06.2020

    Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере / В Константиноп...

    60
  • 24.06.2020

    Исповедание Православной Веры Кафолической и Апостольской Церкви Христовой

    150
  • 24.06.2020

    Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной

    91
  • 19.06.2020

    О ПРАВИЛАХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ / ПРЕДИСЛОВИЕ / Пидалион

    60
  • 19.06.2020

    Влахернский собор 1285 г.; его итоговый документ – Томос веры против Векка / святейши...

    63
  • 19.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / Пидалион / Каждый Вселенский собор, имеющий эти о...

    44
  • 19.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ВТОРОМ СОБОРЕ / Пидалион / Каждый Вселенский собор, имеющий эти о...

    50

все новости