О Священном Предании



О Священном Предании

1. Важность к необходимость Св. Предания в христианской церкви

   Священное Предание имеет весьма важное значение в христианской церкви. На его важность и великое значение указывает:
   1. Само Св. Писание, когда прямо внушает хранить предания. «Братие, – писал апостол к солунянам, – стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2:15). «Предание сохрани, – писал апостол к Тимофею, – уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума» (1Тим. 6:20), «Хвалю... вы, братие, – писал ап. к коринфянам, – яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите» (1Кор. 11:2).
   2. На Предания, как на источник и основание истинного учения христианского, постоянно указывается и в творениях отеческих. Преданию следовали и сами все древние отцы и к Преданию постоянно обращали они и верующих. «Все, желающие знать истину, – пишет св. Ириней, – должны обращаться в каждой церкви к Преданию апостольскому, известному во всем мире» («Против ересей» кн. III, гл. 3). И в другом месте пишет: «Что если бы апостолы не оставили нам Писаний? Не должно ли было следовать порядку Предания, преданного тем, кому они вверили церкви? Этому порядку следуют и многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил и тщательно блюдут древнее предание...» («Против ересей» кн. III гл. 4). Учитель второго века Тертуллиан, указав на разные неписанные обычаи и постановления церковные, пишет: «На сии и другие постановления ты не найдешь заповеди в Писании; предание да будет для тебя заповедию, обычай подтверждением, а вера – побуждением к исполнению» (de Соron. milit. с. 3 и 4). Ориген, учитель 3-го века, пишет: «Да хранится церковное предание, и даже до ныне пребывающее в церквах; той только истине и должно веровать, которая ни в чем не разногласит с церковным и апостольским Преданием» (de Princip. L. 1, n. 4). Св. Епифаний пишет: «Нужно держаться и Предания, ибо невозможно обрести все в одних Писаниях: святейшие апостолы одно оставили в Писании, другое – в Предании» (Наеres, 60, сар. 6) Св. Василий Великий пишет: «Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству, в тайне; и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия... ибо если предпримем отвергать неписанные обычаи, как невеликую имеющие силу, то непременно повредим Евангелию в главных предметах, или паче, от проповеди евангельской оставим одно пустое имя» (Из 27-й гл. «К Амфил. о Св. Духе»). Св. Златоуст пишет: «Не все предали апостолы чрез Писание, а многое также без Писания; но то и другое равно достойно веры; посему мы считаем достойным веры и предание: предание есть – ничего более не ищи» («Толк. на втор. посл. к Солун.» беседа ІV, п. 2).
   3. Подобным образом и из правил и определений св. соборов поместных и вселенских, ясно можно видеть, что все они в основании своем имеют предание церкви, и на нем основываются и касательно истин верования, и касательно жизни христианской, и касательно обрядов и таинств, и касательно самого Писания и его разума или смысла, и неизменное хранение преданий считали священнейшею своею обязанностию. Последование учению св. отцов и преданию кафолической церкви они почитали шествием царским путем (Догм. 7-го всел. соб. об иконопоч.); они прямо говорили на соборах: да хранятся древние обычаи, древние предания; да соблюдаются древний закон и правило; да не вводятся в церкви, вопреки Писаниям и церковным преданиям, новости. «Храним не нововводно», писали отцы 1-го всел. соб., «все, Писанием и без Писания установленные для нас, церковные предания» (См. в кн. «Правила всел. и пом. св. соб. и св. отец»). И касательно учения в церкви отцы 6-го всел. соб. писали, чтоб пастыри церкви, поучая клир и народ словесам благочестия и избирая из Писания разумения и рассуждения истины, не преступали положенных уже пределов и предания богоносных отцов, и не иначе изъясняли Писания, разве как изложили светила и учители церкви в своих писаниях» (Соб. Трульск. пр. 19).
   4. Великая важность и необходимость предания ясно усматривается и из следующих соображений. Без предания мы не знали бы подлинности канона и боговдохновенности книг самого Св. Писания, потому что Свящ. Писание не перечисляет нам всех свящ. книг и не дает свидетельства о их совокупности и подлинности, и что они богодухновенны; все это мы узнаем из предания; книги сии исчисляются уже в церковных правилах (См. 85 Прав. Апос., Лаод. Соб. пр. 59 и 60, Карф. пр. 33., Афан, Алекс., Григ. Бог и Амфилогия. См. кн. Прав.). Предание необходимо для уразумения самих истин, содержащихся в Писании; ибо иные из них не вполне изложены, об иных вовсе нет в Писании, на иные делается только указание или только намекается, иные могут быть выводимы только уже посредством умозаключений, которые без предания однако же не имели бы значения. Таковых истин очень много. Да и касательно самого ясного и определительного учения Писания о некоторых истинах, если бы предоставить объяснение их разуму каждого, мы не имели бы правильного и определенного о них понятия, а одни разногласные мнения. Истина и единство смысла их определяется только преданием. Без предания мы не знали бы, наконец, и различных обрядов и таинств церкви, и разных действий богослужения, разных постановлений церковного благоустройства и благочиния (М. Макар. «Введ. к Прав. Богосл.», 1847 г., § 132). Ограничимся здесь известнейшим указанием на это св. Василия Великого. «Упомянем прежде всего, – пишет он, – о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил Писанием? К востоку обращаться в молитве, какое Писание научило нас? Слова призывания в предложении Хлеба в Евхаристии и Чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно?.. По какому также Писанию благословляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемого?.. Не по умолчанному ли тайному преданию? Что еще? Самому помазанию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека? и прочее, относящееся к Крещению, отрицаться сатаны и ангелов его, из какого взято Писания? Не из сего ли не обнародываемого и неизрекаемого учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню таинств» (Гл. 27-я «О Св. Духе к Амфилохию»).
   5. «Наконец в отношении к целой церкви, – пишет один из наших пастырей, – свящ. предание имеет ту особенную важность, что в своем непрерывном преемстве, сохраняя неизменные основания веры и всего церковного управления, оно способствует сохранению единства православной кафолической церкви. Его непрерывность и неизменность делает то, что православная церковь во все времена и во всех местах сохраняет то же чистое исповедование веры, те же правильные священнодействия, те же основные законы своего благоустройства, то же священноначалие, какие получила в самом начале своего устроения на земле. Это единство, образующее всегда единый дух православно-кафолической церкви, составляет важнейшую опору ее целости и внутренней чистоты, и главный характер или признак единой, истинной церкви Христовой» (Еф. 4:4–6). (Архим. Иоанн «Опыт курса церк. закон.» Вып. 1. 1851 г., стр. 50, 51).
 

 

2. Признаки истинного предания

   Так как и в писаниях отеческих и в практике различных церквей много может быть такого, что не может быть признано истинным апостольским Преданием, то необходимо знать признаки для отличия истинных преданий от ложных. Признаки эти двоякого рода: внутренние и внешние, отрицательные и положительные. И именно: 1) истинное предание не должно заключать в себе внутреннего противоречия, несогласия с самим собою, что по самому разуму не может быть признано действительным. Оно не должно противоречить также другим, известным и несомненным Преданиям апостольским, и должно быть сообразно с Свящ. Писанием, потому что виновник и предания и Писания один и тот же Дух Святой. 2) Другой, более определенный и положительный признак истины предания, это – его всеобщность, древность и согласие св. отцов касательно его. По первому из этих последних признаков необходимо, чтобы не одна какая-либо церковь в отдельности свидетельствовала о действительности того или другого апостольского предания, а все древние церкви. По второму признаку необходимо, чтобы древность предания восходила к самым временам апостольским. По третьему признаку необходимо, чтобы было единодушное соглаcие древних церквей касательно того или другого Предания апостольского. Если то или другое предание удовлетворяет этим признакам, то оно несомненно должно быть признаваемо истинным. «Как сынам церкви отличить истину от лжи, если и лжеучители пользуются изречениями Писания?» – спрашивает известный учитель 5-го века, Викентий Лиринский, и отвечает: «Так, как мы в начале настоящей памятной записки написали по преданию св. и ученых мужей; то есть, они особенно должны заботиться о том, чтобы толковать божественный канон по преданиям и правилам всеобщей церкви, в самой же церкви они необходимо должны следовать всеобщности, древности, согласию. И если восстанет когда-нибудь часть против всеобщности, новизна против старины, несогласие одного или меньшинства против всех или большинства, то повреждению части должны предпочитать целость всеобщности, а в самой всеобщности, – непотребству новизны предпочитать веру старины, в самой же старине – безрассудству одного или меньшинства предпочитать во-первых общие, если есть, решения всеобщего собора, а если их нет, то во-вторых – следовать самому сподручному – согласным между собою мыслям большинства великих учителей». В подтверждение истины и важности последнего признака учитель этот представляет в пример 3-й всел. собор, на котором самым верным и наилучшим делом признано было решить спорный предмет согласием известнейших древних св. отцов, и перечисляет самые имена отцов, на основании согласия коих торжественно подтверждено было древнее учение и осуждено новое, ложное нечестивого Нестория. Имена эти следующие: св. Петр,еп. александрийский, св. Афанасий Александ., св. Феофил Александ., св. Кирилл Алекс., св. Григорий Назианзен, св. Василий Кесарийский, св. Григорий Нисский, св. Феликс мученик, св. Юлий, еп. римский, св. Киприан, еп. карфагенский, св. Амвросий, еп. медиоланский, и проч., которые все согласно с ними мыслили, так как и они согласно со всеми прочими (Извлеч. из «Опыта библ. словаря собств. имен» прот. П. Солярского, т. III, стр. 233–236).
 

 

3. Откровенное учение о Св. Предании

   I. В Ев. Матфея сказано: «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф.28:19, 20). Обратите внимание на слова Христовы: «научите вся языки», и: «учаще их блюсти вся». Не устное ли учение нужно разуметь здесь в словах. Христовых?
   II. «Еще многое имам глаголати к вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину», – говорит Господь ученикам Своим (Ин. 16:12). Смотрите и исполнение слов Христовых, когда апостолы, принявшие Духа Святого, давали церквам различные установления, например: язычникам, обращающимся к Христу, не обрезываться (Деян. 15). Этого не видно в Свящ. Писании.
   III. Св. ап. и св. Иоанн Богослов о Христе Спасителе говорит: «Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще по единому писана быша, ни самому мню [всему] миру вместити пишемых книг» (Ин. 21:25).
   IV. В книге «Деяния апостолов» написано: «пред нимиже (апостолами) и постави себе (Христос) жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятьми являяся им и глаголя яже о царствии Божии» (Деян. 1:3). А что именно Христос, являясь по воскресении Своем ученикам, говорил, сего в Писаниях нигде не находим; следовательно апостолы возвестили об этом верующим устно одним Преданием, как и таинства установили и прочее, относящееся к бескровной жертве учредили, по устному научению Христову.
   V. Ап. Павел говорит: «Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас» (Деян. 20:31). Какое же было учение, или о чем? Об этом нигде не читается; следовательно верные многое приняли от апостола чрез Предание. «Вся сказах вам, – продолжает апостол, – яко тако труждающимся подобает заступати немощные, поминати же слова Господа Иисуса, яко сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати» (Деян. 20:35). В Евангелии этих слов нет: следовательно апостолы иного приняли от Христа Предания – устным учением.
   VI. «Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите» (1Кор. 11:2); «Аз... приях от Господа, еже и предах вам» (1Кор.11:23); «О прочих же, егда прииду, устрою» (1Кор. 11:34), – говорит св. ап. Павел. Без сомнения апостол многое устроил, но что именно? Из Писания неизвестно. «Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2:15). На эти слова ап. Павла св. Златоуст говорит: «Отсюда явно, что не все он передал посланием, но многое без Писания; но то и другое достойно веры» (Из кн.: «Догмат о преданиях по Стефану Яворскому». Изд. 2-е Афон, рус. Пантелейм. монастыря. Москва. 1887 г., стр. 10–12).
 

 

4. О равночестности как Свящ. Предания, так и Писания

   Приведем здесь несколько мыслей мудрого святителя Филарета, митр. Московского, о Священной Предании, а именно: о равночестности как Свящ. Предания так и Свящ. Писания. Св. ап. Павел пишет: «братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Сол. 2:15). Здесь очевидно св. апостол дает совершенно равное значение и силу и Св. Преданию, и Свящ. Писанию. По поводу этих слов апостола, митр. Филарет Московский говорит: «Вот вместе и учение для разумения, и учение для исполнения, и заповедь о Преданиях, и введение в познание Преданий. Апостол нераздельно и равно заповедует держаться и Св. Писания, и Свящ. Преданий. Предание и богодухновенное Писание стоят у него рядом, он требует от нас не меньшего внимания и ревности к Преданиям, как и к богодухновенному Писанию. Нужно ли более сего для удостоверения о важности преданий и для побуждения к верному соблюдению оных?» После этих разъяснений великий проповедник указывает, между прочим, на то, что под именем апостольского Предания могут люди злонамеренные или невежды выдавать предания ложные, могущие послужить только к осуждению, а не ко спасению, подобно тому, как подверглись сему осуждению иудейские книжники и фарисеи, державшиеся преданий человеческих (Мк. 7:1). Указавши на это, моск. святитель продолжает: «Спросят, может быть: как же предохранить себя от осуждения? Как испытать предания и отличить несомнительное? – Надежнейшее для сего и удобнейшее к употреблению правило извлекаю из приведенного теперь изречения Господня (Мк. 7:8). Испытывай предание посредством заповедей Божиих. Если предание противоречить слову Божию, если оно ведет тебя к нарушению заповеди Божией: то знай, что это человеческое, не истинное предание, что такое предание соблюдал бы ты всуе, между тем как нарушение заповеди Божией осудило бы тебя». Другое правило для испытания преданий великий проповедник извлекает из изречения ап. Павла о церкви, которую апостол именует «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3:15). «Если, – заключает отсюда митр. Филарет, – церковь есть столп и утверждение истины, то ею можно поверить требующую дознания истину, и особенно истину преданий, которых церковь есть верное хранилище. Приемля предания от единые, святые, соборной и апостольской церкви, стойте в нем, не колеблясь напрасными сомнениями, держите оное, с упованием благоугодит Богу. «Да держим, – поучает апостол, – исповедание упования неуклонное... не оставляюще своего собрания (т. е. собрания вселенские православные церкви), якоже есть неким обычай» (Евр. 10:23, 25). («Слова и речи митр. Филарета», ч. II., стр. 399).
 

 

5. Нужно слушаться не только Священного Писания, но и Священного Предания

   Противники нашей веры отвергают Священное Предание, т. е. слова, вышедшие из уст Иисуса Христа, Его апостолов и св. отцов и переданные св. церкви, – а принимают одно только Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Посему в беседе о предметах святой веры постоянно спрашивают: «Где это написано?» Когда видят, что мы ограждаем себя знамением святого креста, то спрашивают, где в Свящ. Писании сказано, что христианин должен ограждает себя крестным знамением? Видит, что освящается вода и спрашивают: где в Библии написано, что должно освящать воду и окропляться ею? Видят, что мы во время молитвы обращаемся к востоку, и спрашивают, где об этом сказано в Библии? Такими и другими подобными вопросами укоряют и желают поругаться над святым православием противники его. 
   А ты, сын святой православной церкви, что ответишь на это? Спроси и ты своего противника так: «Если ты держишься одного только Свящ. Писания, то скажи мне, где в Свящ. Писании сказано, что не должно ограждать себя крестным знамением, не должно освящать воду, не должно во время молитвы обращаться к востоку?» А чтобы тебе не говорить попусту с этими людьми, непокорными святой церкви, ты спроси их: должно ли слушаться св. церкви, или не должно? Должно ли слушаться наставников спасения нашего – св. отцов, пастырей и учителей вселенских? Если не должно, то что говорит об этом Священное Писание? «Аще кто церкви не послушает, буди тебе яко язычник и мытарь» (Мф. 18:17); И еще: «Слушаяй вас, Мене слушает» (Лк. 10:16); и еще: Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их; и еще: «Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся» (Евр. 13:7, 17).
   Итак, из самого Свящ. Писания видно, что должно слушаться и св. церкви и наставников спасения нашего – пастырей и учителей вселенских. Посему, напрасно ругаются над нами противники нашей веры, когда мы ограждаем себя крестным знамением, когда освящаем воду, когда обращаемся во время молитвы к востоку и во многих других подобных случаях. Св. церковь, невеста Христова, имеет полномощную власть устанавливать чиноположения, которые служат к благолепию святой веры. Богоносные отцы, пастыри и учители вселенной приняли эти узаконения и чиноположения по преданию от самих апостолов, затем они передали последующим векам и таким образом научили и нас. Посему, когда мы слушаемся св. церкви и богодухновенных отцов, то тем самым слушаемся Самого Иисуса Христа, Который завещал нам слушаться св. церкви и св. отцов. Не так ли бывает и в гражданском мире? Мы слушаем самого царя, когда слушаем его посланника, который получил от царя власть управлять делами и устанавливать законы.
   Итак, наша православно-кафолическая восточная церковь принимает и свято почитает слово Божие, не только сохранившееся в Свящ. Писании, но и в Свящ. Предании. Царское повеление имеет одинаковое значение, будет ли оно написано или передано словами. Тем более слово Божие имеет для нас равную силу, сохранилось ли оно в Писании, или в Предании, потому что ни от бумаги, ни от пера, ни от чернил оно получает свою силу, но от Бога, от Которого произошло. (Из кн. «Камень веры»).
 
 Часть 2
Часть 3
Часть 4 

Просмотров: 201


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить

Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылке - О Священном Предании

Вопрос-ответ

последние вопросы

Татьяна 2018-09-28 21:15:00

Здравствуйте! Подскажите у нас в городе есть воскрестная школа для взрослых?

Ответ:

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



Новости:

  • 08.11.2018

    25-я Седмица по Пятидесятнице, расписание служб: 12 ноября 2018 г. - 18 ноября 2018 г...

    78
  • 04.11.2018

    24-я Седмица по Пятидесятнице, расписание служб: 5 ноября 2018 г. - 11 ноября 2018 г....

    77
  • 13.02.2018

    Дистанционный образовательный курс "Основы работы с молодежью"

    712
  • 12.11.2018

    Второзаконие / Глава 20

    67
  • 12.11.2018

    Второзаконие / Глава 19

    66
  • 12.11.2018

    Второзаконие / Глава 18

    63
  • 12.11.2018

    Второзаконие / Глава 17

    64
  • 12.11.2018

    Второзаконие / Глава 16

    63
  • 08.11.2018

    25-я Седмица по Пятидесятнице, расписание служб: 12 ноября 2018 г. - 18 ноября 2018 г...

    78
  • 07.11.2018

    Второзаконие / Глава 15

    61
  • 07.11.2018

    Второзаконие / Глава 14

    56
  • 07.11.2018

    Второзаконие / Глава 13

    58
  • 07.11.2018

    Второзаконие / Глава 12

    60
  • 07.11.2018

    Второзаконие / Глава 11

    59
  • 07.11.2018

    Второзаконие / Глава 10

    58
  • 07.11.2018

    Второзаконие / Глава 9

    57

все новости