Священномученик Лев Ершов, священник



Священномученик Лев Ершов, священник

Память 20 августа/2 сентября

Лев Евфимиевич Ершов родился 12 февраля (по старому стилю) 1867 года в Красноуфимске Пермской губернии в самодостаточной семье 2 гильдии купца-раскольника Евфимия Ершова, имевшего на берегу реки Уфы мельницу.

В 1870 году, спустя три года после рождения младенца, в городе вспыхнула эпидемия холеры. Семейство Евфимия Господь хранит.

Лев и его брат Василий (имел впоследствии в центре города по ул.Троицкой двухэтажный полукаменный дом с лавкой скобяных товаров) воспитываются в строгих традициях старообрядчества. Они сызмальства знают о вере в Бога от родителей и из самочинного учения староверов-наставников.

В 1876 году в возрасте 9 лет Лев определен обучаться грамоте в двухклассное приходское мужское училище. В течении пяти лет он изучает наравне с другими предметами и Закон Божий, составленный по учению Православной Церкви. Этот предмет ведет священник Свято-Троицкого собора о. Василий Петрович Филатов. В классе занимаются 90 мальчиков, большинство из них – дети купцов и мещан, меньше – из крестьян и совсем незначительное количество отроков – из сословия духовенства, чиновников и солдат.

От многих сверстников Лев отличается стремлением к рассуждению, сосредоточенностью, внимательностью, интересом к религиозной литературе. В 1881 году он получает начальное образование, пройдя 1 и 2 ступени образования.

Повзрослев, юноша значительное время проводит за чтением старинных богослужебных книг и некоторых творений святых отцов. Его не затягивают развлечения на городском катке, освещаемом в синих сумерках керосиновыми фонарями, и не поглощают посещения частного электрического театра «Рекорд». Внутреннему его состоянию ближе размышления и молитвенное уединение.

Лев посещает общественную библиотеку. В ненастную погоду, оставив калоши и верхнее пальто в прихожей, он проходит в «кабинет для чтения», где в тишине просматривает новые издания. Случается, что начинающий купец встречается здесь с кем-либо из священников, вступая с ними в полемику на богословскую тему.

Способность мыслить и отстаивать свои убеждения, большая начитанность, нравственный авторитет определяют для молодого человека почетное место чтеца, начетчика федосеевской секты. Лев становится активным проповедником и ревностным защитником старообрядчества.

Бывая в г.Перми по торговым делам, он посещает духовную семинарию, где в присутствии отца-миссионера во время практических занятий по обличению раскола дискутирует с воспитанниками этого учебного заведения, удивляя всех богатыми знаниями.

На вопрос о противоречиях между православной верой, основанной на смирении, и расколом в ней, становится для Льва Ершова главным и важным содержанием жизни. Размышляя об истинном православном вероучении, он приходит к осознанию, что, живя среди православного общества, невозможно испытывать по отношению к нему растлевающую душу враждебность.

2 февраля 1894 года в праздник Сретения Господня и почти накануне своего дня рождения 27-летний купец Лев Евфимиевич Ершов в переполненной богомольцами Иоанно-Богословской домовой церкви Пермской духовной семинарии предстает перед епископом Петром (Лосевым), сразу по прибытии направившемся к приготовленной под хорами кафедре.

Перед архипастырем предстал коренастый молодой человек приятной наружности. Темные волосы его аккуратно зачесаны назад, лицо окаймляет густая коротко стриженая борода. Из-под очков устремлен внимательный, скорее, проницательный взгляд.

С глубоким осознанием происходящего Лев обращается к Владыке со словами: «Преосвященный Владыка, милостивейший мой архипастырь!.. умоляю тебя, святитель Боий, прости мне грех противления Святой Церкви, уврачуй мои струпы, раскольническим учением моей душе нанесенные, и прими меня в ограду Святой Соборной и Апостольской Церкви…». Епископ сказал Льву назидательно и спокойно, что старообрядцев «губит привязанность к букве и неискание в Святом Писании и отеческой мысли смысла и значения, она их умерщвляет, тогда как дух, смысл и знание значения слова и обряда оживило бы их». Архипастырь сказал, что верит его обещанию обратить в православие заблудших и совращенных и призвал Божие благословение на христианский подвиг Льва Ершова. Восприемниками будущего христианина стал отец, ректор духовной семинарии, протоиерей К.М. Добронравов.

Торжественный чин присоединения Красноуфимского купца к православию состоялся по собственному его желанию и «по искреннему личному убеждению в истинности, святости Греко-Российской Православной Церкви».

В эту же среду епископом Петром рукоположен во иеродиакона инок Валаам, в миру Василий Ефимович Коноплев, бывший кандидат на лжеепископскую кафедру австрийской секты и будущий настоятель Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

6 февраля в воскресенье Лев во время архиерейского богослужения в Кафедральном соборе причащается Христовых Таин, вечером присутствует на собеседовании миссионеров с раскольниками в пристрое часовни св.Стефания...

18 сентября 1894 года после окончания литургии в Свято-Троицком соборе Лев Евфимиевич присутствует на заседании Городской Думы в числе 18 именитых граждан г. Красноуфимска – членов особого Комитета по сбору денежных средств на возведение храма в память убиенного государя императора Александра Второго.

Вскоре Лев Ершов поселяется в Белогорском монастыре, где несет послушание письмоводителя в числе монашествующей братии и занимается миссионерской деятельностью, положительно зарекомендовав себя на новом поприще.

1 ноября 1896 года епископом Петром насельник монастыря Лев рукополагается в сан священника. В 1897 году возвращается в родной город, где несет «блаженное ярмо» иерея Свято-Троицкого собора, а также состоит помощником противораскольнического миссионера по Красноуфимскому уезду.

С матушкой Надеждой Михайловной (4 сентября 1869 г.) они проживают в двухэтажном полукаменном церковном доме по ул. Никольской, 117. Недвижимого имущества не имеют оба. 9 июля 1897 года в семье появляется первенец Сергий.

С 3 января 1898 года (по январь 1908 года) батюшка заведует городской одноклассной Кирилло-Мефодиевской церковно-приходской школой, которая не имеет своего здания. При поддержке гласного Земского Уездного Собрания протоиерея Иоанна Михайловича Луканина иерей Лев добивается ассигнования на уплату квартир для проведения занятий в наемных домах Иринариха Светлакова и купца Г.И. Сидякова .

В школе батюшка ведет Закон Божий, прилагая большое усилие и труд. Учителем Н.И. Сажиным преподается по программе Священного Синода обязательное церковное пение (с голоса). Обучающиеся мальчики (60 человек) обязаны посещать праздничные богослужения в храме, а способные – петь на клиросе. Одновременно иерей Лев преподает закон Божий (до 1902 года) во вновь открывшемся одноклассном земском училище в д. Соболя Криулинской волости, находящемся в 4 верстах от города вниз по течению реки Уфы. Невдалеке от часовни во имя Иоанна Предтечи расположено учебное здание, в котором занимается совместно 17 мальчиков и 10 девочек в возрасте от 8 до 13 лет.

С 20 октября по 2 апреля 1903 года отец Лев преподает в открывшемся земском одноклассном училище деревни Колмаково Александровской волости. За уроки батюшка получает скромное жалование в 60 рублей. Чтобы добраться до деревни, ему необходимо из личных средств платить земскому ямщику по 3 коп. за 1 версту и лошадь «открытому листу» Земской управы. За эту цену законоучителю дают «ямщика-недоростка» и плохонькую лошадь. Случается, зимой при отвороте встречных лошадей сани заносит в глубокий снег, и священнику приходится самому вытаскивать их из сугроба, а заодно перепрягать лошадь .

14 сентября, в день Воздвижения Креста Господня, происходит не менее благодатное событие в жизни иерея Льва, по-прежнему состоявшем в особом комитете по возведению храма. После окончания Божественной литургии в Свято-Троицком соборе верующие идут многолюдным крестным ходом с иконой св.бл.кн. Александра Невского к Сенной площади – месту закладки будущей церкви. Возле временной деревянной часовни духовенство служит молебен с водосвятием, на котором присутствуют и учащиеся Кирилло-Мефодиевской школы и других учебных заведений.

Но для некоторой части молодежи богоборческое настроение, как и противоправительственные убеждения, оказываются сильнее религиозных чувств. Сын кунгурского книготорговца, учащийся промышленного училища А.К. Суслов, без смущения демонстрирует о.Льву издаваемую в 1902 году за границей партией социал-демократов газету «Искру» и другую марксистскую литературу. Это, без сомнения, огорчает батюшку, желавшего видеть в нем православного христианина, а не пропагандиста революционных идей.

В 1903 году иерей Лев Ершов назначается на должность миссионера по Кунгурскому уезду (с освобождением от законоучительства), а с 5 апреля 1904 года исполняет обязанности Епархиального миссионера, оставляя прежние – по Красноуфимскому и Кунгурскому уездам .

Он продолжает заведовать одноклассной церковно-приходской школой, к этому времени занимавшей часть первого этажа в здании Городской Управы (строилось с 1880 по 1897 годы на углу улиц Соболевской (Советской) и Большой Гостиной (Пролетарской). С одним окном полутемный коридор, площадью 12 квадратных метров, служит и раздевалкой, и местом проведения в ненастные дни уроков гимнастики. Иерей Лев вкладывает личные средства, решая материальные проблемы учебного заведения, также поступает и попечитель школы – городской голова И.В. Луканин, в 1904 году пожертвовавший 40 рублей на проведение праздников в святки и в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Вскоре в школе вспыхивает оспа, и число обучающихся резко уменьшается, а также в связи с началом Русско-Японской войны. Дети заменили сражающихся на фронте отцов, братьев.

Отроки и отроковицы погибших воинов, нетрудоспособных инвалидов и пропавших без вести не лишены попечительства городской власти и покровительства Александровского Главного Комитета. Приобретаются детская одежда, школьные принадлежности, семье выделяется пособие в 24 рубля на ребенка. Утешает, поддерживает духовно и наставляет чад, переживающих душевное потрясение, их пастырь о Лев, принимающий в свое сердце детскую боль и первые их скорби.

Небольшой город Красноуфимск продолжают будоражить и революционные волнения, спровоцированные членами нелегального марксистского кружка. В то числе убийство террористом В.П. Рогозинниковым в январе 1908 года дворянина С.А. Свиридова, председателя Красноуфимского союза монархистов. Отца Льва связывали с погибшим прокурором общие труды в Комитете по возведению церкви св.бл. кН. А. Невского и верноподданнические чувства к государю императору Николаю Второму.

С 1910 года Лев Ершов вновь на педагогическом поприще: преподает Закон Божий в Кирилло-Мефодиевской школе, попечитель которой Виссарион Ершов (племянник Льва Ершова, любимый приказчик купца Г.Е. Ярославцева, имевшего торговый дом на острове и жилой дом по ул.Почтовой (ныне ул.Куйбышева), во владении мещанина Виссариона Васильевича Ершова до 1923 года имелись дома по улицам Большой Гостиной, Соболевской, Кленовской и в Промышленном квартале), и в двухклассном женском приходском училище (купцом С.М. Коробовым на его личные средства позднее было выстроено одноэтажное деревянное здание начальной школы на углу улиц Площадной (Мизерова) и Манчажской, дочь купца Мария Коробова в ней бесплатно учила детей). Классы последнего размещены в верхнем этаже Городской Управы, а на первом этаже находится пожарный обоз, где постоянно стоят запряженные тройки лошадей. Через рассохшиеся половицы проникает запах конского помета. Он не только мешает ученикам сосредоточить внимание на теме урока, но и вызывает у ослабленных головокружения и даже обмороки. Такое случается и на занятиях Льва Ершова, девочки претерпевают сильное искушение – сбежать с урока.

Вскоре до города докатилось эхо Первой Мировой войны. Многие преподаватели мобилизованы. Закрыто четырехклассное мужское училище, занимаются на неопределенное время кабинеты двухклассного женского училища: в уральский городок прибывают пленные австрийцы и немцы. Земство откликается на военные события телеграммой к императору с просьбой «навсегда воспретить в России казенную продажу водки». В то время, как благочестивые семейства идут в храмы, нерадивые по-прежнему маются возле кабаков Торгового ряда, закрытых на время богослужения.

12 марта 1917 года Земским Уездным Собранием признано временное правительство и измененный государственный строй.

23 мая 1918 года в Красноуфимском уезде устанавливается Советская власть. 30 мая на втором уездном съезде Советов председательствующий В.Юдин сообщает о новых формах работы школ (со следующего учебного года), которые должны встать «на путь, обслуживающий интересы трудового народа, усилить самосознание трудовых масс, распространения пролетарского просвещения», которое легко в основу укоренения безбожия.

Во время вспыхнувшей гражданской войны, город попеременно находится под властью то «белых», то «красных». Летом 1918 года (при расправе) погибло несколько красногвардейцев: священнослужители отслужили панихиду в Иннокентьевской церкви (построена в 1886 году). Влияние духовенства на чувства верующих по-прежнему оставалось огромным, а большевиков – ничтожным, что последние вынуждены были признать и сами.

Во второй половине одного из сентябрьских дней в город вошла военная часть добровольческой Армии белого движения. Улицы и окрестности огласились колокольным звоном. Из церквей вышли приветствовать «белых» священнослужители, миряне с хоругвями и иконами, городской голова И. Луканин с хлебом-солью. Впереди хода с крестом в руках иерей Лев Ершов, В.В. Голубцов-средний (потомственный дворянин, попечитель красноуфимской второклассной церковно-приходской школы на Миссионерском хуторе, скончался в 1932 г. в Харбине, его сын В.В. Голубцов-младший вернулся в Россию и служил священником), одетый в форму полковника царской армии и вооруженный саблей, рядом с ним поручик Рыбин

Вскоре городом вновь овладели «красные».

Осенний день, на улицах студно и грязно. В храме св.бл.кн. А. Невского идет богослужение. Ворвавшись в церковь, чекисты открывают беспорядочную стрельбу в святом месте, ударом кулаков сбивают с ног молящихся. Чтобы вразумить лютующих и успокоить паству, отец Лев обращается к вооруженным людям с просьбой вспомнить о суде Божьем и прекратить бесчинства. Он обещает после службы предстать перед их судилищем.

Православные приложились ко кресту, и иерей Лев пошел к выходу. Кто-то из чекистов начал рывками срывать с батюшки наперсный священнический крест, дергать за седую бороду. Продолжая избивать и наносить увечья, духовника многочисленной паствы выволокли из притвора храма на паперть.

В это время возле церкви находился арестованный в с. В.Суксун молодой иерей Александр Малиновский. Оба батюшки пытались обняться, что вызвало негодование у стражи. Священников стали бить прикладами винтовок по голове. Затем их погнали к зданию ревкома.

Поводом для обвинения в контрреволюционной деятельности Епархиального миссионера иерея Льва Ершова послужило его умелое проповедничество Слова Божия и ревностное служение Богу, а также и то, что батюшка не примирился с новой властью и не признал «красного антихриста» (В.И. Ленина).

14 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня, после пыток и истязаний батюшке вынесли смертный приговор, по которому он и был расстрелян вместе с другими жертвами «красного террора» за кладбищем в березовой роще.

17 сентября 1918 года «красные» оставили Красноуфимск, живший в голоде и страхе. В него вновь вошли колчаковцы. Тело погибшего иерея Льва, лежавшее в одном гробу с телом отца Александра, после панихиды предали родной земле под погребальный звон колоколов Свято-Троицкого собора.

 http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/svyashhennomucheniki/svyashhennomuchenik-lev-ershov-svyashhennik.html

Просмотров: 724


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Священномученик Лев Ершов, священник

По описанию (Google) - Священномученик Лев Ершов, священник

По названию (Yandex) - Священномученик Лев Ершов, священник

По описанию (Yandex) - Священномученик Лев Ершов, священник

Вопрос-ответ

последние вопросы

Татьяна 2018-09-28 21:15:00

Здравствуйте! Подскажите у нас в городе есть воскресная школа для взрослых?

Ответ:

Бог в Помощь! Да, у нас в городе есть воскресная школа для взрослых. Задать вопросы и узнать расписание занятий можно здесь:

https://vk.com/odmsamara
https://odmsamara.ru/

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



Новости:

  • 13.02.2018

    Дистанционный образовательный курс "Основы работы с молодежью"

    1245
  • 11.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 46

    43
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 45

    43
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 44

    43
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 43

    41
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 42

    43
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 41

    43
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 40

    42
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 39

    45
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 38

    45
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 37

    44
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 36

    42
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 35

    44
  • 04.12.2019

    Книга Пророка Иезекииля / Глава 34

    43

все новости